Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:24, контрольная работа
Одним из важнейших феноменов на рубеже 80-х годов стало беспрецедентное возрастание социально-политических движений под исламскими лозунгами. Наиболее впечатляющей среди них была антимонархическая революция 1978-1979 гг. в Иране. В результате краха прозападного шахского режима в стране была основана Исламская республика Иран (ИРИ). Согласно Конституции верховная власть стала прерогативой духовного вождя. Это положение Конституции ИРИ было сформулировано на базе концепции аятоллы Хомейни относительно политических полномочий факиха.
В общей сложности, продолжающееся возрождение ислама – сложный и не лишенный внутренних противоречий процесс. Его развитие в недрах отдельных стран и общин имеет свои специфические черты и особенности. Ход этого процесса в одних странах в настоящее время ведет к усилению разобщенности (например, в Алжире, Афганистане), в других - к консолидации существующего государственного устройства (Индонезия, Пакистан), в третьих - продолжает угрожать переживающей эпоху стабилизации и демократизации политической системе просветской направленности (Турция, Египет) и т. д.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..………….….…..….3
РАЗДЕЛ I. Развитие революционного движения…………………….… ….4
РАЗДЕЛ II. Внутриполитическая ситуация…………….……..……...…..10
РАЗДЕЛ III. Внешняя политика исламской революции……….…….….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….……………………..………………….…..……..………15
Список литературы и источников…………………………..……....……......…….17
План
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
РАЗДЕЛ
I. Развитие
революционного движения…………………….…
….4
РАЗДЕЛ
II. Внутриполитическая
ситуация…………….……..……...…..10
РАЗДЕЛ
III. Внешняя
политика исламской
революции……….…….….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….……………………..………
Список
литературы и источников…………………………..……....……
Введение
Одним
из важнейших феноменов на рубеже
80-х годов стало
В
общей сложности, продолжающееся возрождение
ислама – сложный и не лишенный
внутренних противоречий процесс. Его
развитие в недрах отдельных стран
и общин имеет свои специфические
черты и особенности. Ход этого
процесса в одних странах в
настоящее время ведет к
Однако этот тезис никоим образом не отвергает того, что такие компоненты как солидарность мусульманских стран в борьбе за упрочение национального суверенитета, взаимопомощь в восстановлении и сохранении исламской этики, нравственности, морали и других духовно-культурных ценностей носят общий характер для всех мусульманских общин, переживающих эпоху исламского возрождения.
О
значительном своеобразии процесса
исламского возрождения в различных
странах свидетельствуют
Раздел I.
Развитие
революционного движения
Первое открытое выступление против шахских властей началось в Иране в городе Куме при самом активном участии и под руководством религиозных деятелей в январе 1978г. Второе выступление в феврале того же года в Тебризе представляло собой массовое антишахское восстание, которое было организовано шиитскими оппозиционерами и близкими к ним радикальными политическими группами. В ходе оппозиционных выступлений в это движение включались новые социальные и политические силы. Движение переросло в подлинную народную революцию.
Ряду
радикальных левых и крайне левым
организациям, ранее разгромленным
шахской службой безопасности (САВАК)
и другими репрессивными
Важно
подчеркнуть еще два
Нет
никакого сомнения в том, что исламско-шиитский
компонент в воззрениях выдающихся
иранских интеллектуалов, которых принято
называть "светскими исламистами",
а также в идеологии
В
сложившейся ситуации, в ходе нарастания
оппозиционных выступлений, на активную
роль в проведении политической реформы
в стране, направленной на ограничение
прерогатив шаха, прежде всего претендовали
руководители, впервые появившиеся
в период движения за национализацию
нефтяной промышленности, руководимой
доктором М.Мосаддыком, Национального
фронта (К.Санджаби, Ш.Бахтияр, Д.Форухар,
Х.Матин-Дафтари), а также М.Базарган
и другие. Однако, упомянутые деятели
к лету 1978 г., несмотря на значительное
расширение антимонархического движения,
от поддержки радикальных
Внимательно следя за ходом массовых оппозиционных выступлений в Иране из Неджефа (Ирак), Хомейни прилагал огромные усилия, чтобы содействовать сохранению антишахского движения под контролем шиитских религиозно-политических деятелей. В этом отношении особый интерес представляет обращение, сделанное им в Неджефе 27 июля 1978 г. В нем он заявил, что "нынешнее святое иранское движение, истоки которого восходят к событиям 5 июня 1963 г., является полностью исламским и его основа заложена могучей рукой духовенства ("руханият") при поддержке великого мусульманского народа Ирана" .
Далее
аятолла подчеркивал, что иранским
оппозиционным исламским
Следует подчеркнуть, что доктрина "велаят-э-факих", по Хомейни, предусматривает собою тип правления в соответствии с "божественными законами" согласно интерпретации Справедливого факиха. Поскольку факих управляет мусульманской общиной (государством) не по собственной воле, то такое правление, согласно Хомейни, не может приобрести диктаторский характер и так как пост факиха не является наследственным, осуществление принципа "велаят-э-факих" не ведет к установлению монархии. Однако, по мнению ряда независимых экспертов, исторический опыт свидетельствует, что осуществление указанного принципа ведет к установлению диктатуры шиитских богословов.
Важным
шагом на пути упрочения исламского
характера законодательной
С целью предотвращения возникновения серьезных разногласий между парламентом и "советом экспертов" еще при жизни Хомейни в феврале 1988г. был учрежден специальный примирительный комитет. Одновременно в том же году, в апреле, Хомейни учредил "Собрание по определению интересов общественной системы". Уже после смерти имама Хомейни (3.VI.1989), осенью 1989 г. по указу нового духовного руководителя ИРИ С.А. Хаменеи в собрание вошли 18 постоянных членов. Членами собрания стали известные религиозно-политические и общественные деятели, в том числе аятолла М.Р.Мехдави-Кяни, Тавассоли, Хасан Саней, Мир Хосейн Мусави, Ахмед Хомейниидр.
Это
собрание внесло заметный вклад в
разрешение ряда важных вопросов, касающихся
осуществляемых правительством президента
А.А.Хашеми-Рафсанджани
Отказ
от соблюдения некоторых крайних
элементов "исламской линии" в
области экономической
Верность этого тезиса была подтверждена тем, что за последние годы все чаще открытой критике подвергалась главная доктрина хомейнизма - "велаят-э-факих". При этом среди тех, кто выступал с подобными идеями, встречаются имена деятелей, сыгравших видную роль в упрочении позиций покойного имама Хомейни. При их участии была подготовлена и утверждена Конституция ИРИ. Это аятолла Мехдави-Кяни, аятолла Х.Монта-зери, публицист и философ А.Соруш и другие. Подобная эволюция в воззрениях бывших соратников имама Хомейни неслучайна. Некоторые существенные элементы шиитско-исламского радикализма, содействовавшие в период революции сплочению большой части оппозиции на борьбу против шахской диктатуры, ныне служат интересам лишь консервативного крыла исламистов. По этой причине либеральное крыло исламистов, возглавляемое президентом М.Хатами, предпринимает усилия в той или иной мере поддержать устремления демократически настроенных сил иранского общества. Благодаря этим усилиям современный персидский язык обогатился таким понятием как "мардомсалари" - "господство народа" - слово, равнозначное "демокраси" ("демократия"), вызывавшее у покойного имама аллергию из-за своего западного происхождения.