Межгосударственные объединения и международные организации в мировой геополитике

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:41, реферат

Краткое описание

В ходе становления политической жизни общества и с течением времени главными действующими лицами мировой политики стали отдельные государства, межгосударственные объединения и международные организации.
Первые попытки их создания появляются еще в глубокой древности. Прообразами международных организаций современного типа можно считать Пелопоннесский союз, созданный в Греции в середине VI в. до н. э. и гораздо позднее возникшую организацию – Ганзейский союз (союз немецких свободных городов в Северной Европе, окончательно оформившийся к концу XIII в.). В настоящее время ведется множество споров о том, какую организацию можно считать первой в современном представлении. Однако большинство ученых склоняются к тому, что ею является Центральная комиссия по судоходству на Рейне, созданная в 1815 г.
Основной задачей межгосударственных объединений и международных организаций в общем представлении является

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Роль межгосударственных объединений в мировой политике……..4
1.1 НАТО и его роль в мировой политике……………………………………..5
1.2 ЕС и его роль в мировой политике………………………………………....6
1.3 ЛАГ и ее роль в мировой политике………………………………………...7
Глава 2. Роль международных организаций в мировой политике…………...9
2.1 ООН и ее роль в мировой политике………………………………………..9
2.2 ВТО и ее роль в мировой политике………………………………………..11
2.3 АТЭС и его роль в мировой политике……………………………………. 13
Глава 3. Россия в крупнейших межгосударственных объединениях и международных организациях ………………………………………………...15
3.1 Россия и НАТО. История взаимоотношений и ситуация сегодня……… 15
3.2 Россия и ЕС. История взаимоотношений и современная ситуация…….. 17
3.3 Россия и ВТО. История взаимоотношений и современная ситуация……18
Заключение………………………………………………………………………20
Список источников……………………………………………………………... 21

Файлы: 1 файл

Реферат..docx

— 54.04 Кб (Скачать)

Являясь одной из самых  крупных международных организаций, ООН призвана решать огромное количество вопросов в самых различных областях. «О деятельности ООН знают в самых отдаленных уголках планеты. Общеизвестны успехи Организации Объединенных Наций в таких областях деятельности, как поддержание мира и гуманитарная помощь. Однако существует целый спектр других областей, где ООН и организации ее системы содействуют улучшению положения в мире и тем самым влияют на ход нашей повседневной жизни. Деятельность Организации многогранна и охватывает широкий круг важных проблем от устойчивого развития и борьбы с терроризмом, поощрения демократии и развития системы управления до охраны окружающей среды и решения глобальных медицинских проблем; от разминирования до развития производства продуктов питания. Кроме этого, делается многое другое в направлении достижения поставленных целей и координации деятельности в интересах глобальной безопасности и судеб будущих поколений» [11].

2. 2 ВТО и ее  роль в мировой политике.

Существует достаточно большое  количество международных экономических  организаций. Но, на мой взгляд, особое внимание стоит уделить Всемирной  Торговой Организации.

ВТО - международная организация, созданная с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. Датой основания ВТО считается 1 января 1995 года. На сегодняшний день членами ВТО являются 153 международно-признанных государства, Тайвань, 2 независимые территории (Гонконг и Макао) и Европейский Союз. Организационная структура ВТО заслуживает отдельного внимания. «Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО. Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения» [6]. В настоящий момент Генеральным директором ВТО является Паскаль Лами.

ВТО в своей деятельности придерживается определенных принципов. Она не стремится достичь каких  бы то ни было целей. Главной задачей  ВТО является установление общих  принципов международной торговли. Согласно декларации ВТО, ее работа должна опираться на следующие принципы:

«Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (НБТ). Режим НБТ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации.

Взаимность. Все уступки  в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными.

Прозрачность. Члены ВТО  должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО» [10].

Сегодня ВТО играет важную роль в мировой торговле. И связано  это не только с тем, что в ее состав входят крупнейшие мировые державы. «Помимо чисто экономических выгод, которые достигаются путем снижения барьеров для свободного товарообмена, эта система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан. Преимущества торговой системы ВТО проявляются на всех уровнях - отдельного гражданина, страны и мирового сообщества в целом» [9].

Различают различные формы  выгоды ВТО. Для потребителей:

1) Понижение стоимости жизни;

2) Более широкий выбор товаров и услуг.

Выгоды для страны в  целом делят на экономические  и политические. Среди которых  повышение доходов, повышение занятости, повышение эффективности внешнеэкономической деятельности, защита от лоббирования, борьба с коррупцией, выгода системы ВТО для взаимоотношений между странами, укрепление международной стабильности и др.

2.3 АТЭС и его  роль в мировой политике.

«Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество - форум 21 экономики Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений» [1].

Принято считать, что АТЭС образовался в 1989 году в  Канберре по инициативе премьер-министра Австралии Б. Хоука. Изначально в АТЭС входили 12 стран: Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония,  Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. К настоящему моменту в АТЭС 21 член. Интересно то, что АТЭС не имеет четкой организационной структуры. Изначально АТЭС создавался как свободный экономический форум, в связи с чем он не имеет широкого бюрократического аппарата. В Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре входят всего 23 дипломата из стран-участниц АТЭС. С 1993 года основной формой организационной деятельности являются саммиты, проводимые ежегодно, на которых подводятся итоги прошедшего года, формируются цели и корректируются направления политики на следующий год. Деловой консультационный совет, три комитета экспертов  и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики образуют главные рабочие органы АТЭС.

Как и любая другая международная  организация, АТЭС ставит перед собой  определенные цели. «Цели деятельности Азиатско-Тихоокеанского Форума Экономического Сотрудничества были официально определены в 1991 в Сеульской декларации. Это - обеспечение режима свободной открытой торговли согласно нормам ГАТТ/ВТО и укрепление регионального сотрудничества.

В 1994 в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 в АТР  системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного  режима. Наиболее развитые страны должны осуществить либерализацию к  2010. Каждая страна самостоятельно определяет свой статус и сроки введения новых режимов на основе индивидуальных планов действий»[8].

В последнее время АТЭС оказывает все большее влияние  на мировую политику. Следует отметить, что АТЭС не ставит своей целью  политическое сотрудничество. Это в  первую очередь сотрудничество свободных  экономик. АТЭС не имеет особых полномочий для разрешения конфликтов, а работает лишь на основе консультаций, целью  которых является достижение консенсуса. Особого внимания заслуживает то, что основной целью АТЭС является скорее создание единого информационного  пространства, а не экономического. Открытый обмен информацией –  один из принципов этой организации. «Наиболее важным направлением являются мероприятия, направленные на стимулирование взаимной торговли и зарубежных инвестиций.

Стремясь создать свободную  зону инвестиций, страны АТЭС принимают  меры, стимулирующие движение капиталов  между странами региона: сокращают  число отраслей, закрытых для прямых зарубежных инвестиций, упрощают визовой  режим для предпринимателей, обеспечивают широкий доступ к экономической  информации» [7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Россия в крупнейших межгосударственных объединениях и международных организациях.

В современных условиях глобализации любая страна стремится к участию  в различного рода межгосударственных объединениях и международных организациях. Подобное участие помогает странам и народам, проживающим в них, лучше понять друг друга, способствует развитию экономических, политических отношений, культурному обмену. Кроме того, членство в таких объединениях зачастую дает странам-участницам дополнительные возможности при решении различного рода проблем. Однако практически во всех международных организациях и межгосударственных объединениях существуют конкретные требования, к странам – потенциальным членам. Для любой организации важно, чтобы в ее состав входили, страны, которые могут принять непосредственное участие в ее международной деятельности. То есть, одним из условий членства в крупнейших международных организациях является определенный уровень экономического и политического развития страны.

Россия, будучи правопреемницей  СССР и крупнейшей мировой державой, является членом множества мировых  международных организаций. Подобное членство дает России определенные возможности, выгоды. Однако взаимоотношения России с крупнейшими межгосударственными объединениями и международными организациями имеют некоторые особенности.

3.1 Россия и  НАТО. История взаимоотношений и  ситуация сегодня.

История взаимоотношений  России и НАТО насчитывает уже более полувековую историю. В послевоенный период произошел раскол двух систем, двух союзников по антигитлеровской коалиции на два военно-политических блока: НАТО и ОВД. С этого момента начинается ядерное противостояние двух мировых держав: США и СССР. В связи с тем, что первоначальными участниками стали некоторые западноевропейские империалистические государства, США получило возможность влиять на военно-политическую ситуацию в Европе и стали представлять прямую угрозу для СССР. ОВД была призвана регулировать сложные отношения с НАТО, ситуация с ядерным оружием и его испытанием.

«За 50 - летний период существования НАТО расширился более чем на половину и сегодня покрывает своим влиянием всю Западную и Восточную Европу, вплотную приблизившись к границам России. В связи с изменением военно-политической конфигурации после роспуска Организации Варшавского Договора НАТО пытается изменить мнение о себе на пороге третьего тысячелетия. НАТО была и остается организацией, приверженной к поддержанию мира и стабильности, и выступает как гарант обеспечения безопасности при активном участии США. НАТО и впредь будет проводить активную политику через расширение альянса, через программу «Партнерство во имя мира», через отношения с Россией. Только НАТО под силу операции крупного масштаба при возникновении конфликтов в мире и в Европе» [4].

Отношения между Россией  и НАТО установились в 1991 году. Россия вступила в Совет евроатлантического партнерства. А с 1994 года начала участвовать в программе «Партнерство ради мира». В 1998 году учреждено дипломатическое представительство России при НАТО. После подписания в 2002 году декларации «Отношения Россия-НАТО: новое качество» 28 мая 2002 года был создан Совет Россия-НАТО. На 2004 год Россия уже проводит совместные с НАТО миротворческие учения.  22 августа 2008 года в связи с грузино-осетинским конфликтом было прекращено сотрудничество с НАТО. Восстановлено оно было лишь в марте 2009. Сегодня Россия сотрудничает с НАТО по вопросу военной операции в Афганистане. В 2012 году в Ульяновске, несмотря на большое количество споров и бурную реакцию общественности создан перевалочный пункт НАТО.

Россия имеет постоянное представительство в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. До 23 декабря 2011 года его возглавлял известный российский политик Дмитрий Рогозин. С 2012 года на этом посту Александр Грушко.

 

3.2 Россия и ЕС. История взаимоотношений и современная ситуация.

Отношения России и ЕС не имеют давней истории. Первое соглашение о торговле и сотрудничестве между  СССР и ЕЭС было подписано 25 июня 1988 года (вступило в силу 1 декабря 1997). Первое заседание Совета сотрудничества состоялось 27 января 1998 в Лондоне. В период с 1999 по 2001 год Европарламент принимает ряд критических резолюций по положению в Чечне.

На сегодняшний день существуют конкретные сферы сотрудничества России и ЕС. «Соглашением 2005 года предусматривалось осуществлять стратегическое партнёрство через формирование четырёх общих пространств («дорожные карты»):

экономического;

внутренней безопасности и правосудия;

внешней безопасности;

науки и образования» [1].

В период с 2002 года и по сей день ведутся переговоры об отмене визивого режима между Россией и странами-членами ЕС. По итогам российско-германско-французского саммита в Довиле 19 октября 2010 года согласован план действий, согласно которому через 10-15 лет ЕС и Россия могут представлять собой единое экономическое пространство.

Во взаимоотношениях России с ЕС имеются серьезные проблемы. Существует целый ряд взаимных претензий. «Претензии России к ЕС касаются:

предложений ЕС о ведении  диалога с Россией в рамках программы «Новое партнерство» - единого плана сотрудничества ЕС с граничащими с ним государствами, что ставит Россию на уровень североафриканских государств;

неурегулированности вопросов перевозки грузов и пассажиров между основной территорией России и Калининградской областью;

ущемления прав русскоязычных  меньшинств в Латвии и Эстонии;

попыток ЕС противостоять  сохранению внешнеполитического влияния  России на постсоветском пространстве;

Претензии ЕС к России касаются:

нарушений прав человека в  Чечне и гражданских свобод;

сохранения российских военных  баз в Приднестровье и Грузии, вмешательства России во внутригрузинские конфликты (Абхазия и Южная Осетия);

заниженных внутрироссийских цен на энергоносители по сравнению  с мировыми ценами;

взимания Россией компенсационных  выплат с европейских авиакомпаний за использование ими беспосадочного транссибирского маршрута» [1].

3.3 Россия и  ВТО. История взаимоотношений и современная ситуация.

Переговоры о вступлении России в ВТО велись с 1993 по 2011 год. 22 августа 2012 года Россия стала членом ВТО.

Информация о работе Межгосударственные объединения и международные организации в мировой геополитике