Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 20:57, дипломная работа
Данная работа посвящена освещению именно этого пункта - навигационно-гидрографическое обеспечение трубоукладочных работ, проводимых на шельфе. И ответить на следующие вопросы:
Какие требования выдвигают нефтегазодобывающие компании к точностям позиционирования трубоукладочных работ?
Кто занимается навигационно-гидрографическим обеспечением морских трубоукладочных работ?
Какое применяется оборудование для соблюдения точностей? Насколько современное оборудование соответствует этим требованиям?
....
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕХНОЛОГИИ ТРУБОУКЛАДКИ В ОФШОРНОЙ ЗОНЕ МОРЯ 6
1.1 СПОСОБЫ УКЛАДКИ ТРУБОПРОВОДА НА МОРСКОЕ ДНО 6
1.1.1. УКЛАДКА ТРУБОПРОВОДА ПРОТАСКИВАНИЕМ ПО ДНУ 7
1.1.2. УКЛАДКА ТРУБОПРОВОДА БУКСИРОВКОЙ НА ПЛАВУ 10
1.1.3. УКЛАДКА СТАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ С ТРУБОУКЛАДЧИКА 11
1.2. ТРЕБОВАНИЯ К ТРУБОУКЛАДОЧНЫМ СУДАМ 15
1.3. ЗАЩИТА МОРСКИХ ТРУБОПРОВОДОВ 18
1.3.1. МЕХАНИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА 18
1.3.2. ХИМИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА 21
1.4. ОГРАНИЧЕНИЕ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРУБОУКЛАДОЧНЫХ СУДОВ ПРИ ДЕЙСТВИИ ТЕЧЕНИЯ И ВОЛНЕНИЯ 23
2. ТЕХНОЛОГИЯ НАВИГАЦИОННО-ГИДРОГРАФИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОРСКИХ ТРУБОУКЛАДОЧНЫХ РАБОТ 25
2.1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ 25
2.1.1. ИНЖИНЕРНО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ 26
2.1.2. ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ 28
2.1.3. ИНЖЕНЕРНО-ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ 29
2.1.4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБПОДРЯДЧИКА ПРИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТАХ 31
2.2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБПОДРЯДЧИКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ПОДВОДНОГО ТРУБОПРОВОДА 34
2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ НАВИГАЦИОННО-ГЕОДЕЗИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОРСКИХ ТРУБОУКЛАДОЧНЫХ РАБОТ 35
2.4. ОБОРУДОВАНИЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ПРИМЕНЯЕМОЕ ПРИ НАВИГАЦИОННО-ГЕОДЕЗИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ МОРСКИХ ТРУБОУКЛАДОЧНЫХ РАБОТ 36
2.4.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 36
2.4.2. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ КР-1 37
2.4.3. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ CON SON 38
2.3.4. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ПРИМЕНЯЕМОЕ ПРИ НАВИГАЦИОННО-ГЕОДЕЗИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ МОРСКИХ ТРУБОУКЛАДОЧНЫХ РАБОТ 42
3. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА НАВИГАЦИОННО-ГЕОДЕЗИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 49
3.1. ROV ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 52
3.2. ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОТЛЬЗОВАНИЯ ROV ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАТ УЛОЖЕННОГО ПОДВОДНОГО ТРУБОПРОВОДА 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
Рис 3.1
3.1. ROV ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
«ROV» - подводный робот, который позволяет оператору аппарата оставаться в комфортной среде, в то время как аппарат осуществляет работу на глубине. Гибкий подводный кабель поставляет энергии, а также проводит сигналы управления на аппарат и выводит данные относительно статуса выполнения работ обратно. В более крупных системах также присутствуют подводный гараж и система управления соединением.
«ROV» значительно разнятся по размеру от небольших аппаратов, вмещающих только телекамеру и используемых для простого наблюдения, до сложных систем, которые могут иметь несколько гибких манипуляторов, видеокамер, механических приборов и другое оборудования.
Современные системы ROV характеризуются следующими параметрами:
ROV используются в следующих направлениях:
Подавляющее большинство ROV не имеют собственной системы позиционирования, необходимой для определения координат уложенного подводного трубопровода. В основном для позиционирования ROV в офшорной зоне применяются системы USBL (Ultra-Short Base Line – системы с ультракороткой базой), такие как Track Link 1500.
Принцип работы гидроакустической системы позиционирования заключается в определении положения маяка-ответчика, установленного на подводном объекте, относительно судна-носителя. Для этого судно оборудуется одной или несколькими гидроакустическими антеннами (ГА), передающими и принимающими сигналы от маяков-ответчиков. По параметрам этих сигналов надводный блок обработки, построенный на базе персонального компьютера, определяет пеленг и дистанцию до маяка-ответчика.
Данная система состоит из источника (антенны) – transducer, и ответчика – transponder.
Антенна устанавливается либо на
штанге, либо врезается в корпус судна,
определяются её координаты в судовой
системе координат. После чего можно определять
относительные координаты ответчика.
Основные технические характеристики
представлены в таблице 3.2
Технические характеристики ГСП Track Link | ||
TL 1500 LC |
TL 1500 | |
Радиус действия, м |
500 |
1500-10000 |
Максимальная глубина нахождения маячка-ответчика, м |
300 |
1500 |
Максимальное количество объектов слежения |
8 |
8 |
Точность позиционирования по дальности, % |
5 |
2 |
Точность позиционирования по пеленгу, град. |
3 |
1 |
Частота работы маячка-ответчика, кГц |
31-43,2 |
31-43,2 |
Рабочая температура, ° С |
от -2 до +45 |
от -2 до +45 |
Таблица 3.2
Track Link 1500 имеет специальный софт для запуска калибровки, визуализации относительных координат, но использовать данную программу для целей инспектировании подводных трубопроводов крайне неудобно, поэтому данные с этой программы интегрируют в гидрографический софт, такой как HYDRO Pro navigation, QUINCY.
Общая схема работы представлена на рисунке 3.3
Рис. 3.3
Наиболее распространённым является QUINCY, где база данных формируется с указанием двух судов, один – носитель, на борту которого установлена USBL и GPS антенны, и ROV позиция которого определяется с помощью ответчика.
Окна управления при этом выглядят следующим образом:
Исходя из технических данных Track Link 1500, в зависимости от модели точность определения ответчика на глубине 50 метров составит от 1 до 2,5 м.
Взаимодействие экипажа судна-
До тех пор пока человечество будет добывать жидкие и газообразные полезные ископаемые, и их распределение по планете не будет равномерным, будут строиться местные и магистральные трубопроводы. Со временем, возможно, будут строить океанические трубопроводы, пока это только идеи, но если это будет нужно и экономически оправдано, рано или поздно человечество сделает это.
На сегодняшний день навигационно-
Выполнением навигационно-
Программное обеспечение для постоянно совершенствуется , но уже сейчас существует ряд ГИС с простым и интуитивным интерфейсом и при этом с большим количеством функций и возможностей, делающей отображение процесса трубоукладки понятным и информативным.
Обязательные инспекции
На основании практических наблюдений можно сделать вывод, что отклонение от положения запланированного трубопровода, обычно, происходит по двум причинам:
Хотя второй пункт не всегда справедлив,
ибо при сложных гидрометеороло
Тем самым можно подвести итог, что основной причиной отклонения трубопровода от запланированного маршрута происходит не из-за не стабильности или неточности систем позиционирования, а из-за человеческого фактора.