Геополитика: предмет, методы, функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 20:29, лекция

Краткое описание

Возникновение геополитики как науки на рубеже XIX—XX вв. обусловлено не только логикой развития научного знания, но в первую очередь потребностью осмысления новых политических реалий. Эта наука появилась в то время, когда мир как единое целое разделился между основными противоборствующими центрами силы. Новый раздел мира — это по сути “передел уже поделенного”, т. е. переход от одного “владельца” к другому, а не от бесхозяйственности к “хозяину”. Переделы мира привели к тому, что уровень конфликтности в мире значительно вырос. Это обстоятельство подтолкнуло научные поиски, нацеленные на совершенствование приемов борьбы главных геополитических сил на мировой арене. В конце XX в. еще раз подтвердилось, что экономический фактор — одна из ведущих в геополитическом балансе сил.

Файлы: 1 файл

Геополитика 1.docx

— 68.92 Кб (Скачать)

Граница выполняет определенные функции: ограничения или исключения въезда нежелательных лиц, исключения контактов между жителями сопредельных государств, задержания преступников, контрабандистов, сбора пошлин с ввозимых или вывозимых товаров, контроля за квотами ввозимых товаров, за движением валюты, полетами, санитарного контроля и т.д.

С определенной долей условности границы делят на естественные и искусственные.

С разрушением Советского Союза обострились пограничные вопросы по всему периметру бывшей границы СССР Особое значение в этой связи приобретает фактор иммиграции.

Основной категорией геополитики  является и понятие интерес. Зная, в чем заключается интерес  государства, нации, нетрудно определить общий стратегический курс страны. Интересы могут быть: классовые, национальные, государственные. Если существует нация-государство, то эти интересы совпадают.

В мире идет насильственная глобализация международной жизни. По мере того как люди и институты  теряют самостоятельность, они все  более и более стремятся защитить свои интересы, добиться психологического комфорта, тяготеют к общностям, к  которым они принадлежат (этническим, религиозным, классовым и т.д.). Процесс  глобализации генерирует консолидацию этнических меньшинств, увеличивает  волну религиозного фундаментализма. Всплеск национализма при М.С. Горбачеве  — реакция на его попытку втянуть  СССР в общеевропейский дом.

Глобализация расслаивает  даже давно сложившиеся нации, пробуждает и усиливает у них. стремления к большей политической автономии, проведению “этнических чисток” и т.п. В результате получается бурлящий этнический вулкан, так как на земном шаре только около 20% государств этнически гомогенны (этнически однородны). Но даже в этнически гомогенных государствах интересы “верхов” и “низов”, т. е классов, не совпадают, как не совпадают и интересы жителей разных регионов. Не могут совпадать интересы наций, проживающих в двух разных государствах (бывшие Германии, нынешние Кореи и т.д.). Тем более не совпадают национальные интересы наций-государств, проповедующих откровенный национализм “великий Китай”, “великая Япония”, “великая Германия” и т.д.

Если говорить о государственных  интересах, то много проблем снимается. Самые главные государственные  интересы сформулированы в международных  документах: Уставе ООН, Заключительном акте Совещания в Хельсинки, Основном Акте взаимоотношений России и НАТО и т.д. В подобных источниках международного права фиксируются политическая независимость страны, группы стран, условия их физического выживания, недопустимость любого вмешательства извне в жизнь государства, неприкосновенность его границ и т.д.

В качестве государственных  интересов страны могут выступать  наращивание ресурсной базы, а  на ее основе — экономической, военной, финансовой, научно-технической и  другой мощи страны, усиление ее геополитического влияния, рост благосостояния населения, культурный, нравственный, интеллектуальный прогресс общества. Специфика географического  положения страны, внутриполитическая, социально-экономическая ситуация, национально-культурные и цивилизационные  особенности, уровень авторитета страны в мировом сообществе — все  это формирует содержание государственных  интересов. При этом географические, природно-ресурсные, экономические  факторы играют особую роль.

Безусловно, весь комплекс государственных  интересов надо рассматривать не в статике, а в динамике. Наибольший удельный вес из них имеют те, что подтверждаются нормами международного права. Справедливыми будут и  те интересы страны, что не нарушают интересов других государств. Конечно, на практике чаще всего в качестве судьи, определяющего нарушают —  не нарушают мои интересы, выступают  те государства, которые обладают реальной силой: военной, экономической, финансовой. Крыловскому Волку Ягненок не мешал жить, однако спор решился  в пользу Волка, который хотел  кушать. Память человеческая не в силах  удержать факта бесчисленных вмешательств США в жизнь латиноамериканских, арабских стран, а сейчас это очередные вмешательства во внутренние дела в Югославии и т.п. Дело в том, что содержание “государственных интересов” объективно. Однако трактуют его субъекты — лидеры стран по-своему. Они же берут на себя роль выразителей государственных интересов, обосновывают первоочередность целей, решения внутренних и внешних задач. В авторитарных и демократических государствах механизмы достижения целей и задач различны. Но в абсолютном большинстве стран решающую роль играли и играют мощные финансовые группы — олигархии. Главными объектами их интересов в конце XX в. (а в перспективе эта проблема значительно обострится) будут природные ресурсы и рынки сбыта готовой продукции.

С рассмотренной категорией тесно связано и другое базовое  понятие науки геополитики —  механизм реализации государственных  интересов. Какие принципы, нормы  права, морали, политики должны быть приоритетными  при отстаивании этих интересов? Практика показывает, что на первый план выступают прагматические интересы, достигаемые силой без учета  каких-либо норм и принципов морали. Разница была и есть в том, что  одни — геополитически сильные государства  или их группа — хотят сразу  и все, другие — по частям и постепенно. Одни пытаются реализовать свои государственные  интересы путем активной, а другие — ползучей экспансии. Эти методы (условно: Запада и Востока) нарабатывались веками, они имеют свою историю и методологию. Одни идут по пути укрепления национальной геополитической силы (Китай, Япония), другие — по пути создания новых коалиций. Внутри этих коалиций (НАТО, ЕС и др.) идет постоянная скрытая или явная борьба за лидерство как внутри коалиций, так и в ключевых районах мира (например, дележ постсоветского пространства, ближнего Востока).

Мощь (могущество) государства  исторически проявлялась в первую очередь как мощь военная. История оставила многочисленные памятники: хвастливые изречения вождей, царей, королей и т.д. на каменных стелах, в рукописных манускриптах, летописях, мифах, сагах, хрониках, книгах и т.д., где говорится о том, что побеждал тот, кто был лучше вооружен, чьи войска были лучше организованы, выучены, более мобильны, дисциплинированны и пр. Военная мощь возрастала по мере научно-технического прогресса, наработок военной мысли. Все это вкупе с географическими факторами работало на становление или упадок мощи государства. Геополитические конфликты возникали чаще всего вокруг разделов и переделов мира, за спорные территории, за расширение сфер влияния.

По мере накопления экономического, финансового, интеллектуального потенциала государственная мощь стала прирастать этими элементами. Вторая половина XX в. показала, что борьба за передел  мира может вестись не только с  применением военной силы, но и  путем экономической, финансовой, культурно-идеологической экспансии. Многие современные геополитики  полагают, что “мощь страны —  это комплексный показатель взаимодействующих  в системе факторов”, величина не абсолютная, измеряемая какими-то единицами, а относительная, т. е. проявляющаяся  в процессе интеракций государств в  международных отношениях и оцениваемая  по их результатам. В определенной степени  элементы мощи государства взаимозаменяемы.

Государственные интересы порождают  те или иные действия стран и народов. Эти действия могут носить оборонительный или наступательный, захватнический или освободительный характер. В  геополитике чаще всего применяется  категория экспансия, под которой  обычно понимаются какие-либо территориальные  приобретения или установление военно-политических сфер влияния. Практика показала, что  экспансия может быть не только военной, но и экономической (торговой, финансовой и т.п.), а также культурно-идеологической, информационной и т.д. В конце XX в. главным видом экспансии остается территориальная — борьба за сырьевые ресурсы суши и моря, за биоресурсы — за выживание.

Территориальные приобретения — это чаще всего долгосрочные приобретения, это “жизненное пространство”  Россия объективно стала страной, притягивающей  интересы сопредельных и дальних  государств, желающих потеснить ее, “полакомиться” ее территориями, потеснить в других регионах земного шара. Так, Турция в одностороннем порядке изменила толкование соглашений 1936 г о статусе Черноморских проливов, Россия медленно, но упорно оттесняется от богатств Антарктиды, Китай ведет против России тихую ползучую демографическую экспансию, внедрив в демографическое тело РФ уже около 2 млн своих сограждан. В силу ряда причин экспансия против России носит в основном “мягкий характер”. Иные ее формы могли бы повлечь осуждение мировым сообществом, активное сопротивление русских, а самое главное — пока у нашей страны есть еще самое грозное оружие — ракетно-ядерное В XXI в по мере обострения и глобализации ресурсного кризиса, особенно энергоносителей, роста народонаселения, истощения и сокращения площадей плодородных земель, экологического напряжения, вероятно, в мировые отношения вернется жесткий вариант территориальной экспансии.

1.7. Методы геополитической  науки

Геополитика использует разные методы изучения соответствующих явлений  и процессов. Как правило, эти  методы разрабатывались в других науках политической географии, истории, социологии, политологии и т.д. В  принципе это могут быть любые  методы, применяемые наукой системный, деятельностный, сравнительный, исторический, нормативно-ценностный, функциональный, к которому примыкает структурно-функциональный анализ, институциональный, антропологический, общелогические методы и методы эмпирических исследований и др.

Системный метод в качестве основного принципа берет структурно-функциональный подход, которым хорошо владели

К. Маркс (1818—1883), Т. Парсонс (1902—1979) и другие экономисты, социологи, политологи Принято считать, что системный подход в социологии и политологии детально разработан в 50— 60-х годах нынешнего века Т.Парсонсом Суть этого метода — в рассмотрении любой сферы общественной жизни, науки, в частности, геополитики, как целостного, сложно организованного и саморегулирующегося организма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через входы и выходы системы. Любая система стремится к самосохранению (геополитическая не исключение) и выполняет определенные функции, среди них важнейшей является распределение ценностей и ресурсов и обеспечение принятия гражданами распределительных решений в качестве обязательных.

Деятельностный метод в науке (особенно политологии, психологии, социологии и др.) называют психологическим или социально-психологическим. Он ориентирован на изучение зависимости поведения индивидов или групп от их включения в более глобальные общности, а также на исследование психологических характеристик наций, классов, толпы, малых групп и т.п. геополитике деятельностный метод направлен на анализ геополитической картины в ее динамике. Он рассматривает ее как специфического вида живую и овеществленную деятельность, как циклический процесс, имеющий определенные стадии или этапы. Это определение целей деятельности, принятие решений, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление, регулирование деятельности групп, масс, контроль за достижением поставленных целей, анализ результатов деятельности и постановка новых целей и задач. Этот метод (деятельностный) составляет методологическую базу теории геополитических решений.

Как считают многие ученые, специфическим развитием и конкретизацией деятельностного подхода выступает критико-диалектический метод, который ориентирует на критический анализ явлений, фактов, течений в геополитике, выяснение противоречий как источника самодвижения в обществе, источника экономических, социально-политических, геополитических изменений. Этот метод широко использовался марксистами, неомарксистами (Ю. Хабермас, Т.В. Адорно и др.), в леволиберальной и социал-демократической мысли и т.д. Этот метод плодотворен, применяется довольно широко.

Сравнительный метод широко распространен во многих науках об обществе в истории, социологии, географии  и политологии. Его использовали Платон, Аристотель и другие мыслители Античного мира и Древнего Рима. В социологию его ввел французский философ О. Конт (1798—1857). Политология, отпочковавшись от социологии, взяла его на вооружение. Геополитика как синтетическая наука также широко пользуется этим методом. Он предполагает сопоставление однотипных явлений жизни для выделения их общих черт и специфики, нахождения оптимальных путей решения задач и т.п. Этот метод позволяет плодотворно использовать опыт других народов и государств. Безусловно, это должно быть не слепое копирование тех или иных способов достижения геополитических целей, а творческое решение задач применительно к условиям, месту и времени.

Исторический метод также  издавна применяется во всех общественных науках. Он требует изучения всех явлений  жизни в последовательном временном  развитии, выявлении связи прошлого, настоящего и будущего. Этот метод  в геополитике, как и в философии, социологии, истории, политологии, —  один из важнейших. Первый русский профессиональный социолог М.М. Ковалевский (1851—1916) на базе сравнительного и исторического  методов предложил историко-сравнительный  метод. Он хорошо известен и не нуждается  в особых комментариях.

Сущность нормативно-ценностного  метода — в его названии. Он включает в себя выяснение значения тех  или иных фактов, явлений для государства, личности; оценку этих фактов или явлений  для блага страны, индивида. Оценка дается с позиций справедливости или несправедливости, уважения или  попрания свободы народов других стран. При этом предполагается, что  политик, государственный деятель  должен в своей деятельности, при  принятии решений исходить из этических  ценностей и норм и в соответствии с ними вести себя. Этот метод, безусловно, страдает многими недостатками. Чаще всего реальная политика и моральные  нормы лежат в разных плоскостях. Нормативный метод, как правило, идеализирует политику и политических лидеров, принимающих порой непродуманные  политические решения, меняющие коренным образом геополитическую картину  мира. Примером могут служить решение  Горбачева — Шеварнадзе о передаче 60 тыс. км2 Берингова моря США, роспуске Организации стран Варшавского договора или решение Ельцина, Кравчука, Шушкевича о ликвидации СССР и создании СНГ Нормативный метод часто бывает оторван от реальности. Его слабость — в относительности ценностных суждений, их зависимости от социального положения и индивидуальных особенностей людей. Но он придает геополитике человеческое измерение, вносит в нее определенное нравственное начало.

Информация о работе Геополитика: предмет, методы, функции