Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 18:31, реферат
Распад СССР начал новую главу в межнациональных отношениях евразийского континента. Появилось множество независимых государств, в каждом из которых к власти приходили различные силы. Взгляд этих сил и их лидеров на ту политику, которую следует проводить на территории бывшего Советского Союза, также был различен. Из-за этих противоречий вспыхивали локальные конфликты, экономические и политические противостояния. Россия, по праву считающаяся правопреемницей СССР, принимала и принимает участие в большинстве из них. Особенно сложны отношения России с ее ближайшим соседом – Украиной.
1 Введение 3
2 Исторические отношения 4
2.1 Развитие отношений в 90-е годы 5
3 Геополитическая декомпозиция Украины 6
4 Современные отношения 11
4.1 Газовые конфликты 11
4.2 Внутренние антироссийские идеи и их прозападное происхождение 13
5 Заключение 15
Список литературы 17
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
Факультет «Экономика и предпринимательство»
Кафедра «Экономика и экономическая безопасность»
Российско-Украинские отношения
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Геополитика»
Проверил
Саликов Д. Г.
____________/________________/
_______________________20__г.
Автор работы (проекта)
Студент группы ЭиП-119
Дубровин С.В. ________________
____________/________________/
________________________20__г.
Реферат защищен
с оценкой (прописью, цифрой)
_____________________________
________________________20__г.
Челябинск 2010
1 Введение 3
2 Исторические отношения 4
2.1 Развитие отношений в 90-е годы 5
3 Геополитическая декомпозиция Украины 6
4 Современные отношения 11
4.1 Газовые конфликты 11
4.2 Внутренние
антироссийские идеи и их
5 Заключение 15
Список литературы 17
Распад СССР начал новую главу в межнациональных отношениях евразийского континента. Появилось множество независимых государств, в каждом из которых к власти приходили различные силы. Взгляд этих сил и их лидеров на ту политику, которую следует проводить на территории бывшего Советского Союза, также был различен. Из-за этих противоречий вспыхивали локальные конфликты, экономические и политические противостояния. Россия, по праву считающаяся правопреемницей СССР, принимала и принимает участие в большинстве из них. Особенно сложны отношения России с ее ближайшим соседом – Украиной.
Суверенитет Украины представляет собой настолько негативное для русской геополитики явление, что, в принципе, легко может спровоцировать вооруженный конфликт. Без черноморского побережья от Измаила до Керчи Россия получает настолько протяженную прибрежную полосу, реально контролируемую неизвестно кем, что само ее существование в качестве нормального и самостоятельного государства ставится под сомнение. Черное море не заменяет собой выхода к «теплым морям» и его геополитическое значение резко падает за счет устойчивого атлантистского контроля над Босфором и Дарданеллами, но оно, по меньшей мере, дает возможность обезопасить центральные регионы от потенциальной экспансии турецкого влияния, являясь предельно удобной, надежной и недорогостоящей границей. Поэтому появление на этих землях нового геополитического субъекта (который, к тому же стремится войти в атлантический союз) является абсолютной аномалией, к которой могли привести только совершенно безответственные, с геополитической точки зрения, шаги.
Украина как самостоятельное
государство с какими-то территориальными
амбициями представляет собой огромную
опасность для всей Евразии, и
без решения украинской проблемы
вообще говорить о континентальной
геополитике бессмысленно. Это не
значит, что культурно-языковая или
экономическая автономия
Абсолютным императивом русской геополитики на черноморском побережье является тотальный и ничем не ограниченный контроль Москвы на всем его протяжении от украинских до абхазских территорий. Можно сколь угодно дробить всю эту зону по этнокультурному признаку, предоставляя этническую и конфессиональную автономию крымским малороссам, татарам, казакам, абхазцам, грузинам и т.д., но все это только при абсолютном контроле Москвы над военной и политической ситуацией. Эти сектора должны быть радикально оторваны от талассократического влияния как идущего с запада, так и из Турции (или даже Греции). Северный берег Черного моря должен быть исключительно евразийским и централизованно подчиняться Москве. [4]
Украина и Россия имеют общую раннюю историю, а Киев нередко называется «матерью городов русских» и рассматривается как колыбель восточнославянской православной цивилизации. Киевская Русь считается обеими странами своим историческим предшественником. После монголо-татарского нашествия на Русь судьбы русского и украинского народов начали расходиться. Северо-восточной Руси удалось преодолеть феодальную раздробленность и сформировать мощное и единое Русское государство. Юго-западная Русь попала под польско-литовское владычество, однако растущее давление на православных заставило запорожских казаков вновь искать объединения с Россией на Переяславской Раде. После этого Украина была постепенно интегрирована в Российскую империю и этот процесс был завершён в конце XVIII века, когда была разделена Польша и расформирована Запорожская Сечь. Множество уроженцев Украины, называвшейся тогда Малороссией, достигло выдающегося положения в Российской империи, считаясь частью титульной нации.
Под давлением германской оккупации Украины в конце Первой мировой войны, захватившие в России власть большевики согласились на отделение Украины от России. Были сформированы границы между обоими государствами, хотя никогда в истории их не существовало, как не существовало чёткой географической границы между территориями расселения украинского и русского народов. Во многих областях население было смешанным, а культурные различия минимальными. Слобожанщина, Донбасс и большая часть Новороссии вошли в состав Украины. Украина стала ареной боевых действий в Гражданской войне и представители обоих народов воевали в зависимости от своих убеждений в обоих лагерях. В 1922 году Украина и Россия стали основательницами Союза Советских Социалистических Республик. В 1991 ими наряду с Белоруссией было подписано соглашение о его роспуске.
После роспуска Советского
Союза между Украиной и Россией
возникли различные спорные вопросы.
Одним из них была принадлежность
Крымского полуострова, при передаче
которого УССР в 1954 году было нарушено
действовавшее советское
Еще одним крупным камнем
преткновения была принадлежность Севастополя,
а также размещённого в его
порту Черноморского флота
На протяжении 1990-х лет обе страны вместе с другими бывшими республиками СССР основали Содружество Независимых Государств, в рамках которого далее осуществлялось экономическое сотрудничество. Однако назвать успешным это объединение сложно, поскольку действительно получить сильный союз, сравнимый с СССР не удалось. В итоге СНГ остается лишь «ширмой», показательной площадкой для международных отношений. На деле отношения внутри СНГ далеко не идеальны между некоторыми его членами, в том числе к таким можно причислить и Украину с Россией. [2]
Украина как государство
не имеет никакого геополитического
смысла. У нее нет ни особенной
культурной вести универсального значения,
ни географической уникальности, ни этнической
исключительности. Исторический смысл
Украины отражен в самом ее
названии «Украина», т.е. «окраина», «пограничные
территории». Ни о каком синтезе
культур не могло быть и речи.
Скорее всего, более архаические, сугубо
русские православные пласты подвергались
динамическому более «
По этой причине самостоятельное существование Украины (особенно в современных границах) может иметь смысл только в качестве «санитарного кордона», так как противоположные по геополитической ориентации элементы не позволят этой стране целиком присоединиться ни к восточному, ни к западному блоку, т.е. ни к России-Евразии, ни к Центральной Европе. Все это обрекает Украину на марионеточное существование и геополитическую службу талассократической стратегии в Европе. В этом смысле роль Украины схожа c ролью Прибалтийских республик. На этом основании одно время всерьез обсуждался проект создания «черноморско-балтийской федерации», т.е. типичного «санитарного кордона» подрывного геополитического образования, служащего для провокации нестабильности в Восточной Европе и предуготовления предпосылок для целой серии вооруженных конфликтов. Существование Украины в нынешних границах и с нынешних статусом «суверенного государства» тождественно нанесению чудовищного удара по геополитической безопасности России, равнозначно вторжению на ее территорию.
Дальнейшее существование
унитарной Украины недопустимо.
Эта территория должна быть поделена
на несколько поясов, соответствующих
гамме геополитических и
Таким образом, Западная Украина,
в узком смысле этого понятия,
состоит из трех областей Волыни и
Галиции и Закарпатья. Будучи территориально
близкими, они отличаются по рельефу
(Закарпатье горный массив, как и
Словакия), этническому составу и
политическим традициям. Этим областям,
которые сегодня активно влияют
на общую политическую атмосферу
Украины, активно проводя
Волынь, Галиция и Закарпатье
могут составить общую «
Украинский фактор является наиболее уязвимым местом в западном поясе России. Если в других местах опасность разрушения геополитической состоятельности heartland'а является потенциальной, и позиционная борьба за евразийскую геополитическую систему ставит перед собой лишь превентивные цели, то факт существование «суверенной Украины» является на геополитическом уровне объявлением России геополитической войны (а это дело не столько самой Украины, сколько атлантизма и Sea Power). Речь идет не о том, что Украина сама сознательно выбирает роль атлантистского «санитарно го кордона», хотя в некоторых случаях это не может не быть осознанным шагом, но о том, что она на практике начинает выполнять данную роль, коль скоро она не включается активно в интеграционные процессы с Москвой или (по меньшей мере) не распадается на отдельные геополитические составляющие.