Национальные интересы и национальная безопасность современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 10:58, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - выявить сущность национальных интересов и национальной безопасности России.
Задачи работы: - проанализировать понятие национальной безопасности и национальных интересов;
- изучить основные составляющие национальной безопасности и национальных интересов ;
- рассмотреть угрозы национальной безопасности и национальных интересов РФ, виды и формы;
- раскрыть содержание современной доктрины национальной безопасности и национальных интересов России.
Предмет исследования - национальная безопасность и национальные интересы современной России.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Национальные интересы РФ…………………………………….5
Национальные интересы и стратегические приоритеты РФ………5
Национальные интересы России во внешней и внутренней политике……………………………………………………………….7
Национальные интересы России в обеспечении безопасности…..10
Глава 2. Национальная безопасность РФ………………………………..12
2.1. Понятие национальной безопасности……………………………12
2.2. Основные составляющие национальной безопасности…………19
2.3. Угрозы национальной безопасности РФ: виды и формы………22
Заключение………………………………………………………………..27
Список нормативных актов и литературы………………………………30

Файлы: 1 файл

геополитика.docx

— 51.49 Кб (Скачать)

Состояние отечественной  экономики, несовершенство системы  организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и  увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных  отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.

В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и  обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически  важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности  угрожают России утратой передовых  позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней  технологической зависимости и  подрывом обороноспособности России.

Негативные процессы в  экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических  и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.

Единое правовое пространство страны размывается вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации, недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях.

Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического  устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.

Последствия этих просчетов  проявляются в ослаблении правового  контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.

Масштабы терроризма и  организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося  конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.

Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают  глубокое расслоение общества на узкий  круг богатых и преобладающую  массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.

Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения  и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических  веществ.

Последствиями глубокого  социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней  продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального  состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения.

Углубление кризиса  во внутриполитической, социальной и  духовной сферах может привести к  утрате демократических завоеваний.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной  сфере проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации  представляет терроризм. Международным  терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.

Возрастают уровень  и масштабы угроз в военной  сфере. Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без  санкции Совета Безопасности ООН  чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.

Увеличивающийся технологический  отрыв ряда ведущих держав и наращивание  их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения  создают предпосылки качественно  нового этапа гонки вооружений, коренного  изменения форм и способов ведения  военных действий.

Активизируется деятельность на территории Российской Федерации  иностранных специальных служб  и используемых ими организаций. Усилению негативных тенденций в  военной сфере способствуют затянувшийся процесс реформирования военной  организации и оборонного промышленного комплекса Российской Федерации, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативной правовой базы. На современном этапе это проявляется в критически низком уровне оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой, в крайней остроте социальных проблем и приводит к ослаблению военной безопасности Российской Федерации в целом.

Угроза ухудшения экологической  ситуации в стране и истощения  ее природных ресурсов находится  в прямой зависимости от состояния  экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования  природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к использованию территории России в качестве места переработки и захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ.

В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная  эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

Заключение

 

Реализация Стратегии  национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года призвана стать  мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни  населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной  безопасности и правопорядка, повышения  конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.

Современный мир переживает фундаментальные и динамичные изменения, глубоко затрагивающие интересы Российской Федерации и ее граждан. Новая Россия, встав на твердую почву национальных интересов, обрела полноценную роль в глобальных делах.

Стираются различия между  внутренними и внешними средствами обеспечения национальных интересов  и безопасности.

В этих условиях внешняя  политика становится одним из важнейших  инструментов поступательного развития страны, обеспечения ее конкурентоспособности  в глобализирующемся мире.

Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, участницей «Группы  восьми» и целого ряда других влиятельных  международных и региональных организаций, механизмов межгосударственного диалога  и сотрудничества, обладая значительным потенциалом и ресурсами во всех областях жизнедеятельности, интенсивно развивая отношения с ведущими государствами  и объединениями всех регионов мира, последовательно интегрируясь в  мировую экономику и политику, Россия оказывает существенное влияние на формирование новой архитектуры международных отношений.

На современном этапе  традиционные громоздкие военно-политические союзы уже не могут обеспечить противодействия всему спектру  современных вызовов и угроз, являющихся трансграничными по своему характеру. На смену блоковым подходам к решению международных проблем  приходит сетевая дипломатия, опирающаяся  на гибкие формы участия в многосторонних структурах в целях коллективного  поиска решений общих задач.

На передний план в качестве главных факторов влияния государств на международную политику, наряду с военной мощью, выдвигаются  экономические, научно-технические, экологические, демографические и информационные. Все большее значение приобретают: уровень защищенности интересов  личности, общества и государства; духовное и интеллектуальное развитие населения; рост его благосостояния; сбалансированность образовательных, научных и производственных ресурсов; в целом уровень инвестиций в человека; эффективное использование  механизмов регулирования мировых  рынков товаров и услуг, диверсификации экономических связей; сравнительные  преимущества государств в интеграционных процессах. Экономическая взаимозависимость  государств становится одним из ключевых факторов поддержания международной стабильности. Создаются предпосылки для становления более кризисоустойчивой международной системы.

В заключение рассматриваемой  темы следует сказать, что национальная безопасность как сложное явление  представляет собой систему взаимосвязанных  элементов. Данная система включает в себя определенную совокупность концептуальных установок и положений, социально-политических и правовых институтов и учреждений, определенных средств, методов и форм, позволяющих не допускать или адекватно реагировать на возникающие опасности и угрозы.

- военной безопасности, мобилизационной подготовке и мобилизации;

- конституционной безопасности;

- экономической безопасности;

- оборонно-промышленной  безопасности;

- общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией;

- информационной безопасности;

- международной безопасности;

- экологической безопасности  и охране здоровья населения.

Под угрозами национальной безопасности понимают потенциальные  угрозы политическим, социальным, экономическим, военным, экологическим и иным, в  том числе, духовным и интеллектуальным ценностям Нации и Государства. Угрозы национальной безопасности тесно  связаны с национальными интересами страны, в том числе, и за пределами  ее территории.

Видами национальной безопасности являются внешнеполитические угрозы безопасности страны, экономическая безопасность, безопасность внешнеэкономической  деятельности, военная безопасность, информационная безопасность, экологическая  и демографическая безопасность. Доктрина национальной безопасности -- это исходная концептуальная модель постановки и решения единого взаимосвязанного комплекса упорядоченных задач и проблем, связанных с обеспечением защищенности национальных интересов.

Список нормативных актов и литературы

1. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. // Вопр. экономики. - 2004. - № 12. 65 с.

2. Барабин В.В. Военно-политическая деятельность государства в системе нац. безопасности. М., 2007. - 74 с.

3. Ващекин Н.П., Дезлиев М.И., Урсул А.Д. Безопасность и устойчивое развитие России. М., 2008. - 125 с.

4. Волков В.Я. Геополитика и безопасность в современном мире. М., 2000.- 198 с.

5. Дмитриев Ю.А., Петров С.М., Идрисов Р.Ф. Государство как субъект обеспечения национальной безопасности России // Право и политика. 2001. № 11. - 75 с.

6. Золотарев В.А. Национальная безопасность страны. М., 2008. - 156 с.

7. Концепция национальной безопасности РФ // СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 170.

8. Михайлов А.Е. Правовая жизнь современной России: Теневые стороны // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Сер. «Юриспруденция». Вып. 36. Тольятти, 2003. - 153 с.

9. Фомин А.А. Юридическая безопасность государства как особого субъекта российского права // Право и политика. 2005. № 6. - 103 с.

10. Харичкин И.К. Политическая элита и ее роль в обеспечении национальной безопасности России. М., 2009. - 143 с.


Информация о работе Национальные интересы и национальная безопасность современной России