Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:31, реферат
Цель данной работы – изучить специфику проблемы взаимоотношений России и Эстонии.
Введение…………………………………………………………………4
Исторический аспект взаимосвязи стран Балтии и России…...5
Межгосударственные отношения России и Эстонии………..15
2.1 Проблемы взаимоотношений России и Эстонии……..15
2.2 Перспективы сотрудничества России и Эстонии……..22
Заключение…………………………………………………….……….28
Список использованной литературы…………………………………29
В 1996 г. была обнародована «Долговременная линия России в отношении стран Балтии». В этом документе была впервые сформулирована позиция, заключающаяся в том, что Россия строит свои отношения с ними дифференцированно, с учетом их политики по отношению к русскому и русскоговорящему населению в этих странах.
Экономически страны Балтии тесно связаны с Россией. Разрыв кооперационных, сырьевых, технологических связей в промышленности и агропромышленном комплексе привел к заметному спаду в них производства.
В процессе перестройки хозяйственных комплексов каждой из стран необходимы восстановление и модернизация старых связей. В связи с этим важнейшим направлением деятельности российского бизнеса должно стать максимальное проникновение на рынки государств Балтии, создание сети совместных предприятий, которые в дальнейшем обеспечили бы беспрепятственный доступ к рынкам ЕС. Нельзя забывать о вековых связях стран Балтии с Россией - экономических, культурных, этнопсихологических. Экономически постсоветское пространство привлекательно внушительными запасами полезных ископаемых. Кроме того, это новые потенциальные рынки и сферы бизнеса, еще только подлежащие интеграции в систему мирохозяйственных связей, а следовательно - сулящее прибыли поле для освоения. Но самое главное - благодаря своему положению и природным богатствам, Кавказ, Каспий, Центральная Азия рассматриваются сегодня как важнейший резерв диверсификации источников углеводородного сырья и маршрутов его транспортировки. Именно в этом качестве они приобретают стратегическую ценность с точки зрения удовлетворения растущих энергетических потребностей, по крайней мере двух из трех ведущих производственных зон мира - Европы и индустриальных гигантов Азии. Что касается в этом контексте России, сделавшей заявку на статус «энергетической державы» и роль стабилизатора мирового рынка углеводородов, то безопасность ее нефтегазового экспорта (и это проиллюстрировали «газовые кризисы» последних лет) прямо связана с ситуацией в сопредельных странах, ибо через них происходит и неминуемо будет происходить транзит большой части российских энергоресурсов, поставляемых в «дальнее зарубежье». В глобальном геостратегическом ракурсе постсоветские государства представляют собой евразийский пояс, где встречаются Европа и Азия, Запад и Восток. Они расположены как раз на пересечении импульсов, исходящих с разных сторон: от исторически доминировавшей здесь России, нового мирового гегемона Америки, региональных лидеров Ближнего и Среднего Востока, исламских обществ, Европейского союза и его отдельных сегментов - «старой» и «новой» Европы, - и, наконец, подымающегося китайского колосса. Все это делает отныне суверенное «ближнее зарубежье» России одним из кардинальных факторов геостратегического расклада в Евразии и изменения глобального баланса, превращая его в арену напряженного противоборства. Но у постсоветского ареала как целостности есть и другие особенности, определяющие его место в сегодняшнем мироустройстве. Здесь соединяются разные цивилизации и народы с отчасти общим и отчасти разительно несхожим историческим опытом, с различным уровнем экономического развития, и здесь отражаются и сплетаются едва ли не большинство крупных явлений, больных вопросов и противоречий современного этапа истории. Мало где отчетливее, например, проступает вся комбинация сдвигов в соотношении планетарных сил - прежде всего драматическое ослабление переживающей фундаментальный кризис России, победа Запада в холодной войне и его последующее идеологическое и геополитическое наступление, прорыв евроатлантических и западноевропейских институтов, глобальное превосходство и присутствие США, но также постепенное самоутверждение новых полюсов вне евроатлантического сообщества и внутри его, смещение центра развития в Азию, активизация мусульманского мира. Здесь явственно ощущаются модернизационный вызов и бремя капитальных проблем развития, причем как свойственных, условно говоря, бедному Югу, так из числа характерных для богатого Севера: от задач создания динамичной экономики, ликвидации бедности и построения эффективной политической системы до проблем массовой миграции, сохранения культурно-исторического лица государств и народов, эрозии духовно-этических ориентиров, соприкосновения и взаимопроникновения цивилизаций и многого другого - все это под прессом глобализации, вестернизации и революционных технологических изменений. Здесь проходят испытания глобальные веяния демократизации со всеми сопутствующими дилеммами. И именно здесь наследие коммунистического периода наслаивается на специфику различных социокультурных систем от русской цивилизации до вариаций восточных обществ. В границах бывшего СССР концентрируется целый ряд очагов национально-этнических и религиозных противоречий, зашедших в тупик территориальных конфликтов и де-факто суверенных непризнанных образований. А большинству новых государств, не имеющих ни опыта самостоятельного исторического существования, ни устоявшихся и компетентных аппаратов управления, разделенных во многом произвольными границами, начертанными в совсем ином по своей логике советском контексте, еще только предстоит осуществить национально-государственную консолидацию. Клубок жгучих проблем, явных и латентных конфликтов, социальные раны и внутренняя нестабильность определяют повышенную степень уязвимости по отношению к внешнему воздействию. Тем острее стоят здесь и вопросы мирового порядка, связанные с попытками трансформировать сложившееся международное право, коллизий между государственным суверенитетом и тенденциями к легитимации вмешательства извне. [8]
2.1 Проблемы
взаимоотношений России и Эстонии
Происходящие
на постсоветском пространстве процессы
можно назвать одной из центральных
фабул современной мировой
С
ликвидацией советской
Между тем не только размеры, но и, главным образом, геополитические, цивилизационные, социальные характеристики этой территории таковы, что складывающиеся тут конфигурации не могут не влиять на основополагающие контуры мироустройства ХХI столетия. А для Российской Федерации - ядра постсоветского пространства - они очевидным образом имеют экзистенциальную значимость, большую, чем для любого другого государства.
Прежде всего, речь идет о территории исторической России, с которой на протяжении веков были связаны ее становление как великой державы и субъекта мирового развития. Здесь, за пределами РФ, остались более 20 млн. соотечественников и ряд народов, тяготеющих к России, здесь она все еще сохраняет серьезные культурные, экономические, военно-политические позиции. Именно здесь сосредоточены сегодня ее первейшие геостратегические задачи. Вполне естественно, что большинство новообразованных государств, вошедших на той или иной основе в СНГ, были выделены в особую группу приоритетных партнеров России, а занимаемое ими пространство получило наименование «ближнего зарубежья». Предпринятые в Парламентской ассамблее Совета Европы попытки осудить Россию за этот термин игнорируют и географию, и историю, и политико-правовые обстоятельства роспуска СССР, и широкий комплекс сегодняшних реальностей. Эстонско-российские экономические связи в разные периоды времени осуществлялись в разных геополитических контекстах. Тесное экономическое сотрудничество осуществлялось не только в те периоды, когда Эстония и Россия находились в общих государственных рамках, но и в те периоды, когда их разделяли государственные и политические границы. Периодов, когда экономические связи были заморожены или находились на низком уровне, было немного. С исторической точки зрения крайне интересным периодом в товарообмене между Россией и нынешней территорией Эстонии было уже раннее средневековье, особенно после создания союза Ганзейских городов. Международный торговый путь, который пролегал вдоль Балтийского моря, Финского залива и Невы, способствовал возникновению интенсивных контактов. Торговля между вышеуказанными территориями осуществлялась не как узколокальное явление, а как элемент широкого международного общения (деятельность Ганзейских городов и ганзейских контор от Лондона и Нидерландов до Новгорода). Выполнение разных функций в международной экономике было объективной основой для взаимного экономического интереса и общения между территориями. Экономические взаимоотношения между Эстонией и Россией можно рассматривать как на относительно локальном уровне (экономическая интеграция в пространстве Балтийского моря), мезоуровне взаимоотношения России с ЕС и присоединяющимися к нему странами), так и на глобальном уровне (взаимоотношения России и связанных с ней стран СНГ или так назв. Евразийского блока с Западом, сотрудничество Запада и Востока в самом широком смысле). Естественно, все названные уровни связаны между собой. Эстония вместе с северо-западной Россией относится к единому региону партнерства, региону стран Балтийского моря. Поэтому особое значение имеют связи Эстонии с Петербургом и окружающими его территориями, а также с новгородской и псковской землей. Именно регион стран Балтийского моря считается одним из наиболее высоко потенциальных для экономического развития в Европе будущего. Насколько интенсивно этот район будет реализовывать свой потенциал роста, во многом зависит, помимо прочих факторов, и от того, насколько продуктивными будут отношения между Востоком и Западом, т е сотрудничество России со своими западными соседями. [7, C.50] Территориальные споры между Россией и Эстонией являются очень существенным элементом в стратегии натовского блока. Для США принципиально важно иметь возможность при необходимости активировать российские проблемы на ее западных рубежах, оказывать определенное силовое давление на Россию,- отмечает Александр Дугин в своей статье «Позволено зслословить. Кто опекает эстонских неонацистов». В случае возникновения территориальных претензий или нерешенных вопросов между Москвой и Таллином на резкие шаги России будет отвечать не интегрированная в НАТО Эстония, а вся мощь Североатлантического союза. Иными словами, за территориальными вопросами между двумя государствами стоят не фантастические грезы эстонских националистов - это лишь внешняя форма, - а вполне трезвый и холодный расчет американских стратегов.
Для
США жизненно важно создать в
Балтийско-Черноморском пространстве
некую буферную зону, так называемый
санитарный кордон, отделяющий Россию
от Европы. Эта зона по определению
должна быть местом постоянных конфликтов
между ее государствами и самой
Россией. Такова традиционная англо-саксонская
тактика недопущения между
Для этих целей и существуют такие образования, как Прибалтийские государства, как современная оранжевая Украина, как антироссийская прозападная Молдова. А эстонская ситуация - это триггер во всей конструкции санитарного кордона.
Даже
если Эстония не права и даже если
не в ее собственных интересах
продолжать эскалацию пограничных
вопросов и тематику границ, фон
напряженности будут
Что касается позиции самого Евросоюза, то он парализован тем, что в нем наличествуют два вектора: атлантический (натовский, проамериканский) и континенталистский (франко-германский). Атлантический рассматривает Европу в качестве бастиона США, как исключительно американскую стратегическую конструкцию. Континенталисты - это, в первую очередь, Франция, Германия и Испания – заинтересованы в ином развитии отношений: в экономическом партнерстве и даже стратегической интеграции с Россией.
В
современном Евросоюзе эти две
тенденции приобретают
В июле 2008 года президент Эстонии Томас Хендрик Ильвес попросил парламент пересмотреть закон о ратификации эстонско-российских договоров о сухопутной и морской границе. Главы МИД Эстонии и Россия в мае 2005 года подписали пограничные договоры, однако парламент Эстонии в закон о ратификации добавил преамбулу о действенности Тартуского мирного договора 1920 года. На основании этого документа проходила довоенная граница, и российская сторона сочла, что в дальнейшем Эстония может на основании закона о ратификации предъявить территориальные претензии к России и отозвала подписи под договорами. [12]
В
июне 2008 года президенты России и Эстонии
обсудили, как улучшить двусторонние
отношения и решить накопившиеся
проблемы. "Нас по-прежнему беспокоит
положение с правами наших
соотечественников в Латвии и
Эстонии, недопустимо мягкое отношение
к попытке героизации пособников
нацистов, стремление переписать отдельные
страницы истории Европы ХХ века",
- подчеркнул Д.Медведев. "Нельзя забывать,
что благосостояние, а порой и
само существование многих государств,
сохранение их культурного наследия
стали возможны лишь благодаря огромным
жертвам народов Советского Союза,
других европейских народов. И в
этом смысле победа над фашизмом стала
общим духовно-нравственным достоянием
Европы. Попытки осквернить память
о ней и доброе имя воинов- освободителей
категорически недопустимы", - заявил
глава российского государства.
[13]
2.2 Перспективы сотрудничества России
и Эстонии В июне 2008 года президенты России
и Эстонии обсудили, как улучшить двусторонние
отношения и решить накопившиеся проблемы.
"Нас по-прежнему беспокоит положение
с правами наших соотечественников в Латвии
и Эстонии, недопустимо мягкое отношение
к попытке героизации пособников нацистов,
стремление переписать отдельные страницы
истории Европы ХХ века", - подчеркнул
Д.Медведев. "Нельзя забывать, что благосостояние,
а порой и само существование многих государств,
сохранение их культурного наследия стали
возможны лишь благодаря огромным жертвам
народов Советского Союза, других европейских
народов. И в этом смысле победа над фашизмом
стала общим духовно-нравственным достоянием
Европы. Попытки осквернить память о ней
и доброе имя воинов- освободителей категорически
недопустимы", - заявил глава российского
государства. [14] Огромное влияние на
перспективы постсоветского пространства
оказывают, помимо внутренних, внешние
факторы и субъекты, среди которых особое
место принадлежит доминирующей державе
современного мира - Соединенным Штатам.
Внимание американцев к огромному евразийскому
ареалу, превратившемуся, в представлении
ряда западных политиков и экспертов,
в terra nullis с аморфными перспективами, не
только закономерно, но и имеет давнюю
традицию. Более всего оно предопределено
той ролью, которую это геополитическое
пространство приобрело в ходе истории,
составляя территорию Российской Империи
и затем Советского Союза - глобального
соперника США. Но если в период холодной
войны Вашингтон видел основную задачу
в «сдерживании» конкурирующей сверхдержавы
и возглавляемого ею блока, то в качественно
новых условиях, сложившихся после роспуска
СССР, сам характер намерений кардинально
меняется. Отныне политика на этом пространстве
направлена на его освоение, его капитальную
геополитическую и историческую трансформацию.
[15] Аркадий Арзамасцев, автор статьи «Балтийский
феномен», отмечает, что в марте 2008 года
в Эстонии инфляция превысила 17%. Российские
наблюдатели оценивают состояние местной
экономики исключительно в черных тонах.
А участники инвестиционного форума, который
состоялся в апреле 2008 года в Таллине под
эгидой Британо-Эстонской торговой палаты,
считают, что в настоящий момент уместней
говорить о «временных трудностях», но
никак не о системном кризисе в инвестиционной
привлекательности Балтийских государств.
По прогнозам инвесторов, через год-два
ситуация существенно улучшится. По мнению
президента английского Savant International Криса
Хартфилда, «то что происходит с кредитными
затруднениями, - это легкое сотрясение.
Как только люди затянут свои пояса возьмут
под контроль свои расходы и будут действовать
осмотрительно, Балтия сможет выйти из
трудностей за 2-3 года». Сменил некогда
пессимистичную риторику на более радужную
и Международный валютный фонд, предрекающий
Балтии «мягкую посадку» в условиях галопирующего
мирового финансового кризиса. Причины
растущих трудностей называются разные.
Прежде всего, это безусловная зависимость
Эстонии, Латвии и Литвы от западных инвесторов
и кредиторов, ужесточение цен на энергоносители,
вызванное «Газпромом» и мировой конъюнктурой,
рост зарплат в госсекторе, кредитный
бум, не обеспеченный соответствующими
выплатами со стороны населения. Оздоровительные
меры, которые правительства Балтийских
государств также осуществляют под присмотром
международных финансовых консультантов,
знакомы: воздерживаться от стимулирования
потребительского бума, не позволять росту
доходов опережать рост производительности
труда, усилить надзор в финансовом секторе,
реформировать рынки рабочей силы и капитала. Немало
перспектив таит в себе балтийский рынок
недвижимости. По мнению известного лондонского
риэлтора, автора книги «Секреты недвижимости
Восточной Европы» Робина Баумена, Прибалтика
- безусловный фаворит в данной теме среди
неофитов ЕС. Речь идет как о бизнес-строительстве,
так и о жилищном рынке. Причем, как считает
Баумен, здесь наибольший потенциал не
за роскошными апартаментами, а за сектором
обычного жилья для среднего класса. Советское
жилье в Балтийских республиках стремительно
стареет, и большинство прибалтов, в первую
очередь столичных жителей, настраиваются
на вложения в новую недвижимость.
Квартиру в Риге, Таллине, Вильнюсе или
домик в местной живописной провинции
спешат приобрести и россияне, и скандинавы,
и немцы. Развитие банковской системы (в
первую очередь за счет скандинавских
и немецких банков) стимулировало конкуренцию
в частном предпринимательстве. Благоприятные
условия кредитования (3-5%), отсутствие
серьезных бюрократических норм дают
возможность множеству граждан открыть
собственное дело и при этом не увязнуть
в процентной «паутине». Рост ВВП национальных
экономик по 10-12% в год являлся рекордным
даже для лидеров Старого Света. Вот почему
нынешнее торможение темпов роста рядом
западных экспертов воспринимается как
прогнозируемое. Происходит ожидаемый
«перегрев» экономик развивающихся Балтийских
стран, привычный для большинства регионов
с перспективными активами. Впрочем, вступление
в ЕС имеет и обратную сторону. Беспрепятственное
передвижение по Евросоюзу отправило
тысячи прибалтов на заработки в европейские
страны. Только в Латвии официальное количество
мигрантов достигает 80 тыс. человек. Главный
источник для заработков - Ирландия, в
свое время первой предоставившая возможность
гражданам из новых стран - членов ЕС попробовать
себя на трудовом рынке вне собственного
государства.
Заключение
Анализируя концепции авторов по данной теме, мы пришли к общему выводу, что существует множество проблем между Россией и Эстонией. Территориальные споры между Россией и Эстонией являются очень существенным элементом в стратегии натовского блока. Для США принципиально важно иметь возможность при необходимости активировать российские проблемы на ее западных рубежах, оказывать определенное силовое давление на Россию,- отмечает Александр Дугин. Даже если Эстония не права и даже если не в ее собственных интересах продолжать эскалацию пограничных вопросов и тематику границ, фон напряженности будут поддерживать атлантические стратеги. Российские эксперты отмечают, что экономическая ситуация в Эстонии неблагоприятна, уровень инфляции превышает 17%. А участники инвестиционного форума, который состоялся в апреле 2008 года в Таллине под эгидой Британо-Эстонской торговой палаты, считают, что в настоящий момент уместней говорить о «временных трудностях», но никак не о системном кризисе в инвестиционной привлекательности Балтийских государств. В последние шесть месяцев текущего года эстонские и российские политики рассмотрели ряд договоров, среди которых Договор о межправительственной комиссии и экономическом сотрудничестве, договор о сотрудничестве в области железных дорог, соглашение об избежании двойного налогообложения, проект в рамках программы ЕС «Северное измерение» по строительству моста через реку Нарва. Что касается регионального сотрудничества, политики предложили расширить количество студентов, получающих стипендии по обмену. Сейчас Эстония дает стипендии финно-угорским студентам из России. Сергей Лавров коснулся темы ускорения натурализации неграждан и вопроса социальных гарантий военных пенсионеров в Эстонии.
Список
использованной литературы.