Исламская революция

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:24, контрольная работа

Краткое описание

Одним из важнейших феноменов на рубеже 80-х годов стало беспрецедентное возрастание социально-политических движений под исламскими лозунгами. Наиболее впечатляющей среди них была антимонархическая революция 1978-1979 гг. в Иране. В результате краха прозападного шахского режима в стране была основана Исламская республика Иран (ИРИ). Согласно Конституции верховная власть стала прерогативой духовного вождя. Это положение Конституции ИРИ было сформулировано на базе концепции аятоллы Хомейни относительно политических полномочий факиха.
В общей сложности, продолжающееся возрождение ислама – сложный и не лишенный внутренних противоречий процесс. Его развитие в недрах отдельных стран и общин имеет свои специфические черты и особенности. Ход этого процесса в одних странах в настоящее время ведет к усилению разобщенности (например, в Алжире, Афганистане), в других - к консолидации существующего государственного устройства (Индонезия, Пакистан), в третьих - продолжает угрожать переживающей эпоху стабилизации и демократизации политической системе просветской направленности (Турция, Египет) и т. д.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..………….….…..….3
РАЗДЕЛ I. Развитие революционного движения…………………….… ….4
РАЗДЕЛ II. Внутриполитическая ситуация…………….……..……...…..10
РАЗДЕЛ III. Внешняя политика исламской революции……….…….….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….……………………..………………….…..……..………15
Список литературы и источников…………………………..……....……......…….17

Файлы: 1 файл

Исламская революция в Иране.docx

— 43.37 Кб (Скачать)

    Следует заметить, что в стране сегодня  все больше дает о себе знать рост продемократических настроений и среди  определенной части шиитско-исламского духовенства. Некоторые "независимые" религиозные деятели фактически выступают за восстановление преднамеренно  упраздненного в ходе революции  самостоятельного статуса и звания моджтехидов. Моджтехиды фактически исполняли обязанности руководителей, входящих в шиитскую общину субобщин. В период революции 1978-1979 гг. эти субобщины распались, перестали активно функционировать и их духовные предводители. Так, до революции в Исфахане и его окрестностях верующие мусульмане разделялись на несколько групп: последователи (мукаллиды) моджтехидов аятоллы Хои, аятоллы Хакима, аятоллы Монтазериибехаиты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Раздел  II.

    Внутриполитическая  ситуация 

    Расстановка внутриполитических сил в стране во второй пол. 70 гг. была следующей:

    - на правом фланге политического  спектра находилась иранская  монархия, скомпрометированная в  глазах широких масс населения  репрессивными методами правления,  негативными социальными последствиями  "Белой революции", отрицанием  исламских традиционных ценностей  и внедрением сверху чуждых  правоверным шиитам западных  норм и обычаев. В сложившихся  условиях Шах мог опереться  на Армию, тайную полицию "САВАК", бюрократию госаппарата и госсектора  и связанную с ними буржуазную  верхушку, т. е. социальная опора  режима была крайне узкой. В  критические для него месяцы 1978 - нач. 79 гг. Шах проявил чувство реализма и готовность отказаться от большей части своих полномочий по руководству страной (при сохранении контроля над силовыми структурами) в пользу другой светской силы - умеренно-буржуазной оппозиции в лице Национального Фронта (НФ).

    - иранская мелкая и средняя  торгово-промышленная буржуазия  была экономически слабой и  политически трусливой. Когда  Шах предложил одному из лидеров  НФ Бахтияру возглавить Правительство  и последний на это согласился, большая часть руководства НФ  дезавуировало Бахтияра и исключило  его из Партии, т. к. опасалась обвинений со стороны духовенства в коллаборационизме с "ненавистным тираном". Таким образом, иранская буржуазия упустила исторический шанс прихода к власти, подарив его духовной мусульманской оппозиции: вместо эволюционного мирного перехода власти от одной светской силы (Монархия) к другой светской силе (НФ) она оказалась захваченной насильственным революционным путем мусульманскими фундаменталистами.

    - Мусульманское духовенство во  главе с аятоллой Хомейни черпало  политические силы не только  в традиционалистской реакции  большинства населения Ирана  на шахскую революцию сверху, ограниченно прогрессивную с  экономической точки зрения для узкой прослойки населения, но разорительную для большинства крестьянства, ремесленников, мелкой и средней буржуазии. По традиционным шиитским представлениям шахская власть (в отличие от суннитов) не сакрализованная: со времен первой иранской Конституции 1906 г. в стране существовал выгодный духовенству принцип разделения властей, отводивший Шаху всего лишь функции Главы исполнительной власти, а высшим духовным главой правоверных шиитов признавался двенадцатый скрытый Имам-Мессия.

    Появившийся для спасения правоверных "скрытый" Имам в лице Хомейни проповедовал исламский путь развития и противопоставлял его "капитализму и коммунизму, двум лезвиям одних и тех же ножниц, подрезающих общий исламский  корень". В 78-79 гг. оппозиция под  руководством Хомейни представлялась мировой общественности умеренно-мусульманской  на фоне диктаторского шахского режима.

    - Левомусульманская оппозиция (аятолла  Талегани, моджахедины, федаины)  представляла собой серьезную  силу, способную конкурировать при  определенных условиях с Хомейни  (имели заслуги в антишахском  движении, используют уравнительные  тенденции исламского вероучения  и призывы к построению "общества без эксплуатации").

    - На левом фланге политического  спектра находилась партия иранских  коммунистов ТУДЭ во главе  с Киянури. Подвергаемая Шахом  наиболее жестокому и методичному  преследованию, ТУДЭ работала  в глубоком подполье и эмиграции,  что ослабило возможности ее  влияния на массы. В революции  1979 г. Партия не могла выдвинуть  собственные лозунги - это выглядело  бы актом подрыва антишахского  фронта во главе с Имамом, поэтому  было решено поддерживать Хомейни "для подталкивания его влево" (левомусульмане могли себе позволить критиковать Хомейни, как представителя другого цвета исламского движения, и расценили сотрудничество ТУДЭ с ним как предательство). С другой стороны, духовенство расценило готовность атеистической ТУДЭ сотрудничать с ними как лицемерие и коварство. Таким образом, иранские коммунисты оказались в исламской революции в полной изоляции.

    Хомейни оказался мастером политического лавирования. Сначала во главе единого фронта он ликвидировал шахский режим; затем  дезориентировал левомусульман  и коммунистов насчет своих истинных намерений посредством привлечения  их к подавлению буржуазных организаций (параллельно наступлению на политические позиции иранской буржуазии Хомейни  практиковал яростный антиамериканизм); после ликвидации всех своих противников  справа при помощи левых Имам разгромил  ТУДЭ (федаины и моджахедины не могли помочь атеистической партии); левомусульмане были последней жертвой  Хомейни, оказавшей наибольшее сопротивление  своей ликвидации.

    В новой Конституции страны 1979 г. высшая власть была официально закреплена за Хомейни (после его смерти - за его  преемником), а прерогативы гражданской  политической власти - за Президентом, Премьером и Меджлисом. С принятием  этой Конституции было узаконено  установление в стране теократического  режима со всеми его атрибутами.

    Иранская  революция 1979 г. по массовости своих участников является одной из крупнейшей революцией ХХ. Поэтому представляется естественным разброс мнений и оценок в отношении ее характера. На первом своем этапе она была исламской по форме; антимонархической и антиимпериалистической по основной направленности; буржуазной по социальной сущности (за смену типа капиталистического развития), хотя внешне это проявлялось в антикапиталистических лозунгах и тенденциях. На втором этапе (с к. 1979 г.) революция идет по нисходящей и из исламской по форме становится также исламской и по содержанию. Теоретически революция должна была расчистить возможности демократического развития капитализма снизу - на практике же в обществе, живущем по законам ислама, выработанным тысячелетие назад в другую историческую эпоху, такое развитие может происходить только в деформированном виде. 
 
 
 

    Раздел  III.

      Внешняя политика исламской революции 

    На  этапе свержения шахского режима наибольшую опасность для революции  представляла угроза американского  вмешательства в защиту своего верного  союзника - Мухаммеда Реза Пехлеви. Однако Хомейни правильно рассчитал, что

Москва  на международно-законном основании  не допустит утверждения позиций

США на своих южных границах (Договор 1921 г.) Поэтому руководство революцией культивировало антиамериканизм вплоть до грубых провокаций в отношении  США для укрепления своей массовой базы. США не решились на крупномасштабное вмешательство в Иране и фактически предали Шаха, опору американского  влияния на Среднем Востоке в  послевоенный период.

    Самым крупным внешнеполитическим событием для исламского режима была ирано-иракская война. Для ее возникновения существовало множество причин и поводов (проблема раздела вод реки Шатт Эль-Араб; взаимное использование курдского меньшинства  обеих стран для подрывной  сепаратистской деятельности; конкуренция  двух экспортеров нефти на мировом  рынке; противодействие Тегерана намерениям Багдада превратить нефтяной Кувейт в иракскую провинцию, что изменило бы соотношение сил Ирана и  Ирака в пользу последнего; боязнь Тегерана дестабилизации провинции  Хузестан, богатой нефтью и со значительной прослойкой арабского населения). Однако основной причиной ирано-иракской войны  был приход к власти в Тегеране фундаменталистов-шиитов с лозунгами  экспорта исламской революции, угрожавшими  правящей в Багдаде суннитской верхушке Саддама Хусейна (шииты составляют 52% мусульманской общины Ирака). Не дожидаясь укрепления теократического шиитского режима в Тегеране, Багдад нанес превентивный удар, рассчитывая на успех благодаря развалу исламской революцией ранее мощной шахской Армии.

    Надежды Багдада на легкую победу не оправдались: для исламского руководства в  Тегеране иракская агрессия пришлась как нельзя кстати, поскольку предоставляла ему возможность укрепить теократический режим посредством завинчивания гаек в условиях военного положения и отвлечь внимание народа от нерешенности внутренних проблем. Поэтому Хомейни не пожалел ни средств, ни людских ресурсов (погибли сотни тысяч необученных добровольцев) для ведения этой войны. Война была выгодна режиму до тех пор, пока соотношение сил не стало меняться в пользу более современной Армии Ирака - только тогда Хомейни согласился на ее прекращение (но к этому времени уже произошла тотальная исламизация всех сфер жизни и государственного управления Ирана).

    Параллельно ведению войны с Ираком Тегеран  оказывал существенную поддержку афганской  контрреволюции, хотя ее шиитская фракция  не играла ведущей роли в борьбе против ДРА с большинством суннитского населения.

    Исламская революция привела к осложнению политических и ослаблению экономических  связей с Москвой. После ослабления угрозы американского вмешательства  Хомейни заговорил о недействительности советско-иранского Договора 1921 г. и необходимости борьбы не только с империализмом, но и с коммунизмом ("и с большим, и с малым Сатаной"). Под предлогом необходимости повышения цен на иранский газ была прекращена его поставка в Закавказье, а Трансиранский газопровод был в значительной степени разобран под предлогом его "ненужности" (трубы использовались для военных нужд).

    Распад  СССР создал для Ирана новую геополитическую  ситуацию: вдоль его северных границ образовалась "тюркская дуга" (Турция, Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан, Кыргизстан, Казахстан), потенциально ориентирующаяся на Анкару. Только Армения разрывает эту "дугу" – поэтому Тегеран оказал поддержку христианскому Еревану, а не мусульманскому Азербайджану в Карабахском вопросе. От стабильности в зоне тюркской дуги зависит этнополитическая стабильность многонациональных государств - Ирана и России, сотрудничающих в поддержании мира в этом регионе. Иран заинтересован в сотрудничестве с РФ на Каспии, в поставках российской военной техники и оборудования для АЭС. 
 
 

    Заключение 

    Победа  исламской революции 1978-1979 гг. в Иране  привела как академические, так  и правительственные, финансово-деловые  круги США и других ведущих  держав в состояние шока. Это вполне понятно. Вследствие крушения иранской монархии Вашингтонские военно-политические союзники в Европе понесли огромные потери как в политическом, так  и в экономическом плане. В  результате иранской драмы был разрушен форпост США в важнейшем регионе, который позволял им установить свой контроль над крупнейшими центрами добычи и экспорта нефти на Среднем Востоке.

    Приход  к власти исламских деятелей в  Иране, осуществляемая ими новая  политика в области экспорта нефти  вызвали большие потрясения на мировом  рынке нефти. Эта политика сказала  сильное влияние на деятельность ОПЕК. Открытая конфронтация Ирана с ведущими нефтяными монополиями Запада оказала заметное воздействие даже на поведение таких прозападных исламских государств как Саудовская Аравия, Кувейт и других.

    Современная политическая ситуация, которая сложилась  после 1997 г. в стране, предвещает новые  значительные коллизии в политической, религиозно-идеологической и культурной жизни Исламской республики Иран в наступившем XXI столетии. Началу раскола  в иранском обществе положили события  конца 90-х годов, когда после победы Мохаммада Хатами на президентских выборах весной 1997 г. обнаружились серьезные разногласия в ветвях верховной власти. Еще в своих предвыборных выступлениях М.Хатами обещал добиваться построения "гражданского общества" в рамках существующего исламского строя, обеспечить развитие демократии и свободы слова. Став президентом, Хатами содействовал демократизации и свободы в иранской прессе. Он ввел в политический лексикон понятие "исламская демократия", назвав ее одной из главных целей исламской революции 1978-1979 гг.

    Сторонники  Хатами победили в феврале 1999 г. на выборах  в местные советы. Вслед за этой победой последовали серьезные стычки между сторонниками реформ и исламистами. Еще более острые столкновения произошли в июле того же года в Тегеране и в более десяти городах страны. Тогда студенты, сторонники реформ, организовали демонстрации протеста в связи с закрытием популярной газеты "Салам", способствовавшей расширению политической базы реформистского течения и победе Хатами в президентских выборах 1997 г. Согласно некоторым зарубежным источникам, острая реакция студентов на борьбу в верхах власти не случайна. В стране ныне около 60% населения составляет молодежь. Ее большая часть те, кого называют "детьми революции". Они родились после крушения шахского режима. Численность студентов - 1,2 млн. человек. Наиболее острыми проблемами для молодежи остаются трудоустройство и жилье. Большая часть молодежи симпатизирует исламским лидерам либерального толка и выступает за расширение культурных связей с западными странами. Президент Хатами и его соратники-реформаторы пользуются большим авторитетом у студентов. Значительной частью социальной опоры президента являются женщины. Новые идеи, привнесенные в иранскую политику президентом Хатами, особенно его мысли о необходимости разрешения существующих между Западом и Ираном (и исламским миром) кардинальных разногласий посредством диалога, поддерживается также большим числом представителей новой иранской бюрократии, интеллигенции и частного капитала.

Информация о работе Исламская революция