Межгосударственные объединения и международные организации в мировой геополитике

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:41, реферат

Краткое описание

В ходе становления политической жизни общества и с течением времени главными действующими лицами мировой политики стали отдельные государства, межгосударственные объединения и международные организации.
Первые попытки их создания появляются еще в глубокой древности. Прообразами международных организаций современного типа можно считать Пелопоннесский союз, созданный в Греции в середине VI в. до н. э. и гораздо позднее возникшую организацию – Ганзейский союз (союз немецких свободных городов в Северной Европе, окончательно оформившийся к концу XIII в.). В настоящее время ведется множество споров о том, какую организацию можно считать первой в современном представлении. Однако большинство ученых склоняются к тому, что ею является Центральная комиссия по судоходству на Рейне, созданная в 1815 г.
Основной задачей межгосударственных объединений и международных организаций в общем представлении является

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Роль межгосударственных объединений в мировой политике……..4
1.1 НАТО и его роль в мировой политике……………………………………..5
1.2 ЕС и его роль в мировой политике………………………………………....6
1.3 ЛАГ и ее роль в мировой политике………………………………………...7
Глава 2. Роль международных организаций в мировой политике…………...9
2.1 ООН и ее роль в мировой политике………………………………………..9
2.2 ВТО и ее роль в мировой политике………………………………………..11
2.3 АТЭС и его роль в мировой политике……………………………………. 13
Глава 3. Россия в крупнейших межгосударственных объединениях и международных организациях ………………………………………………...15
3.1 Россия и НАТО. История взаимоотношений и ситуация сегодня……… 15
3.2 Россия и ЕС. История взаимоотношений и современная ситуация…….. 17
3.3 Россия и ВТО. История взаимоотношений и современная ситуация……18
Заключение………………………………………………………………………20
Список источников……………………………………………………………... 21

Файлы: 1 файл

Реферат..docx

— 54.04 Кб (Скачать)

ГБОУ ВПО МО «Академия  социального управления»

факультет управления

кафедра социально-гуманитарных наук

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему № 26 «Роль межгосударственных объединений и международных организаций в мировой политике»

по дисциплине «геополитика»

 

 

Выполнила: студентка гр.У-0911

Сараева А. М.

Проверил: Крылов П.М., доцент, к.г.н.

 

 

 

 

 

Москва, 2012.

Оглавление.

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Роль межгосударственных объединений в мировой политике……..4

1.1 НАТО и его роль в мировой политике……………………………………..5

1.2 ЕС и его роль в мировой политике………………………………………....6

1.3 ЛАГ и ее роль в мировой политике………………………………………...7

Глава 2. Роль международных организаций в мировой политике…………...9

2.1 ООН и ее роль в мировой политике………………………………………..9

2.2 ВТО и ее роль в мировой политике………………………………………..11

2.3 АТЭС и его роль в мировой политике……………………………………. 13

Глава 3. Россия в крупнейших межгосударственных объединениях и международных организациях ………………………………………………...15

3.1 Россия и НАТО. История взаимоотношений и ситуация сегодня……… 15

3.2 Россия и ЕС. История взаимоотношений и современная ситуация…….. 17

3.3 Россия и ВТО. История взаимоотношений и современная ситуация……18

Заключение………………………………………………………………………20

Список источников……………………………………………………………... 21

 

 

 

 

1. Введение.

В ходе становления политической жизни общества и с течением времени главными действующими лицами мировой политики стали отдельные государства, межгосударственные объединения и международные организации.

Первые попытки их создания появляются еще в глубокой древности. Прообразами международных организаций  современного типа можно считать  Пелопоннесский союз, созданный в  Греции в середине VI в. до н. э. и гораздо позднее возникшую организацию – Ганзейский союз (союз немецких свободных городов в Северной Европе, окончательно оформившийся к концу XIII в.). В настоящее время ведется множество споров о том, какую организацию можно считать первой в современном представлении. Однако большинство ученых склоняются к тому, что ею является Центральная комиссия по судоходству на Рейне, созданная в 1815 г.

Основной задачей межгосударственных объединений и международных  организаций в общем представлении  является выработка программ по решению  общемировых проблем и создание условий для их реализации. Объединение усилий более 200 государств – непростая задача. Ведь все они исключительно разные. Политические ориентиры, уровень экономического и социального развития, национальные и этнические особенности выступают своего рода барьерами на пути решения основных задач, встающих перед современными государствами. Несмотря на всеобщее понимание необходимости достижения заветной цели, каждое государство стремится решить в первую очередь именно свои проблемы, отодвигая проблемы мирового характера на второй план. Это связано также с тем, что расклад сил в современном мире таков, что разрыв между богатыми и бедными странами настолько серьезен, что уже сам по себе стал глобальной проблемой, которую необходимо решать, взаимодействуя.

 Именно для того, чтобы  это взаимодействие стало наиболее эффективным и необходимо создание межгосударственных объединений и международных организаций.

 

Глава 1. Роль межгосударственных объединений в мировой политике.

Существует несколько  определений понятия «межгосударственное  объединение». Однако самое емкое и оптимальное, на мой взгляд, дается в энциклопедическом словаре «Конституционное право России». «Межгосударственное объединение - союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цель экономической и политической интеграции государств-участников. Межгосударственным является объединение государств с передачей ему государствами-членами части своих суверенных полномочий, а также с принятием на себя в этой связи особых международных обязательств» [2]. В различной учебной литературе к межгосударственным объединениям обычно относят коалиции, сообщества, содружества и др. Иногда к таким объединениям относят и конфедерацию, но это спорное мнение некоторых ученых легко подвергается сомнению в связи с тем, что она является государственно-правовым объединением суверенных государств.

Государства с древности пользовались различными формами объединений. Это обуславливалось наличием каких-либо общих интересов, которые могли быть как долговременными, так и краткосрочными (совпадение интересов, территориальная близость или близость их правителей). Между такими государствами постепенно складываются особые отношения, разногласия сглаживаются, а взаимодействие в различных сферах усиливается. Правовой основой формирования и деятельности системы межгосударственных органов являются договоры об образовании межгосударственных объединений и их уставы.

Кроме того, что межгосударственные объединения создаются с определенной выгодой для стран-участниц, они еще и оказывают серьезное влияние на мировую политику. Можно утверждать, что межгосударственные объединения являются одной из форм международной интеграции и проявлением глобализации.

Принято выделять несколько  видов межгосударственных объединений: военно-политические блоки, интегрированные организации и политические ассоциации.

1.1 НАТО и его  роль в мировой политике.

Крупнейшим из ныне действующих  военно-политических блоков является НАТО (Организация Североатлантического договора или  Северо-Атлантический Альянс). В этот блок входит 28 стран: большинство стран Европы, а также США и Канада. Блок был основан 4 апреля 1949 года в США. Изначально в его состав входили 12 государств. НАТО представляет собой «трансатлантический форум» для проведения странами-участниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим интересы его членов, в том числе и вопросы безопасности. Кроме того, НАТО призвано сдерживать любую форму агрессии в отношении территории любого его члена. НАТО ставит своей целью укрепление стабильности и повышение благосостояния в Североатлантическом регионе. Кроме того НАТО пропагандирует и защищает демократические ценности.

НАТО – это грандиозная  организация со сложнейшей структурой. Это комитеты, группы, службы, управления и даже собственные учебные центры по подготовке и переподготовке специалистов. Руководителем НАТО - главный секретарь, которым сегодня является датский политик Андерс Фог Расмуссен.

Сегодня НАТО – это основное средство сохранения участия США  в Европейской политике и безопасности. На настоящий момент НАТО постоянно  расширяет сферу своего влияния, стремясь к объединению под своей эгидой все большего количества участников. Создаваясь изначально в противовес и для защиты от Советского Союза, НАТО уже давно сменило свою направленность, став организацией военно-политической. Декларирую задачу демократизации региона СНГ, НАТО оказывается непосредственным участником политического рынка стран бывшего СССР, тем самым, усиливая поляризацию политических сил и способствуя расколу политических партий региона по геополитическому принципу. В итоге, ориентация на вступление в НАТО в этих странах поставила страну и ее население перед выбором дальнейшего пути развития, что привело к серьезной борьбе на внутриполитической арене этих стран.

 Однако, несмотря на утверждение одной из своих целей провозглашение и защиту демократических ценностей, НАТО остается в первую очередь военной организацией, играющей важную роль в мировой безопасности. Кроме того, НАТО оказывает содействие в решение различного рода проблем странам-членам, странам-партнерам и странам-возможным членам НАТО в будущем.

1.2 Европейский Союз и его роль в мировой политике.

Европейский Союз – интеграционная организация, основной целью которой  согласно статье 1 Договора о Европейском  Союзе служит построение «как можно  более тесного союза европейских  народов». ЕС объединил 27 стран Европы. Союз был юридически закреплен Маастрихтским  договором в 1992 году (вступил в  силу 1 ноября 1993 года). Стать членом Союза может любое государство, соблюдающее демократические принципы. Кроме того, в стране должен быть достаточно высокий уровень экономического развития (не ниже среднего уровня в ЕС), законодательство страны-кандидата должно быть реформировано в соответствии с нормами права ЕС. В связи с созданием стандартизированной системы законов стало возможным создание на территории ЕС общего рынка, гарантирующего свободное движение людей, капитала, товаров и услуг, а также отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в состав которой входят как страны-участницы, так и другие европейские государства. 17 стран на территории ЕС ввели единую валюту, евро, образовав тем самым еврозону. ЕС имеет право на проведение международной политики и заключение международных договоров. Согласовав внешнюю политику и политику безопасности стран-участниц, Союз сформировал собственную внешнюю политику и политику безопасности. В структуре ЕС можно выделить наиболее важные институты: Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Европейский совет, Суд Европейского союза, Европейская счетная палата и Европейский центральный банк. Каждые 5 лет гражданами ЕС избирается Европейский парламент.

По характеру компетенции  ЕС – это надгосударственное объединение  государств, добровольно ограничивших свой суверенитет. ЕС сегодня – это  государственно-подобное образование, постепенно эволюционирующее в сторону  федерации. Именно федерализация является основной тенденцией развития ЕС с  момента его возникновения.

Роль ЕС в мировой политике сегодня проявляется в форме  влияния на мировую торговлю, международные  отношения и выражение международных  идей по какому-либо вопросу. Некоторые  ученые даже утверждают, что ЕС является самостоятельным участником международных  отношений, выступая их непосредственным субъектом.

1.3 Лига арабских  государств и ее роль в мировой  политике.

Лига арабских государств – политическая ассоциация, объединяющая ряд арабских государств и некоторые  дружественные неарабские государства, в которых арабский язык является одним из официальных. ЛАГ создана 22 марта 1945 года. В настоящий момент ее членами являются 22 государства. В Совете лиги, высшем органе ЛАГ, каждое из государств-членов имеет по 1 голосу. Лига создана с целью организации более тесного взаимодействия стран-членов в различных сферах: экономика и финансы, транспорт и связь, культура, здравоохранение и гуманитарные проблемы.

Создание ЛАГ стало  основным результатом деятельности движения за арабское единство.

В 1950 году ЛАГ был предоставлен статус наблюдателя при ООН. Благодаря  этому до 60-х гг. она сыграла  важную роль в объединении азиатских и африканских стран в арабо-азиатский (позже афро-азиатский) блок.

Основной проблемой ЛАГ  является то, что по большинству  вопросов у стран-членов нет единого  мнения. Одни члены принимают прозападные позиции, другие – антизападные, а третьи сохраняют нейтралитет.

Роль ЛАГ в мировой  политике имеет несколько основных аспектов. Во-первых, она выступает в роли связующего звена между странами Ближнего и Среднего Востока со странами Африки. Во-вторых, роль лиги важна в процессе социально-экономической и политической деколонизации арабского мира. В-третьих, ЛАГ занимается урегулированием перманентных конфликтов в этом опасном регионе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Роль международных  организаций в мировой политике.

В современной научной  литературе существует множество определений  понятия «международная организация». Однако, на мой взгляд, самым целостным является следующее определение: «Международная организация - постоянное объединение межправительственного или неправительственного характера, созданное на основе международного соглашения в целях содействия решению оговоренных в соглашении международных проблем» [3].

На сегодняшний момент роль международных организаций  в мировой политике настолько  усилилась, что они стали одним  из основных политических акторов. Всего  в мире существует около 3000 международных  организаций. Но это не значит, что все они играют значительную роль в мировой политике. Существует несколько крупнейших организаций, о которых в дальнейшем и пойдет речь.

Типология международных  организаций различна. В общем понимании их принято в первую очередь делить на межправительственные и неправительственные. Дальнейшее деление обычно происходит по сферам деятельности организаций. Принято выделять организации общей и специальной компетенции (политические, экономические, кредитно-финансовые и другие).

2.1. ООН и ее  роль в мировой политике.

Организация Объединенных Наций  – это уникальная международная организация. «Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Название «Объединённые Нации» было впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года.

Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 51 государства. Дата вступления Устава в силу (24 октября) отмечается как День Организации Объединённых Наций» [1].

На сегодняшний день странами-членами  ООН являются 193 государства. Вступить в ООН может любое международно-признанное государство, готовое принять на себя прописанные в уставе ООН  обязательства. Существует специальная процедура принятия в состав ООН новых членов.

Так как ООН представляет собой колоссальную организацию, она  имеет достаточно сложную структуру  органов. «Уставом предусмотрено создание шести главных органов Организации Объединенных Наций: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат. Однако система Организации Объединенных Наций гораздо шире, в ее состав входят 15 учреждений и несколько программ и органов. ООН также имеет отделения в Женеве, Вене и Найроби» [12]. Кроме того, каждый из перечисленных главных органов имеет собственную разветвленную структуру. Большую роль играет Генеральный секретарь ООН, являющийся главным ее лицом и делающий заявления от лица всей организации. Главный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на второй срок. За всю историю существования организации на посту Главного секретаря побывали 9 человек. С 1 января 2007 года Главным секретарем ООН является Пан Ги Мун, представитель Республики Корея. В структуре ООН важную роль играют страны-постоянные члены Совета Безопасности, к которым относятся Российская Федерация, США, Великобритания, Франция, Китай. По джентельменскому соглашению гражданин-член одной из этих стран не может быть Главным секретарем ООН.

Информация о работе Межгосударственные объединения и международные организации в мировой геополитике