Споры о разделе акватории Каспийского моря и геополитические интересы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:15, контрольная работа

Краткое описание

Спор о разделе акватории Каспийского моря сформировался после распада СССР и стал объектом интересов пяти прибрежных государств: Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана. Проблема правопреемства новых независимых государств, по договорам бывшего СССР встала и по отношению к правовому режиму Каспийского моря.
Ситуация в регионе Каспийского моря освещается преимущественно в разделах, посвященных экономической и геополитической тематике. Наиболее подробно данная тема представлена в материалах Всемирной службы BBC.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 60.50 Кб (Скачать)

       Можно утверждать, что государственные  интересы России в прикаспийских  проектах были в значительной мере размыты, поскольку балансировали  между внешнеполитическими целями центральной власти и экономическими устремлениями отечественных нефтегазовых компаний.2  

       По  оценкам экспертов влияние России в регионе ослабевает в пользу Запада и Китая. «Россия играет важную политическую роль в Каспийском регионе. Но основная тенденция очевидна –  ее влияние уменьшается по мере диверсификации путей экспорта углеводородов прикаспийскими странами» (Radio Free Europe/Radio Liberty, эксперт фонда Карнеги Уго Дадуш, комментарий «Россия утрачивает доминирующий контроль над Каспийским регионом»). В подтверждение такой тенденции приводятся факты открытия трубопровода Туркменистан–Узбекистан–Казахстан–Китай в 2009 г. и увеличение поставок туркменского газа в Иран. 

       Россия  стремится вывести процесс урегулирования территориальных споров из тупика путем  заключения двусторонних соглашений с другими странами, но их действие ограничивается только северной частью Каспия. «Фундаментально проблема не решена, но благодаря России имеет место определенная стабилизация ситуации в северной части моря, там, где ограничено вмешательство Ирана» (Radio France Internationale, Режи Жантэ «Казахская нефть уходит в Китай»). РФ проводит политику, направленную на противодействие влиянию извне и решение проблем непосредственно странами региона. «Россия стремится не допустить усиления в регионе стран запада и Китая, настаивая на закреплении в конвенции о правовом статусе Каспийского моря положения о недопустимости появления в регионе третьих стран» (комментарий BBC «Экономические тенденции в Азии: углеводороды определяют развитие региона»). 

       Российское  руководство настаивает на заключении многостороннего соглашения по безопасности в Каспийском регионе. Однако это  возможно только при условии поддержки  со стороны Ирана, отношения с  которым ухудшились в результате одобрения РФ антииранской резолюции в СБ ООН и отказе от поставок в эту страну зенитных комплексов С-300, указывает Deutsche Welle в комментарии «Иран теряет поддержку в мире». 

       Анализ  материалов связанных со спором о  разделе акватории Каспийского  моря позволяет выделить следующие  основные положения, определяющие приоритеты других стран региона и Китая:  

       - Азербайджан стремится к заключению  соглашений с другими странами  с целью строительства путей доставки энергоресурсов с восточного берега Каспийского моря в другие страны, прежде всего в Украину, что позволило бы ему стать транзитной страной. Руководство страны выступает за полную экономическую интеграцию стран Черноморского и Каспийского регионов.  

       - Казахстан выступает за прокладку  нового нефтепровода между Каспием  и Черным морем через Каспийское  море, Азербайджан и Грузию в Черное море. Далее возможна транспортировка нефти танкерами до Румынии. 

       - Туркменистан отдает приоритет многовекторности энергетической политики: Запад (участие в проекте Набукко), Китай (построен газопровод), Афганистан (изучается возможность строительства газопровода в Индийский океан, проект ТАПИ). 

       - Иран в меньшей степени ориентирован  на экономические факторы, поскольку его основные месторождения сосредоточены в южных и западных районах страны. Руководство страны стремится укрепить политическое влияние в регионе, в том числе и относительно России. Кроме того, иранское руководство акцентирует внимание на вопросах экологии, отмечая, что эта проблема выходит на первое место повестки дня на фоне трагедии в Мексиканском заливе.  

       - Китай увеличивает свое влияние  в регионе. Ключевую роль стало  играть строительство газопровода  из Туркмении в КНР. «Китай  заинтересован в получении максимального количества нефти и газа из Центральной Азии и Каспийского региона по одной простой причине - импортные потребности нефти и газа в самом Китае растут.

       При этом чуть ли не 80% всей нефти, которая  сегодня импортируется в Китай, проходит через Малаккский пролив. Он контролируется американским и некоторыми другими военными флотами, и в случае осложнения китайских отношений с США, например, последние могут перекрыть этот путь транспортировки нефти и газа в Китай.

       Поэтому КНР добивается того, чтобы сделать Центральную Азию своей резервной базой» (эксперт британского института Chatham House Юрий Федоров. Комментарий русской службы Deutsche Welle «Вооруженный конфликт на Каспии маловероятен»). В экономических комментариях BBC подчеркивается роль развития экономического сотрудничества Китая с Казахстаном.

       Итак, до окончательного решения этой проблемы еще далеко.

       Каждое  прикаспийское государство вносит свою лепту в конфликт, возникший  в ходе ее обсуждения, так как  ориентиры и цели соседей различны, соперничество мешает прийти к компромиссу. Продолжающееся «государствообразование» на Кавказе, отсутствие стабильности и этнополитические конфликты также мешают сближению интересов сторон. Решение проблемы затрудняют и внешние факторы, стремящиеся найти выход к эксплуатации нефтегазовых и биоресурсов Каспия.

       Страны  региона стремятся диверсифицировать  пути экспорта углеводородов в обход России, что приводит к ослаблению ее политического влияния.

       «Газовый» конфликт между Россией и Украиной в самом начале 2009 года лишний раз  подтвердил значение России как поставщика энергоресурсов в Европу. В то же время, многие политики и эксперты обвинили Москву в «использовании энергии в качестве геополитического оружия», «инструмента внешней политики», с помощью которого «оказывается давление на те страны, которые проводят курс, противоречащий национальным интересам России».3

       Несмотря на активизацию внешней политики в Каспийском регионе, Россия пока не смогла сформировать принципиально новую геополитическую ситуацию. Конкретизация своей политики на постсоветском пространстве, более четкая формулировка национальных интересов и приоритетов пока не смогли резко изменить сложившийся расклад сил в регионе, а так же уменьшить конфликтогенный потенциал в регионе.

       Проблема  неопределенности статуса Каспия заставляет Россию постоянно корректировать свою политику в Каспийско-Кавказском регионе.

       Решение экономических, политических, этнических проблем – это долгий путь. 
 
 
 
 
 

  1. Геополитика: уч. для студентов вузов / Н.А. Нартов, В.Н. Нартов; под ред.В.И. Староверова.-4-е  изд., перер. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 2007.-527с.
  2. Коэн А. Газовая война России // The Washington Times. 2009. 13 January. США // www.inosmi.ru
 
  1. Малышева  Д. Многостороннее соперничество на Каспии // Центральная Азия и Кавказ. 2002.№2 (20)
 
  1. Семедов С. Международно-правовой статус Каспийского моря // Обозреватель 2009 №4
 
  1. http://rus.ruvr.ru/world/
 
  1. http://www.inosmi.ru/

Информация о работе Споры о разделе акватории Каспийского моря и геополитические интересы России