Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:21, реферат
Внутренняя политика Александра I затрагивает всю первую четверть XIX века (1801–1825гг.) и предстаёт как период, в котором активно пытались ввестись конституционные порядки. Является достаточно противоречивым периодом царствования, так как делится на два периода – 1-ый это попытка создать конституционную монархию, и 2-й возвращение к прежнему пути «развития».
Целью работы является рассмотрение внутренней политики Александра I, а в частности в каких условиях, с какой целью проводились реформы, и каких результатов удалось добиться.
Введение 3
Внутренняя политика в 1801—1811 гг. 3
Реформирование государственного управления и социально-экономическая политика 4
Государственное управление 5
Социально-экономическая политика 5
Система образования 6
Реформы 1807-1811 годов. Проект Сперанского 7
Внутренняя политика 1815-1825гг. Реакционная политика. 9
Заключение 11
Список использованной литературы 12
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский
Строительный факультет
Дисциплина: Отечественная история
РЕФЕРАТ
Внутренняя политика Александра I
Выполнил студент группы 5-С-1
П.Е Медведский
Преподаватель:
канд. ист. наук, доцент
С.Ю. Каргопольцев
Санкт- Петербург
2011
Оглавление
Введение 3
Внутренняя политика в 1801—1811 гг. 3
Реформирование государственного управления и социально-экономическая политика 4
Государственное управление 5
Социально-экономическая политика 5
Система образования 6
Реформы 1807-1811 годов. Проект Сперанского 7
Внутренняя политика 1815-1825гг. Реакционная политика. 9
Заключение 11
Список использованной литературы 12
Правление Александра I пришлось на переломную эпоху русской истории. Россия в XIX веке – крупнейшее государство, которое в экономическом и социально-политическом развитии, основывалось на принципах традиционализма и уступало странам Западной Европы, которые осуществили к тому времени модернизацию.1 Предыдущий XVIII век, век дворцовых переворотов, закончился правлением Павла I и попыткой вернуться на петровский путь развития, и также дал понять, что государство так больше не сможет существовать. Александру предстояло завершить процесс, начатый Екатериной II, создав механизм управления территориями, но также и улучшить положение крестьянства. Решение этой задачи становится основной целью его внутренней политики.
Внутренняя политика Александра I затрагивает всю первую четверть XIX века (1801–1825гг.) и предстаёт как период, в котором активно пытались ввестись конституционные порядки. Является достаточно противоречивым периодом царствования, так как делится на два периода – 1-ый это попытка создать конституционную монархию, и 2-й возвращение к прежнему пути «развития».
Целью работы является рассмотрение внутренней политики Александра I, а в частности в каких условиях, с какой целью проводились реформы, и каких результатов удалось добиться.
В результате дворцового переворота 12 марта 1801 г. На престол вступил Александр I (1801–1825гг.). В тот же день он объявил о своей приверженности курсу Екатерины II. Александр I начал с того, что восстановил приостановленное Павлом I действие «Жалованной грамоты дворянству» (1785). Была упразднена Тайная экспедиция (канцелярия) и возвращены из ссылки 12 тыс. опальных и репрессированных Павлом чиновников и военных. Были отменены и другие раздражавшие дворянство павловские указы и распоряжения.2 Перед Александром I стояла задача усовершенствования государственного строя России во время, когда Европа проводила гибкую политику либеральных уступок и преобразований. Правление Александра I можно разбить на два противоположных периода: 1-ый (1801–1812) – период демократизации страны и 2-ой (1814–1825) реакционная политика, связанная с военной реформой, и отменой указов принятых в начале правления.
У Александра были очень амбициозные планы по развитию страны, ограничению самодержавной власти, снижению бюрократизации, но он не знал как начать реформы и поэтому в мае 1801 года, по предложению Строганова, он создал Негласный комитет, в котором обсуждались вопросы государственного преобразования. В него входили друзья юности: граф Павел Строганов, Николай Новосильцев, аристократ граф Виктор Кочубей и мятежный польский аристократ Адам Чарторыйский. Просуществовал Негласный комитет по разным данным с 1801- 1803(1805)г.3
В первые годы царствования Александра I можно выделить три основных направления реформирования:
1) системы государственного
2) социально-экономического развития страны
3) совершенствования системы образования.
Реорганизация органов управления началась с Сената. В 1802 г. были восстановлены его права как «хранителя законов», верховного органа, обладающего административной, судебной, контролирующей властью, фактически вся деятельность Сената находилась под контролем императора. Министерская реформа 1802–1811гг. – для ускорения делопроизводства вместо коллегий были учреждены восемь министерств: 1) внутренних дел и полиции 2) финансов 3) юстиции, 4) народного просвещения 5) торговли 6) иностранных дел 7) морское 8) военное. Во главе каждого из них стоял министр, назначаемый императором и лично ответственный перед ним. Для решения межведомственных вопросов был учрежден Комитет министров. В 1811 году количество министерств достигло 12.
В социально-экономической политике начала XIX в. С 1801 г. Александр сократил раздачу казенных крестьян в частные руки, тогда же было запрещено публиковать объявления о продаже крепостных, хотя сама практика сохранилась. В 1803 г. был издан «Указ о вольных хлебопашцах», поощрявший помещиков за выкуп освобождать крепостных крестьян вместе с землей. В 1808–1809 тт. был издан ряд указов, ограничивавших произвол помещиков, например, было запрещено продавать крестьян на ярмарках, ссылать их в Сибирь просто так, пытать и др.
В 1804–1805 гг. была начата аграрная реформа в Латвии и Эстонии. Крестьяне, имевшие земельные наделы, были объявлены их пожизненными и наследственными держателями, однако уплата оброка или отработка барщины за землю остались обязательными.
Также одним из важных направлений социально-экономической политики было оздоровление финансовой системы государства. Главными проблемами в этой сфере еще со времен Екатерины II были дефицит государственного бюджета, неконтролируемый выпуск ассигнаций, падение их курса, отток золотых и серебряных денег из обращения. Уже в первые годы правления Александра делались попытки увеличить поступления в государственную казну, упорядочить финансы. В конце 1801 г. был издан указ о продаже незаселенных государственных земель, разрешавший покупать их всем лицам свободных состояний — дворянам, купцам, мещанам, государственным крестьянам, что нарушило дворянскую монополию на землю.4
Одним из важнейших был крестьянский вопрос, но Александр понимал, что сразу отменить крепостное право не получится.
Несмотря на скудность казны, в 1803–1804 г. была проведена реформа народного образования. В основу системы образования были положены принципы бессословности учебных заведений (за исключением военных – в них принимали только дворян) и бесплатности обучения на низших ступенях. Учебные заведения разделялись на 4 ступени: одноклассные приходские училища, уездные училища с трёхклассным обучением, гимназии и университеты. В 1804 году бы издан достаточно либеральный «Устав о цензуре». Также открывались новые гимназии и университеты (Виленский, Дерптский, Казанский и Харьковский и др.). Правда, Н. Карамзин скептически отнёсся к такой реформе в «Записке о древней и новой России»
В целом реформы Александра I в первые годы его правления не принесли каких-либо существенных перемен и несли достаточно двоякий смысл. Александр I решил бороться с коррупцией, дать крестьянам свободы, но его реформы в отношении крестьян несли в основном рекомендательный характер, что не дало никаких сдвигов к улучшению их жизни, и к тому же он восстановил «Жалованную грамоту дворянству», тем самым ослабив саму структуру государства. После в 1805 г. началась война с Францией (Война Третьей коалиции), которая сместила реформы на второй план. 5
После подписания Тильзитского мира с Наполеоном в 1807 г. проблема реформирования страны вновь вышла на первый план. И последующие преобразования страны связаны с выдающимся государственным деятелем М.М. Сперанским(1807–1812), которому в 1808 году император поручил разработать план государственного преобразования России. Для совершенствования кадрового состава государственных органов управления по предложению М.М. Сперанского в 1809 г. был издан указ о правилах производства в чины по гражданской службе. В 1809 году Сперанским был создан проект «Введение к уложению государственных законов». Предложенный Сперанским план реформирования государственного управления основывался на следующих принципах:
1) Соблюдение законности;
2) разделение законодательной, исполнительной и судебной властей;
3) выборность ряда чиновников на местном и центральном уровнях;
4) независимость суда;
5) расширение политических прав значительной части населения России.
Также по инициативе Сперанского в соответствии с его планом преобразований, должен был быть учрежден Государственный совет, высший законосовещательный орган при императоре, который должен был служить связующим звеном между императором и высшими законодательными, исполнительными и судебными органами власти. Важнейшей функцией Совета было обсуждение законопроектов. Предусматривалась выборность распорядительных и исполнительных органов власти четырех степеней на уровне волости, уезда, губернии и империи. Но участие в управлении согласно проекту предоставлялось лишь лицам, обладавшим определенным имущественным цензом. Высшим судебным органом объявлялся Сенат, которому подчинялись губернские и окружные суды. Государственная дума являлась высшим законодательным органом, а на местах – губернские, окружные и волостные управления. Ни один законопроект не мог получить силы закона, если он не прошел обсуждения в Государственном совете с последующим утверждением императора. Ликвидации крепостного права план Сперанского не предусматривал. Однако Сперанский выступал за ограничение, помещичьей власти над крестьянами. Последние получали определенные гражданские права. В частности, ни одно лицо, по мысли Сперанского, не могло быть наказано без суда. Александр I признал проект Сперанского «удовлетворительным и полезным», однако проект встретил упорное противодействие сенаторов, министров и других высших сановников, считавших его слишком радикальным и «опасным». Александр I пошел навстречу их требованиям, и проект был отклонен. Единственное, что воплотилось в жизнь из плана Сперанского, это учреждение 1 января 1810 г. Государственного совета как законосовещательного органа при императоре, в который были введены все министры, а также лица из высших сановников.
Таким образом, Сперанский предложил ввести выборную Государственную Думу и Государственный Совет, назначаемый царем, по сути, это был аналог современного двухпалатного парламента, и также ввести разделение властей с независимым судом, что в значительной мере снизило бы бюрократизацию и заставило бы работать государственный аппарат лучше. Проект Сперанского был ни что иное как конституция, причём, не затрагивающая самодержавия. Но против Сперанского плелись интриги и 17 марта 1812 г. последовала опала и ссылка — сначала в Нижний Новгород, затем по новому доносу — в Пермь. В 1816г. Сперанский хоть и был «прощен», но Александр I держал на второстепенных ролях. Далее последовала отечественная война 1812 года, которая отодвинула реформы на второй план.6
После разгрома Наполеона Россия усилила свои позиции на мировой арене. Страны победители воспользовались победой над Наполеоном для укрепления монархического режима в Европе. С европейской реакцией 1815—1825 гг. было связано и изменение внутриполитического курса Александра I, хотя примерно до 1820г. продолжали разрабатываться планы либеральных преобразований, печать и просвещение пока еще не подвергались тем суровым гонениям, которые начались в последнее пятилетие царствования Александра I.7 Император был человеком, который не привык преодолевать трудности и поэтому он не дал жизнь тем замыслам, которые у него были в начале правления, а, наоборот, в какой-то мере ограничил крестьян в правах.8 Хоть он отменил крепостное право в Прибалтике (1816-1819гг.), а после присоединения по соглашению Венского конгресса большей части Польши, 3 ноября 1815г. утвердил там Конституцию Царства Польского (самую либеральную тогда в Европе), он не применил этого на России. Конечно, секретное поручение разработать конституцию для России Н.Н. Новосильцеву он дал, и к 1820г. тот создал «Государственную уставную грамоту», в основе которой лежала польская конституции 1815г. Но в связи с революциями в Италии и Испании, выступлениями солдат лейб-гвардии Семёновского полка в1820 г. император отказался от либеральных планов и конституционного проекта Новосильцева. И уже в 1816—1819 гг. Александр I проводит и ряд реакционных мер. Наиболее жестокой из них явилось учреждение военных поселений. Оно подразумевало «самоокупаемость» и более быстрое пополнение армии. Солдат поселяли на землю с тем, чтобы они наряду с военной службой занимались земледелием и таким образом содержали себя. В избранных для военных поселений регионах крестьяне обращались в военных поселян, к ним подселялись солдаты регулярных войск, которые должны были помогать им в сельскохозяйственных работах. В царствование Александра I на положение военных поселян было переведено 374 тыс. душ м. п. казенных крестьян и казаков в Новгородской, Херсонской и Слободско-Украинской губерниях. К ним подселили 131 тыс. солдат. Исполнителем этой воли царя был А. А. Аракчеев. Крестьяне и казаки, обращаемые в военных поселян, оказывали отчаянное сопротивление (восстание летом 1819 г. в Чугуеве близ Харькова, подавленное с исключительной жестокостью).
С 1820г. усиление реакционного политического курса самодержавия обозначилось во всех направлениях. Указами 1822—1824гг. крестьянам запрещалось жаловаться на жестокость помещиков, восстанавливалось право последних ссылать крестьян в Сибирь. Очень сильно усилились цензура, она стала преследовать всякую свободную мысль. Передовые профессора университетов были уволены, против некоторых из них были возбуждены судебные дела. Создаётся централизованная и разветвлённая сеть тайной полиции. Указ 1823 года подтверждал право потомственных дворян владеть крепостными крестьянами. Усиление реакции обычно связывают с личностью Аракчеева, «аракчеевщиной». Хоть роль его была велика, с 1822 г. на положении первого министра он становится единственным докладчиком царю по всем вопросам, однако вдохновителем реакционного курса был сам Александр I. 9
Заключение
В первый период правления Александра I, реформы носили второстепенный характер, не затрагивающий основ государственного строя. И не только потому, что Александр по натуре не был реформатором, а из-за двойственности этой самой натуры. На словах порицая методы отцовского правления, он в душе оставался приверженцем дальнейшей бюрократизации управления и укрепления самовластия. К тому же он ясно ощущал мощное сопротивление консервативно настроенного дворянства — опоры трона. Также сыграли не маловажную роль войны, которые не давали спокойно и полноценно провести реформы. Трудности при осуществлении задуманной программы способствовали его охлаждению к внутригосударственной деятельности, ибо он не привык преодолевать трудности ещё с детства. В итоге, после отечественной войны император переключается на внешнюю политику и на военные дела, что способствовало ухудшению положения крестьянства, так как были введены военные поселения, а реформы, задуманные в начале правления, так и остались на бумаге. В целом правление Александра I оказалось своего рода очередным топтанием на месте. Введение в виде эксперимента Конституции в Польше и отмена крепостного права так и не была внедрена в Российскую систему государственности из-за боязни революций и убеждений в том, что народ ещё не готов. Это впоследствии приведёт к образованию революционных организаций, в которые будут входить наиболее просвещённая часть дворянства (декабристы), и которые будут сначала бороться за ограничение, а позже и за полное свержение монархии.
Список использованной литературы
1) «Все монархи мира» К. Рыжков, Москва 1999 г.
2) «Отечественная история до 1917 года» А.Ю. Дворниченко, С.Г. Кащенко, М.Ф. Флоринский, Москва, УИЦ "Гардарики", 2002 г.
3) «Российские государи: 1598-1917» М. Давыдов, Смоленск, «Русич» 2005 г.