Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 18:01, реферат
Формирование геополитического пространства Восточной Европы (ввиду недостатка внутренней целостности и сохраняющейся политической аморфности нет оснований называть его регионом) как относительно обособленного фрагмента на политической карте Европы произошло сравнительно недавно и являлось логическим следствием постсоциалистической реструктуризации восточной части европейского континента.
Становление упомянутых в начале статьи форматов политики ЕС в отношении восточных соседей – Европейской политики соседства и Восточного партнёрства – долгое время не рассматривалось Россией как угроза её стратегическим интересам, поскольку они не содержали перспективы членства восточноевропейских стран в Евросоюзе, но в виде этих форматов ЕС демонстрировал готовность взять на себя те функции, которые до этого выполняла только Россия, а именно структурирование и централизация данного пространства с помощью вовлечения его участников в ограниченные интеграционные инициативы. И если Россия использовала для реализации подобных инициатив экономические и энергетические инструменты, то ЕС опирался на традиционную для него стратегию нормативной конвергенции, в основе которой лежали стимулы, ориентированные на цивилизационную принадлежность и европейскую идентичность стран-партнёров.
И в-четвёртых, конкурентная
политика ведущих центров силы в
отношении Восточной Европы не затрагивала
глубинных источников конфликтности
и флуктуативности данного
При этом в структуре общего
политического баланса в Европе
противоречия вокруг восточноевропейских
проблем заняли скорее подчинённое,
нежели определяющее место. Они весьма
своеобразно вписались в
Но нельзя игнорировать тот
факт, что вследствие перипетий указанного
периода нахождение компромиссной
формулы взаимодействия ведущих
центров силы в Восточной Европе
стало обязательным условием для
формирования кооперативных основ
системы отношений на континенте,
в том числе построения новой
архитектуры безопасности в Европе.
Без преодоления сложившихся
в этом пространстве очагов конфликтности
выработать приемлемый modus operandi для
всех акторов континентальной
Ход развития конкуренции
между Россией, США и ЕС в Восточной
Европе продемонстрировал
Конечным итогом активной
фазы этой конкуренции стал стратегический
тупик. На определённом этапе «спираль
напряжённости» дошла до такого витка,
который для большинства
К тому же, устранив «верхний
слой» этой конкуренции на уровне
российско-американской стратегической
конфронтации, «перезагрузка» вынесла
на поверхность два других уровня
структурной организации
Структурирующее значение, которое приобрела политика Евросоюза для Восточной Европы за эти годы, нельзя сбрасывать со счетов, каким бы ограниченным оно ни казалось. Несмотря на всю критику, которой сопровождалось становление новых форматов политики ЕС в данном пространстве, Брюсселю так или иначе удалось сделать то, что не вышло у Москвы, – сформировать единые политические рамки, объединяющие все шесть стран Восточной Европы, несмотря на разрозненность их целей и подходов в отношениях с ЕС.
Другой вопрос, насколько
эти рамки эффективны для выполнения
поставленных задач по стабилизации
и нормативной конвергенции восточных
соседей. И в этом аспекте политика
ЕС существенно пробуксовывает ввиду,
во-первых, её собственной структурной
специфики, а во-вторых, особенностей
её реализации. Евросоюз предлагает восточным
партнёрам набор стимулов – общих
функциональных инструментов сотрудничества
или механизмов участия в интеграционных
процессах, требующих соответствующей
адаптации регуляторных и управленческих
стандартов этих стран. С одной стороны,
эти стимулы никак формально
не соотносятся с политической ситуацией
в данном пространстве и продвигаются
как деполитизированные формы сближения,
не учитывающие текущих
Политика России в этом
контексте приобретает особое качество
главной переменной, которая определяет
степень устойчивости геополитического
баланса в Восточной Европе. В
условиях «перезагрузки» российское руководство
предприняло ряд попыток
Сложно сказать на нынешнем
этапе, к чему приведут эти попытки.
Но можно с уверенностью утверждать,
что качественные изменения ситуации
возможны только в случае одновременного
прогресса на обоих уровнях баланса
в Восточной Европе – на уровне
взаимодействия России с другими
центрами силы и на уровне её отношений
со странами данного пространства.
В противном случае результаты будут
частичными, неустойчивыми и
Нужно отметить, что применяя тактику одностороннего давления в отношении восточноевропейских стран, Россия попадает в ту же ловушку, что и в период 2001-2003 гг. и сводит свой диалог с этими странами к набору взаимных претензий и противоречий. Это несомненно является тупиковым путём развития отношений, который не только не позволяет достичь качественных изменений в геополитическом балансе в данном пространстве, но и серьёзно ослабляет позиции России, которая, в отличие от ЕС, не имеет в своём распоряжении механизмов политического структурирования или кооперативных проектов, ради продвижения которых местные элиты стран Восточной Европы готовы пойти на существенные политические уступки.
Подводя итог представленного анализа, следует подчеркнуть, что, оставаясь наиболее аморфным, наименее регулируемым и наиболее небезопасным пространством на континенте, Восточная Европа, тем не менее, выполняет и конструктивную функцию, стимулируя ведущие центры силы к поиску оптимальных вариантов организации этого пространства и оптимальных принципов взаимодействия в этом пространстве. Его стратегическая ценность для поддержания безопасности и стабильности как в западной части континента, так и в восточной, настолько высока, что допустить перехода к открытой конфронтации они не могут. Правда, факторов, которые бы делали дальнейшее сохранение нынешнего неустойчивого и конфликтогенного состояния этого пространства непереносимым, и побуждали бы его участников к радикальным изменениям сложившегося положения вещей, тоже не наблюдается.
Восточная Европа представляет
собой сложный комплекс разноуровневых
конфликтов и противоречий, который
не вписывается ни в один навязанный
извне проект – ни в американский
проект продвижения демократии, ни
в проект нормативной конвергенции
Евросоюза, ни в российский проект постсоветской
реинтеграции России. Нахождение приемлемого
баланса в этом пространстве требует
комплексных интегральных решений,
осуществление которых
Таким образом, можно сделать
вывод, что противоречия между ведущими
центрами силы в Восточной Европе
не являются первичным структурным
фактором для конфигурации европейской
системы, а скорее выступают производными
от базовых политических противоречий
между ними, однако, разрешение последних
требует нахождения оптимальных
путей решения острых вопросов на
восточноевропейском
Шаповалова А.И., к.полит. наук, Киев.
Источник: Геополитика.Ру