Геополитика постсоветского пространства: проблемы взаимоотношения и перспективы развития сотрудничества России и Эстонии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:31, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – изучить специфику проблемы взаимоотношений России и Эстонии.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………4
Исторический аспект взаимосвязи стран Балтии и России…...5
Межгосударственные отношения России и Эстонии………..15

2.1 Проблемы взаимоотношений России и Эстонии……..15

2.2 Перспективы сотрудничества России и Эстонии……..22

Заключение…………………………………………………….……….28

Список использованной литературы…………………………………29

Файлы: 1 файл

ОРИГИНАЛ РЕФЕРАТА.docx

— 63.22 Кб (Скачать)

     В 1996 г. была обнародована «Долговременная линия России в отношении стран Балтии». В этом документе была впервые сформулирована позиция, заключающаяся в том, что Россия строит свои отношения с ними дифференцированно, с учетом их политики по отношению к русскому и русскоговорящему населению в этих странах.

     Экономически  страны Балтии тесно связаны с  Россией. Разрыв кооперационных, сырьевых, технологических связей в промышленности и агропромышленном комплексе привел к заметному спаду в них  производства.

     В процессе перестройки хозяйственных  комплексов каждой из стран необходимы восстановление и модернизация старых связей. В связи с этим важнейшим направлением деятельности российского бизнеса должно стать максимальное проникновение на рынки государств Балтии, создание сети совместных предприятий, которые в дальнейшем обеспечили бы беспрепятственный доступ к рынкам ЕС. Нельзя забывать о вековых связях стран Балтии с Россией - экономических, культурных, этнопсихологических. Экономически постсоветское пространство привлекательно внушительными запасами полезных ископаемых. Кроме того, это новые потенциальные рынки и сферы бизнеса, еще только подлежащие интеграции в систему мирохозяйственных связей, а следовательно - сулящее прибыли поле для освоения. Но самое главное - благодаря своему положению и природным богатствам, Кавказ, Каспий, Центральная Азия рассматриваются сегодня как важнейший резерв диверсификации источников углеводородного сырья и маршрутов его транспортировки. Именно в этом качестве они приобретают стратегическую ценность с точки зрения удовлетворения растущих энергетических потребностей, по крайней мере двух из трех ведущих производственных зон мира - Европы и индустриальных гигантов Азии. Что касается в этом контексте России, сделавшей заявку на статус «энергетической державы» и роль стабилизатора мирового рынка углеводородов, то безопасность ее нефтегазового экспорта (и это проиллюстрировали «газовые кризисы» последних лет) прямо связана с ситуацией в сопредельных странах, ибо через них происходит и неминуемо будет происходить транзит большой части российских энергоресурсов, поставляемых в «дальнее зарубежье».       В глобальном геостратегическом ракурсе постсоветские государства представляют собой евразийский пояс, где встречаются Европа и Азия, Запад и Восток. Они расположены как раз на пересечении импульсов, исходящих с разных сторон: от исторически доминировавшей здесь России, нового мирового гегемона Америки, региональных лидеров Ближнего и Среднего Востока, исламских обществ, Европейского союза и его отдельных сегментов - «старой» и «новой» Европы, - и, наконец, подымающегося китайского колосса. Все это делает отныне суверенное «ближнее зарубежье» России одним из кардинальных факторов геостратегического расклада в Евразии и изменения глобального баланса, превращая его в арену напряженного противоборства.           Но у постсоветского ареала как целостности есть и другие особенности, определяющие его место в сегодняшнем мироустройстве. Здесь соединяются разные цивилизации и народы с отчасти общим и отчасти разительно несхожим историческим опытом, с различным уровнем экономического развития, и здесь отражаются и сплетаются едва ли не большинство крупных явлений, больных вопросов и противоречий современного этапа истории. Мало где отчетливее, например, проступает вся комбинация сдвигов в соотношении планетарных сил - прежде всего драматическое ослабление переживающей фундаментальный кризис России, победа Запада в холодной войне и его последующее идеологическое и геополитическое наступление, прорыв евроатлантических и западноевропейских институтов, глобальное превосходство и присутствие США, но также постепенное самоутверждение новых полюсов вне евроатлантического сообщества и внутри его, смещение центра развития в Азию, активизация мусульманского мира.   Здесь явственно ощущаются модернизационный вызов и бремя капитальных проблем развития, причем как свойственных, условно говоря, бедному Югу, так из числа характерных для богатого Севера: от задач создания динамичной экономики, ликвидации бедности и построения эффективной политической системы до проблем массовой миграции, сохранения культурно-исторического лица государств и народов, эрозии духовно-этических ориентиров, соприкосновения и взаимопроникновения цивилизаций и многого другого - все это под прессом глобализации, вестернизации и революционных технологических изменений. Здесь проходят испытания глобальные веяния демократизации со всеми сопутствующими дилеммами. И именно здесь наследие коммунистического периода наслаивается на специфику различных социокультурных систем от русской цивилизации до вариаций восточных обществ.     В границах бывшего СССР концентрируется целый ряд очагов национально-этнических и религиозных противоречий, зашедших в тупик территориальных конфликтов и де-факто суверенных непризнанных образований. А большинству новых государств, не имеющих ни опыта самостоятельного исторического существования, ни устоявшихся и компетентных аппаратов управления, разделенных во многом произвольными границами, начертанными в совсем ином по своей логике советском контексте, еще только предстоит осуществить национально-государственную консолидацию.       Клубок жгучих проблем, явных и латентных конфликтов, социальные раны и внутренняя нестабильность определяют повышенную степень уязвимости по отношению к внешнему воздействию. Тем острее стоят здесь и вопросы мирового порядка, связанные с попытками трансформировать сложившееся международное право, коллизий между государственным суверенитетом и тенденциями к легитимации вмешательства извне. [8]

  1. Межгосударственные отношения России и Эстонии

2.1  Проблемы взаимоотношений России и Эстонии 

     Происходящие  на постсоветском пространстве процессы можно назвать одной из центральных  фабул современной мировой политики. Это – один из ее наиболее динамичных, драматических и острых сюжетов, который выделяется множеством линий  и разнонаправленных векторов, сложным  переплетением разнородных действующих  сил и факторов, неустойчивостью  и противоречивостью тенденций. Многое здесь далеко не предопределено, многое таит в себе взрывоопасный  потенциал нестабильности, напряженности  и конфликтов.  

     С ликвидацией советской сверхдержавы образовалась своего рода гигантская зона системного слома и «тектонической подвижности». Смене или переоценке подверглось едва ли не все и вся - территориально-политические статусы, режимы, идеологии, элиты, ценности, интересы и цели, культурно-цивилизационные и геополитические ориентации, международные союзы и сама история, началось интенсивное перераспределение ресурсов и влияния. А то, что перемены в отдельных постсоветских странах приняли неодинаковые, порой полярные, направления, не говоря уже об отличиях в их масштабах, темпах и формах, еще больше усложнило картину грандиозной реструктуризации, охватившей шестую часть земной суши.

     Между тем не только размеры, но и, главным  образом, геополитические, цивилизационные, социальные характеристики этой территории таковы, что складывающиеся тут конфигурации не могут не влиять на основополагающие контуры мироустройства ХХI столетия. А для Российской Федерации - ядра постсоветского пространства - они очевидным образом имеют экзистенциальную значимость, большую, чем для любого другого государства.

     Прежде  всего, речь идет о территории исторической России, с которой на протяжении веков были связаны ее становление как великой державы и субъекта мирового развития. Здесь, за пределами РФ, остались более 20 млн. соотечественников и ряд народов, тяготеющих к России, здесь она все еще сохраняет серьезные культурные, экономические, военно-политические позиции. Именно здесь сосредоточены сегодня ее первейшие геостратегические задачи. Вполне естественно, что большинство новообразованных государств, вошедших на той или иной основе в СНГ, были выделены в особую группу  приоритетных партнеров России, а занимаемое ими пространство получило наименование «ближнего зарубежья». Предпринятые в Парламентской ассамблее Совета Европы попытки осудить Россию за этот термин игнорируют и географию, и историю, и политико-правовые обстоятельства роспуска СССР, и широкий комплекс сегодняшних реальностей.       Эстонско-российские экономические связи в разные периоды времени осуществлялись в разных геополитических контекстах. Тесное экономическое сотрудничество осуществлялось не только в те периоды, когда Эстония и Россия находились в общих государственных рамках, но и в те периоды, когда их разделяли государственные и политические границы. Периодов, когда экономические связи были заморожены или находились на низком уровне, было немного.        С исторической точки зрения крайне интересным периодом в товарообмене между Россией и нынешней территорией Эстонии было уже раннее средневековье, особенно после создания союза Ганзейских городов. Международный торговый путь, который пролегал вдоль Балтийского моря, Финского залива и Невы, способствовал возникновению интенсивных контактов. Торговля между вышеуказанными территориями осуществлялась не как узколокальное явление, а как элемент широкого международного общения (деятельность Ганзейских городов и ганзейских контор от Лондона и Нидерландов до Новгорода). Выполнение разных функций в международной экономике было объективной основой для взаимного экономического интереса и общения между территориями.     Экономические взаимоотношения между Эстонией и Россией можно рассматривать как на относительно локальном уровне (экономическая интеграция в пространстве Балтийского моря), мезоуровне взаимоотношения России с ЕС и присоединяющимися к нему странами), так и на глобальном уровне (взаимоотношения России и связанных с ней стран СНГ или так назв. Евразийского блока с Западом, сотрудничество Запада и Востока в самом широком смысле). Естественно, все названные уровни связаны между собой. Эстония вместе с северо-западной Россией относится к единому региону партнерства, региону стран Балтийского моря. Поэтому особое значение имеют связи Эстонии с Петербургом и окружающими его территориями, а также с новгородской и псковской землей. Именно регион стран Балтийского моря считается одним из наиболее высоко потенциальных для экономического развития в Европе будущего. Насколько интенсивно этот район будет реализовывать свой потенциал роста, во многом зависит, помимо прочих факторов, и от того, насколько продуктивными будут отношения между Востоком и Западом, т е сотрудничество России со своими западными соседями. [7, C.50] Территориальные споры между Россией и Эстонией являются очень существенным элементом в стратегии натовского блока. Для США принципиально важно иметь возможность при необходимости активировать российские проблемы на ее западных рубежах, оказывать определенное силовое давление на Россию,- отмечает Александр Дугин в своей статье «Позволено зслословить. Кто опекает эстонских неонацистов». В случае возникновения территориальных претензий или нерешенных вопросов между Москвой и Таллином на резкие шаги России будет отвечать не интегрированная в НАТО Эстония, а вся мощь Североатлантического союза. Иными словами, за территориальными вопросами между двумя государствами стоят не фантастические грезы эстонских националистов - это лишь внешняя форма, - а вполне трезвый и холодный расчет американских стратегов.

     Для США жизненно важно создать в  Балтийско-Черноморском пространстве некую буферную зону, так называемый санитарный кордон, отделяющий Россию от Европы. Эта зона по определению  должна быть местом постоянных конфликтов между ее государствами и самой  Россией. Такова традиционная англо-саксонская тактика недопущения между Россией  и Центральной Европой (сегодня  это Европейский союз) стратегического, экономического и военно-политического  партнерства.

     Для этих целей и существуют такие  образования, как Прибалтийские  государства, как современная оранжевая  Украина, как антироссийская прозападная  Молдова. А эстонская ситуация - это  триггер во всей конструкции санитарного  кордона.

     Даже  если Эстония не права и даже если не в ее собственных интересах  продолжать эскалацию пограничных  вопросов и тематику границ, фон  напряженности будут поддерживать атлантические стратеги. Такова льстящая эстонским националистам, но одновременно абсурдная, нелепая вещь - рациональная стратегия американской геополитики, которая действует последовательно, подчас даже тупо, но, к огромному  сожалению, очень эффективно.

     Что касается позиции самого Евросоюза, то он парализован тем, что в нем  наличествуют два вектора: атлантический (натовский, проамериканский) и континенталистский (франко-германский). Атлантический  рассматривает Европу в качестве бастиона США, как исключительно  американскую стратегическую конструкцию. Континенталисты - это, в первую очередь, Франция, Германия и Испания –  заинтересованы в ином развитии отношений: в экономическом партнерстве  и даже стратегической интеграции с  Россией.

     В современном Евросоюзе эти две  тенденции приобретают антагонистический  характер. Это как плюс и минус. На уровне брюссельской демократии они  друг друга просто нейтрализуют, приводя  ситуацию в нулевое состояние. Отсюда пассивность, непоследовательность и  полное молчание Европы в отношении, например, пресловутого санитарного  кордона.              Что же касается филофашистских тенденций в Эстонии, то только наивные люди могут удивляться подъему этих настроений. По сути дела, эти тенденции поддерживаются атлантизмом исключительно с провокационной целью – позлить Россию, создать зону напряженности. Обратите внимание: Сорос - враг всех форм национализма – поддерживает грузинский, сербский, украинский, антирусский национализм. Поэтому эстонские ряженые "нацисты" на самом деле выполняют очень конкретную, важную для Америки стратегическую функцию. Их никто не даст в обиду. Если на каких-то, даже в тысячу раз менее радикальных демонстрациях за мнимое сходство с фашизмом страдают гораздо более нейтральные и взвешенные организации, то прибалтам позволено все. Этот двойной стандарт, двойная логика – обыденность американской геополитики. Разразившийся в начале 2006 года русско-эстонский политический и дипломатический конфликт относительно судьбы воинских захоронений времен Второй мировой войны свидетельствует о напряженных отношениях России и Эстонии. Правительство Эстонии переносом памятника Воину-освободителю из центра Таллина на Военное кладбище хотело прекратить "сползание" страны под контроль России. Об этом заявил премьер-министр Андрус Ансип в своей статье, опубликованной в среду в газете Postimees. "Наше желание было прекратить постепенное, шаг за шагом сползание Эстонии под контроль России, как это предусматривал план советизации, одним из средств реализации которого была выбрана проблема Бронзового солдата", - заявил глава правительства. В то же время эстонский премьер вынужден признать, что недооценил значение этого памятника для русских, передает РИА "Новости". "Пять лет назад только небольшая часть русского населения проявляла интерес к Бронзовому солдату. За пару последних лет эта скульптура стала, как утверждают, важнейшей частью самоопределения нашей русской общины. Уверен, что это преувеличение. Но вынужден признать, что я недооценил важность и значение Бронзового солдата для русских людей", - пишет Ансип. [9]                                    В 2006 году Эстония обвинила Россию в "осуществлении масштабной экономической и социальной блокады против Грузии и ее граждан". В тексте заявления "О положении в российско-грузинских отношениях" подчеркивается, что за последние недели Россия "осуществляет масштабную экономическую и социальную блокаду против Грузии и ее граждан".  В документе приводились факты отказов в выдаче российских виз, запрета на продажу грузинских товаров и продукции, "репрессий" против граждан Грузии и лиц грузинской национальности на территории РФ, антигрузинских высказываний прессы и высших официальных лиц России.  Авторы заявления поддержали "избранный Грузией путь к демократии и свободе, ее стремление на направлении НАТО и ЕС и признает успехи на этом пути". Также они призвали Грузию "не поддаваться на провокации и избегать шагов, которые можно будет расценить как провокационные" и обратились к России с просьбой "восстановить нормальные дипломатические отношения". За принятие документа проголосовали 73 депутата из 101, против - один. [10] А в декабре 2006 года новый командующий Силами обороны Эстонии генерал-майор Антс Лаанеотс в своем первом интервью заявил, что видит в России главную угрозу безопасности республики. "Мягко говоря, нашим соседом является недружественное государство. И отношения с Россией являются самой большой проблемой обеспечения нашей безопасности", - заявил генерал в интервью, опубликованном в среду эстонской газетой Eesti Paevaleht. Для нейтрализации "российской угрозы", считает он, Таллину следует делать ставку на вооруженные силы НАТО и участие в миссиях альянса,передает ИТАР-ТАСС. [11]

     В июле 2008 года президент Эстонии Томас  Хендрик Ильвес попросил парламент  пересмотреть закон о ратификации эстонско-российских договоров о сухопутной и морской границе. Главы МИД Эстонии и Россия в мае 2005 года подписали пограничные договоры, однако парламент Эстонии в закон о ратификации добавил преамбулу о действенности Тартуского мирного договора 1920 года. На основании этого документа проходила довоенная граница, и российская сторона сочла, что в дальнейшем Эстония может на основании закона о ратификации предъявить территориальные претензии к России и отозвала подписи под договорами. [12]

     В июне 2008 года президенты России и Эстонии  обсудили, как улучшить двусторонние отношения и решить накопившиеся проблемы. "Нас по-прежнему беспокоит  положение с правами наших  соотечественников в Латвии и  Эстонии, недопустимо мягкое отношение  к попытке героизации пособников нацистов, стремление переписать отдельные  страницы истории Европы ХХ века", - подчеркнул Д.Медведев. "Нельзя забывать, что благосостояние, а порой и  само существование многих государств, сохранение их культурного наследия стали возможны лишь благодаря огромным жертвам народов Советского Союза, других европейских народов. И в  этом смысле победа над фашизмом стала  общим духовно-нравственным достоянием Европы. Попытки осквернить память о ней и доброе имя воинов- освободителей  категорически недопустимы", - заявил глава российского государства. [13] 

                        2.2 Перспективы сотрудничества России и Эстонии   В июне 2008 года президенты России и Эстонии обсудили, как улучшить двусторонние отношения и решить накопившиеся проблемы. "Нас по-прежнему беспокоит положение с правами наших соотечественников в Латвии и Эстонии, недопустимо мягкое отношение к попытке героизации пособников нацистов, стремление переписать отдельные страницы истории Европы ХХ века", - подчеркнул Д.Медведев. "Нельзя забывать, что благосостояние, а порой и само существование многих государств, сохранение их культурного наследия стали возможны лишь благодаря огромным жертвам народов Советского Союза, других европейских народов. И в этом смысле победа над фашизмом стала общим духовно-нравственным достоянием Европы. Попытки осквернить память о ней и доброе имя воинов- освободителей категорически недопустимы", - заявил глава российского государства. [14]          Огромное влияние на перспективы постсоветского пространства оказывают, помимо внутренних, внешние факторы и субъекты, среди которых особое место принадлежит доминирующей державе современного мира - Соединенным Штатам. Внимание американцев к огромному евразийскому ареалу, превратившемуся, в представлении ряда западных политиков и экспертов, в terra nullis с аморфными перспективами, не только закономерно, но и имеет давнюю традицию. Более всего оно предопределено той ролью, которую это геополитическое пространство приобрело в ходе истории, составляя территорию Российской Империи и затем Советского Союза - глобального соперника США. Но если в период холодной войны Вашингтон видел основную задачу в «сдерживании» конкурирующей сверхдержавы и возглавляемого ею блока, то в качественно новых условиях, сложившихся после роспуска СССР, сам характер намерений кардинально меняется. Отныне политика на этом пространстве направлена на его освоение, его капитальную геополитическую и историческую трансформацию. [15]          Аркадий Арзамасцев, автор статьи «Балтийский феномен», отмечает, что в марте 2008 года в Эстонии инфляция превысила 17%. Российские наблюдатели оценивают состояние местной экономики исключительно в черных тонах. А участники инвестиционного форума, который состоялся в апреле 2008 года в Таллине под эгидой Британо-Эстонской торговой палаты, считают, что в настоящий момент уместней говорить о «временных трудностях», но никак не о системном кризисе в инвестиционной привлекательности Балтийских государств. По прогнозам инвесторов, через год-два ситуация существенно улучшится. По мнению президента английского Savant International Криса Хартфилда, «то что происходит с кредитными затруднениями, - это легкое сотрясение. Как только люди затянут свои пояса возьмут под контроль свои расходы и будут действовать осмотрительно, Балтия сможет выйти из трудностей за 2-3 года». Сменил некогда пессимистичную риторику на более радужную и Международный валютный фонд, предрекающий Балтии «мягкую посадку» в условиях галопирующего мирового финансового кризиса. Причины растущих трудностей называются разные. Прежде всего, это безусловная зависимость Эстонии, Латвии и Литвы от западных инвесторов и кредиторов, ужесточение цен на энергоносители, вызванное «Газпромом» и мировой конъюнктурой, рост зарплат в госсекторе, кредитный бум, не обеспеченный соответствующими выплатами со стороны населения. Оздоровительные меры, которые правительства Балтийских государств также осуществляют под присмотром международных финансовых консультантов, знакомы: воздерживаться от стимулирования потребительского бума, не позволять росту доходов опережать рост производительности труда, усилить надзор в финансовом секторе, реформировать рынки рабочей силы и капитала.   Немало перспектив таит в себе балтийский рынок недвижимости. По мнению известного лондонского риэлтора, автора книги «Секреты недвижимости Восточной Европы» Робина Баумена, Прибалтика - безусловный фаворит в данной теме среди неофитов ЕС. Речь идет как о бизнес-строительстве, так и о жилищном рынке. Причем, как считает Баумен, здесь наибольший потенциал не за роскошными апартаментами, а за сектором обычного жилья для среднего класса. Советское жилье в Балтийских республиках стремительно стареет, и большинство прибалтов, в первую очередь столичных жителей, настраиваются на вложения  в новую недвижимость.  Квартиру в Риге, Таллине, Вильнюсе или домик в местной живописной провинции спешат приобрести и россияне, и скандинавы, и немцы.            Развитие банковской системы (в первую очередь за счет скандинавских и немецких банков) стимулировало конкуренцию в частном предпринимательстве. Благоприятные условия кредитования (3-5%), отсутствие серьезных бюрократических норм дают возможность множеству граждан открыть собственное дело и при этом не увязнуть в процентной «паутине». Рост ВВП национальных экономик по 10-12% в год являлся рекордным даже для лидеров Старого Света. Вот почему нынешнее торможение темпов роста рядом западных экспертов воспринимается как прогнозируемое. Происходит ожидаемый «перегрев» экономик развивающихся Балтийских стран, привычный для большинства регионов с перспективными активами. Впрочем, вступление в ЕС имеет и обратную сторону. Беспрепятственное передвижение по Евросоюзу отправило тысячи прибалтов на заработки в европейские страны. Только в Латвии официальное количество мигрантов достигает 80 тыс. человек. Главный источник для заработков - Ирландия, в свое время первой предоставившая возможность гражданам из новых стран - членов ЕС попробовать себя на трудовом рынке вне собственного государства.         Постепенно присматриваются к перспективам поработать в Прибалтике и российские специалисты, особенно в строительной сфере. Именно здесь сосредоточен основной дефицит рабочей силы, а русские строители, инженеры в условиях роста цен и зарплат в Прибалтийских странах (причем цены все равно еще ниже российских) ценятся весьма высоко. Квалифицированные умельцы из близлежащих бедных регионов РФ (Смоленская, Псковская области) охотно выполняют заказы на прибалтийской территории. Пока в основном это происходит за счет приглашений «прибалтийских русских», предлагающих соотечественникам и родственникам «подхалтурить» в бывших «колониях». Но и на правительственном уровне уже обсуждается возможность массового привлечения российских строителей (а также сантехников, слесарей, плотников) - не исключено, что финансовые условия прибалтийских заказчиков окажутся более предпочтительными, чем на родине. Промышленность в Балтии действительно не является ключевым источником пополнения госбюджета. Большинство крупных советских предприятий благополучно почили в бозе, и порой их угрюмые останки вносят кричащую дисгармонию в идиллический прибалтийский пейзаж. Впрочем, трагедии из этого никто не делает.  Понимая, что приток инвестиций и решение вопросов с трудоустройством населения все равно удобней осуществлять за счет крупных проектов, балтийские правительства вновь прибегли к помощи западного капитала. Каждая из трех республик обзавелась влиятельными покровителями, за счет которых и растет производство. Так, на территорию Литвы последовательно проникает польский бизнес. В конце 2006 года лидер польской «нефтянки» компания PKN Orlen приобрела контрольный пакет акций крупнейшего нефтяного концерна Литвы «Мажейкю нафта». Сумма сделки составила около Ps 2,5 млрд. долларов, что стало самым значительным вкладом за всю историю инвестиций в Литву. Польско-литовское сотрудничество активно и в других сферах, в том числе и в плане поиска альтернативных российских источников энергоснабжения.    Эстония сразу после обретения независимости подружилась со Скандинавскими станами (особенно с Финляндией), которым и обязана своим нынешним благополучием и более устойчивой позицией по сравнению с Литвой и Латвией. Разрушение пограничных барьеров между балтийскими соседями, ускорение торгового оборота между ними означает, что регион постепенно обретает собственный характер и становится самостоятельным центром притяжения. Под патронажем опять-таки Швеции и Финляндии транспортные компании Балтийских государств обрели новый импульс, особенно это касается Эстонии. Крупнейший транспортный оператор в Балтийском море эстонский Tallink Group является лидером на ряде привлекательных направлений. В настоящий момент флот Tallink насчитывает 19 паромов, которые выполняют регулярные рейсы на 7 маршрутах между Эстонией, Швецией, Латвией, Финляндией, Германией. Годы независимости позволили прибалтам возможность вспомнить о своих корнях, европейской идентичности, открыли новые горизонты развития. Праволиберальная экономическая модель в сочетании с буржуазной национал-демократией дали Балтийским республикам не только ориентир для материального стимула, но и определенные идеалистические импульсы, связанные с теорией национального возрождения. Изначально Эстония ориентировалась на интеграцию в европейские и трансантлантические структуры. Она испытывает трудности в отношениях с Россией, но к прошлому вернуться не желает. Европа в настоящий момент предлагает более выгодные условия для совместного проживания. [1, C.84-85]   Министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт отметил, что в течение шести месяцев этого года Россию посетили вице-канцлер МИД Эстонии, министр внутренних дел, министр сельского хозяйства, недавно прошли консультации по консульским вопросам, в июне на международном форуме выступил с хорошей речью  представитель российского МИД. В июне 2008 года Урмас Паэт посетил Москву, где обсудил ряд важных договоров России и Эстонии: Договор о межправительственной комиссии и экономическом сотрудничестве, договор о сотрудничестве в области железных дорог, соглашение об избежании двойного налогообложения, проект в рамках программы ЕС «Северное измерение» по строительству моста через реку Нарва. Что касается регионального сотрудничества, политики предложили расширить количество студентов, получающих стипендии по обмену. Сейчас Эстония дает стипендии финно-угорским студентам из России. Сергей Лавров коснулся темы ускорения натурализации неграждан и вопроса социальных гарантий военных пенсионеров в Эстонии.     Процесс натурализации немного замедлился в последнее время в связи с тем, что на практике у людей, пока не получивших гражданство, нет препятствий в передвижении или социальных гарантиях. [16] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             Заключение

     Анализируя  концепции авторов по данной теме, мы пришли к общему выводу, что существует множество проблем между Россией и Эстонией.  Территориальные споры между Россией и Эстонией являются очень существенным элементом в стратегии натовского блока. Для США принципиально важно иметь возможность при необходимости активировать российские проблемы на ее западных рубежах, оказывать определенное силовое давление на Россию,- отмечает Александр Дугин. Даже если Эстония не права и даже если не в ее собственных интересах продолжать эскалацию пограничных вопросов и тематику границ, фон напряженности будут поддерживать атлантические стратеги.       Российские эксперты отмечают, что экономическая ситуация в Эстонии неблагоприятна, уровень инфляции превышает 17%. А участники инвестиционного форума, который состоялся в апреле 2008 года в Таллине под эгидой Британо-Эстонской торговой палаты, считают, что в настоящий момент уместней говорить о «временных трудностях», но никак не о системном кризисе в инвестиционной привлекательности Балтийских государств.            В последние шесть месяцев текущего года эстонские и российские политики рассмотрели ряд договоров, среди которых Договор о межправительственной комиссии и экономическом сотрудничестве, договор о сотрудничестве в области железных дорог, соглашение об избежании двойного налогообложения, проект в рамках программы ЕС «Северное измерение» по строительству моста через реку Нарва. Что касается регионального сотрудничества, политики предложили расширить количество студентов, получающих стипендии по обмену. Сейчас Эстония дает стипендии финно-угорским студентам из России. Сергей Лавров коснулся темы ускорения натурализации неграждан и вопроса социальных гарантий военных пенсионеров в Эстонии.

     Список  использованной литературы. 

  1. Арзамасцев  А. Балтийский феномен / А. Арзамасцев // Деловые люди.-2008.-№205/206.-С.82-85.
  2. Мягков М.Ю. СССР, США и проблема Прибалтики в 1941-1945 г. / М.Ю. Мягков // Новая и новейшая история.-2005.-№1.-С.50-59.
  3. Пейдж С.У. Формирование балтийских государств. Изучение воздействия политики великих держав на появление Литвы, Латвии, Эстонии / С.У. Пейдж // Логос, 2005.-350с.
  4. Ратанова М.П. Экономическая и социальная география стран ближнего зарубежья / М.П. Ратанова // М.: Дрофа, 2004.-572 с.
  5. Симонян Р.Х. Россия и страны Балтии / Р.Х. Симонян // М.: Academia, 2003.-456 с.
  6. Фоменко А. Прибалтика как русская проблема / А.Фоменко // Международная жизнь.-2008.-№5.-С.30-51.
  7. Экономика Эстонии и России: развитие взаимоотношения.-Таллин: Эстонский институт прогнозирования, 2004.
  8. http://www.perspektivy.info/rus/desk/postsovetskoe_prostranstvo_v_mirovoiy_mozaike_i_strategii_ssha_2008-4-15-54-32.htm
  9. http://www.newsru.com/world/16may2007/ansip.html
  10. http://www.newsru.com/world/17oct2006/geor.html
  11. http://www.newsru.com/russia/28jun2008/herd.html
  12. http://www.newsru.com/world/01jul2008/tomas.html
  13. http://www.newsru.com/russia/28jun2008/herd.html
  14. http://www.newsru.com/russia/28jun2008/herd.html
  15. http://www.perspektivy.info/rus/desk/postsovetskoe_prostranstvo_v_mirovoiy_mozaike_i_strategii_ssha_2008-4-15-54-32.htm
  16. http://www.veneportaal.ee/politika/07/09070601.htm

Информация о работе Геополитика постсоветского пространства: проблемы взаимоотношения и перспективы развития сотрудничества России и Эстонии