Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:15, контрольная работа
Спор о разделе акватории Каспийского моря сформировался после распада СССР и стал объектом интересов пяти прибрежных государств: Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана. Проблема правопреемства новых независимых государств, по договорам бывшего СССР встала и по отношению к правовому режиму Каспийского моря.
Ситуация в регионе Каспийского моря освещается преимущественно в разделах, посвященных экономической и геополитической тематике. Наиболее подробно данная тема представлена в материалах Всемирной службы BBC.
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Пермский
национальный исследовательский
политехнический
университет»
Факультет гуманитарный
Специальность 080504.65 «Государственное
и муниципальное управление»
Кафедра государственного управления
и
истории
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Геополитика
НА ТЕМУ
« Споры
о разделе акватории
Пермь 2011
г.
Спор о разделе акватории Каспийского моря сформировался после распада СССР и стал объектом интересов пяти прибрежных государств: Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана. Проблема правопреемства новых независимых государств, по договорам бывшего СССР встала и по отношению к правовому режиму Каспийского моря.
Ситуация
в регионе Каспийского моря освещается
преимущественно в разделах, посвященных
экономической и
Тема также широко представлена в материалах Deutsche Welle, VOA, а так же в газетах и сайтах посвященных политике и экономике. Акцентируется внимание на борьбе прикаспийских стран за выгодный раздел акватории Каспия и диверсификацию путей экспорта углеводородов, а также на стремлении других стран укрепить свое влияние в регионе. При этом во всех материалах отмечается, что решение проблемы раздела Каспийского моря должно отвечать интересам всех сторон.
Развал Советского Союза значительно ослабил влияние России в регионе. Новые прикаспийские государства (Азербайджан, Казахстан, Туркменистан) резко сократили торговлю с ней и переориентировались на другие рынки, в основном на турецкие и иранские. В какой-то степени, это была вынужденная мера, отчасти связанная с транспортной изоляцией.
Это вовсе не означает, что Каспий утратил для России свое значение: наоборот, особую актуальность для нее приобрели вопросы, связанные с сохранением и закреплением в регионе своего экономического и военно-политического присутствия. Стремясь расширить контроль над нефтяными и газовыми разработками на морском шельфе, а также над путями их транспортировки, Россия надеется сохранить лидирующие позиции на международных рынках, потеснив своих потенциальных политических и экономических соперников. Исходя из этих долгосрочных интересов, она конкретизирует свое внимание в регионе преимущественно вокруг следующих интересов:
1.Военная и политическая безопасность, которую Россия напрямую увязывает с решением карабахского, абхазского, югоосетинского конфликтов. Угрозу своей безопасности Россия усматривает и в милитаризации других прикаспийских государств, а также в военно-политическом проникновении на Каспий внерегиональных держав, например, "Каспийская гвардия" под эгидой США. Озабоченность России вызывают и негативные тенденции, связанные с ростом религиозного экстремизма, терроризма и наркоторговли в регионе, а также потенциальные конфликты, которые могут быть вызваны территориальными, этническими, социальными противоречиями, спорами между прикаспийскими государствами за месторождения нефти и газа.
2.
Экологическая безопасность, в обеспечении
которой Россия особенно
3.
Транспортные и энергетические
магистрали, учитывая их роль
в продвижении российских
При рассмотрении геополитической ситуации в Каспийском регионе эксперты и аналитики выделяют следующие факторы.
Актуальные проблемы региона
- Ключевой проблемой региона остается международно-правовой статус Каспийского моря. Интерес к углеводородным ресурсам региона возрастает, однако их эксплуатация затруднена вследствие нерешенности вопроса о разделе акватории. «До сих пор не заключено международное соглашение о статусе Каспия – является ли эта акватория морем или озером. Соответственно, отсутствует ясность в вопросе об определении территориальных вод и всех видов деятельности в акватории» (BBC, Консул Халилова, комментарий «Caspian Sea oil boom raises pollution fears»).
В
силу этого применение международного
законодательства, прежде всего Конвенции
ООН по морскому праву 1982 года, с
целью определения морских
-
Прикаспийские страны занимают
противоположные позиции по
Иран опасается, что «в случае применения правила Конвенции ООН по морскому праву, то есть проведения прямой линии между пограничными точками на границе Ирана, Азербайджана и Туркмении, Ирану будет принадлежать очень небольшая часть Каспийского моря» (BBC, комментарий «Азиатский экономический обзор» (Asian economic review).
-
В настоящее время действует
ряд двусторонних соглашений. Они
фиксируют разграничение
«Двусторонние соглашения являются стабилизирующим фактором, но являются паллиативом, поскольку не решают проблему в целом, не дают ответа на вопрос о том, как делить акваторию, не имеющую статуса ни моря, ни озера» (комментарий радио «Свободная Азия» - «Каспий: двусторонние соглашения не решают суть проблемы»).
Военно-политическая обстановка
- Допускается возможность того, что борьба за энергоресурсы приведет к вооруженному конфликту. «Борьба за энергоресурсы и пути их транспортировки в Каспийском регионе теоретически может перерасти в вооруженный конфликт. Однако такого развития событий нельзя исключать лишь в том случае, если будет принято решение о строительстве Транскаспийского газопровода, без которого практически невозможен экспорт газа из Центральной Азии в Европу в обход России» (эксперт британского института Chatham House Юрий Федоров, комментарий «Вооруженный конфликт на Каспии маловероятен» русской службы Deutsche Welle).
-
Не исключается применение
-
Отмечается рост напряженности
в результате обострения
Следует отметить, что в политике России на Каспии начиная с 2000 г., просматриваются позитивные сдвиги и тенденции, свидетельствующие о восприятии российской дипломатией новых геополитических реалий. Российская дипломатия, как политическая, так и энергетическая, старается учитывать стратегические приоритеты государства. Главные же задачи России заключаются в сохранении контроля над энергетическими ресурсами региона и решении вопроса о территориальном разделе Каспия.
Впрочем, ряд событий свидетельствуют о том значении, которое придают российские власти самому региону, и факторам энергетики, и энергоресурсам в целом.
Например, в 1996 г. в МИД была создана рабочая группа по каспийскому морю, на которую возложена задача готовить предложения по статусу и режиму этого водоема, эксплуатации его биологических и минеральных ресурсов, а также по проблемам транспортировки каспийской нефти.
На заседании Совета Безопасности РФ (май 2000 г.) Каспий объявлен «традиционной зоной национальных интересов России».
В
том же году указом главы государства
учреждена должность
Кроме того, активизировалась политика в Каспийском регионе.
Свой первый визит за рубеж в качестве Президента РФ Д.А.Медведев совершил в Казахстан, а первым крупным шагом России за последние 17 лет стало признание независимости Южной Осетии и Абхазии (2008 г.)
Российская внешняя политика в зоне Каспия в 90-е годы была результатом сложного взаимодействия различных групп интересов, соперничающих за влияние на структуры и центры принятия решений на национальном уровне. Соответственно и сами решения носили скорее узконаправленную специфику.
Яркий
тому пример-замена государственного
участия в азербайджанских
Эксперты и СМИ неоднократно обращали внимание на различные, часто взаимоисключающие подходы к каспийской проблеме со стороны МИД России и некоторых других государственных ведомств, а так же нефтяных компаний.
В
итоге одно направление российской
политики, условно названное «
Информация о работе Споры о разделе акватории Каспийского моря и геополитические интересы России