Геостратегическая характеристика АТР

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 21:23, доклад

Краткое описание

Термин «АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН» появился сравнительно недавно — после завершения в основном процесса деколонизации и начала глобальных интеграционных процессов на восточном и западном берегах Тихого океана. До сих пор ведутся дискуссии о географическом и геополитическом содержании термина «Азиатско-Тихоокеанский регион» (АТР).

Файлы: 1 файл

Геостратегическая характеристика АТР.doc

— 66.50 Кб (Скачать)

Геостратегическая характеристика АТР 

Термин «АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН» появился сравнительно недавно — после завершения в основном процесса деколонизации и начала глобальных интеграционных процессов на восточном и западном берегах Тихого океана. До сих пор ведутся дискуссии о географическом и геополитическом содержании термина «Азиатско-Тихоокеанский регион» (АТР).

1. Понятие  «АТР» включает все страны  и районы, которые расположены  по восточному и западному  берегам Тихого океана и морей,  входящих в его бассейн, а также страны Океании, Австралию и Новую Зеландию.

2. к  АТР относят пространство, ограниченное  западным побережьем Южной и  Северной Америк, восточным побережьем  Азии и зоной Австралии.

3. в  АТР входят страны Тихоокеанской  Азии, США, Канады и зоны Австралии и Новой Зеландии, латиноамериканские государства исключаются.

4.в АТР  рассматривают государства Восточной  Азии, а также и США, Австралию,  Индию, Канаду как внерегиональные  державы, оказывающие влияние  на события в АТР. Мы будем  придерживаться первого варианта.

Если  рассматривать в отношении государств: КНДР и ЮЖНАЯ КОРЕЯ, КИТАЙ, ГОНКОНГ, ВЬЕТНАМ, КАМБОДЖА, МЬЯНМА, ЛАОС, БРУНЕЙ, ЯПОНИЯ, МАЛАЙЗИЯ, ФИЛИППИНЫ, ТАИЛАНД, СИНГАПУР, ИНДОНЕЗИЯ, НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ, ИНДИЯ, АВСТРАЛИЯ, КАНАДА, США, ГОСУДАРСТВА ОКЕАНИИ (государства: Вануату, Западное Самоа, Кирибати, Маршалловы Острова, Науру, Новая Зеландия, Палау, Папуа  - Новая Гвинея, Северные Марианские Острова, Соломоновы Острова, Тонга, Тувалу, Федеративные Штаты Микронезии, Фиджи. Значительную часть Океании составляют владения Австралии, Великобритании, Новой Зеландии, США, Франции).

Экспортируют  страны АТР: нефть, газ, олово, железо, марганец, хром,медь, золото, уголь и т.д. Развивается  машиностроение, нефтеперерабатывающая  промышленность, экспортируют пищевую и текстильную продукцию, развиты информационные технологии.

АТР отличается высоким ростом населения, урбанизации. Но при всех достижениях имеются  и трудности в данном регионе.

В сегодняшнем  АТР еще очень далеки от решения  территориальных и приграничных споров, которые сохраняются между 40 странами, выходящими на бассейн Тихого океана.

Азиатско-тихоокеанский  регион географически слишком растянут, что не позволяет людям чувствовать  свою принадлежность к единому сообществу. Больше различий между странами в исторических традициях и культурных ценностях, острее проявляется негативное отношение к участию в азиатских делах так называемых «внешних сил».

Поэтому интеграция АТР начала проходить  изнутри. Движение в сторону создания в регионе организаций экономического сотрудничества началось с учреждения Тихоокеанского экономического совета — ТЭС в 1967 г.

Тихоокеанская конференция по торговле и развитию – 1968 г.

Совет по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству –  СТЭС – в 1980-г. Все эти организации были неправительственными.

В 1967 г. была создана Ассоциация государств Юго-Восточной  Азии — АСЕАН

Особенности политики стран АТР

Тенденции политики стран АТР

  1. Приспособление к новым геополитическим реалиям
  2. Стремление к решению спорных проблем мирным путем
  3. Уменьшение военного присутствия США
  4. Механизм консультации по вопросам безопасности
  5. Активизация военной политики

Одним из важнейших факторов сохранения стабильности в регионе является быстрое экономическое  развитие большинства стран АТР  и установление между ними отношений неизбежной экономической зависимости друг от друга.В последние десятилетия наблюдается впечатляющий экономический рост АТР, особенно стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Социалистические страны Азии, прежде всего Китай и Вьетнам, строго придерживавшиеся в прошлом принципов централизованной экономики, становятся все более открытыми для внешнего мира.

Такие развитые страны АТР, как Австралия  и Новая Зеландия, обратили внимание на большой потенциал рынков Восточной  Азии, стали придавать все меньшее  значение отношениям с США и Европой и наращивая объемы обмена товарами и капиталами со своими азиатскими соседями.

Быстро  развивающиеся экономики стран  АСЕАН, Тайваня, Южной Кореи, Китая  создали значительный экономический  потенциал и колоссальный по своему объему рынок, зависимость которого от торговли со странами вне региона имеет устойчивую тенденцию к сокращению. Более 10 лет назад на долю стран Восточной Азии приходилось уже 25,6% мирового экспорта и 25% мирового импорта.

Экономический рост в АТР определяется активным взаимодействием по созданию множества объединений.

В области  экономики руководители азиатских  государств делали все возможное  для привлечения иностранных  инвестиций и развития экспортных отраслей.

На Бангкокской  встрече 2003 г. обсуждались проблемы вступления стран — участниц АТЭС, в том числе и России, в ВТО. Таким образом, за прошедшие годы Россия укрепила свои позиции в АТЭС, стала его полноправным участником.

Военно-политические факторы, продолжая играть весьма важную роль, тем не менее, утратили свои прежние монопольные позиции в большинстве стран АТР. Соседи по АТР постепенно овладевают приемами решения застарелых региональных проблем без опоры на вооруженные силы, путем политического диалога.

США сократили  свое военное присутствие в АТР. Но Япония и Южная Корея значительно увеличивают средства, отпускаемые на содержание американских войск на своей территории. Страны региона рассчитывают на сохранение американских вооруженных сил, прежде всего видя в них силу, способную противостоять росту военного потенциала Китая.

В июне 1993 г. США, в рамках начавшегося в 1990 г. сокращения своего военного присутствия  в регионе, выдвинули военную  доктрину, основанную на принципе победы в одном региональном конфликте  и сдерживании другого до подхода  сил. Однако уже в июле 1993 г., под давлением резко негативной реакции со стороны Японии и Южной Кореи, Вашингтон был вынужден заявить о переходе к стратегии победы в двух конфликтах одновременно.

В головах  политиков и ученых уже давно  витает идея создания в АТР того или иного варианта коллективной безопасности — аналога европейской ОБСЕ.

Шанхайский  форум 2001 г., посвящен не только проблемам  глобализации и дальнейшей интеграции в регионе, но также проблеме борьбы с терроризмом и вопросам международной  безопасности.

На саммите  в Лос-Кабосе 2002 г., вновь основной темой переговоров стала проблема международного терроризма и национальной безопасности. Лидеры стран — участниц АТЭС взяли обязательство повысить безопасность в торговой сфере.

При этом июньский (2000 г.) межкорейский саммит ослабил остроту ситуации на Корейском полуострове, и создал предпосылки для продолжения и углубления диалога и сотрудничества между Севером и Югом.

Китай и страны АСЕАН, втянутые в спор по поводу территориальной принадлежности островов Южно-Китайского моря, несмотря на разногласия, обнаруживают готовность к диалогу, устраняя вероятность применения силы.

Под международный  контроль взята ситуация в Восточном Тиморе. К этому можно добавить замороженные на неопределенный срок, хотя и не решенные окончательно, территориальные споры между Китаем и Японией, Японией и Республикой Корея.

Если  раньше это была «безопасность на основе баланса сил» двух военно-политических блоков, которая после краха социализма в Европе трансформировалась в новую формулу «безопасности через сотрудничество» бывших глобальных противников, то теперь речь резонно вести о новом виде безопасности — безопасности через развитие.

Структура коллективной безопасности в АТР многоуровневая.

На  верхнем уровне, АТР с другими мировыми регионами, находится Организация Объединенных Наций.

На  втором уровне, АТР, формируются свои региональные структуры «безопасности через сотрудничество в развитии».

На  третьем уровне расширение существующих (АСЕАН, «Шанхайский форум») и будущих субрегиональных группировок.

Четвертый уровень двусторонние отношения, прежде всего между странами, заявившими о желании выстраивать тесные и глубокие отношения.

Развитие  и наполнение практическим содержанием  встреч на высшем уровне руководителей  стран АТР и Евросоюза (ASEM), а также ЕС и стран Латинской Америки, АТР и Латинской Америки (EALA) целесообразно было бы со временем дополнить аналогичными форумами между государствами АТР и СНГ (AsCIS), ATP и Африки (ASAF).

Геополитическая характеристика современного Китая

Китайская Народная Республика — одно из важнейших  государств современного мира. Китай занимает территорию 9,6 млн  квадратных километров и является самой  многонаселенной  страной мира, в  которой в начале XXI в. проживает более 1 млрд 300 млн человек. Городское население около трети населения проживает в городах, 5 автономных районов и 3 города центрального подчинения (Пекин, Шанхай, Тяньцзинь). Столица — Пекин. После смерти Мао Цзэдуна (1976) в стране с 1978 проводится курс на модернизацию экономической и политической жизни с целью превращения Китая к середине 21 в. в высокоразвитую державу. Была расширена хозяйственная самостоятельность предприятий, допущена многоукладность в экономике, с целью привлечения иностранного капитала в Китае образованы «открытые экономические районы» и «специальные экономические зоны». В 1997 по договору с Великобританией, заключённому в 1989, осуществлена передача Сянгана (Гонконга) Китаю, который получил статус специального административного района. Осн. внешнеторговые партнёры: Япония, США, Германия, Россия.

К выдающимся в экономике явлениям относят  так называемое «китайское чудо», беспрецедентные  успехи Китая за последние 25-30 лет.

Еще недавно  это было одно из беднейших государств, но начавшиеся в конце 1970-х гг. экономические реформы кардинально изменили ситуацию. Темпы роста китайской экономики были и остаются высокими и в среднем составляют 8-9% в год. Хотя по качественным показателям Китай экономически уступает наиболее развитым государствам, но по общему объему ВВП он вышел на одно из ведущих мест в мире. Роль КНР в мировой экономике возрастает. Эта страна весьма привлекательный объект для иностранных инвестиций.

Руководство КНР с самого начала реформ подчинило  внешнюю политику своей страны задачам  экономического роста. Сохраняет полную независимость и самостоятельность  во внешних делах, дистанцируясь  от союзов и блоков, в КНР была популярна идея «многополярного  мира», Китай в нем будет одним из полюсов.

Внешнеэкономические связи КНР

Главными  прямыми инвесторами в экономику  Китая выступают Тайвань, Сянган, Аомэнь или Аомынь (Макао) и Сингапур, их вклад составляет 60-80% суммы всех вкладов деловых кругов остальных  стран мира

Бурно растет китайский экспорт: примерно на 25—30% ежегодно.

Защита  торговых интересов страны — характерная  черта пекинских лидеров. На конец 2003 г. по золотоносным запасам Китай  уступает только Японии, на сотни миллиардов долларов превосходя Россию.

Объем российско-китайской торговли растет медленно. В 2000 г. товарооборот Китая  с Россией составил 8 млрд долл.: практически  столько же, сколько и пять лет  назад. В 2003 г. он приблизился к 12 млрд долл. Но по сравнению с неровными  отношениями с США, некоторыми странами Западной Европы, Среднего и Ближнего Востока, трений с большинством стран ближнего зарубежья российско-китайские связи более стабильны и предсказуемы.

КНР оказывает  большое влияние на положение  дел в России, особенно на Дальнем  Востоке и в Сибири. В ближайшие 10-15 лет в силу объективных причин это влияние возрастет еще больше.

Любая геополитическая напряженность  между Китаем и США будет способствовать не только укреплению японо-китайских  связей, но и усилению японского  капитала в АТР, чего не хотелось бы ни Китаю, ни США. И эта угроза может привести к объединению стратегических интересов этих двух стран.

Япония  выступает преимущественно в  качестве кредитора и сейчас является главным торговым партнером Китая, который чаще всего покупает японскую технику, технологию и товары. Однако КНР и Япония и выступают как конкуренты на рынках стран АТР, АСЕАН, США, Африки, Европы. Увеличивают продажу своих товаров в Китае Англия, Германия, Франция и Италия. Для отношений КНР со странами АСЕАН (Ассоциация государств юго-восточной Азии) и «четырьмя малыми драконами» характерны процессы конкуренции, притяжения и отталкивания. Тем не менее в отношениях с «малыми драконами» (Южной Кореей, Гонконгом, Сингапуром и Малайзией) главной линией является становление экономической и производственной кооперации. В отношении стран АСЕАН превалирует конкуренция. Страны АСЕАН опасаются военной угрозы со стороны Китая.

Информация о работе Геостратегическая характеристика АТР