Шпаргалка по "Геополитике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:59, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 35 вопросов по дисциплине "Геополитика".

Файлы: 1 файл

Ответы.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

20. Геополитические интересы России  в Западном регионе и бассейне  Черного моря. 1. Адекватно реагировать на расширение НАТО и ЕС в Западном регионе: совершенствование системы РЛС, создание вместе с Белоруссией оперативных боеспособных войск, укрепление мощи Черноморского флота. 2. Обеспечить бесперебойную доставку нефти и газа в Европу. 3. Обеспечить справедливое разрешение украинско-российских проблем Крыма, Керченского пролива, Азовского моря. 4. Блокировать экспансию Турции в бассейне Черного моря (проявляется также на Кавказе и в бассейне Азовского моря). Турция усиливается (самолеты, сильный флот). 5. Активно участвовать в решении приднестровского кризиса, использовать комплексно-экономические, дипломатические и военные меры. 6. Качественно улучшать техническое оснащение портов Черного и Азовского морей для бесперебойной обработки грузов. 7. Предусмотреть резервы для возможной передислокации флота из Севастополя (до 2017 года, возможно в Новороссийск). 8. Обеспечить охрану сухопутных и морских границ России с учетом увеличения внешних угроз.

21. Роль портов Черного, Азовского  и Каспийского морей в обеспечении  геополитических интересов России. Порты Юга России обеспечивают сегодня почти половину всего ежегодного морского внешнеторгового грузооборота страны, перерабатывая 80 миллионов тонн грузов. Порт Таганрог претендует на роль крупнейшего порта по перевалке мазута на побережье Азовского моря. Из шести азовских портов только морской порт Таганрог имеет возможность обеспечить экспортную отгрузку нефтепродуктов. На Юге России, в частности в Краснодарском крае и на Черноморском побережье, транспорт всегда был тем связующим звеном, от состояния которого зависит экономика и региона, и всей страны. Развитие и модернизация южных портов -  шаги дальнейшей интеграции России в систему так называемых "критских" транспортных коридоров для углубления связей Западной Европы и Азии через территорию России. Важная роль в реализации намеченных планов международного сотрудничества отводится портам России на Черном и Азовском морях. Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России", утвержденная Правительством России 5 декабря 2001 года, предусматривает развитие азово-черноморских портов России, дальнейшее переключение национальной грузовой базы из портов сопредельных стран (главным образом из портов Украины) на российские порты, расширение экспортных возможностей и развитие транспортных коридоров "Запад — Восток" и "Север — Юг".

22. Геополитические аспекты проблем Чечни и Северного Кавказа. Граница по главному Кавказскому хребту, оборудованы новые границы в горах. Проблема перевалов – боевики. Через Кавказ значительная часть угроз для России – нелегальная эмиграция, боевики, оружие. Кавказ - своеобразный перешеек геополитики. Чечня, Азербайджан и Армения, Южная Осетия, Абхазия – это взрывоопасный район. Проблема проекта «ТРАСЕКА»: новый шелковый путь (Париж - Китай), мимо России => конкуренция со странами, через которые проходит этот путь. Экспансия Турции – отсиживаются чеченцы. Зона Ирана оспаривается – Туркмения и Азербайджан. Чечня - катализатор напряженности во всем мире. Быстрый рост населения и не решаются социальные проблемы. Избыточная рабочая сила, склонность населения к торговле, деньги вкладываются, но разворовываются.

23. Характеристика основных угроз  современной России на западе  и юге страны. Запад. Дальнейшее расширение НАТО на Восток и выход этого военно-политического блока фактически на границы России представляют угрозу для ее безопасности; скопление на границах РФ большого числа военной техники и войск; тяготение к НАТО Украины, Молдавии и Грузии; стремление приграничных стран в ЕС => границы, визовый режим и т.п. Юг. Северный Кавказ – идея создания исламского государства (Халифат); демократизация Большого Ближнего Востока (продвижение идеала западной демократии). Три главные угрозы сейчас - это известные всем "измы": терроризм, сепаратизм и экстремизм. Под экстремизмом я понимаю прежде всего религиозный экстремизм. Сегодня эти угрозы безопасности России исходят прежде всего с юга.

24. «Евразийские Балканы» как  фактор нестабильности Центральной  Азии."Евразийские Балканы"  составляют внутреннее  ядро огромной территории, имеющей  удлиненную форму , и имеют весьма серьезное отличие от  внешней окружающей зоны: они представляют собой  силовой вакуум. В "Евразийских Балканах" не только наблюдается  нестабильная  ситуация,  но  они  также являются  соблазном для вмешательства  со  стороны  более мощных соседей,  каждый  из  которых полон решимости оказать сопротивление доминирующей роли  другого соседа в регионе. Именно это знакомое сочетание вакуума силы  и всасывания силы и оправдывает термин "Евразийские Балканы". Евразийские Балканы", расположенные  по  обе  стороны  неизбежно  возникающей  транспортной  сети, которая  должна  соединить по  более правильной прямой самые  богатые районы Евразии  и самые промышленно  развитые районы Запада  с  крайними точками на Востоке,  также имеют важное  значение с геополитической точки зрения. Более того,  "Евразийские   Балканы"  имеют  важное  значение   с   точки   зрения исторических  амбиций и  амбиций  безопасности, по крайней мере, трех  самых непосредственных и наиболее мощных соседей, а именно России, Турции и Ирана, причем  Китай также  дает знать о своем возрастающем политическом интересе к региону. В это соперничество, хотя  и  более  отдаленно,  вовлечены  Украина,  Пакистан,  Индия  и  далеко расположенная Америка. Однако "Евразийские Балканы" гораздо более важны как потенциальный   экономический   выигрыш:  в  регионе  помимо  важных  полезных ископаемых, включая золото, сосредоточены огромные запасы природного газа  и нефти. "Евразийские Балканы" включают девять стран: Казахстан, Кыргызстан,  Таджикистан,  Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан, Армению, Грузию, Афганистан. Потенциальными кандидатами для  включения в этот список являются Турция и Иран. «ЕБ» - этническая мозаика, это в большей степени обуславливает ослабление стабильности в регионе. Уязвимость Азербайджана чревата значительными  последствиями  для региона,   поскольку  вследствие   своего  местоположения  страна   является геополитической  точкой  опоры. Азербайджан  можно назвать  жизненно  важной "пробкой",  контролирующей  доступ  к  "бутылке" с богатствами  бассейна Каспийского  моря и Средней  Азии. Фактически Узбекистан является главным кандидатом на роль регионального лидера в Средней Азии. Причиной   значительного   усиления  нестабильности   на   "Евразийских Балканах"  и  того,  что  ситуация  становится  потенциально  гораздо  более взрывоопасной,  является тот  факт, что два  крупных  соседних  государства, каждое из которых имеет  с  исторической точки зрения имперский, культурный, религиозный и  экономический  интерес к региону, -  а именно Турция и Иран - сами  проявляют  непостоянство   в   своей   геополитической   ориентации  и потенциально  уязвимы  во  внутреннем плане.  Если  обстановка  в  этих двух государствах дестабилизируется,  вполне  вероятно,  что  весь  регион  будет охвачен массовыми  беспорядками, причем имеющие место этнические  и территориальные конфликты  выйдут  из-под контроля и  с  трудом  достигнутый баланс сил в регионе будет нарушен. Следовательно, Турция и Иран являются не только  важными   геостратегическими   действующими  лицами,   но  также   и геополитическими  центрами: их внутренняя ситуация  крайне важна для  судьбы региона. На карту в этой  головоломке поставлены геополитическое могущество,  доступ к потенциально   огромным   богатствам,   достижение национальных  и/или   религиозных  целей   и  безопасность.  Тем   не  менее первоочередным объектом противоборства является получение доступа в  регион. Первостепенный интерес Америки состоит в том, чтобы  помочь обеспечить  такую ситуацию,  при  которой ни  одна  держава не контролировала бы  данное геополитическое пространство, а мировое сообщество имело  бы   к   нему   беспрепятственный   финансово-экономический   доступ.

25. Геополитическая  ситуация в бассейне Каспийского  моря (раздел водного пространства, освоение континентального шельфа, МТК «Север-Юг»).

Граница по главному Кавказскому хребту. При  СССР Каспий был почти внутренним морем (+ Иран), с распадом СССР: оборудование новых границ в горах, проблемы перевалов (боевики), проблемы с разделом Каспия. Турция – потенциальный противник России, экспансия (чеченцы отсиживаются в Турции). Особо остро стоит проблема использования континентального шельфа и раздел Каспия. На сегодняшний день бассейн Каспийского моря является, пожалуй, одним из наиболее сложных с геополитической точки зрения регионов. Сосредоточенные здесь запасы углеводородов привлекают внимание доброго десятка государств. Достаточно сказать, что Каспий входит в сферу стратегических интересов США. 25 января 2006 г. в Санкт-Петербурге президент России Владимир Путин и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря.Этот документ был подписан после завершения заседания государственного совета Евроазиатского экономического сообщества. Документ подписан в целях осуществления прав каждой из стран на использование дна Каспия. МТК "Север-Юг" является перспективным направлением в транспортной политике России. Развитие МТК "Север-Юг" на территории России не ограничивается рамками реализации федеральной целевой программы и включает целый ряд проблем текущего функционирования коридоров. Сюда входит межведомственная координация, совместная работа с администрациями субъектов Российской Федерации, аппаратами постоянных представителей Президента России в федеральных округах. Взаимодействие с координационными органами Союзного государства России и Белоруссии, СНГ, международными органами управления коридорами, транспортными зонами и проектами. На 2005 год участники: Белоруссия, Болгария, Индия, Иран, Казахстан, Киргизия, Оман, Россия, Таджикистан, Турция и Украина. В настоящее время основным вариантом перевозок по коридору "Север-Юг" является железнодорожно-морское сообщение между Россией, Ираном, Индией и странами Юго-Восточной Азии. Для перевозок на Каспийском море активно используются порты Астрахань, Махачкала, ведется развитие морского порта Оля.

26. Особенности геополитической  обстановки в Центральной Азии  после распада СССР. 1. Нехватка водных ресурсов и энергетических мощностей в регионе – серьезная проблема. 2. Контрабанда наркотиков из Афганистана (там экономика не работает, а так выращивать очень дешево, поэтому на это закрыв глаза и правительство, и Америка, все благополучно перерабатывает в героин и поставляет на российский рынок). 3. Евразийские Балканы – зона нестабильности. 4. Центральная Азия – зона конкуренции ряда стран в маршрутах нефте и газопроводов. «Новый шелковый путь» - «Трассека» (с.21),  лидеры экспансии. Мы – с Ираном, он этим прикрывается ( мы на территории АЭС (примерно 20), на каждой зарабатываем  1 млрд$), к тому же нам продает оружие.

27. Современная геополитическая ситуация в Восточной Сибири и Дальнем Востоке. Для России возросла роль Дальнего Востока, пересекаются интересы 4х центров силы. На Камчатке – база атомных ядерных подводных лодок. Размещение РЛС – открыто восточное направление. Район территориальных противоречий. Япония – на Курильские о-ва (на южную часть, мах еще часть Сахалина). Китай – Росси уступила территорию в районе Хабаровска, взамен – больше не предъявлять претензий. США – раздел Берингова моря. Большое число ископаемых и полезных ресурсов - алмазы в Якутии, золото в Магадане, рыба, крабы. Россия, Япония, Южная Корея - отношения по поводу добычи биоресурсов. Глобальное воровство биоресурсов и полезных ископаемых. ДВ – зона неблагоприятных демографических процессов для России. Из периферийных районов – эмигранты из Китая. Увеличение числа китайцев, корейцев, японцев. Освоение континентального шельфа – дорогом – на Сахалине, добывают и Япония, и США и Англия (но они браконьерски относятся к окружающей среде). В этой зоне находятся конечные точки стратегических нефте- и газопроводов. Покупатели – Япония и Китай.

29. Геополитические интересы России  к Центральной Азии. 1.Участвуем во взаимовыгодных ирригационных и энергетических процессах со странами Ц.А. для решения проблем водоснабжения и энергетики. 2. Реализовать комплексную программу по укреплению пограничных и таможенных служб и систем для предотвращения незаконной миграции и контрабанды. 3. Противодействие экспансии стран в регионе. 4. Создать систему мониторинга по обеспечению экологической и санитарной безопасностей. 5. Обеспечить влияние России на использование транспортных путей региона маршрутов транспортировки нефти и газа. 6. Участвовать в международных (в первую очередь региональных) организациях по обеспечению безопасности в Азии и борьбе с терроризмом (МАГАТЭ, Шанхайская организация). 7. Сотрудничать со спецслужбами и силовыми структурами стран региона для обмена информацией по проблемам наркотиков, ядерного оружия и терроризма.

31. «Геополитический квадрат» - Россия, США, Китай, Япония. Конкурирующие интересы этих стран в современном мире. Россия, США, Китай, Япония – промышленный и военный потенциал. Главные – США. России необходимо ограничивать экспансию, увеличивать нефте- и газозависимость Китая и Японии. По промышленности Китай опередил Россию. Япония очень уязвима в ракетно-ядерном потенциале, увеличение новых технологий, строительство флота, миграция японцев, захват рынка. Россия играет на противоречиях между США, Китаем и Японией. Корейский полуостров находится в центре Северо-Восточной Азии - субрегиона, обладающего огромным потенциалом. В свою очередь он составляет значительную часть Азиатско-Тихоокеанского региона, к которому, скорее всего, действительно сдвинется мировая цивилизация в обозримом будущем. Очень многие малые и большие страны, по существу все мировое сообщество заинтересованы в стабильном развитии этого региона. Это в первую очередь зависит от великих держав, представленных в регионе – США, Китая, Японии и России. Они составляют внешний четырехугольник (пока виртуальный) корейского урегулирования. У каждой из великих держав исторически сложилась своя система интересов на полуострове, различные отношения с корейскими государствами. Эти различия особенно касаются отношений с Северной Кореей, спектр которых находится в диапазоне от партнерства до открытой враждебности, хотя в принципе, пожалуй, никто не в восторге от существующего там режима. Вместе с тем есть и нечто общее, что может объединять политику этих стран на Корейском полуострове. К общим моментам можно отнести заинтересованность в мирных отношениях между двумя Кореями и стабильной обстановке на Корейском полуострове и в СВА, соблюдение безъядерного статуса полуострова, развитие экономического сотрудничества между странами региона как составной части глобализационных процессов. Попытаться оценить значение внешнего фактора корейского урегулирования является задачей данного раздела Проекта.

32. Геополитические угрозы  России после распада СССР. Сегодня любая проблема несет в себе стратегический риск для России и требует тщательной оценки и взвешенного прогноза для своего решения. События в Ираке в контексте последних событий стратегический риск вовлечения нашей страны в конфликтные ситуации нарастает. Избежать противоречий между Россией и США практически невозможно, поэтому риск охлаждения отношений со всеми вытекающими отсюда последствиями, безусловно, есть, и мы должны это учитывать в вопросах обеспечения обороны и безопасности России. Россия испытывает все большее влияние мировых экономических процессов, в частности глобализации и обострения конкурентной борьбы. Основными источниками угроз на современном этапе выступают накопленные диспропорции в структуре экономики, а также резкое повышение роли внешнего фактора и неопределенность происходящих в мире процессов. Структурной угрозой развития экономики является доминирование сырьевых и добывающих отраслей в промышленном производстве России. увеличивается угроза потери влияния России на страны Содружества. Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. И, безусловно, необходимо обратить наше самое пристальное внимание к такой нарастающей для РФ угрозе, как международный терроризм. Необходимость формирования комплексной и долгосрочной политики в этой области, охватывающей все стороны государственной. жизни и обеспечивающей реализацию всех важнейших приоритетов, отмеченных в Концепции национальной безопасности России.

33. Геополитические интересы России  в начале ХХI века. 1. Реализовать в полной мере евразийский потенциал России – обеспечить развитие трансконтинентальных транспортных и торговых путей, вписаться в новый шелковый путь с помощью МТК «Север-Юг», завершить строительство БАМа и автодороги Чита – Хабаровск, обеспечить поставку нефти на восток, новый газопровод из Ямала в Мурманск, участвовать в международных организациях по обеспечению безопасности (Шанхайская организация сотрудничества, где России участвует в полном объеме, необходимо и в Европе).  2. Разработка перспективных направлений в развитии ракетно-ядерного оружия (ракета «Тополь»), ядерных подводных лодок, оснащенных ракетами «Булава», создание гиперзвуковых самолетов, ракеты «Сатана», стилеты.3. Обеспечение национальных интересов России в территориальных спорах с соседями. С Норвегией – шельф, с Украиной, с Японией. 4. Разработка и реализация комплексных программ по предотвращению расхищения природных ресурсов, в частности леса. 5. Создание системы торговых терминалов, оснащенных новейшим оборудованием и технологиями. Мурманск (сжиженный газ), Усть-Луга (уголь), Астрахань, Новороссийск. 6. Увеличение роли военных баз России в соседних странах с учетом интересов этих стран (избегать крайностей). Число баз сократилось – на Кубе и во Вьетнаме ликвидированы. 7. Постоянны мониторинг силами МЧС зон возможного совмещения природных и техногенных катастроф. 8. Прокладка маршрутов нефте- и газопроводов с наименьшим экологическим риском. 

Информация о работе Шпаргалка по "Геополитике"