Шпаргалка по "Геополитике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:59, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 35 вопросов по дисциплине "Геополитика".

Файлы: 1 файл

Ответы.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

12. Геополитические аспекты российско-американских  отношений. Ядерный паритет — обладание противостоящими государствами (и их союзами) сравнимыми возможностями стратегических ударных ядерных сил. Это явление лежало в основе холодной войны, и, соответственно, большей части мировой политики второй половины XX века. Ядерный паритет и схожие понятия по-разному отражались в военных доктринах ядерных держав в разное время. США. В настоящее время США приняли и активно следуют доктрине абсолютного военного доминирования над потенциальными противниками, исключающей не только паритет, но саму возможность достижения паритета в будущем. Стратегия национальной безопасности, принятая в 2002 году администрацией Джорджа Буша, гласит: Наши вооруженные силы будут достаточно оснащены для того, чтобы убедить потенциальных противников не наращивать свои вооружения в надежде превзойти или сравняться с мощью Соединенных Штатов.Также в 2002 году США вышли из договора об ограничении систем противоракетной обороны, принятого в 1972 году для ограничения гонки вооружений. Некоторые американские эксперты указывают на то, что дорогостоящие современные разработки ПРО не в состоянии защитить от первого удара, и следовательно, могут быть полезны США только в качестве защиты от ответного удара. Россия «сохраняет статус ядерной державы для сдерживания (предотвращения) агрессии против нее и (или) ее союзников»;«готова к дальнейшему сокращению своего ядерного оружия на двусторонней основе... до минимальных уровней, отвечающих требованиям стратегической стабильности». Классическая ядерная триада состоит из сухопутного, морского и воздушного компонентов. 1. Сухопутный Сюда входят межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) стационарного и мобильного базирования. Их  малая уязвимость обеспечивается за счет высокой защищенности стационарных шахтных пусковых установок, способных выдержать близкий (до нескольких сот метров) ядерный взрыв средней мощности и рассредоточения их на местности. Мобильные грунтовые и железнодорожные пусковые установки способны быстро менять позиции и маневрировать в пределах всей дорожной сети страны, что затрудняет их обнаружение и уничтожение. 2.  Морской Основным носителем межконтинентальных баллистических ракет на флоте являются атомные подводные лодки. Они имеют большой срок автономности и способны скрытно маневрировать в пределах всего мирового океана, и проводить запуски ракет из подводного положения, в том числе из-подо льдов Северного полюса, что делает их обнаружение и уничтожение до момента запуска ракет очень сложной задачей. Подводная лодка способна нести до 24 МБР, с десятью боевыми частями индивидуального наведения каждая, что делает даже одиночную подводную лодку крайне опасной. Некоторые надводные корабли способны нести крылатые ракеты с ядерными боевыми частями. 3.  Воздушный Носителем крылатых ракет воздушного базирования с ядерными боеголовками и ядерных бомб являются стратегические бомбардировщики, способные совершать дальние перелеты и длительное время находиться в воздухе на патрулировании, в том числе и возле границ потенциального противника, что обеспечивает быстрое нанесение удара в случае войны. Их достоинством является возможность оперативного маневра силами и возможность поразить цели практически в любой точке мира.

13. Особенности геополитического  положения Северо-запада России. Геополитические интересы России в регионе. По климатическим условиям неблагоприятен. Соседи – Норвегия, Финляндия (нейтралы), страны Балтии – Литва, Латвия, Эстония. Стратегически важные точки: незамерзающие порты – СПб, Архангельск, Мурманск, Калининград. 2 АЭС (Лен. область, Кольская). Космодром Плесецк. Стратегически важные регионы: Кольский п-ов, Калининградский эксклав, СПб + область. Много каналов. СПб – порт 5 морей, строительство МТК «Север-Юг», строительство порта в Усть-Луге. Прорыв в транспортной инфраструктуре СПб – кольцевая, западный скоростной диаметр. Калининградский эксклав: паромная, воздушная связь напрямую. Скрытая экспансия (Германия, Польша). Базирование Балтийского флота. База добычи янтаря. Интересы на С-З. 1. Создать систему портов (СПб, Приморск, Усть-Луга, Выборг в перспективе). 2. Обеспечить справедливое для России разрешение пограничных споров (с Норвегией, Латвией, Эстонией). 3. Дообразовать границы, особенно в зоне Калининградского  эксклава. 4. В кратчайшие сроки достроить северный участок МТК «С-Ю». 5. Обеспечить строительство и бесперебойную работу С-Европейского нефте-  и газопроводов (Приморск, Выборг, Мурманск). 6. Обеспечить постоянный мониторинг военной инфраструктуры стран НАТО на С-З. 7. Блокировать экспансию третьих стран в Калининградский эксклав. 8. Разработка ископаемых и биоресурсов на арктическом шельфе. 9. повысить эффективность деятельности МЧС в зонах возможного совмещения природных и техногенных катастроф – Кольский п-ов, Балтийское море. Глобальная «канализация» - система каналов вокруг СПб, чтобы суда гнать не через город.

14. Калининградский  эксклав. Регион после распада Советского Союза превратился в эксклав, расположенный между Польшей и Литвой, и оказался в 400 километрах от российской границы. Калининградский эксклав - и проблема России, и проблема Евросоюза, и проблема взаимодействия обеих сторон. Именно через призму этой взаимосвязи - "Россия - Евросоюз" - она интенсивно обсуждается в различных политических структурах России и Европы. Калининградская область - это прежде всего проблема региона Балтийского моря. Следовательно, калининградская проблема - это естественный и логичный повод обсудить с нашими балтийскими соседями широкий круг вопросов внутрирегионального сотрудничества. Регион Балтийского моря и сегодня является важнейшим в объединяющейся Европе. В отличие от Суэцкого канала и других южных путей, соединяющих Европу и Азию, транзит через него является не только более коротким, но и более безопасным. А главное, он идет через Россию. Как отразится на Калининградской области вступление Литвы и Польши в Шенген? Осень 2007 года - время "Ч", когда область окажется в окружении стран Шенгенской визовой зоны.  Никто в Шенгенской зоне нас с распростертыми объятиями не ждет. Калининградская область уже давно воспринимается как досадная дипломатическая заноза - "осколок" большой страны, с интересами которого весь ЕС вроде как должен считаться. Введение режима упрощенных документов дало ЕС  право в будущем на вполне законных основаниях вести речь уже о настоящих визах для калининградцев. Платных, с обязательной медстраховкой, личной явкой в консульство, двухнедельным рассмотрением заявки. В Калининградской области находится единственный в стране незамерзающий порт на Балтике, крупнейшее в мире месторождение янтаря.

15. Особенности  геополитического положения и перспективы Санкт-Петербурга и Санкт-Пербургского региона. Преимущества: приграничное положение, контактная зона с Европейским Союзом; приморское положение; мощный транспортный узел, пересечение морских, речных, железнодорожных, автомобильных, авиационных и трубопроводных путей; положение в створе приоритетного европейского транспортного коридора N 9; наличие пригодных для застройки участков в историческом центре, в новых районах и в пригородах; большие территориальные ресурсы в собственности городской Администрации; многоотраслевая структура экономики; относительно развитая правовая хозяйственная среда европейского типа; международная известность города. Недостатки: крайне северное, периферийное положение относительно важных центров России, Европы и мира; неблагоприятный климат, плохие гидрогеологические условия; физический износ и устаревшая инженерно-транспортная инфраструктура исторического центра города; слабая материальная база здравоохранения, детских дошкольных и школьных учреждений; высокий удельный вес промышленной застройки в центре и в городе в целом; плохое состояние дорожного покрытия; отсталая отраслевая структура экономики, гипертрофированный ВПК; частые наводнения. Перспективы города. Основные преимущества Санкт-Петербурга, которые могут способствовать укреплению его позиций в международном и внутри российском разделении труда, связаны с высоким профессиональным, образовательным и культурным уровнем значительной части населения; геополитическим положением города, международной известностью города; уникальным архитектурным обликом; интенсивной культурной жизнью мирового уровня; конкурентным потенциалом ряда отраслей экономики; относительно развитой правовой институциональной хозяйственной средой европейского типа; привлекательностью в качестве центра образования, культуры, туризма. Наиболее полное использование этих преимуществ реально в контексте определенных благоприятных внешних возможностей, среди которых важнейшие: сохранение открытой модели экономики России; начало экономического роста в России и увеличение объемов внешнеторгового оборота; становление рыночных механизмов и улучшение правовой среды в России; развитие партнерских отношений с Ленинградской областью и другими регионами России. Существенно сдерживают развитие города и должны быть нивелированы в процессе реализации Стратегического плана, следующие недостатки Санкт-Петербурга: сильная имущественная дифференциация населения, большая прослойка малоимущих, существенная скрытая безработица; отсталая отраслевая структура экономики, гипертрофированный ВПК; недостаток и низкая эффективность расходования бюджетных средств; кризис системы внутригородского транспорта; плохое состояние исторического центра; затратная, ресурсоемкая инфраструктура; дефицит качественного жилья.

16. Роль портов Севера и Северо-запада в обеспечении геополитических интересов России. Расположенный в бассейне Балтийского моря, Санкт-Петербург является крупнейшим морским и речным портом на Северо-Западе России, конечным пунктом Волго-Балтийского водного пути. Относительно дешевым морским транспортом могут осуществляться внешнеторговые связи со всеми странами бассейна Балтийского моря, а через Северное море возможен выход в Атлантический океан. Навигация в Морском порту Санкт-Петербург не прекращается круглый год. Порт является универсальным, в нем возможна перегрузка любых грузов  на любой вид транспорта. Санкт-Петербург является транзитным центром основных евроазиатских транспортных путей маршрутов, включая Европейский транспортный коридор "Балтийский мост". В развитии экономических отношений России со странами Западной Европы и других частей света особую роль играет транспортный комплекс Северо-Запада, в который входят Октябрьская и Калининградская железные дороги, морские торговые порты Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Калининграда и Мурманска. Сюда на экспорт из центральных и восточных районов России поступают в значительных объемах уголь Кузбасса, нефть из Центра и Поволжья, химическая продукция из Приуралья и Поволжья, металл с предприятий Северо-Западного региона, Урала и Юго-Востока страны. Следует отметить, что порты Северо-Западного региона испытывают жесткую конкуренцию со стороны портов прибалтийских государств и Финляндии, и эта конкуренция усилится при вступлении России в ВТО. Строительство нового морского торгового порта Усть-Луга – это проект федерального значения. Его реализация позволит решить проблему острого дефицита российских портовых мощностей на Балтийском море, значительно увеличить объемы перевалки экспортных грузов в регионе и успешно конкурировать с портами прибалтийских государств. Будут созданы условия и для существенного улучшения использования подвижного состава, занятого под перевозку экспортных грузов. Местоположение нового порта в крупном узловом центре одного из девяти трансмодальных международных транспортных коридоров, проходящих по территории региона, и возможности применения новейших технологий переработки грузов, использование гибкой системы тарифов гарантируют выгодные условия для российских грузовладельцев.

17. Новое в геополитической обстановке в Восточной Европе и Западном регионе России после распада СССР. Плохо: потеря Украины – сильный удар для России, потеря Черного моря, потеря Крыма, приближение НАТО и ЕС к России, неясности с разделом азовского моря, обострение конфликтов по поводу Черноморского флота в Севастополе, проблемы с Керченским проливом, в Европе потеря космодрома в Барановичи, потеря РЛС. Границы: Белоруссия – прозрачная граница, нет таможенной службы, продвижение без проблем; Украина – полупрозрачная граница, есть таможенные посты, пограничная служба. Обострение конфликта с Приднестровской республикой, Молдавия ее притесняет. В связи с этим возросла роль портов в Новороссийске (Каспийский трубопровод), Керчи и Туапсе (Голубой поток).

18. Геополитические аспекты российско-украинских отношений (Крымский п-ов, Керченский пролив, Азовское море, нефте- и газопроводы). 1954г – 300-е воссоединения России Украины. Хрущев подарил Крым Украине (Беловежское соглашение). Севастополь с 1954 подчинялся только Москве. В 2017 году заканчивается срок аренды порта, Черноморскому флоту придется уйти, но не факт. Керченский пролив – граница между Россией и Украиной, статус пролива. Договорились – пролив двух стран, о. Тузла – у Украины, Россия строила косу, но не достроила. Раздел Азовского моря. Россия – делится пополам, Украина – себе 2/3. сейчас Украина активно наступает по этим вопросам, т.к. в 2006 Россия – председатель Большой Восьмерки и не пойдет на конфликт.

19. Геополитические аспекты российско-молдавских  отношений. Позиция США, ЕС и Румынии по статусу Молдавии и Приднестровья. Молдавия не имеет с нами границ, не имеет выхода к морю. Украина запретила проход грузов из Приднестровской республики в Россию через Одессу без молдавского «заключения». Молдавия тяготеет к Румынии, есть тенденции к соединению двух стран => Приднестровье может стать частью Румынии, если не сохранит свой статус. Проблемы обостряются тем, что нет прямых границ с Россией. 24 мая 2006 в Лондоне состоялась конференция «Пути разрешения молдавско-приднестровского конфликта – взгляды с обоих берегов Днестра». В ходе дискуссии выяснилось, что не только Молдавия, но и Приднестровье готово к интеграции в Европу. Участники конференции отметили, что Приднестровье с его промышленным потенциалом даже в большей степени готово к этой интеграции, чем Молдавия. Но препятствием для интеграции в Евросоюз по-прежнему остается неурегулированный молдавско-приднестровский конфликт. Следует отметить, что молдавские участники конференции признавали в своих выступлениях, что переговорный процесс по приднестровскому урегулированию саботируется именно молдавской стороной, что в настоящее время Молдавия под руководством Воронина организовала экономический диктат Приднестровья. Озвученная ими позиция нашла понимание у европейских участников конференции, которые, со своей стороны, рекомендовали расширение переговорных площадок и формата по приднестровскому урегулированию. Предлагалось привлечь к переговорному процессу парламентариев, политологов и экспертов. В ближайшее время для активизации переговорного процесса будут созданы молдавские и приднестровские НПО. Участники конференции от Молдавии подчеркнули, что инициатором возобновления переговорного процесса должна выступить именно молдавская сторона, а в самой Молдавии необходимо создать такие условия для жизни, чтобы население Приднестровья само захотело интегрироваться с Молдавией. Члены молдавской делегации также подчеркнули, что Молдавия должна покаяться перед Приднестровьем за все 15 лет конфликта, инициированного молдавской стороной. России рекомендованы следующие действия: завершить вывод войск и боеприпасов из Молдавии в соответствии со стамбульскими обязательствами 1999 года; пересмотреть свою политику способствования неограниченному получению российского гражданства жителями приднестровского региона Республики Молдова; отменить практику выдачи лицензий на товары, произведенные в Приднестровье Российской торговой палатой; применять одинаковые цены на нефть и газ для всех регионов Молдавии, включая восточный (приднестровский) регион, транспарентным образом и в соответствии с нормами ВТО; использовать свою ведущую позицию и влияние в евразийском пространстве для обеспечения мирного и устойчивого решения приднестровской проблемы. Молдавии рекомендуется среди прочего усилить сотрудничество с ЕС и НАТО в целях продвижения реализации административных, экономических и политических реформ.

Информация о работе Шпаргалка по "Геополитике"