Федеративные отношения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 21:15, контрольная работа

Краткое описание

В условиях становления и развития рыночных отношений, реформирования централизованной командно-административной экономики, суверенизации субъектов Федерации необходима выработка четкой и действенной региональной политики в проведении экономических реформ в России. Региональная политика должна учитывать специфику регионов в общероссийской структуре, хозяйстве, экстраполировать основные направления экономических реформ на региональный уровень, всемерно развивать местное самоуправление, предпринимательство на местах, решать внутри регионов социальные проблемы, проблемы охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

Оглавление

1. Региональная политика РФ 3
2. Регион как социально-экономическая система, принципы регионов 5
3. Управление региональным развитием в РФ: нормативно-правовые основы и органы управления 11
Список использованной литературы 14

Файлы: 1 файл

Контрольная Федеративные отношения в России.docx

— 37.40 Кб (Скачать)

Распределение функций проводится преимущественно на основе использования экспертных методов оценки в соответствии с установленными принципами. При оценке возможности эффективной реализации функций на определенном уровне управления требуется учитывать неодинаковые характеристики территориальных единиц одного уровня, например, Нижний Новгород и Биробиджан. Чем выше статус административно-территориального образования и чем больше численность населения, тем больше функций не передается наверх, а остается на конкретном уровне территориальной организации управления. Чем больше экономическая и социальная развитость конкретных территориальных единиц, тем больше функций, касающихся развития, остается в компетенции органа управления данной территории.

Сначала определяется необходимость управления конкретной функцией со стороны системы территориального управления, то есть когда реализация функции без вмешательства органов территориального управления невозможна. Если такая необходимость существует, то далее оценивается возможность реализации каждой функции на различных уровнях системы территориального управления, двигаясь от нижних уровней к верхним. При этом оценка эффективности реализации конкретной функции на каждом уровне структуры определяется по различным показателям технической и экономической эффективности. Конкретная функция закрепляется за тем уровнем структуры, который имеет возможность обеспечить наибольшую эффективность реализации3.

Периодически необходимо проводить экспертную оценку степени удовлетворенности объекта управления реализацией каждой конкретной функции территориального управления, и эффективность ее осуществления. В случае необходимости функции должны делегироваться на тот уровень управления, который сможет выполнять функцию более эффективно.

3. Управление региональным развитием в РФ: нормативно-правовые основы и органы управления

Правовые основы регулирования регионального развития обеспечивают регламентацию задач и условий территориального регулирования.

Правовой основой государственного регулирования peгионального развития Российской Федерации являются Конституция Российской Федерации4, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Правовые основы обеспечивают достижение оптимального сочетания интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, укрепление государственности в Российской Федерации, совершенствование федерализма, создание условий для более эффективного и гармоничного развития регионов Российской Федерации и обеспечение роста благосостояния населения.

Конституция РФ закрепляет федеративное устройство государства. Конституцией РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности. В Конституции РФ декларируются положения о единой системе государственной власти, о предметах ведения Федерации, о предметах совместной компетенции Федерации и ее субъектов, о статусе и полномочиях органов местного самоуправления.

Система властных структур в регионах и принципы их деятельности определены в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»5.

Законодательством установлен порядок эксплуатации природных ресурсов и охраны природы, использования трудовых ресурсов и социальной поддержки населения, реализации научно-технического и производственного потенциала.

К этим законам относятся Закон «О недрах»6 (15 июля 1992 г.), Закон «О соглашениях о разделе продукции»7 (30 декабря 1995 г.), Водный кодекс Российской Федерации8 (3 июня 2006 г.), Лесной кодекс РФ9 (4 декабря 2006 г.), Закон «Об охране атмосферного воздуха»10 (4 мая 1999 г.), Земельный кодекс Российской Федерации11.

Кроме федерального законодательства социально-экономическое развитие регионов регулируют законодательно-нормативные акты, принятые регионами:

- о системе органов  управления на своей территории;

- о порядке подготовки, финансирования и реализации  планов, проектов и программ регионального  и местного значения;

- об участии территориальных  администраций в управлении собственностью  предприятий и организаций;

- об активизации в регионе  инвестиционной деятельности;

- оказании финансовой поддержки предприятиям за счет территориального бюджета;

- адресной социальной  помощи населению;

- организации местного  самоуправления и его бюджетным  устройством.

 

Список использованной литературы

Нормативно – правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445
  2. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // "Собрание законодательства РФ", 11.12.2006, N 50, ст. 5278
  3. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // "Собрание законодательства РФ", 05.06.2006, N 23, ст. 2381
  4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 05.04.2013) // "Собрание законодательства РФ", 29.10.2001, N 44, ст. 4147
  5. Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об охране атмосферного воздуха" // "Собрание законодательства РФ", 03.05.1999, N 18, ст. 2222
  6. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 18.10.1999, N 42, ст. 5005
  7. Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О соглашениях о разделе продукции" // "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 18
  8. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 30.12.2012) "О недрах" // "Собрание законодательства РФ", 06.03.1995, N 10, ст. 823

Специальная и учебная литература

  1. Гельман В., Рыженков С., Бри М. Россия регионов: трансформация политических режимов. – М.: Весь Мир, 2011. – с. 37
  2. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. – СПб: Издательство Михайлова В.А., 2009. – 245 с. – с. 9
  3. Стародубцев А. Политическая лояльность или экономическая эффективность? Политические и социально-экономические факторы распределения межбюджетных трансфертов в России. – СПб: Изд. Европейск. ун-та, 2009. – с. 23

 

 

1 Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. – СПб: Издательство Михайлова В.А., 2009. – 245 с. – с. 9

2 Стародубцев А. Политическая лояльность или экономическая эффективность? Политические и социально-экономические факторы распределения межбюджетных трансфертов в России. – СПб: Изд. Европейск. ун-та, 2009. – с. 23

3 Гельман В., Рыженков С., Бри М. Россия регионов: трансформация политических режимов. – М.: Весь Мир, 2011. – с. 37

4 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445

5 Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 18.10.1999, N 42, ст. 5005

6 Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 30.12.2012) "О недрах" // "Собрание законодательства РФ", 06.03.1995, N 10, ст. 823

7 Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О соглашениях о разделе продукции" // "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 18

8 Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // "Собрание законодательства РФ", 05.06.2006, N 23, ст. 2381

9 Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // "Собрание законодательства РФ", 11.12.2006, N 50, ст. 5278

10 Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об охране атмосферного воздуха" // "Собрание законодательства РФ", 03.05.1999, N 18, ст. 2222

11 Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 05.04.2013) // "Собрание законодательства РФ", 29.10.2001, N 44, ст. 4147

 

 


Информация о работе Федеративные отношения в России