Информационное обеспечение экологической устойчивости

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:29, реферат

Краткое описание

Информационное обеспечение экологической устойчивости землевладений и землепользования выполняют в основном государственный земельный кадастр и мониторинг земель.
Принятию решений, обязательно должен предшествовать анализ множества различных достоверных и регулярно обновляемых данных о состоянии земли. Основная цель всякой программы мониторинга — информационная.

Файлы: 1 файл

Землеустройство.docx

— 64.72 Кб (Скачать)

Информационное обеспечение экологической устойчивости землевладений и землепользования выполняют в основном государственный земельный кадастр и мониторинг земель.

Принятию решений, обязательно должен предшествовать анализ множества различных достоверных и регулярно обновляемых данных о состоянии земли. Основная цель всякой программы мониторинга — информационная.

цель программы:

  1. получение информации
  2. представление информации для различных типов аудитории; (заинтересованной общественности, администрации предприятия, государственных органов) и ее распространение;
  3. принятие мер, непосредственно направленных на улучшение ситуации или принятия соответствующих решений.

Задачами мониторинга являются:

- организация и проведение  наблюдения за количественными  и качественными показателями, состояние земельных ресурсов, источниками загрязнения и их воздействие на окружающую среду;

- контроль качества земельных  ресурсов, почв, вод в результате 

неблагоприятной хозяйственной  деятельности, приведшей к ухудшению  свойств почв, эрозии, снижению плодородия почв на больших площадях с высокой  скоростью, прогноз состояния;

- оценка экологического  состояния земельных ресурсов, почв;

- выявление новых источников  загрязнений, прогноз развития негативных процессов;

- проверка соблюдения  норм и правил, стандартов качества  земельных ресурсов при землепользовании;

- прогнозирование мероприятий  по уменьшению загрязнения, предотвращению  ущербов. Оценка прогнозируемого  состояния;

- планирование мероприятий  по эффективному использованию земель;

- предоставление информации  по состояния земельных ресурсов  и окружающей среды органам  государственной власти, органам  местного самоуправления, природоохранным  органам, юридическим и физическим  лицам;

- выявление изменений  состояния земельного фонда;

- рациональное природопользование  и землеустройство;

- контроль за использованием и охраной земель.

Эффективность экологического мониторинга решающим образом зависит  от правильной его организации.

 

Основным источником информации служат данные, полученные в процессе наблюдений за окружающей средой.

 

 

Такая исключительная роль наблюдений в системе мониторинга  привела к тому, что в некоторых  случаях сам процесс наблюдений за окружающей средой называют мониторингом.

 

 

Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Объектом мониторинга земель Российской Федерации является земельный фонд страны независимо от форм собственности на земельные участки.

Содержание мониторинга  земель составляют : 
1) Изменения границ и площадей; административно-территориальных образований; землепользовании и землевладений; угодий, полей, участков.

2) Изменения состояния  почв, включающие: развитие процессов  водной и ветровой эрозии; опустынивание;  деградацию почв на пастбищах  (сбитость, закочкаренность); подтопление;  заболачивание, переувлажнение; засоление;  зарастание, закустаривание пашни;  разрушение почвенных агрегатов,  образование дефляционно опасной  бесструктурной пылеватой поверхности,  такыровидной слитой поверхности  почв; изменение запасов гумуса; изменение рН почвы (кислотность,  щелочность); изменение содержания  микроэлементов в почве; загрязнение почв пестицидами, тяжелыми металлами, рассеянными химическими элементами, радиоактивными элементами и другими токсикантами; изменение состояния мелиорированных земель (ирригационная эрозия, вторичное засоление, заболачивание, избыточное осушение).

3) Изменения состояния  геологической среды, рельефа,  гидрографической сети.

4) Изменения состояния растительности (посевов, пастбищ, лесов, многолетних насаждений и т.д.)

5) Изменения состояния земель, подверженных негативному воздействию производственных объектов на окружаю среду населённых пунктов и состоянию очистных сооружений

 

В Постановлении Правительства  РФ от 28.11.2002 №846 «Об утверждении  Положения об осуществлении государственного мониторинга земель» определены следующие задачи мониторинга земель:

    • своевременное выявление и оценка изменений состояния земель, прогнозирование последствий негативных процессов и выработка рекомендаций по их предупреждению и устранению;
    • информационное обеспечение деятельности по ведению Государственного земельного кадастра, осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
    • обеспечение граждан информацией о состоянии земель.

 

 

В отличие от термина «контроль  природной среды» понятие «мониторинг» само по себе не включает элементы управления, регулирования компонентов природной  среды, а обеспечивает необходимые  данные для такого регулирования. Данные государственного мониторинга земель России должны характеризовать состояние: земельных ресурсов страны в целом, ее республик (краев, областей), административных районов, населенных пунктов, землевладений, землепользовании;

Структура мониторинга  земель предусматривает следующие  подсистемы, соответствующие категориям земель:

    • мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;
    • мониторинг земель населенных пунктов;
    • мониторинг земель объектов промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения;
    • мониторинг земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
    • мониторинг земель лесного фонда;
    • мониторинг земель водного фонда;
    • мониторинг земель запаса.

 

Мониторинг земель России является составной частью Единой государственной  системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), а также глобального мониторинга  природной среды и климата Разрабатываемая система мониторинга земель России включает в себя следующие уровни:

    • глобальный (в соответствии с международной геосферно-биосферной программой «Глобальные изменения»);
    • федеральный (национальный) - на территории Российской Федерации в целом;
    • региональный (на пространствах, ограниченных физико-географическими, экономико-географическими, административными или иными рубежами и охватывает крупные территории - Крайний Север Европейской части РФ, Северо-Западные районы РФ, бассейн реки Волги, республику, край, область и т.д.);
    • локальный (административный район, город или их части);
    • объектный (отдельное хозяйство, другое землепользование и землевладение, полигон, участок).

Процессы, вызывающие изменения состояния  земель, подразделяют на:

  • эволюционные (связанные с историческим развитием земли);
  • цикличные (связанные с суточными, сезонными, годовыми и иными периодами изменений природного характера);
  • антропогенные (связанные с человеческой деятельностью);
  • катаклизмы (связанные со случайными явлениями);
  • чрезвычайные ситуации (связанные с промышленными авариями, стихийными и экологическими бедствиями, экстремальными условиями, водохозяйственными катастрофами и др.)

 

Наблюдения за состоянием земель подразделяют на четыре группы: базовые (исходные, фиксирующие состояние объектов наблюдений на момент начала ведения мониторинга земель), периодические (через один год и более), оперативные (выполняемые регулярно, с интервалом менее одного года, или единовременные, связанные с чрезвычайной ситуацией), ретроспективные (анализ предшествующих наблюдений).

 

2.14. В соответствии с  современными представлениями о  природно-

деятельностных системах (к которым относятся земельные ресурсы) и

рациональном природопользовании, под термином земельные ресурсы

понимаются агроландшафты, включающие ряд взаимодействующих и

взаимообусловленных компонентов (приземный слой атмосферы,

растительность, животный мир, почва, водные ресурсы). Под термином

земля понимается зона от поверхности  почвы до поверхности грунтовых  вод

(при близком их залегании  < 3 м) или 3-х метровый слой, в котором

происходят сезонные колебания  влажности (при глубоком залегании

грунтовых вод).

2.1.5. В соответствии с  требованиями сохранения экологической

устойчивости агроландшафтов, государственная кадастровая оценка земель

с/х назначения производится по 6 группам угодий, выделяемых с  учетом их

экологической значимости, свойствам и особенностям формирования

рентного дохода:

1 – пахотные земли;

2 – земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, проездами,

прогонами для скота, коммуникациями, зданиями, строениями и

сооружениями, используемыми  для жилья, производства, хранения и

переработки с/х продукции, а также нарушенные земли.

3 – с/х угодья, включающие луга, сенокосы, пастбища и лесные

полезащитные насаждения;

4 – земли, занятые замкнутыми водоемами и болотами;

5 – земли под древесно-кустарниковой растительностью (за

исключением лесных полезащитных насаждений) и земли под лесами, не

переведенными в установленном  законодательством порядке в  состав земель

лесного фонда;

6 – земли, пригодные под оленьи пастбища.

Такое деление земель на группы обусловлено их ролью в

формировании устойчивости агроландшафтов.

2.1.6. В состав земельного  кадастра входят:

- показатели существующего и прогнозного состояния всех

компонентов агроландшафтов;

- оценка кадастровой стоимости с/х угодий для существующих и

прогнозных условий;

- оценка эколого-экономической эффективности использования

земельных ресурсов в существующих и прогнозных условиях и критериев

оптимального управления.

 

Контроль делится на государственный и общественный.

Государственный экологический контроль

является обеспечение  выполнения правовых требований по рациональному  использованию природных ресурсов и охране окружающей среды. Особенностью государственного экологического контроля является и то, что он ведется от имени государства. Контроль может влиять на процесс исполнения экологических требований. Проводится в форме предупредительного и текущего.

Задачей предупредительного контроля является недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать  вредное воздействие на природу.

Текущий государственный  экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий  и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.

Государственный экологический  контроль проводится на определенных принципах. Основные из них – законность, объективность, разделение хозяйственных и контрольных функций

Принцип законности проявляется в том, что такой контроль могут проводить лишь уполномоченные органы в пределах компетенции и полномочий, определяемых нормативными правовыми актами. Объективность основывается на достоверных данных о деятельности контролируемого объекта. Принцип разделения хозяйственных и контрольных функций характерен лишь для специально уполномоченных органов государственного экологического контроля.

 

 

Ведомственный и  производственный и общественный экологический  контроль

Сущность ведомственного экологического контроля заключается  в основном в обеспечении центральными органами исполнительной власти РФ и  субъектов РФ выполнения правовых требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды подведомственными  объектами. Такими объектами являются государственные учреждения, организации и предприятия, находящиеся в подчинении вышестоящих органов. Обратим внимание на то, что ведомственный контроль осуществляется государственными органами, но он не является частью рассмотренного выше государственного экологического контроля. Различие между ними, – прежде всего, в сфере осуществления: ведомственный контроль ограничивается отраслевой сферой, государственный контроль носит надведомственный характер. Другое существенное отличие в том, что объекты надведомственного контроля не находятся в подчинении контролирующих органов. Сферой производственного экологического контроля служит производственно-хозяйственная деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов. Экологический контроль проводит руководитель предприятия, руководители функциональных служб (главного инженера, энергетика, технолога, механика и др.) и производственных подразделений. Общественные контрольные функции по проверке выполнения экологических требований реализуются также в рамках общественных слушаний по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду.

Информация о работе Информационное обеспечение экологической устойчивости