Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:15, контрольная работа
Спор о разделе акватории Каспийского моря сформировался после распада СССР и стал объектом интересов пяти прибрежных государств: Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана. Проблема правопреемства новых независимых государств, по договорам бывшего СССР встала и по отношению к правовому режиму Каспийского моря.
Ситуация в регионе Каспийского моря освещается преимущественно в разделах, посвященных экономической и геополитической тематике. Наиболее подробно данная тема представлена в материалах Всемирной службы BBC.
Можно
утверждать, что государственные
интересы России в прикаспийских
проектах были в значительной мере
размыты, поскольку балансировали
между внешнеполитическими
По
оценкам экспертов влияние
Россия
стремится вывести процесс
Российское руководство настаивает на заключении многостороннего соглашения по безопасности в Каспийском регионе. Однако это возможно только при условии поддержки со стороны Ирана, отношения с которым ухудшились в результате одобрения РФ антииранской резолюции в СБ ООН и отказе от поставок в эту страну зенитных комплексов С-300, указывает Deutsche Welle в комментарии «Иран теряет поддержку в мире».
Анализ материалов связанных со спором о разделе акватории Каспийского моря позволяет выделить следующие основные положения, определяющие приоритеты других стран региона и Китая:
-
Азербайджан стремится к
-
Казахстан выступает за
- Туркменистан отдает приоритет многовекторности энергетической политики: Запад (участие в проекте Набукко), Китай (построен газопровод), Афганистан (изучается возможность строительства газопровода в Индийский океан, проект ТАПИ).
-
Иран в меньшей степени
-
Китай увеличивает свое
При этом чуть ли не 80% всей нефти, которая сегодня импортируется в Китай, проходит через Малаккский пролив. Он контролируется американским и некоторыми другими военными флотами, и в случае осложнения китайских отношений с США, например, последние могут перекрыть этот путь транспортировки нефти и газа в Китай.
Поэтому КНР добивается того, чтобы сделать Центральную Азию своей резервной базой» (эксперт британского института Chatham House Юрий Федоров. Комментарий русской службы Deutsche Welle «Вооруженный конфликт на Каспии маловероятен»). В экономических комментариях BBC подчеркивается роль развития экономического сотрудничества Китая с Казахстаном.
Итак, до окончательного решения этой проблемы еще далеко.
Каждое
прикаспийское государство
Страны
региона стремятся
«Газовый» конфликт между Россией и Украиной в самом начале 2009 года лишний раз подтвердил значение России как поставщика энергоресурсов в Европу. В то же время, многие политики и эксперты обвинили Москву в «использовании энергии в качестве геополитического оружия», «инструмента внешней политики», с помощью которого «оказывается давление на те страны, которые проводят курс, противоречащий национальным интересам России».3
Несмотря на активизацию внешней политики в Каспийском регионе, Россия пока не смогла сформировать принципиально новую геополитическую ситуацию. Конкретизация своей политики на постсоветском пространстве, более четкая формулировка национальных интересов и приоритетов пока не смогли резко изменить сложившийся расклад сил в регионе, а так же уменьшить конфликтогенный потенциал в регионе.
Проблема неопределенности статуса Каспия заставляет Россию постоянно корректировать свою политику в Каспийско-Кавказском регионе.
Решение
экономических, политических, этнических
проблем – это долгий путь.
Информация о работе Споры о разделе акватории Каспийского моря и геополитические интересы России