Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:29, реферат
Информационное обеспечение экологической устойчивости землевладений и землепользования выполняют в основном государственный земельный кадастр и мониторинг земель.
Принятию решений, обязательно должен предшествовать анализ множества различных достоверных и регулярно обновляемых данных о состоянии земли. Основная цель всякой программы мониторинга — информационная.
Информационное обеспечение экологической устойчивости землевладений и землепользования выполняют в основном государственный земельный кадастр и мониторинг земель.
Принятию решений, обязательно должен предшествовать анализ множества различных достоверных и регулярно обновляемых данных о состоянии земли. Основная цель всякой программы мониторинга — информационная.
цель программы:
Задачами мониторинга являются:
- организация и проведение наблюдения за количественными и качественными показателями, состояние земельных ресурсов, источниками загрязнения и их воздействие на окружающую среду;
- контроль качества земельных ресурсов, почв, вод в результате
неблагоприятной хозяйственной деятельности, приведшей к ухудшению свойств почв, эрозии, снижению плодородия почв на больших площадях с высокой скоростью, прогноз состояния;
- оценка экологического состояния земельных ресурсов, почв;
- выявление новых источников загрязнений, прогноз развития негативных процессов;
- проверка соблюдения
норм и правил, стандартов качества
земельных ресурсов при
- прогнозирование мероприятий
по уменьшению загрязнения,
- планирование мероприятий по эффективному использованию земель;
- предоставление информации
по состояния земельных
- выявление изменений состояния земельного фонда;
- рациональное
- контроль за использованием и охраной земель.
Эффективность экологического мониторинга решающим образом зависит от правильной его организации.
Основным источником информации служат данные, полученные в процессе наблюдений за окружающей средой.
Такая исключительная роль наблюдений в системе мониторинга привела к тому, что в некоторых случаях сам процесс наблюдений за окружающей средой называют мониторингом.
Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Объектом мониторинга земель Российской Федерации является земельный фонд страны независимо от форм собственности на земельные участки.
Содержание мониторинга
земель составляют :
1) Изменения границ и площадей; административно-
2) Изменения состояния
почв, включающие: развитие процессов
водной и ветровой эрозии; опустынивание;
деградацию почв на пастбищах
(сбитость, закочкаренность); подтопление;
заболачивание, переувлажнение; засоление;
зарастание, закустаривание пашни;
разрушение почвенных
3) Изменения состояния геологической среды, рельефа, гидрографической сети.
4) Изменения состояния растительности (посевов, пастбищ, лесов, многолетних насаждений и т.д.)
5) Изменения состояния земель, подверженных негативному воздействию производственных объектов на окружаю среду населённых пунктов и состоянию очистных сооружений
В Постановлении Правительства РФ от 28.11.2002 №846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель» определены следующие задачи мониторинга земель:
В отличие от термина «контроль
природной среды» понятие «мониторинг»
само по себе не включает элементы управления,
регулирования компонентов
Структура мониторинга земель предусматривает следующие подсистемы, соответствующие категориям земель:
Мониторинг земель России
является составной частью Единой государственной
системы экологического мониторинга
(ЕГСЭМ), а также глобального
Процессы, вызывающие изменения состояния земель, подразделяют на:
Наблюдения за состоянием земель подразделяют на четыре группы: базовые (исходные, фиксирующие состояние объектов наблюдений на момент начала ведения мониторинга земель), периодические (через один год и более), оперативные (выполняемые регулярно, с интервалом менее одного года, или единовременные, связанные с чрезвычайной ситуацией), ретроспективные (анализ предшествующих наблюдений).
2.14. В соответствии с
современными представлениями
деятельностных системах (к которым относятся земельные ресурсы) и
рациональном
понимаются агроландшафты, включающие ряд взаимодействующих и
взаимообусловленных компонентов (приземный слой атмосферы,
растительность, животный мир, почва, водные ресурсы). Под термином
земля понимается зона от поверхности почвы до поверхности грунтовых вод
(при близком их залегании < 3 м) или 3-х метровый слой, в котором
происходят сезонные колебания влажности (при глубоком залегании
грунтовых вод).
2.1.5. В соответствии с
требованиями сохранения
устойчивости агроландшафтов, государственная кадастровая оценка земель
с/х назначения производится по 6 группам угодий, выделяемых с учетом их
экологической значимости, свойствам и особенностям формирования
рентного дохода:
1 – пахотные земли;
2 – земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, проездами,
прогонами для скота, коммуникациями, зданиями, строениями и
сооружениями, используемыми для жилья, производства, хранения и
переработки с/х продукции, а также нарушенные земли.
3 – с/х угодья, включающие луга, сенокосы, пастбища и лесные
полезащитные насаждения;
4 – земли, занятые замкнутыми водоемами и болотами;
5 – земли под древесно-кустарниковой растительностью (за
исключением лесных полезащитных насаждений) и земли под лесами, не
переведенными в установленном законодательством порядке в состав земель
лесного фонда;
6 – земли, пригодные под оленьи пастбища.
Такое деление земель на группы обусловлено их ролью в
формировании устойчивости агроландшафтов.
2.1.6. В состав земельного кадастра входят:
- показатели существующего и прогнозного состояния всех
компонентов агроландшафтов;
- оценка кадастровой стоимости с/х угодий для существующих и
прогнозных условий;
- оценка эколого-экономической эффективности использования
земельных ресурсов в существующих и прогнозных условиях и критериев
оптимального управления.
Контроль делится на государственный и общественный.
Государственный экологический контроль
является обеспечение
выполнения правовых требований по рациональному
использованию природных
Задачей предупредительного
контроля является недопущение хозяйственной,
управленческой и иной деятельности,
которая в будущем может
Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.
Государственный экологический контроль проводится на определенных принципах. Основные из них – законность, объективность, разделение хозяйственных и контрольных функций
Принцип законности проявляется в том, что такой контроль могут проводить лишь уполномоченные органы в пределах компетенции и полномочий, определяемых нормативными правовыми актами. Объективность основывается на достоверных данных о деятельности контролируемого объекта. Принцип разделения хозяйственных и контрольных функций характерен лишь для специально уполномоченных органов государственного экологического контроля.
Ведомственный и производственный и общественный экологический контроль
Сущность ведомственного
экологического контроля заключается
в основном в обеспечении центральными
органами исполнительной власти РФ и
субъектов РФ выполнения правовых требований
по рациональному
Информация о работе Информационное обеспечение экологической устойчивости