Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:24, контрольная работа
Одним из важнейших феноменов на рубеже 80-х годов стало беспрецедентное возрастание социально-политических движений под исламскими лозунгами. Наиболее впечатляющей среди них была антимонархическая революция 1978-1979 гг. в Иране. В результате краха прозападного шахского режима в стране была основана Исламская республика Иран (ИРИ). Согласно Конституции верховная власть стала прерогативой духовного вождя. Это положение Конституции ИРИ было сформулировано на базе концепции аятоллы Хомейни относительно политических полномочий факиха.
В общей сложности, продолжающееся возрождение ислама – сложный и не лишенный внутренних противоречий процесс. Его развитие в недрах отдельных стран и общин имеет свои специфические черты и особенности. Ход этого процесса в одних странах в настоящее время ведет к усилению разобщенности (например, в Алжире, Афганистане), в других - к консолидации существующего государственного устройства (Индонезия, Пакистан), в третьих - продолжает угрожать переживающей эпоху стабилизации и демократизации политической системе просветской направленности (Турция, Египет) и т. д.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..………….….…..….3
РАЗДЕЛ I. Развитие революционного движения…………………….… ….4
РАЗДЕЛ II. Внутриполитическая ситуация…………….……..……...…..10
РАЗДЕЛ III. Внешняя политика исламской революции……….…….….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….……………………..………………….…..……..………15
Список литературы и источников…………………………..……....……......…….17
Следует
заметить, что в стране сегодня
все больше дает о себе знать рост
продемократических настроений и среди
определенной части шиитско-исламского
духовенства. Некоторые "независимые"
религиозные деятели фактически
выступают за восстановление преднамеренно
упраздненного в ходе революции
самостоятельного статуса и звания моджтехидов.
Моджтехиды фактически исполняли обязанности
руководителей, входящих в шиитскую общину
субобщин. В период революции 1978-1979 гг.
эти субобщины распались, перестали активно
функционировать и их духовные предводители.
Так, до революции в Исфахане и его окрестностях
верующие мусульмане разделялись на несколько
групп: последователи (мукаллиды) моджтехидов
аятоллы Хои, аятоллы Хакима, аятоллы Монтазериибехаиты.
Раздел II.
Внутриполитическая
ситуация
Расстановка внутриполитических сил в стране во второй пол. 70 гг. была следующей:
-
на правом фланге
-
иранская мелкая и средняя
торгово-промышленная
-
Мусульманское духовенство во
главе с аятоллой Хомейни
Появившийся для спасения правоверных "скрытый" Имам в лице Хомейни проповедовал исламский путь развития и противопоставлял его "капитализму и коммунизму, двум лезвиям одних и тех же ножниц, подрезающих общий исламский корень". В 78-79 гг. оппозиция под руководством Хомейни представлялась мировой общественности умеренно-мусульманской на фоне диктаторского шахского режима.
-
Левомусульманская оппозиция (
-
На левом фланге политического
спектра находилась партия
Хомейни
оказался мастером политического лавирования.
Сначала во главе единого фронта
он ликвидировал шахский режим; затем
дезориентировал левомусульман
и коммунистов насчет своих истинных
намерений посредством
В новой Конституции страны 1979 г. высшая власть была официально закреплена за Хомейни (после его смерти - за его преемником), а прерогативы гражданской политической власти - за Президентом, Премьером и Меджлисом. С принятием этой Конституции было узаконено установление в стране теократического режима со всеми его атрибутами.
Иранская
революция 1979 г. по массовости
своих участников
является одной из крупнейшей
революцией ХХ. Поэтому
представляется естественным
разброс мнений и оценок
в отношении ее характера.
На первом своем этапе
она была исламской
по форме; антимонархической
и антиимпериалистической
по основной направленности;
буржуазной по социальной
сущности (за смену типа
капиталистического
развития), хотя внешне
это проявлялось в антикапиталистических
лозунгах и тенденциях.
На втором этапе (с к. 1979
г.) революция идет по
нисходящей и из исламской
по форме становится
также исламской и по
содержанию. Теоретически
революция должна была
расчистить возможности
демократического развития
капитализма снизу -
на практике же в обществе,
живущем по законам
ислама, выработанным
тысячелетие назад в
другую историческую
эпоху, такое развитие
может происходить только
в деформированном виде.
Раздел III.
Внешняя политика исламской
революции
На этапе свержения шахского режима наибольшую опасность для революции представляла угроза американского вмешательства в защиту своего верного союзника - Мухаммеда Реза Пехлеви. Однако Хомейни правильно рассчитал, что
Москва на международно-законном основании не допустит утверждения позиций
США на
своих южных границах (Договор 1921
г.) Поэтому руководство революцией
культивировало антиамериканизм вплоть
до грубых провокаций в отношении
США для укрепления своей массовой
базы. США не решились на крупномасштабное
вмешательство в Иране и
Самым
крупным внешнеполитическим событием
для исламского режима была ирано-иракская
война. Для ее возникновения существовало
множество причин и поводов (проблема
раздела вод реки Шатт Эль-Араб; взаимное
использование курдского
Надежды Багдада на легкую победу не оправдались: для исламского руководства в Тегеране иракская агрессия пришлась как нельзя кстати, поскольку предоставляла ему возможность укрепить теократический режим посредством завинчивания гаек в условиях военного положения и отвлечь внимание народа от нерешенности внутренних проблем. Поэтому Хомейни не пожалел ни средств, ни людских ресурсов (погибли сотни тысяч необученных добровольцев) для ведения этой войны. Война была выгодна режиму до тех пор, пока соотношение сил не стало меняться в пользу более современной Армии Ирака - только тогда Хомейни согласился на ее прекращение (но к этому времени уже произошла тотальная исламизация всех сфер жизни и государственного управления Ирана).
Параллельно ведению войны с Ираком Тегеран оказывал существенную поддержку афганской контрреволюции, хотя ее шиитская фракция не играла ведущей роли в борьбе против ДРА с большинством суннитского населения.
Исламская
революция привела к осложнению
политических и ослаблению экономических
связей с Москвой. После ослабления
угрозы американского вмешательства
Хомейни заговорил о
Распад
СССР создал для Ирана новую
Заключение
Победа
исламской революции 1978-1979 гг. в Иране
привела как академические, так
и правительственные, финансово-деловые
круги США и других ведущих
держав в состояние шока. Это вполне
понятно. Вследствие крушения иранской
монархии Вашингтонские военно-
Приход к власти исламских деятелей в Иране, осуществляемая ими новая политика в области экспорта нефти вызвали большие потрясения на мировом рынке нефти. Эта политика сказала сильное влияние на деятельность ОПЕК. Открытая конфронтация Ирана с ведущими нефтяными монополиями Запада оказала заметное воздействие даже на поведение таких прозападных исламских государств как Саудовская Аравия, Кувейт и других.
Современная политическая ситуация, которая сложилась после 1997 г. в стране, предвещает новые значительные коллизии в политической, религиозно-идеологической и культурной жизни Исламской республики Иран в наступившем XXI столетии. Началу раскола в иранском обществе положили события конца 90-х годов, когда после победы Мохаммада Хатами на президентских выборах весной 1997 г. обнаружились серьезные разногласия в ветвях верховной власти. Еще в своих предвыборных выступлениях М.Хатами обещал добиваться построения "гражданского общества" в рамках существующего исламского строя, обеспечить развитие демократии и свободы слова. Став президентом, Хатами содействовал демократизации и свободы в иранской прессе. Он ввел в политический лексикон понятие "исламская демократия", назвав ее одной из главных целей исламской революции 1978-1979 гг.
Сторонники Хатами победили в феврале 1999 г. на выборах в местные советы. Вслед за этой победой последовали серьезные стычки между сторонниками реформ и исламистами. Еще более острые столкновения произошли в июле того же года в Тегеране и в более десяти городах страны. Тогда студенты, сторонники реформ, организовали демонстрации протеста в связи с закрытием популярной газеты "Салам", способствовавшей расширению политической базы реформистского течения и победе Хатами в президентских выборах 1997 г. Согласно некоторым зарубежным источникам, острая реакция студентов на борьбу в верхах власти не случайна. В стране ныне около 60% населения составляет молодежь. Ее большая часть те, кого называют "детьми революции". Они родились после крушения шахского режима. Численность студентов - 1,2 млн. человек. Наиболее острыми проблемами для молодежи остаются трудоустройство и жилье. Большая часть молодежи симпатизирует исламским лидерам либерального толка и выступает за расширение культурных связей с западными странами. Президент Хатами и его соратники-реформаторы пользуются большим авторитетом у студентов. Значительной частью социальной опоры президента являются женщины. Новые идеи, привнесенные в иранскую политику президентом Хатами, особенно его мысли о необходимости разрешения существующих между Западом и Ираном (и исламским миром) кардинальных разногласий посредством диалога, поддерживается также большим числом представителей новой иранской бюрократии, интеллигенции и частного капитала.