Исламская революция

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:24, контрольная работа

Краткое описание

Одним из важнейших феноменов на рубеже 80-х годов стало беспрецедентное возрастание социально-политических движений под исламскими лозунгами. Наиболее впечатляющей среди них была антимонархическая революция 1978-1979 гг. в Иране. В результате краха прозападного шахского режима в стране была основана Исламская республика Иран (ИРИ). Согласно Конституции верховная власть стала прерогативой духовного вождя. Это положение Конституции ИРИ было сформулировано на базе концепции аятоллы Хомейни относительно политических полномочий факиха.
В общей сложности, продолжающееся возрождение ислама – сложный и не лишенный внутренних противоречий процесс. Его развитие в недрах отдельных стран и общин имеет свои специфические черты и особенности. Ход этого процесса в одних странах в настоящее время ведет к усилению разобщенности (например, в Алжире, Афганистане), в других - к консолидации существующего государственного устройства (Индонезия, Пакистан), в третьих - продолжает угрожать переживающей эпоху стабилизации и демократизации политической системе просветской направленности (Турция, Египет) и т. д.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..………….….…..….3
РАЗДЕЛ I. Развитие революционного движения…………………….… ….4
РАЗДЕЛ II. Внутриполитическая ситуация…………….……..……...…..10
РАЗДЕЛ III. Внешняя политика исламской революции……….…….….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….……………………..………………….…..……..………15
Список литературы и источников…………………………..……....……......…….17

Файлы: 1 файл

Исламская революция в Иране.docx

— 43.37 Кб (Скачать)

 
 
 

 

 

План

    
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..………….….…..….3
 

    РАЗДЕЛ  I.   Развитие революционного движения…………………….… ….4 

    РАЗДЕЛ II.   Внутриполитическая ситуация…………….……..……...…..10 

    РАЗДЕЛ  III.   Внешняя политика исламской революции……….…….….13 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….……………………..………………….…..……..………15 

Список  литературы и источников…………………………..……....……......…….17 
 

 

 

    Введение 

    Одним из важнейших феноменов на рубеже 80-х годов стало беспрецедентное  возрастание социально-политических движений под исламскими лозунгами. Наиболее впечатляющей среди них  была антимонархическая революция 1978-1979 гг. в Иране. В результате краха  прозападного шахского режима в стране была основана Исламская республика Иран (ИРИ). Согласно Конституции верховная  власть стала прерогативой духовного  вождя. Это положение Конституции  ИРИ было сформулировано на базе концепции  аятоллы Хомейни относительно политических полномочий факиха.

    В общей сложности, продолжающееся возрождение  ислама – сложный и не лишенный внутренних противоречий процесс. Его  развитие в недрах отдельных стран  и общин имеет свои специфические  черты и особенности. Ход этого  процесса в одних странах в  настоящее время ведет к усилению разобщенности (например, в Алжире, Афганистане), в других - к консолидации существующего государственного устройства (Индонезия, Пакистан), в третьих - продолжает угрожать переживающей эпоху стабилизации и демократизации политической системе просветской направленности (Турция, Египет) и т. д.

    Однако  этот тезис никоим образом не отвергает  того, что такие компоненты как  солидарность мусульманских стран  в борьбе за упрочение национального  суверенитета, взаимопомощь в восстановлении и сохранении исламской этики, нравственности, морали и других духовно-культурных ценностей носят общий характер для всех мусульманских общин, переживающих эпоху исламского возрождения.

    О значительном своеобразии процесса исламского возрождения в различных  странах свидетельствуют некоторые  важные черты идейно-политической ситуации в Иране, чему и посвящена данная работа.  
 
 
 

    Раздел  I.

    Развитие  революционного движения 

    Первое  открытое выступление против шахских  властей началось в Иране в  городе Куме при самом активном участии  и под руководством религиозных  деятелей в январе 1978г. Второе выступление  в феврале того же года в Тебризе  представляло собой массовое антишахское  восстание, которое было организовано шиитскими оппозиционерами и  близкими к ним радикальными политическими  группами. В ходе оппозиционных выступлений  в это движение включались новые  социальные и политические силы. Движение переросло в подлинную народную революцию.

    Ряду  радикальных левых и крайне левым  организациям, ранее разгромленным  шахской службой безопасности (САВАК) и другими репрессивными службами, удалось в этих условиях значительно  восстановить свою позицию. Они вступили в борьбу против властей. К их числу  относились и буржуазные организации. Все эти леводемократические  и либеральные группировки приложили  усилия к тому, чтобы добиться признания  со стороны ведущих религиозно-политических деятелей, прежде всего - аятоллы Рухолла  Хомейни, аятоллы Сеид Казыма Шариатмадари и других. Особенно большие шансы  на сближение с популярными религиозно-политическими  лидерами имело "Движение за освобождение Ирана", возглавляемое инженером  Мехди Базарганом. Во-первых, эта организация существовала, давно и в ее руководство входил очень известный богослов аятолла Сейид Махмуд Талегани. Во-вторых, М. Базарган - помимо своей основной профессии - был известен как видный знаток ислама. Он был автором целого ряда оригинальных публикаций по исламу.

    Важно подчеркнуть еще два обстоятельства. В 70-е годы в общественно-политической жизни Ирана произошли новые  сдвиги. Во-первых, среди представителей иранской интеллигенции появились  такие яркие фигуры как Али  Шариати и Джалал Ал-Ахмед, выступившие  с происламско-националистическими концепциями, имеющим явную антимонархическую антизападную направленность. Но они, особенно Шариати, были настроены против традиционного шиитского духовенства . Во-вторых, в этот период вновь выходят на арену левацкие марксистские молодежные организации "моджахидине халк" ("народные моджахеды") и "Федаян-э-халк" ("Федаи народа"), которые выступали за вооруженную партизанскую войну против режима. В своих теоретических публикациях они апеллировали также к "революционным" идеям шиитского ислама (о необходимости восстания против тирании)и т. д.

    Нет никакого сомнения в том, что исламско-шиитский компонент в воззрениях выдающихся иранских интеллектуалов, которых принято  называть "светскими исламистами", а также в идеологии революционных  леворадикальных молодежных организации (их в Иране называли исламскими марксистами), оказали огромное воздействие  на то, что оппозиционные религиозно-политические деятели приобрели ореол непререкаемых  авторитетов в глазах широких  масс. Произошла консолидация довольно различных по своим социальным запросам и политическим устремлениям групп  населения. Под влиянием религиозно-политических деятелей их общими требованиями стали  лозунги об упразднении монархии, об освобождении Ирана от политико-экономического засилья сверхдержав и о возрождении  статуса ислама.

    В сложившейся ситуации, в ходе нарастания оппозиционных выступлений, на активную роль в проведении политической реформы  в стране, направленной на ограничение  прерогатив шаха, прежде всего претендовали руководители, впервые появившиеся  в период движения за национализацию нефтяной промышленности, руководимой  доктором М.Мосаддыком, Национального  фронта (К.Санджаби, Ш.Бахтияр, Д.Форухар, Х.Матин-Дафтари), а также М.Базарган и другие. Однако, упомянутые деятели  к лету 1978 г., несмотря на значительное расширение антимонархического движения, от поддержки радикальных исламских  призывов и лозунгов хомейнистов  воздерживались.

    Внимательно следя за ходом массовых оппозиционных  выступлений в Иране из Неджефа (Ирак), Хомейни прилагал огромные усилия, чтобы содействовать сохранению антишахского движения под контролем  шиитских религиозно-политических деятелей. В этом отношении особый интерес  представляет обращение, сделанное им в Неджефе 27 июля 1978 г. В нем он заявил, что "нынешнее святое иранское движение, истоки которого восходят к событиям 5 июня 1963 г., является полностью исламским и его основа заложена могучей рукой духовенства ("руханият") при поддержке великого мусульманского народа Ирана" .

    Далее аятолла подчеркивал, что иранским оппозиционным исламским движением руководили и будут руководить без опоры на какой-либо фронт и деятеля улемы. Он делал строгое предупреждение тем, кто в корыстных или провокационных целях намерен "очернить исламское движение". Известно, что Хомейни и его приближенные в дальнейшем, с приближением распада шахского режима и после провозглашения ИРИ с не меньшим рвением стремились сохранить "исламский характер" возглавляемого им движения. В действительности, как подчеркивает М.Базарган, первоначально Хомейни не выступал за осуществление своей концепции об особых, доминирующих властных функциях факиха . Однако, когда дискуссии вокруг текста Конституции Исламской республики Иран обострились, Хомейни и его вошедшие во вкус твердые сторонники при полной поддержке верующих масс без особого труда реализовали так называемый принцип "велаят-э-факих". Он стал одним из главных положений конституции ИРИ, в котором обоснованы прерогативы "справедливого факиха" - "Вождя". Таковым был провозглашен Рухолла Мусави Хомейни. Этот принцип восходит к догме о существовании "сокрытого имама", через посредство которого (согласно шиизму) осуществляется связь между исламской (шиитской) общиной и аллахом .

    Следует подчеркнуть, что доктрина "велаят-э-факих", по Хомейни, предусматривает собою тип правления в соответствии с "божественными законами" согласно интерпретации Справедливого факиха. Поскольку факих управляет мусульманской общиной (государством) не по собственной воле, то такое правление, согласно Хомейни, не может приобрести диктаторский характер и так как пост факиха не является наследственным, осуществление принципа "велаят-э-факих" не ведет к установлению монархии. Однако, по мнению ряда независимых экспертов, исторический опыт свидетельствует, что осуществление указанного принципа ведет к установлению диктатуры шиитских богословов.

    Важным  шагом на пути упрочения исламского характера законодательной власти стало образование так называемого "совета экспертов", стоящего по статусу  над парламентом - "собранием исламского совета" ("Маджлес-э-шура-йе зелами"). В него избираются одни шиитские улемы. Они, как правило, занимают консервативное крыло в политическом спектре республики. При жизни Хомейни разногласия, возникающие между членами "совета экспертов" и парламентом, разрешались, в конечном счете, самим Руководителем, т. е. Хомейни. Подобную практику многие руководители ИРИ считали вполне законной. Так, в декабре 1988 г. президент С.А.Хаменеи в одной из пятничных молитв заявил, что "вали-э- факих" по своему статусу стоит над законом и даже над основным законом - Конституцией. А.А.Хашеми-Рафсанджани признавал, что с позволения имама Хомейни неоднократно игнорировались положения Конституции ИРИ.

    С целью предотвращения возникновения  серьезных разногласий между  парламентом и "советом экспертов" еще при жизни Хомейни в  феврале 1988г. был учрежден специальный  примирительный комитет. Одновременно в том же году, в апреле, Хомейни  учредил "Собрание по определению  интересов общественной системы". Уже после смерти имама Хомейни (3.VI.1989), осенью 1989 г. по указу нового духовного руководителя ИРИ С.А. Хаменеи в собрание вошли 18 постоянных членов. Членами собрания стали известные  религиозно-политические и общественные деятели, в том числе аятолла  М.Р.Мехдави-Кяни, Тавассоли, Хасан Саней, Мир Хосейн Мусави, Ахмед Хомейниидр.

    Это собрание внесло заметный вклад в  разрешение ряда важных вопросов, касающихся осуществляемых правительством президента А.А.Хашеми-Рафсанджани экономической либерализации, направленной прежде всего на развитие рыночных отношений и расширение сферы деятельности частного капитала. В связи с завершением войны с Ираком, были предприняты значительные усилия по восстановлению пострадавших от военных действий промышленных объектов, городов и сел, особенно в зоне Персидского залива и расположенных к юго-западу останах (провинциях).

    Отказ от соблюдения некоторых крайних  элементов "исламской линии" в  области экономической деятельности, принятие и осуществление планов хозяйственного развития и другие меры содействовали известному экономическому и общественному подъему. Однако они не сопровождались подлинной либерализацией в сфере культуры и политической жизни. Тем не менее, правительство А.А.Хашеми-Рафсанджани сделало определенный шаг в сторону демократии, обеспечив в существующих в Иране условиях свободу выборов нового президента. Результаты выборов сказались неожиданными для правого крыла правящих сил. Большая часть молодых людей и особенно женщин в майских президентских выборах 1997 г. отдали свои голоса за Мохаммеда Хатами, известного как сторонника либерализации исламского режима в Иране. Co времени, когда новый президент приступил к исполнению своих обязанностей в области политической либерализации в ИРИ, - серьезных перемен еще не произошло. Но в политической атмосфере страны все более ощущалось дуновение нового ветра - исламского либерализма. Весной 1999 г., выступая на пятничной молитве в столице, аятолла Кашани, намереваясь выдать желаемое за действительное, заявил, что религиозно-политическое руководство продолжает оставаться единым как и во Бремена Хомейни. Однако, растущие разногласия между левой и правой группировками в верхах делались все более очевидными.

    Верность  этого тезиса была подтверждена тем, что за последние годы все чаще открытой критике подвергалась главная доктрина хомейнизма - "велаят-э-факих". При этом среди тех, кто выступал с подобными идеями, встречаются имена деятелей, сыгравших видную роль в упрочении позиций покойного имама Хомейни. При их участии была подготовлена и утверждена Конституция ИРИ. Это аятолла Мехдави-Кяни, аятолла Х.Монта-зери, публицист и философ А.Соруш и другие. Подобная эволюция в воззрениях бывших соратников имама Хомейни неслучайна. Некоторые существенные элементы шиитско-исламского радикализма, содействовавшие в период революции сплочению большой части оппозиции на борьбу против шахской диктатуры, ныне служат интересам лишь консервативного крыла исламистов. По этой причине либеральное крыло исламистов, возглавляемое президентом М.Хатами, предпринимает усилия в той или иной мере поддержать устремления демократически настроенных сил иранского общества. Благодаря этим усилиям современный персидский язык обогатился таким понятием как "мардомсалари" - "господство народа" - слово, равнозначное "демокраси" ("демократия"), вызывавшее у покойного имама аллергию из-за своего западного происхождения.

Информация о работе Исламская революция