Геополитическое руководство и управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 15:39, реферат

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что каждое государство является геополитическим субъектом, которое стремиться занять наиболее выгодное положение в геополитическом пространстве. Основными геополитическими факторами, для определения выгодного положения, являются: цивилизационная общность населения государства, естественные морские границы, горы, а также климатические условия, природные ресурсы, плодородные земли, полезные ископаемые, так как от этого зависит курс государства, отличный от других стран.

Оглавление

Введение 3
1. Функция геополитики - управление 4
2. Россия и ее новое геополитическое руководство 7
2.1 Геополитические последствия распада СССР для России………………7
2.2 Новое геополитическое направление……………………………………12
Заключение 24
Список использованных источников и литературы 25

Файлы: 1 файл

Геополитическое управление.docx

— 52.88 Кб (Скачать)

По оценкам геополитического и международного положения России, исследователи отмечали и продолжают отмечать специфичность отношений страны с ее ближайшими соседями, и в частности, с Европой. С одной стороны, ее культурную близость с Европой, а с другой — объективную специфичность, определенную ее географическим положением, огромной территорией, а также культурно-историческим наследием. Практически и теоретически Россия становится континентальной державой, имеющей ограниченные выходы к Черному и Балтийскому морям и отделенной от Центральной Европы поясом независимых государств ближнего и среднего зарубежья. Сложившаяся геополитическая ситуация ставит Россию в положение региональной державы с ограниченными международными возможностями.

Страна оказалась перед необходимостью выбирать из небольшого числа вариантов: стать “другой Европой”, пассивным придатком, адептом Запада, вновь ли попытаться превратиться в “третий Рим” и настойчиво и энергично продвигать свои теократические идеи на Запад, или взять на вооружение “неоконсервативный” подход, предполагающий смещение центра России в восточные регионы.

 

2.2   Новое геополитическое направление

Для того, чтобы определить приоритетные направления во внешней и внутренней политике России, надо проанализировать современную Россию. Распад Советского Союза, получение суверенитета национальных республик и другие факторы создали пространство, где не существует строгих юридических границ и норм, где каждая республика и даже национальный округ имеет не только свою суверенную неустойчивую территорию, но и расплывчатую законодательную базу. Отсюда следует, что отсутствие конкретных экономических, социальных перспектив для жителей краев, областей, округов, республик, в том числе, и для России в целом. По этому поводу А. Дугин пишет:

 

«…Для того чтобы строить планы относительно “интересов государства”, необходимо иметь ясное представление, о каком именно государстве идет речь... Полагаем, что речь надо вести о политическом субъекте, которого в случае русских нет…»[2, стр. 90].

 

После сбора информации и анализа текущей международной повестки дня и внутренних процессов в стране, Президент России, В.В.Путин обозначил основные приоритеты внешней политики государства и уточнил задачи внешнеполитической службы на ближайший период.

Президент вновь подчеркну, углубление интеграционных процессов на пространстве СНГ – это сердцевина нашей внешней политики, курс, рассчитанный на стратегическую перспективу. Движущей силой интеграции, безусловно, является «тройка» – Россия, Белоруссия и Казахстан, сформировавшие Таможенный союз и приступившие к работе в формате единого экономического пространства. Будут планомерно вестись дела к созданию Евразийского экономического союза, что должно быть еще более глубокой степенью интеграции. Предстоит объединить в общий рынок 165-170 миллионов потребителей, принять общее экономическое законодательство, обеспечить свободный обмен капиталов, услуг, рабочей силой. Россия будет и дальше укреплять свои позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Важнейшее значение имеет стратегическое и практическое взаимодействие с Китайской Народной Республикой. Руководство страны намерено уделять особое внимание углублению всех форм сотрудничества с китайскими партнерами, включая координацию действий по международной повестке дня. Это относится и к другим быстро растущим и набирающим политический вес азиатским государствам. В первую очередь, конечно, это касается нашего традиционного партнера и друга – Индии. Продолжится курс на расширение сотрудничества со странами Латинской Америки и Африки. Стоит заметить, что еще несколько лет назад этому направлению уделялось недостаточное внимание. Также будут поддерживаться, и развиваться разносторонние традиционные связи с Европой. Будет выработана конструктивная, предсказуемая и взаимовыгодная модель сотрудничества с Соединенными Штатами Америки.

Анализ положения дел по информационному обеспечению нашей внешней политики и ее сердцевины, евразийских интеграционных процессов приводит к неутешительному выводу о том, что постоянно нарушаются внешнеполитические приоритеты России, четко зафиксированные в концепции внешней политики и в указах президента России. Тема евразийской интеграции подается на российских и западных телеканалах в основном в нейтрально-негативном плане. Информация о российско-белорусском союзе вообще замалчивается. Все это является следствием доминирования антироссийской информационной геополитики.

В стратегии национальной безопасности России до 2020 года, были проанализированы и рассмотрены угрозы, которые  можно разделить на внешние и внутренние. К внутренним относятся следующие:

1. демографический кризис, выражающийся в реальном вымирании населения, падении рождаемости, уменьшении продолжительности жизни по сравнению с советским периодом;

2. коррупция, охватившая не только все эшелоны власти, но и укоренившаяся, как привычка, среди широких слоёв населения, в повседневной жизни;

3. ухудшение состояния вооружённых сил, снижение обороноспособности и мобилизационного потенциала государства;

4. негативное изменение экологической обстановки, оказывающей влияние на здоровье десятков миллионов людей;

5. либеральные рыночные реформы, сопровождавшиеся грабительской приватизацией, ослабили экономику страны: усилилась наша зависимость от импорта продовольствия и от экспорта энергоресурсов;

6. ухудшение социально-экономической ситуации в стране привело к отъезду за рубеж сотен и тысяч высококлассных учёных, инженеров, молодых специалистов, которые могли бы упрочить потенциал России в развитии науки;

7. у современной политической элиты отсутствует патриотическое и государственной мышление - на смену ему пришло мышление временщика-собственника, стремящегося как можно больше заработать всеми способами для личного и корпоративного обогащения;

8. наконец, обострившиеся внутрироссийские конфликты, в основе которых лежит недовольство граждан диким социальным расслоением, плохой работой правоохранительных органов и всего госаппарата, всевластием чиновников и к ним приближенным на фоне собственного бесправия и ощущения безысходности, бесперспективности жизни в таком государстве. Это приводит к отсутствию коллективного запроса на модернизацию в России.

К внешним угрозам стабильному развитию России следует отнести:

1. расширение НАТО на восток, а ведь НАТО является военной организацией, консолидирующей свой силы против кого-то;

2. стремление некоторых стран реализовать свои интересы в мире силовыми методами, в обход мнения ООН, что особенно ярко проявилось при вторжении США в Ирак в 2003 году;

3. распространение ядерного оружия- оно всё больше идёт неконтролируемым путём, что вызывает опасность попадания его в руки террористов;

4. территориальные претензии к России звучат всё требовательнее и настойчивее, что говорит о геополитической и экономической слабости нашего государства;

5. открытость российских границ привела к неконтролируемой миграции и увеличению наркотрафика в последние десятилетия;

6. межэтнические конфликты по периметру России, являющие собой неспособность нынешнего российского государства контролировать ситуацию, выступать мирным посредником в таком щекотливом вопросе, как национальный [5, Стр. 351-353].

 

Заключение

Если бы Россия была островом, а ее границы совпадали с границами береговой линии, так сказать, геополитика Россия была бы ограничена, то мы могли бы найти пути решения национальных, экономических, региональных и социальных проблем и своеобразные закономерности, руководствуясь только геополитическим инструментарием.

По общей геополитической мощи на данный момент Россия проигрывает почти всем глобальным центрам силы. Следовательно, ей придется сделать выбор в сторону позиционной стратегии, состоящей в конкретном российском случае из двух основных компонентов. Во-первых, сохранение максимального количества стран СНГ в окружении российского приближения. Здесь недостаточно политических деклараций и намерений, которые помогут измениться в один миг. Необходимы зависимость и материальные связи - сохранение оставшихся и развитие новых экономических связей России с государствами СНГ, экспансия российского государственного и частного капитала в ближнее зарубежье, являющееся для него "мягкой", доступной пока еще зоной (в данном случае такая локальная экспансия была бы направлена на сохранение традиционных российских сфер влияния и потому являлась бы частью общей позиционной стратегии), поощрение инвестиций СНГ в России, а также развитие широкой Россия-центристской военной кооперации в пространстве Содружества.

Во-вторых, прежде всего с глобальными центрами силы и со странами дальнего зарубежья, наиболее рациональна стратегия "балансирующей равноудаленности" (даже некоторой отдаленности России от международных дел под предлогом озадаченности делами внутренними).

В замен того, чтобы расстраиваться и высказывать все новые грозные, но ничем не подкрепленные и без реальных последствий политические заявления о своем "величии", руководству стары следовало бы более подробно анализировать ситуацию, как в стране, так и за ее пределами и вести мощную внешнюю экономическую деятельность. На протяжении последних десятилетий именно так вел себя Китай, находясь как бы вне международной политической суеты и без особых помех накапливая силы для выхода на авансцену мировой политики в роли глобальной державы.

 

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Нартов Н.А. Геополитика. - М.: Юнити, 1999. - 359 с.
  2. Дугин А. Основы геополитики. — М.: Арктогея, 1997.
  3. Бурханова Н. Экономическая география. - М.: ЭКСМО, 2008. –130 с.
  4. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и ее геостратегические императивы М.: Астрель, 2013
  5. Н. Я. Данилевский  Россия и Европа М.: Древнее и современное ,  2002

                                                             

 

 


Информация о работе Геополитическое руководство и управление