Методы геополитической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:13, контрольная работа

Краткое описание

В геополитике деятелъностный метод направлен на анализ геополитической картины в динамике. Он рассматривает ее как специфического вида живую и овеществленную деятельность, как циклический процесс, имеющий различные стадии или этапы: определение целей деятельности, принятие решений; организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление; регулирование деятельности групп, масс; контроль за достижением поставленных целей; анализ результатов деятельности и постановка новых целей и задач. Деятельностный метод составляет методологическую базу теории геополитических решений.

Оглавление

1. Методы геополитической науки 3
2.США в системе геополитических отношений 5
2.1.США-Евросоюз 5
Американские интересы в Средней Азии, на Кавказе, в Индии 7
США-Китай 7
Япония в американской геополитике 8
Стратегические отношения России и США 9
Список литературы .11

Файлы: 1 файл

геополитика.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

Так, например, процесс трансформации НАТО идет, это реальность, которую нельзя не замечать. Но это достаточно длительный процесс. НАТО трансформируется и приобретает возможность реакции на современные вызовы европейской безопасности, но и не отказывается от функций коллективной обороны. Меняются возможности в области коллективной обороны, сокращаются ненужные расходы, оптимизируется структура, но функция остается. Россия, в рамках развития сотрудничества с НАТО, никакого отношения к решению Североатлантическим альянсом задач коллективной обороны не имеет, и иметь не будет, ибо в этом нет необходимости. Это задача вчерашнего дня, если, конечно, не возникнут новые разделительные   линии   между   Востоком   и   Западом.   Но   и   к   принятию,   и   выполнению

9

 

Североатлантическим альянсом решений в области европейской  безопасности Россия тоже остается допущенной на «птичьих» правах. В этих условиях расширение НАТО не может не вызывать негативной реакции со стороны России. До тех пор пока Россия остается неравноправной, фактически отстраненной от принятия важнейших решений в области европейской безопасности, а инфраструктура НАТО, как оборонительного союза приближается к ее границам, иначе быть и не может.

Вопрос только в том, какую позицию займут США. Их роль в развитии ситуации в Европе остается решающей. Если опять будет продемонстрировано полное пренебрежение к мнению России, то это будет еще одним подтверждением того, что США возвращаются к той позиции, которая четко обозначилась перед сентябрьскими событиями. Суть их - Россия уже не та страна с интересами которой есть необходимость считаться. В этом случае, последние предложения по участию России в принятии решений, фактически будут направлены на нейтрализацию реакции России на предстоящую вторую волну расширения НАТО.

Решение США  по выходу из Договора по ПРО столь  же, если не в большей степени, несвоевременны и вредны, как и решения по расширению НАТО. Можно только приветствовать заявления президента США о том, что Россия и США теперь не враги, так же как и высказывания о необходимости создания «новых рамок» стратегических отношений между Соединенными Штатами и Россией. Верно и его утверждение о том, что эти «новые рамки» стратегических отношений должны опираться на предпосылку о нецелесообразности опоры на концепцию сдерживания времен холодной войны, предусматривающую взаимное гарантированное уничтожение. В первую очередь, выходя за пределы сферы стратегических наступательных и оборонительных вооружений, необходимо решить проблемы из сферы военной безопасности, унаследованные из прошлого века, из времен «холодной войны» и те, которые пришли в новом веке вместе с процессами глобализации.

Имеется в  виду проблема расширения НАТО и проблема борьбы с транснациональными структурами  международного терроризма. Что касается проблемы расширения НАТО, то она может быть решена достаточно легко, при желании. Достаточно решить два конкретных вопроса.

Первый. Требования к вооруженным силам новых  членов НАТО должны предъявляться без учета участия в решении задачи коллективной обороны, либо при условии, что вооруженные силы каждой из стран способны будут решать задачи обороны только в коалиционном составе и для войн локального характера.

Второй. Поднять  до равного с остальными права  России в принятии решений по вопросам европейской безопасности. Естественно, кроме вопросов коллективной обороны.

Что касается борьбы с международным терроризмом, то сама жизнь заставила приоритеты реальной политики расставить в большем соответствии с реальными угрозами.

Причин для  развития международного терроризма достаточно много. Но самые опасные формы его проявления опираются на идеологическую основу экстремистских направлений ислама. Только на его базе можно подготовить фанатиков, готовых совершить террористический акт ценой своей жизни. Если стремится к уничтожению этих основных корней международного терроризма, то необходимо, в первую очередь, поддержать традиционный ислам. Поддержать его всеми возможными способами - и информационно, и материально, в том числе, там, где это необходимо, вооружением и военной техникой.

Кроме того, необходимо учитывать, что международный терроризм, как и иные транснациональные структуры, появляющиеся в процессе глобализации, отнюдь не всегда могут быть идентифицированы с каким либо государством. Это уже надгосударственные структуры. Поэтому и воздействие должно быть, в первую очередь, нацелено не на государства, а непосредственно на структуры организаций международного терроризма.

В заключение необходимо подчеркнуть следующее. Весь перечисленный комплекс мер доверия в сфере стратегических наступательных и оборонительных вооружений ориентирован на худший вариант развития событий. Хотелось бы, чтобы реальный переход к «новым рамкам» стратегических отношений между Россией и США осуществлялся как результат продуманной, целенаправленной политики, а не как реакция на чрезвычайные ситуации, возникающие из-за не принятых вовремя решений.

10

 

Список литературы

  1. Василенко И.А. Геополитика. М: Логос, 2003.
  2. Гаджиев К. С. Введение в геополитику. Изд. 2-е. М, 2000.
  3. Карпов В.В. Геополитика.С-Пб.: Изд. Михайлова., 2002.
  4. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитиак и политическая география. М: Аспект 
    Пресс, 2001.
  5. Нартов Н. А Геополитика. М.: Юнити,  1999 Тихонравов Ю.В. Геополитика. М: 
    Инфра-М, 2000.
  6. Плешаков К. В. Геополитика в свете глобальных перемен// Международная жизнь// 
    1994г. №10. С. 32-34.
  7. Поздняков Э. А. Геополитика. М., 1995.
  8. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.
  9. Тихонравов Ю. В. Геополитика. М. 2000.
  10. Geopolitics // Encyclopedia Americana. N. Y. 1987. Vol. 12. P. 508

11


Информация о работе Методы геополитической науки