Оптимизация федеративных
отношений должна осуществляться, прежде
всего, через выстраивание плодотворного
диалога между органами власти и правления
разного уровня и национальными общностями,
обеспечение эффективных конституционно-правовых
норм регулирования межнациональных отношений, выполнение
государственных программ и поддержку
общественных инициатив в достижении
целей национальной политики.
Для этого представляется
наиболее важными и необходимыми
следующие политические меры государственной поддержки:
- создание при Президенте Российской Федерации постоянно действующей комиссии по проблемам федерализма и национальной политики с участием представителей республик и автономных образований;
- обсуждение и принятие решений по актуальным проблемам федеративных национальных отношений на заседаниях Правительства Российской Федерации;
- активизация деятельности Ассамблеи народов России как общественной палаты для диалога между федеральными органами государственной власти и национальными общностями, отражения законодательной инициативы, осуществления миротворческой деятельности.
Правительству Российской
Федерации и органам государственной
власти субъектов Российской Федерации
следует:
- согласовать национальную политику с основными приоритетами экономических и политических реформ, равно как с прогнозами и программами социально-экономического
- развития Российской Федерации и ее субъектов, в свою очередь разрабатывать и осуществлять эти программы в соответствии с Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации;
- совместно решать межрегиональные проблемы в сфере федеративных и национальных отношений;
- разрабатывать и финансировать (на долевых и конкурсных основах) федеральные и региональные программы, направленные на развитие и сотрудничество народов Российской Федерации;
- информационно обеспечивать основные направления федеративной и национальной политики, содействовать освещению национальных проблем в средствах массовой информации и распространению знаний об истории и культуре народов России;
- осуществлять подготовку и повышение квалификации кадров государственных служащих, специализирующихся в области федеративных отношений и национальной политики;
- разрабатывать специальные федеративные и региональные программы предотвращения и разрешения конфликтов на этнической почве с учетом отечественного и зарубежного опыта.
Говоря о нормативно-правовом
аспекте совершенствования федеративных
отношений, необходимо, прежде всего, в нормах
Конституции Российской Федерации скорректировать
юридическую формализацию основных принципов
федеративного устройства, иными словами,
более четко закрепить в конституционных
нормах названные принципы федеративного
устройства и связанные с ними правовые
формы регулирования федеративных отношений,
круг предметов ведения, определить основные
принципы, формы и процедуру разграничения
и реализации компетенции по предметам
совместного ведения, установить основы
публично-правовой ответственности Федерации
и ее субъектов за ненадлежащее осуществление
разделенной по вертикали государственной
власти. Пока же основной пласт законодательства
Российской Федерации и ее субъектов еще
до конца не сформирован, необходимы экстренные
меры, способные сломить неблагоприятные
тенденции в региональном нормотворчестве,
установить предел субъективизму в праве,
разрушению единства правовой системы.
В заключение можно отметить,
что действия по обеспечению национальной
безопасности, в частности, безопасности основ
конституционного строя Российской Федерации
и защите интересов государства от угрозы
правового сепаратизма, могут проводиться
по двум основным направлениям:
1) противодействие уже
реально существующим угрозам,
непосредственное реагирование (адекватное, в соответствии с
характером и масштабом этих угроз) на
них;
2) превентивные меры по предотвращению и нейтрализации
угроз.
Заключение
Специфика изучения национальной
безопасности, как открытой динамичной
социальной системы, имеет ряд особенностей,
среди которых – высокие требования к
достоверности знания, выбору средств научного
анализа, методик и процедур научного
исследования. Эти специфические особенности
характерны не только для изучения системы,
но и для ее функционирования. Национальная
безопасность имеет сложную структуру.
Система «национальная
безопасность» выступает как диалектическое единство
взаимодействия жизненно важных интересов
личности, общества и государства. Политика,
как деятельность по обеспечению безопасности
личности, общества и государства, выступает
в данной системе в совокупности ее функциональных
компонентов: гностического, проектировочного,
конструктивного, организаторского и
коммуникативного.
Национальная безопасность
вбирает в себя все виды безопасности
личности, общества и государства. Она выражается в потребности
личности, общества и государства в устойчивом
развитии; имеет свою историю, закономерности
и законы развития. В демократических
странах безопасность личности является
приоритетной по отношению к безопасности
общества и государства.
Государство является главным
субъектом обеспечения безопасности личности
и общества. Цель государства – обеспечить
нормальную жизнедеятельность людей и
их безопасность. Основными принципами
государственной политики по обеспечению
безопасности личности и общества являются:
справедливость, законность, достаточность
сил и средств, гуманность, своевременность
и адекватность мер обеспечения безопасности,
от внешних и внутренних угроз национальным
интересам.
Особенностью отечественной
системы обеспечения национальной
безопасности на современном этапе развития страны выступает ее
нацеленность на защиту жизненно важных
интересов личности, общества и государства,
законодательное закрепление основных
принципов и направлений деятельности
основных структурных компонентов этой
системы. Отечественная система обеспечения
национальной безопасности остро нуждается
в разработке научно-методических основ
своего функционирования. Зарубежный
опыт функционирования систем обеспечения
национальной безопасности может быть
использован в практической работе при
планировании деятельности органов и
сил обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации.
Список
использованных ИСТОЧНИКОВ
- Конституция Российской Федерации.
- Закон Российской Федерации «О безопасности».
- Концепция внешней политики Российской Федерации.
- Арбатов А. Безопасность России. – М., 2009.
- Балабанов А.А. Жизненно важные интересы региональной социальной общности. // Материалы научно-практической конференции «Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке». – М., ЭДАСПАК, 2007.
- Возжеников А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. – М., Изд-во РАГС, 2008.
- Гаджиев К.С. Геополитика. – М., Международные отношения, 2007.
- Глобальное участие, сотрудничество и безопасность в XXI веке. // В сб. статей под ред. Дж. Е. Нолага. Вашингтон, 1994.
- Гыскэ А.В. Современная российская преступность и проблемы безопасности общества (политический анализ). – М., Прогрессивные Био-Медицинские Технологии, 2009.
- Маликова Н.Р. Переговоры в интересах национальной безопасности. – М., РАГС, 2007.
- Осипов Г.В. Россия: национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. – М., Фонд содействия развитию соц. и полит, наук, 2007.
- Ротшильд Э. Что такое безопасность?// Бюллетень «Дедалус». 1995. №124.
- Силласте Г.Г. Социальная безопасность личности, общества и государства. // Безопасность Евразии 2006. №1.
- Шахназаров Г. Фактор личности и альтернатива демократии // Свободная мысль. 2007. № 10.
- Шахрай СМ. Мифология чеченского кризиса. – М., 2006.
Приложение 1
Схема концепции национальной
безопасности