Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 21:23, доклад
Термин «АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН» появился сравнительно недавно — после завершения в основном процесса деколонизации и начала глобальных интеграционных процессов на восточном и западном берегах Тихого океана. До сих пор ведутся дискуссии о географическом и геополитическом содержании термина «Азиатско-Тихоокеанский регион» (АТР).
В Китае тоже имеется «план Пудун». Он предполагает формирование в районе Шанхая гигантского (с охватом 100 млн человек) международного промышленного, финансового, торгового, транспортного и культурного центра, способного занять лидирующую роль в АТР.
Достижения Китая:
В 1997 г. в состав КНР был включен Гонконг, до этого 100 лет находившийся под властью Великобритании. Эта же формула предлагается для объединения с Тайванем. Власти КНР очень жестко относятся к любым действиям иностранных государств, которые можно квалифицировать как официальное признание Тайваня. Вслед за установлением дипломатических отношений любой страны с Тайванем незамедлительно следует ответный ход из Пекина. Это не обязательно ответ в виде разрыва дипломатических отношений КНР с данным государством. Например, после установления официальных отношений между Тайванем и Республикой Македония представитель Китая в Совете Безопасности ООН голосовал против продления срока пребывания миротворческих сил в этой маленькой балканской стране.
Проблема
Тайваня была одним из камней преткновения
в отношениях между Китаем и США.
Американо-китайские отношения
Сущность и перспективы геополитики Китая.
С определенной долей осторожности можно сделать вывод, что Китай является потенциальным геополитическим противником России на Дальнем Востоке (интересы на Дальнем Востоке и в Казахстане). А. Дугин увидел в Китае возможного грозного соперника, которого необходимо обезоружить с помощью установления контроля над одним из геостратегических районов.
Показательно,
что после китайско-
«Восточно-Азиатский СЭВ» (СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ) явился бы надежным геополитическим тылом Китая, послужил бы ему страховкой на случай опасных боев при вовлечении в мировую глобализацию, руководимую Соединенными Штатами
Демографическая ситуация чрезвычайно сложна. Иммиграционная политика центральных и региональных властей вызывает большие опасения: тихая китайско-корейская экспансия может привести к тому, что «к середине XXI века в России будет проживать от 7 до 10 млн китайцев, которые, таким образом, станут второй по численности этнической группой России — после самих русских».
Для России крепнущее партнерство с Китаем чрезвычайно важно, так как оно психологически компенсирует слабость ее внешнеполитических позиций и уязвимость в Азии, где расквартированы войска США. Для Китая партнерство с Россией является важным фактором, закрепляющим его усилия по превращению в мировую державу (политическая, военно-техническая и технологическая поддержка).
Россия может стремиться к сдерживанию потенциальной экспансии Китая через создание антикитайской коалиции. Нетрудно видеть лидера этой коалиции — США.
Продуктивной была бы геостратегия России, основанная на комплексном развитии многих сфер жизни регионов Сибири и Дальнего Востока (геополитических составляющих — экономической, социальной, военной, политической и др.) с привлечением капиталов и рабочей силы всех, кто заинтересован.
Важно соблюдать равноудаленность России от Запада и Востока, а на Востоке надо координировать отношения с Пекином, другими геополитическими центрами силы: Токио, Дели, Джакартой, Астаной.
Параллельно следует решать проблему создания системы экономической, инвестиционной, научно-технической, военно-промышленной взаимозависимости Москвы и Пекина, одновременно развивая равноправные взаимовыгодные отношения со странами АТР, прежде всего с Японией, Северной и Южной Кореей, а также с США. Интернационализация развития Сибири и Дальнего Востока предотвратит одностороннюю китаизацию этих регионов. Безусловно, деятельность интернациональных компаний, концессий должна быть под жестким контролем правительства РФ. Пока же Россия в этом стратегически важном геополитическом регионе выступает как самая слабая страна, а не как сверхдержава.
Итак, в XXI в. Китай будет оказывать большое влияние на российскую внешнюю, внутреннюю, оборонную политику, экономику, демографию, в связи с чем политическим лидерам России надо осознать все это и приготовиться принять вызов Пекина.
Китай умеет удачно маневрировать и использовать разногласия великих держав, что содействует росту геополитического потенциала Китая и реализации его геополитических устремлений на основе блестящей политической формулы Дэн Сяопина «Одна страна – две системы». Эти процессы привели к существенному повышению геополитического статуса Китая до уровня «потенциальный мировой лидер».
О великодержавных амбициях КНР свидетельствует и ее международная деятельность: стремление участвовать в обсуждении и решении всех животрепещущих проблем современности в ООН, присутствовать на пяти континентах и влиять на события там, во всем и всегда иметь собственное, независимое мнение, обладать наравне с другими великими державами ядерным потенциалом, догнать наиболее развитые государства по основным показателям совокупной мощи. Доминирующая роль КНР в XXI столетиив АТР преподносится как нечто само собой разумеющееся.
Ближнее зарубежье Востока является регионом распространения ислама, перспектива образования России с Китаем единого Большого Пространства отходит на второй план перед возможностями исламских геополитических коалиций. В целом же, Китай, отвергший мондиалистский вариант «перестройки», представляет собой оплот евразийских сил как на идеологическом, так и на стратегическом уровне. Об этом свидетельствует визит Путина в Китай и Северную Корею.