Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:59, шпаргалка
Работа содержит ответы на 35 вопросов по дисциплине "Геополитика".
12. Геополитические аспекты
13. Особенности геополитического
положения Северо-запада
14. Калининградский эксклав. Регион после распада Советского Союза превратился в эксклав, расположенный между Польшей и Литвой, и оказался в 400 километрах от российской границы. Калининградский эксклав - и проблема России, и проблема Евросоюза, и проблема взаимодействия обеих сторон. Именно через призму этой взаимосвязи - "Россия - Евросоюз" - она интенсивно обсуждается в различных политических структурах России и Европы. Калининградская область - это прежде всего проблема региона Балтийского моря. Следовательно, калининградская проблема - это естественный и логичный повод обсудить с нашими балтийскими соседями широкий круг вопросов внутрирегионального сотрудничества. Регион Балтийского моря и сегодня является важнейшим в объединяющейся Европе. В отличие от Суэцкого канала и других южных путей, соединяющих Европу и Азию, транзит через него является не только более коротким, но и более безопасным. А главное, он идет через Россию. Как отразится на Калининградской области вступление Литвы и Польши в Шенген? Осень 2007 года - время "Ч", когда область окажется в окружении стран Шенгенской визовой зоны. Никто в Шенгенской зоне нас с распростертыми объятиями не ждет. Калининградская область уже давно воспринимается как досадная дипломатическая заноза - "осколок" большой страны, с интересами которого весь ЕС вроде как должен считаться. Введение режима упрощенных документов дало ЕС право в будущем на вполне законных основаниях вести речь уже о настоящих визах для калининградцев. Платных, с обязательной медстраховкой, личной явкой в консульство, двухнедельным рассмотрением заявки. В Калининградской области находится единственный в стране незамерзающий порт на Балтике, крупнейшее в мире месторождение янтаря.
15. Особенности геополитического положения и перспективы Санкт-Петербурга и Санкт-Пербургского региона. Преимущества: приграничное положение, контактная зона с Европейским Союзом; приморское положение; мощный транспортный узел, пересечение морских, речных, железнодорожных, автомобильных, авиационных и трубопроводных путей; положение в створе приоритетного европейского транспортного коридора N 9; наличие пригодных для застройки участков в историческом центре, в новых районах и в пригородах; большие территориальные ресурсы в собственности городской Администрации; многоотраслевая структура экономики; относительно развитая правовая хозяйственная среда европейского типа; международная известность города. Недостатки: крайне северное, периферийное положение относительно важных центров России, Европы и мира; неблагоприятный климат, плохие гидрогеологические условия; физический износ и устаревшая инженерно-транспортная инфраструктура исторического центра города; слабая материальная база здравоохранения, детских дошкольных и школьных учреждений; высокий удельный вес промышленной застройки в центре и в городе в целом; плохое состояние дорожного покрытия; отсталая отраслевая структура экономики, гипертрофированный ВПК; частые наводнения. Перспективы города. Основные преимущества Санкт-Петербурга, которые могут способствовать укреплению его позиций в международном и внутри российском разделении труда, связаны с высоким профессиональным, образовательным и культурным уровнем значительной части населения; геополитическим положением города, международной известностью города; уникальным архитектурным обликом; интенсивной культурной жизнью мирового уровня; конкурентным потенциалом ряда отраслей экономики; относительно развитой правовой институциональной хозяйственной средой европейского типа; привлекательностью в качестве центра образования, культуры, туризма. Наиболее полное использование этих преимуществ реально в контексте определенных благоприятных внешних возможностей, среди которых важнейшие: сохранение открытой модели экономики России; начало экономического роста в России и увеличение объемов внешнеторгового оборота; становление рыночных механизмов и улучшение правовой среды в России; развитие партнерских отношений с Ленинградской областью и другими регионами России. Существенно сдерживают развитие города и должны быть нивелированы в процессе реализации Стратегического плана, следующие недостатки Санкт-Петербурга: сильная имущественная дифференциация населения, большая прослойка малоимущих, существенная скрытая безработица; отсталая отраслевая структура экономики, гипертрофированный ВПК; недостаток и низкая эффективность расходования бюджетных средств; кризис системы внутригородского транспорта; плохое состояние исторического центра; затратная, ресурсоемкая инфраструктура; дефицит качественного жилья.
16. Роль портов Севера и Северо-запада в обеспечении геополитических интересов России. Расположенный в бассейне Балтийского моря, Санкт-Петербург является крупнейшим морским и речным портом на Северо-Западе России, конечным пунктом Волго-Балтийского водного пути. Относительно дешевым морским транспортом могут осуществляться внешнеторговые связи со всеми странами бассейна Балтийского моря, а через Северное море возможен выход в Атлантический океан. Навигация в Морском порту Санкт-Петербург не прекращается круглый год. Порт является универсальным, в нем возможна перегрузка любых грузов на любой вид транспорта. Санкт-Петербург является транзитным центром основных евроазиатских транспортных путей маршрутов, включая Европейский транспортный коридор "Балтийский мост". В развитии экономических отношений России со странами Западной Европы и других частей света особую роль играет транспортный комплекс Северо-Запада, в который входят Октябрьская и Калининградская железные дороги, морские торговые порты Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Калининграда и Мурманска. Сюда на экспорт из центральных и восточных районов России поступают в значительных объемах уголь Кузбасса, нефть из Центра и Поволжья, химическая продукция из Приуралья и Поволжья, металл с предприятий Северо-Западного региона, Урала и Юго-Востока страны. Следует отметить, что порты Северо-Западного региона испытывают жесткую конкуренцию со стороны портов прибалтийских государств и Финляндии, и эта конкуренция усилится при вступлении России в ВТО. Строительство нового морского торгового порта Усть-Луга – это проект федерального значения. Его реализация позволит решить проблему острого дефицита российских портовых мощностей на Балтийском море, значительно увеличить объемы перевалки экспортных грузов в регионе и успешно конкурировать с портами прибалтийских государств. Будут созданы условия и для существенного улучшения использования подвижного состава, занятого под перевозку экспортных грузов. Местоположение нового порта в крупном узловом центре одного из девяти трансмодальных международных транспортных коридоров, проходящих по территории региона, и возможности применения новейших технологий переработки грузов, использование гибкой системы тарифов гарантируют выгодные условия для российских грузовладельцев.
17. Новое в геополитической обстановке в Восточной Европе и Западном регионе России после распада СССР. Плохо: потеря Украины – сильный удар для России, потеря Черного моря, потеря Крыма, приближение НАТО и ЕС к России, неясности с разделом азовского моря, обострение конфликтов по поводу Черноморского флота в Севастополе, проблемы с Керченским проливом, в Европе потеря космодрома в Барановичи, потеря РЛС. Границы: Белоруссия – прозрачная граница, нет таможенной службы, продвижение без проблем; Украина – полупрозрачная граница, есть таможенные посты, пограничная служба. Обострение конфликта с Приднестровской республикой, Молдавия ее притесняет. В связи с этим возросла роль портов в Новороссийске (Каспийский трубопровод), Керчи и Туапсе (Голубой поток).
18. Геополитические аспекты российско-украинских отношений (Крымский п-ов, Керченский пролив, Азовское море, нефте- и газопроводы). 1954г – 300-е воссоединения России Украины. Хрущев подарил Крым Украине (Беловежское соглашение). Севастополь с 1954 подчинялся только Москве. В 2017 году заканчивается срок аренды порта, Черноморскому флоту придется уйти, но не факт. Керченский пролив – граница между Россией и Украиной, статус пролива. Договорились – пролив двух стран, о. Тузла – у Украины, Россия строила косу, но не достроила. Раздел Азовского моря. Россия – делится пополам, Украина – себе 2/3. сейчас Украина активно наступает по этим вопросам, т.к. в 2006 Россия – председатель Большой Восьмерки и не пойдет на конфликт.
19. Геополитические аспекты