Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 21:23, доклад
Термин «АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН» появился сравнительно недавно — после завершения в основном процесса деколонизации и начала глобальных интеграционных процессов на восточном и западном берегах Тихого океана. До сих пор ведутся дискуссии о географическом и геополитическом содержании термина «Азиатско-Тихоокеанский регион» (АТР).
Термин «АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН» появился сравнительно недавно — после завершения в основном процесса деколонизации и начала глобальных интеграционных процессов на восточном и западном берегах Тихого океана. До сих пор ведутся дискуссии о географическом и геополитическом содержании термина «Азиатско-Тихоокеанский регион» (АТР).
1. Понятие
«АТР» включает все страны
и районы, которые расположены
по восточному и западному
берегам Тихого океана и морей,
2. к АТР относят пространство, ограниченное западным побережьем Южной и Северной Америк, восточным побережьем Азии и зоной Австралии.
3. в
АТР входят страны
4.в АТР
рассматривают государства
Если
рассматривать в отношении
Экспортируют страны АТР: нефть, газ, олово, железо, марганец, хром,медь, золото, уголь и т.д. Развивается машиностроение, нефтеперерабатывающая промышленность, экспортируют пищевую и текстильную продукцию, развиты информационные технологии.
АТР отличается высоким ростом населения, урбанизации. Но при всех достижениях имеются и трудности в данном регионе.
В сегодняшнем АТР еще очень далеки от решения территориальных и приграничных споров, которые сохраняются между 40 странами, выходящими на бассейн Тихого океана.
Азиатско-тихоокеанский
регион географически слишком
Поэтому
интеграция АТР начала проходить
изнутри. Движение в сторону создания
в регионе организаций
Тихоокеанская конференция по торговле и развитию – 1968 г.
Совет по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству – СТЭС – в 1980-г. Все эти организации были неправительственными.
В 1967 г. была создана Ассоциация государств Юго-Восточной Азии — АСЕАН
Особенности политики стран АТР
Тенденции политики стран АТР
Одним из важнейших факторов сохранения стабильности в регионе является быстрое экономическое развитие большинства стран АТР и установление между ними отношений неизбежной экономической зависимости друг от друга.В последние десятилетия наблюдается впечатляющий экономический рост АТР, особенно стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Социалистические страны Азии, прежде всего Китай и Вьетнам, строго придерживавшиеся в прошлом принципов централизованной экономики, становятся все более открытыми для внешнего мира.
Такие развитые страны АТР, как Австралия и Новая Зеландия, обратили внимание на большой потенциал рынков Восточной Азии, стали придавать все меньшее значение отношениям с США и Европой и наращивая объемы обмена товарами и капиталами со своими азиатскими соседями.
Быстро развивающиеся экономики стран АСЕАН, Тайваня, Южной Кореи, Китая создали значительный экономический потенциал и колоссальный по своему объему рынок, зависимость которого от торговли со странами вне региона имеет устойчивую тенденцию к сокращению. Более 10 лет назад на долю стран Восточной Азии приходилось уже 25,6% мирового экспорта и 25% мирового импорта.
Экономический рост в АТР определяется активным взаимодействием по созданию множества объединений.
В области экономики руководители азиатских государств делали все возможное для привлечения иностранных инвестиций и развития экспортных отраслей.
На Бангкокской встрече 2003 г. обсуждались проблемы вступления стран — участниц АТЭС, в том числе и России, в ВТО. Таким образом, за прошедшие годы Россия укрепила свои позиции в АТЭС, стала его полноправным участником.
Военно-политические факторы, продолжая играть весьма важную роль, тем не менее, утратили свои прежние монопольные позиции в большинстве стран АТР. Соседи по АТР постепенно овладевают приемами решения застарелых региональных проблем без опоры на вооруженные силы, путем политического диалога.
США сократили свое военное присутствие в АТР. Но Япония и Южная Корея значительно увеличивают средства, отпускаемые на содержание американских войск на своей территории. Страны региона рассчитывают на сохранение американских вооруженных сил, прежде всего видя в них силу, способную противостоять росту военного потенциала Китая.
В июне 1993 г. США, в рамках начавшегося в 1990 г. сокращения своего военного присутствия в регионе, выдвинули военную доктрину, основанную на принципе победы в одном региональном конфликте и сдерживании другого до подхода сил. Однако уже в июле 1993 г., под давлением резко негативной реакции со стороны Японии и Южной Кореи, Вашингтон был вынужден заявить о переходе к стратегии победы в двух конфликтах одновременно.
В головах политиков и ученых уже давно витает идея создания в АТР того или иного варианта коллективной безопасности — аналога европейской ОБСЕ.
Шанхайский форум 2001 г., посвящен не только проблемам глобализации и дальнейшей интеграции в регионе, но также проблеме борьбы с терроризмом и вопросам международной безопасности.
На саммите
в Лос-Кабосе 2002 г., вновь основной
темой переговоров стала
При этом июньский (2000 г.) межкорейский саммит ослабил остроту ситуации на Корейском полуострове, и создал предпосылки для продолжения и углубления диалога и сотрудничества между Севером и Югом.
Китай и страны АСЕАН, втянутые в спор по поводу территориальной принадлежности островов Южно-Китайского моря, несмотря на разногласия, обнаруживают готовность к диалогу, устраняя вероятность применения силы.
Под международный контроль взята ситуация в Восточном Тиморе. К этому можно добавить замороженные на неопределенный срок, хотя и не решенные окончательно, территориальные споры между Китаем и Японией, Японией и Республикой Корея.
Если раньше это была «безопасность на основе баланса сил» двух военно-политических блоков, которая после краха социализма в Европе трансформировалась в новую формулу «безопасности через сотрудничество» бывших глобальных противников, то теперь речь резонно вести о новом виде безопасности — безопасности через развитие.
Структура коллективной безопасности в АТР многоуровневая.
На верхнем уровне, АТР с другими мировыми регионами, находится Организация Объединенных Наций.
На втором уровне, АТР, формируются свои региональные структуры «безопасности через сотрудничество в развитии».
На третьем уровне расширение существующих (АСЕАН, «Шанхайский форум») и будущих субрегиональных группировок.
Четвертый уровень двусторонние отношения, прежде всего между странами, заявившими о желании выстраивать тесные и глубокие отношения.
Развитие и наполнение практическим содержанием встреч на высшем уровне руководителей стран АТР и Евросоюза (ASEM), а также ЕС и стран Латинской Америки, АТР и Латинской Америки (EALA) целесообразно было бы со временем дополнить аналогичными форумами между государствами АТР и СНГ (AsCIS), ATP и Африки (ASAF).
Китайская Народная Республика — одно из важнейших государств современного мира. Китай занимает территорию 9,6 млн квадратных километров и является самой многонаселенной страной мира, в которой в начале XXI в. проживает более 1 млрд 300 млн человек. Городское население около трети населения проживает в городах, 5 автономных районов и 3 города центрального подчинения (Пекин, Шанхай, Тяньцзинь). Столица — Пекин. После смерти Мао Цзэдуна (1976) в стране с 1978 проводится курс на модернизацию экономической и политической жизни с целью превращения Китая к середине 21 в. в высокоразвитую державу. Была расширена хозяйственная самостоятельность предприятий, допущена многоукладность в экономике, с целью привлечения иностранного капитала в Китае образованы «открытые экономические районы» и «специальные экономические зоны». В 1997 по договору с Великобританией, заключённому в 1989, осуществлена передача Сянгана (Гонконга) Китаю, который получил статус специального административного района. Осн. внешнеторговые партнёры: Япония, США, Германия, Россия.
К выдающимся в экономике явлениям относят так называемое «китайское чудо», беспрецедентные успехи Китая за последние 25-30 лет.
Еще недавно это было одно из беднейших государств, но начавшиеся в конце 1970-х гг. экономические реформы кардинально изменили ситуацию. Темпы роста китайской экономики были и остаются высокими и в среднем составляют 8-9% в год. Хотя по качественным показателям Китай экономически уступает наиболее развитым государствам, но по общему объему ВВП он вышел на одно из ведущих мест в мире. Роль КНР в мировой экономике возрастает. Эта страна весьма привлекательный объект для иностранных инвестиций.
Руководство
КНР с самого начала реформ подчинило
внешнюю политику своей страны задачам
экономического роста. Сохраняет полную
независимость и
Внешнеэкономические связи КНР
Главными
прямыми инвесторами в
Бурно растет китайский экспорт: примерно на 25—30% ежегодно.
Защита торговых интересов страны — характерная черта пекинских лидеров. На конец 2003 г. по золотоносным запасам Китай уступает только Японии, на сотни миллиардов долларов превосходя Россию.
Объем российско-китайской торговли растет медленно. В 2000 г. товарооборот Китая с Россией составил 8 млрд долл.: практически столько же, сколько и пять лет назад. В 2003 г. он приблизился к 12 млрд долл. Но по сравнению с неровными отношениями с США, некоторыми странами Западной Европы, Среднего и Ближнего Востока, трений с большинством стран ближнего зарубежья российско-китайские связи более стабильны и предсказуемы.
КНР оказывает большое влияние на положение дел в России, особенно на Дальнем Востоке и в Сибири. В ближайшие 10-15 лет в силу объективных причин это влияние возрастет еще больше.
Любая геополитическая напряженность между Китаем и США будет способствовать не только укреплению японо-китайских связей, но и усилению японского капитала в АТР, чего не хотелось бы ни Китаю, ни США. И эта угроза может привести к объединению стратегических интересов этих двух стран.
Япония выступает преимущественно в качестве кредитора и сейчас является главным торговым партнером Китая, который чаще всего покупает японскую технику, технологию и товары. Однако КНР и Япония и выступают как конкуренты на рынках стран АТР, АСЕАН, США, Африки, Европы. Увеличивают продажу своих товаров в Китае Англия, Германия, Франция и Италия. Для отношений КНР со странами АСЕАН (Ассоциация государств юго-восточной Азии) и «четырьмя малыми драконами» характерны процессы конкуренции, притяжения и отталкивания. Тем не менее в отношениях с «малыми драконами» (Южной Кореей, Гонконгом, Сингапуром и Малайзией) главной линией является становление экономической и производственной кооперации. В отношении стран АСЕАН превалирует конкуренция. Страны АСЕАН опасаются военной угрозы со стороны Китая.