Споры о разделе акватории Каспийского моря и геополитические интересы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:15, контрольная работа

Краткое описание

Спор о разделе акватории Каспийского моря сформировался после распада СССР и стал объектом интересов пяти прибрежных государств: Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана. Проблема правопреемства новых независимых государств, по договорам бывшего СССР встала и по отношению к правовому режиму Каспийского моря.
Ситуация в регионе Каспийского моря освещается преимущественно в разделах, посвященных экономической и геополитической тематике. Наиболее подробно данная тема представлена в материалах Всемирной службы BBC.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 60.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Пермский национальный исследовательский  политехнический  университет» 

Факультет гуманитарный

Специальность 080504.65 «Государственное

и муниципальное управление»

Кафедра государственного управления

и истории 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ

Геополитика

НА ТЕМУ

« Споры  о разделе акватории Каспийского  моря и геополитические интересы России»

  
 

                                                                                                          

                                                                                                        

                                                                                                          Выполнил:

                                                                                                          Студент   группы ГМУ 08-1з

                                                                                                  Дьячкова О.В.

                                                                                                  Проверил

                                                                                                  Профессор,

                                                                                                  доктор исторических наук

                                                                                                  Поварницын Б.И.

      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Пермь 2011 г.  
 

       Спор  о разделе акватории Каспийского моря сформировался после распада СССР и стал объектом интересов пяти прибрежных государств: Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана. Проблема правопреемства новых независимых государств, по договорам бывшего СССР встала и по отношению к правовому режиму Каспийского моря.

       Ситуация  в регионе Каспийского моря освещается преимущественно в разделах, посвященных  экономической и геополитической  тематике. Наиболее подробно данная тема представлена в материалах Всемирной  службы BBC. Ей посвящен ряд радиопередач и специальная рубрика на сайте компании "Борьба за Центрально-Азиатские энергетические ресурсы". Особый интерес представляют информационно-аналитические материалы собственных корреспондентов и обозревателей компании.

       Тема  также широко представлена в материалах Deutsche Welle, VOA, а так же в газетах и сайтах посвященных политике и экономике. Акцентируется внимание на борьбе прикаспийских стран за выгодный раздел акватории Каспия и диверсификацию путей экспорта углеводородов, а также на стремлении других стран укрепить свое влияние в регионе. При этом во всех материалах отмечается, что решение проблемы раздела Каспийского моря должно отвечать интересам всех сторон.

       Развал  Советского Союза значительно ослабил  влияние России в регионе. Новые  прикаспийские государства (Азербайджан, Казахстан, Туркменистан) резко сократили  торговлю с ней и переориентировались на другие рынки, в основном на турецкие и иранские. В какой-то степени, это была вынужденная мера, отчасти связанная с транспортной изоляцией.

       Это вовсе не означает, что Каспий утратил  для России свое значение: наоборот, особую актуальность для нее приобрели вопросы, связанные с сохранением и закреплением в регионе своего экономического и военно-политического присутствия. Стремясь расширить контроль над нефтяными и газовыми разработками на морском шельфе, а также над путями их транспортировки, Россия надеется сохранить лидирующие позиции на международных рынках, потеснив своих потенциальных политических и экономических соперников. Исходя из этих долгосрочных интересов, она конкретизирует свое внимание в регионе преимущественно вокруг следующих интересов:

       1.Военная и политическая безопасность, которую Россия напрямую увязывает с решением карабахского, абхазского,  югоосетинского конфликтов. Угрозу своей безопасности Россия усматривает и в милитаризации других прикаспийских государств, а также в военно-политическом проникновении на Каспий внерегиональных держав,  например, "Каспийская гвардия" под эгидой США. Озабоченность России вызывают и негативные тенденции, связанные с ростом религиозного экстремизма, терроризма и наркоторговли в регионе, а также потенциальные конфликты, которые могут быть вызваны территориальными, этническими, социальными противоречиями, спорами между прикаспийскими государствами за месторождения нефти и газа.

       2. Экологическая безопасность, в обеспечении  которой Россия особенно заинтересована, поскольку прилегающая к ней часть моря играет важную роль в воспроизводстве энергоресурсов.

       3. Транспортные и энергетические  магистрали, учитывая их роль  в продвижении российских внешнеэкономических  интересов, то есть в доставке  энергоресурсов из Каспийского бассейна в Европу, Центральную Азию, Китай и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.1

       При рассмотрении геополитической ситуации в Каспийском регионе эксперты и  аналитики выделяют следующие факторы.

       Актуальные  проблемы региона 

       - Ключевой проблемой региона остается международно-правовой статус Каспийского моря. Интерес к углеводородным ресурсам региона возрастает, однако их эксплуатация затруднена вследствие нерешенности вопроса о разделе акватории. «До сих пор не заключено международное соглашение о статусе Каспия – является ли эта акватория морем или озером. Соответственно, отсутствует ясность в вопросе об определении территориальных вод и всех видов деятельности в акватории» (BBC, Консул Халилова, комментарий «Caspian Sea oil boom raises pollution fears»).

       В силу этого применение международного законодательства, прежде всего Конвенции  ООН по морскому праву 1982 года, с  целью определения морских границ невозможно. В результате отсутствия согласия относительно правового статуса Каспия и его раздела не решены многие вопросы, касающиеся рыболовства, судоходства, военной деятельности и обеспечения безопасности.  

       - Прикаспийские страны занимают  противоположные позиции по вопросу  о разделе акватории Каспия. Азербайджан, Казахстан, Туркменистан выступают за секторальный раздел Каспия. Они отвергают любые договоренности, заключенные во время существования Советского Союза. Иран занимает крайне жесткую позицию, настаивая на том, что каждой стране принадлежит 20% морской акватории на основании договоров России с Персией, заключенных в 1921 году, и договора, заключенного между СССР и Ираном в 1940 г.

       Иран  опасается, что «в случае применения правила Конвенции ООН по морскому праву, то есть проведения прямой линии между пограничными точками на границе Ирана, Азербайджана и Туркмении, Ирану будет принадлежать очень небольшая часть Каспийского моря» (BBC, комментарий «Азиатский экономический обзор» (Asian economic review).

       - В настоящее время действует  ряд двусторонних соглашений. Они  фиксируют разграничение морского  дна в целях экономической  эксплуатации, однако формально  не делят Каспий на сектора  с государственными границами,  проходящими по дну, поверхности моря и воздушному пространству. Дно и поверхность Каспийского моря формально остаются в общем пользовании всех прикаспийских государств.

       «Двусторонние соглашения являются стабилизирующим  фактором, но являются паллиативом, поскольку  не решают проблему в целом, не дают ответа на вопрос о том, как делить акваторию, не имеющую статуса ни моря, ни озера» (комментарий радио «Свободная Азия» - «Каспий: двусторонние соглашения не решают суть проблемы»).

       Военно-политическая обстановка 

       - Допускается возможность того, что борьба за энергоресурсы приведет к вооруженному конфликту. «Борьба за энергоресурсы и пути их транспортировки в Каспийском регионе теоретически может перерасти в вооруженный конфликт. Однако такого развития событий нельзя исключать лишь в том случае, если будет принято решение о строительстве Транскаспийского газопровода, без которого практически невозможен экспорт газа из Центральной Азии в Европу в обход России» (эксперт британского института Chatham House Юрий Федоров, комментарий «Вооруженный конфликт на Каспии маловероятен» русской службы Deutsche Welle). 

       - Не исключается применение силы  со стороны Ирана. «Иран –  непредсказуемое государство, его  экономические интересы в регионе крайне важны для выживания режима, который имеет развитую инфраструктуру, обеспечивающую существенное присутствие военно-морских сил» (комментарий Radio France Internationale «Турция хочет увеличить объем торговли с Ираном, несмотря на международные протесты»).  

       - Отмечается рост напряженности  в результате обострения территориального  спора между Азербайджаном и  Туркменией из-за спорной территории  – полуострова Апшерон, который резко меняет береговую линию и выдается довольно глубоко в Каспийское море. «На карте Каспия появилась еще одна горячая точка вместо замороженного конфликта. Проблема обострилась летом 2010 г. в связи с ультимативным требованием Туркмении не учитывать полуостров Апшерон при определении медианной линии» (эксперт Брукингского института Джохан Линн, передача VOA «Международный выпуск»).

       Следует отметить, что в политике России на Каспии начиная с 2000 г., просматриваются  позитивные сдвиги и тенденции, свидетельствующие о восприятии российской дипломатией новых геополитических реалий. Российская дипломатия, как политическая, так и энергетическая, старается учитывать стратегические приоритеты государства. Главные же задачи России заключаются в сохранении контроля над энергетическими ресурсами региона и решении вопроса о территориальном разделе Каспия.

       Впрочем, ряд событий свидетельствуют  о том значении, которое придают  российские власти самому региону, и  факторам энергетики, и энергоресурсам в целом.

       Например, в 1996 г. в МИД была создана рабочая группа по каспийскому морю, на которую возложена задача готовить предложения по статусу и режиму этого водоема, эксплуатации  его биологических и минеральных ресурсов, а также по проблемам транспортировки каспийской нефти.

       На  заседании Совета Безопасности РФ (май 2000 г.) Каспий объявлен «традиционной  зоной национальных интересов России».

       В том же году указом главы государства  учреждена должность специального представителя президента по вопросам урегулирования статуса Каспийского моря.

       Кроме того, активизировалась политика в  Каспийском регионе.

       Свой  первый визит за рубеж в качестве Президента РФ Д.А.Медведев совершил в  Казахстан, а первым крупным шагом  России  за последние 17 лет стало  признание независимости Южной  Осетии и Абхазии (2008 г.)

       Российская  внешняя политика в зоне Каспия в 90-е годы была результатом сложного взаимодействия различных групп  интересов, соперничающих за влияние  на структуры и центры принятия решений  на национальном уровне. Соответственно и сами решения носили скорее узконаправленную специфику.

       Яркий тому пример-замена государственного участия в азербайджанских проектах компанией «Лукойл».

       Эксперты  и СМИ неоднократно обращали внимание на различные, часто взаимоисключающие  подходы к каспийской проблеме со стороны МИД России и некоторых других государственных ведомств, а так же нефтяных компаний.

       В итоге одно направление российской политики, условно названное «постимперским», было успешно провалено с помощью  руководства бывших республик Союза. Второе - «прагматичное» также особых дивидендов России не принесло.

Информация о работе Споры о разделе акватории Каспийского моря и геополитические интересы России