Геополитическая стратегия США в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 23:29, реферат

Краткое описание

В наши дни геополитическая стратегия США основывается на сети стратегических союзов, блоков, баз, опутывающих весь мир, на контроле над лидерами, слежении за тенденциями и принятии превентивных мер.
США как супердержава демонстрируют миру тотальную мощь, вызывающую некоторые ощущения страха и беспокойства за свою независимость у многих народов.
Целью данной работы является изучение геополитической стратегии США в современном мире.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 История геополитики США 4
2 Стратегия США по отношению к Евразии 6
3 Геостратегические лица и геополитические центры 9
3 Россия в XXI в. в геополитике США 11
4 Китай в геополитике США 14
5. Япония в геополитике США 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

Файлы: 1 файл

Геополитическая стратегия США в современном мире.docx

— 54.03 Кб (Скачать)

По мнению Бжезинского, в настоящее время  в мире существуют пять геостратегических  действующих лиц — Франция, Германия, Россия, Китай и Индия, и пять геополитических центров — Украина, Азербайджан, Южная Корея, Турция и Иран.

Европа  является естественным союзником Америки. Главным связующим звеном между  Америкой и Европой является НАТО. Кроме того, Европа служит «трамплином», для дальнейшего продвижения демократии в глубь Евразии. Таким образом, США оказываются заинтересованы в дальнейшем продвижении структур ЕС, а также НАТО на восток. Такая Европа являлась бы плацдармом Америки на европейском континенте.

Запад под  эгидой США выстраивался как единое геополитическое, экономическое, военное  и культурное консолидированное  целое. Идеи единой Европы и постепенное  превращение Европы в некое супер-государство  с наднациональными институтами  управления были составной частью геополитической  стратегии США и либерального проекта истории. Американское политическое сознание постепенно отождествляет себя с Западом в целом.

Стабильность в Евразии должна быть укреплена созданием трансевразийской системы безопасности, которая бы охватила весь континент. Америка, Европа, Китай, Япония, конфедеративная Россия и Индия, а также, возможно, и другие страны могли бы сообща послужить сердцевиной такой более структурированной трансконтинентальной системы. Но все же американское  господство временное явление. В конце концов мировой политике непременно станет все больше несвойственна концентрация власти в руках одного государства. Следовательно, США не только первая и единственная сверхдержава в глобальном масштабе, но, вероятнее всего, и последняя.

В заключение главы можно сказать, что устремления  США направлены в Евразию, на глобальное управление и структуризацию под  американской эгидой куда более широкого региона. «Укрепление с помощью трансатлантического партнерства американского плацдарма на Евразийском континенте» нужно Вашингтону лишь для того, чтобы «растущая Европа» стала «реальным трамплином для продвижения в Евразию». Но это почему-то не насторожило Европу. 

3 Россия в XXI в. в геополитике США

 

   С учетом сложившихся обстоятельств возникло три  геостратегических варианта развития событий для России:

  • «зрелого стратегического партнерства» или глобального кондоминиума с  Соединенными Штатами,
  • возможность реставрации некоторого  имперского контроля над ближнем зарубежьем  и создание державы, способной уравновесить  Америку и Европу,
  • создание  евразийской антиамериканской  коалиции в целях снижения  преобладания Америки в Евразии.

 

   Как вести  себя России — об этом в  Америке думают давно. По-своему “заботится” о России и Бжезинский. Он рассуждает:  

 Новые  связи России с НАТО и Европейским  Союзом, нашедшие свое отражение  в совместном Совете НАТО-Россия, могут побудить Россию принять  решение в пользу Европы. Формальное (вот справедливая оценка объективной  роли России в “восьмерке”  — Н.Н.) членство в “большой  семерке” и совершенствование  механизма принятия политических  решений в рамках Организации  по безопасности и сотрудничеству  в Европе должны побудить Россию  занять конструктивную позицию  в вопросах политического и  военного сотрудничества в Европе.   

 Это  означает, что судьбу русских,  татар, башкир и других народов,  проживающих в России, уже решили  за них в Вашингтоне. Слова  Бжезинского — не только пробный  шар, лакмусовая бумажка на  проверку реакции народов, но  это еще и сценарий действий, которые предпринимались против  России в течение 90-х годов.  Самым сильным механизмом, который  должен заставить Россию идти  на веревочке к цели, обозначенной  Западом, — ее долги международным  инвесторам. Прежнее Правительство  РФ заняло на западе более  130 млрд. долл. Половина из них  вновь оказалась в банках Запада, но уже на счетах российских  олигархов. Большая часть второй  половины полученной на Западе  валюты бездарно растрачена в  России. Возвращать долги нечем,  кроме как распродавать за  бесценок сырье и землю. На  Западе считают, что в таком  положении РФ должна быть сговорчивой  и идти на геополитические  уступки Западу и Америке.  

 Эту  мысль Бжезинский подтверждает  фразой: Хотя региональное влияние  Европы и Китая возросло, Россия  по-прежнему остается собственником  самой большой территории в  мире, простирающейся на десять  временных поясов и значительно  превосходящей американскую, китайскую  или европейскую.  

 Почему  бы в этих условиях России  не “уступить” часть обширных  земель соседям или тем же  американцам? 

 Потеря  территории не является для  России главной проблемой. Россия  скорее должна быть озабочена  тем, что отстает от Китая  в плане модернизации социальной  сферы.  

 Позиция  вашингтонских лидеров в том,  что Россия в первую очередь  должна отдавать приоритет модернизации, а не предпринимать усилия по возвращению себе статуса мировой державы. В силу того, что ее территория велика, природно-климатические условия разнообразны, политическую систему России надо децентрализовать, а экономические связи порушить.

Исчезает  единый народно-хозяйственный, экономический  комплекс, появляются местные князьки-сепаратисты (от Чукотки и Якутии до Смоленска) — нет единой в военно-стратегическом плане мощной России, а значит, и  нет проблем у Европы, США, Китая, Японии и т.д. Возникает одна проблема — кто из ее соседей проглотит  больше кусков некогда могучей сверхдержавы.   

 Под  соседями, конечно, подразумеваются  прежде всего США и Япония, затем Китай, который американские  политики подталкивают в сторону  Забайкалья, Монголии и Средней  Азии.  

 Другим  направлением в геополитике США  по отношению к России является  ее дробление. Реализация этой  бредовой идеи в геополитическом  плане означает, что будут какое-то  время существовать марионеточные  республики на территории некогда  могучей страны, а затем, в недалеком  будущем они будут поглощены  более могущественными соседями. И такая Россия (скорее всего  Европейская) будет менее склонна  к проявлению имперских амбиций.   

 В  реализации планов “децентрализации”  России Вашингтону должны помочь  в первую очередь бывшие республики  СССР – Тбилиси, Киев, Баку  Ташкент, и др. Для этого они должны стать сильными, динамично развивающимися. Этим объясняется такое пристальное внимание американцев к этим республикам. Оно проявляется в инвестициях, в технической помощи, в совместном участии в различного рода проектах, наиболее крупный из них — добыча нефти со дна Каспийского моря.

Разработка  региональных ресурсов, полагают в  США, приведет к росту благосостояния и внесет ощутимый элемент стабильности, что уменьшит опасность возникновения  конфликтов. Развитие регионов благоприятно скажется на соседних провинциях России, которые в экономическом плане  скатываются вниз. Эта идея —  замаскированная экономическая экспансия. Ее модель сейчас апробируется на Курильских островах нашими ближайшими соседями — японцами.

  

4 Китай в геополитике США

Динамично развивающийся социалистический Китай  — поистине “зубная боль” для  лидеров США. Поездки высших руководителей  Америки в Поднебесную, их переговоры с политическими деятелями КНР  говорят о том, что они стремятся  достичь глубокого стратегического  взаимопонимания между Америкой и Китаем. Эта долгосрочная перспектива-цель ставит перед США две задачи, а именно определение практических параметров и допустимых пределов роста влияния Китая как доминирующей региональной державы и решение проблемы со стремлением Японии выйти за рамки своего фактического статуса американского протектората.

Цель  политики Вашингтона в отношении  КНР заключается в том, чтобы  склонить мощный Китай к решению  региональных проблем (читай: начать экономическую, демографическую, военную экспансию  против соседних государств — Н.Н.). Началом стратегического сотрудничества может явиться серьезный диалог Вашингтона и Пекина. Именно такую  цель ставил визит Б. Клинтона в КНР, который упорно подогревал озабоченность  Китайского руководства в связи  с положением в Северо-восточной  и Средней Азии. Но пока взгляды  лидеров КНР больше направлены в  сторону Тайваня — средоточия капиталов стран АТР, чем на русское  Приморье, Хабаровский край, Монголию, Среднюю Азию и Горный Бадахшан. Конечно, это не исключает, что следующим  этапом строительства Великого Китая  будет попытка реализовать интерес  к этим регионам. К такому шагу китайцев упорно подталкивают американцы, полагающие, что растущий интерес Китая к  Средней Азии “сужает возможности  России в деле достижения политической реинтеграции региона под контролем  Москвы”. Вашингтон усиленно подталкивает КНР и Японию “К развитию Восточной  Сибири”, Китай — к противостоянию с Индией и к поддержке Пакистана.

Американцы  полагают, что присоединение Тайваня  к материковому Китаю возможно только путем добровольного волеизъявления жителей островного государства. Они  будут готовы присоединиться к демократическому и процветающему Китаю.

Любые попытки  решить проблему воссоединения с  помощью силы поставят под угрозу китайско-американские отношения и  подорвут способность Китая привлечь иностранные инвестиции.

Как следствие, по мнению американских аналитиков, претензии  Китая на определяющую роль в регионе  и получение статуса мировой  державы уменьшатся. Во многом эти  рассуждения построены на песке. Дело в том, что самые большие  инвестиции в экономику КНР делают не американцы, западноевро-пейцы и  даже не японцы, а Тайвань, затем хуацяо — этнические китайцы, проживающие за рубежом. Общая стоимость 500 ведущих предприятий в Юго-Восточной Азии, принадлежащих хуацяо, составляет около 540 млрд. долл.

Всего за 20 лет нового тысячелетия, при сохранении нынешних темпов экономического развития (самых высоких в мире), КНР  может превратиться в глобальную военную державу. Его динамичная экономика позволит направлять значительную часть внутреннего валового продукта на модернизацию вооруженных сил  и в первую очередь на совершенствование  и развитие стратегического ракетно-ядерного потенциала. Безусловно, динамичное наращивание  вооружения заставит Японию заняться тем же, так как политические лидеры Страны восходящего солнца знают  о сильных антияпонских настроениях  рядовых китайцев. Это память о  тех зверствах, что творили японские солдаты, спецкоманды в Поднебесной  в годы оккупации.

В силу динамичных изменений, происходящих в Поднебесной, Вашингтон очень хочет, чтобы  Великий Китай рассматривал “Америку как своего естественного союзника”: без китайско-американского стратегического  сотрудничества, служащего как бы восточным якорем для развертывания  американского присутствия в  Евразии, у Америки не будет геостратегии для Азиатского континента, что в  свою очередь лишит ее геостратегии для Евразии в целом.

 

5. Япония в геополитике США

Успешно развивающаяся Япония с послевоенных лет является стратегическим геополитическим  партнером США. Вашингтон в конце XX в. пытался создать, а в XXI в. наверняка  продолжит это, своего рода тройственный союз: США—Китай—Япония. Усилия этого  союза будут, безусловно, направлены против России, у которой “слишком большая территория”. Ради создания такого соглашения американцы готовы даже отказаться от послевоенной доктрины: “Япония — непотопляемый авианосец  Америки”, от того, что Страна восходящего  солнца — “главный военный партнер  Америки в Азии”, так как это  может отгородить США от азиатского континента, “осложнить путь к достижению стратегического согласия с Китаем и негативно сказаться на попытках Америки укрепить стабильность в  Евразии”. Вашингтон признает, что  в силу, мягко говоря, недружественных  действий военщины Японии в 30-х — 40-х  годах уходящего века в Корее, Китае, в государствах Юго-Восточной  Азии там сложилось холодное отношение  к народу этой страны и Япония в  политическом плане мало значит для  азиатского континента.

Но в  союзе с американцами, по замыслу  Вашингтона, Токио может играть важную роль в таких вопросах, как “развитие  и поддержание миротворческих процессов”. США также должны направлять деятельность японского правительства на пути примирения с Кореей, способствуя  объединению Севера и Юга. В свою очередь японо-корейское партнерство  должно способствовать расширению американского  присутствия на Дальнем Востоке. Другое дело — согласятся ли амбициозные  японцы играть роль вассала США. Они  тоже полны планов играть глобальную геополитическую роль. И их экономика  позволяет это делать. Но для такой  роли нужна современная армия  и гораздо больший политический вес. Первую проблему японцы легко могут  решить сами, а с решением второй им может помочь Великий Китай. Такой  альянс будет означать конец американской геополитической гегемонии в  Азиатско-Тихоокеанском регионе  и утрату перспектив на достижение прочного соглашения между США, Японией  и Китаем. Поэтому Вашингтон стремится  к заключению американо-японского  соглашения о свободной торговле, которое создаст общее американо-японское экономическое пространство и позволит расширить присутствие США на Дальнем Востоке.

Информация о работе Геополитическая стратегия США в современном мире