Факторы национальной безопасности России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:46, реферат

Краткое описание

Рассмотрены проблемы конкурентной борьбы традиционных и формирующихся центров силы за расширение сфер влияния, в том числе и за счет получения доступа к геостратегическому и экономическому потенциалу России и новосуверенных республик бывшего Советского Союза.

Оглавление

Введение 3
1.Факторы национальной безопасности Российской Федерации 4
1.1.Факторы геополитического характера 4
1.2.Факторы экономического характера 11
2. Основы концепции национальной безопасности 13
Заключение 17
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

Ready_Национальная безопасность России.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

1.2.Факторы экономического характера

Экспансия Запада направлена, прежде всего, на экономику Российской Федерации, на превращение России в энергосырьевой придаток, её экономическую изоляцию не только от западных держав, но и стран Содружества, низведения до положения страны третьего мира. При сокращении внутреннего производства и потребления, а также поставок в страны СНГ, поток топлива и сырья устремился на Запад. В 2001 г. на экспорт ушло 40% добытой нефти, а с учетом продуктов ее переработки продажа на мировом рынке поглотила 55% добычи жидкого топлива. За рубеж перекачено 32% газа, вывезено 63% проката черных металлов, 70% рафинированной меди, большая часть алюминия, 80% никеля, 50% каучука, 40% аммиака, 80% минеральных удобрений, значительная часть древесины и лесоматериалов[5].

На топливо, сырье, продукты их переработки приходится более 80% экспорта в зарубежные страны (без СНГ). Поступления в бюджет от производства и продажи товаров топливной и сырьевой групп дают не менее половины его доходной части. А так как мировой рынок энергосырья переполнен, промышленно развитые страны внедряют энергосберегающие технологии, цены на нефть и газ, занимающие значительную часть в структуре российского экспорта, резко упали, то РФ постепенно утрачивает свои позиции на внешнем рынке.

В 2003 году экспорт российских товаров не превысил 20% всего ВВП. В то же время объем импорта в сфере внешней торговли по сравнению с 1991 годом увеличился в шесть с лишним раз. Продукты и товары иностранного производства вытесняют отечественные и с внутреннего рынка. Более половины потребностей россиян в продовольственных товарах (а москвичей - на 70%) покрывается за счет импорта. Возникла реальная угроза потери продовольственной независимости.

В последние месяцы на Западе ведется кампания по оказанию широкомасштабной продовольственной помощи России. Но в основе этой акции лежит не великодушное желание помочь бывшему сопернику, а стремление поддержать своих собственных производителей зерна (Америка контролирует 40% продаж зерна). Объявление о помощи России уже привело к росту котировок на зерно на Чикагской бирже. Таким образом, кризис в России сыграл на руку западным зерновым производителям, а США получили еще одно орудие политического давления на РФ.

Деформация отраслевой структуры экономики, нерациональное использование внешних кредитов, привлечение спекулятивных инвестиций стали причиной того, что объем государственного долга России на 1 января 2000 года увеличился до 140,8 млрд. долларов. Это составляет 56% (!) к ВВП (в годы Великой Отечественной войны этот показатель не превышал 36%). Экономическая экспансия осуществляется не только извне, но и преступными сообществами внутри страны. По неофициальным данным, половина экономики России контролируется преступными группировками. Большая часть полученной ими выручки от продажи природных ресурсов за рубеж в страну не возвращается.

Отток валютных средств оценивается специалистами в 1,5-2 млрд. долларов ежемесячно. По оценке западных экспертов, российские валютные средства, нелегально вывезенные на Запад, так велики, что если бы их возвратить, надобность в иностранных кредитах отпала бы. Специалисты МВД подсчитали, что ущерб от экономической преступности сопоставим с 10-15% ВВП. Внешние угрозы во многом определяют угрозы внутренние. Так, обвальное падение производства, особенно в ВПК, научно-технический потенциал которого был равен в целом североамериканскому и западноевропейскому, парализовало спрос на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Одновременно резко сократились бюджетные ассигнования на науку.

Они упали до 0,32% ВВП, что в 6 раз ниже общепризнанного порога национальной безопасности. К тому же и объем ВВП резко снизился (ВВП России составляет примерно треть ВВП СССР). Численность работников научных организаций сократилась почти наполовину. Распадаются научные школы и институты. В начале 90-х годов возникла массовая "утечка мозгов" за рубеж, в другие отрасли, сферу мелкого и среднего бизнеса. В экономике не находит приложения труд 20 млн. квалифицированных рабочих, а интеллектуальный потенциал нации используется не более чем на 1%.

 

2. Основы концепции национальной безопасности

Всякое общество существует в глобальном историческом процессе, являющемся частным процессом в жизни биосферы Земли, вследствие чего безопасные пути развития человечества довольно узки и ведут к весьма ограниченному подмножеству целей из всего множества возможных. Всякое общество так или иначе управляется, по какой причине глобальный исторический процесс возможно рассматривать в качестве глобального процесса управления, 1) объемлющего множество процессов региональных управлений, 2) протекающего в иерархически высших по отношению к нему процессах жизни Земли и Космоса.

Человечество выделяется из биосферы планеты наличием культуры, под коим термином мы понимаем весь объем генетически не наследуемой информации, передаваемой от поколения к поколению; но при этом генетически обусловлен и передается от поколения к поколению потенциал способностей к освоению культурного наследия предков и к его дальнейшему преобразованию.

Культура и направленность её развития обусловлены нравственностью людей и их свободной самодисциплиной в следовании нравственно избранным идеалам. Идея Бога, Творца и Вседержителя - в культуре - не произведение "художественного творчества" людей, а отражение в жизни общества объективного бытия Божия. Всеобъемлюще единственное доказательство бытия Божиего Бог дает каждому человеку Сам: Он поистине отвечает молитве верующего и живущего по совести в соответствии со смыслом молитвы.

При взгляде с позиций достаточно Общей теории управления на жизнь обществ на исторически длительных интервалах времени (сотни и более лет), средствами воздействия на общество, осмысленное применение которых позволяет управлять его жизнью и смертью, являются[6]:

1. Информация мировоззренческого характера, методология, осваивая которую, люди строят - индивидуально и общественно - свои "стандартные автоматизмы" распознавания частных процессов в полноте и целостности Мироздания и определяют в своем восприятии иерархическую упорядоченность их во взаимной вложенности. Она является основой культуры мышления и полноты управленческой деятельности, включая и внутрисоциальное полновластие.

2. Информация летописного, хронологического характера всех отраслей Культуры и всех отраслей Знания. Она позволяет видеть направленность течения процессов и соотносить друг с другом частные отрасли Культуры в целом и отрасли Знания. При владении сообразным Мирозданию мировоззрением, на основе чувства меры, она позволяет выделить частные процессы, воспринимая "хаотичный" поток, казалось бы разрозненных, фактов и явлений в мировоззренческое "сито" - субъективную человеческую меру распознавания.

3. Информация фактоописательного характера: описание частных процессов и их взаимосвязей - существо информации третьего приоритета, к которому относятся вероучения религиозных культов, светские идеологии, технологии и фактология всех отраслей науки.

4. Экономические процессы, как средство воздействия, подчиненные чисто информационным средствам воздействия через финансы (деньги), являющиеся предельно обобщенным видом информации экономического характера.

5. Средства геноцида, поражающие не только живущих, но и последующие поколения, уничтожающие генетически обусловленный потенциал освоения и развития ими культурного наследия предков: ядерный шантаж - угроза применения; алкогольный, табачный и прочий наркотический геноцид, пищевые добавки, все экологические загрязнители, некоторые медикаменты - реальное применение; "генная инженерия" и "биотехнологии" - потенциальная опасность.

6. Прочие средства, главным образом силового воздействия, - оружие в традиционном понимании этого слова, убивающее и калечащее людей и материально-технические объекты цивилизации.

Хотя однозначных разграничений между ними нет, поскольку многие средства воздействия обладают качествами, позволяющими отнести их к разным приоритетам, но приведенная иерархически упорядоченная их классификация позволяет выделить доминирующие факторы воздействия, которые могут применяться в качестве средств управления и, в частности, в качестве средств подавления и уничтожения управленчески-концептуально неприемлемых явлений в жизни общества.

При применении этого набора внутри одной социальной системы это - обобщенные средства управления ею. А при применении их же одной социальной системой (социальной группой) по отношению к другой, при несовпадении концепций управления в них, это - обобщенное оружие, т.е. средства ведения войны, в самом общем понимании этого слова; или же - средства поддержки самоуправления в иной социальной системе, при отсутствии концептуальной несовместимости управления в обеих системах.

Управление всегда концептуально определённо 1) в смысле определенности целей и иерархической упорядоченности их по значимости в полном множестве целей и 2) в смысле определенности допустимых и недопустимых конкретных средств осуществления целей управления. Неопределенности обоих видов - иными словами, неспособность понять смысл различных определенных концепций управления, одновременно проводимых в жизнь - порождают ошибки управления, вплоть до полной потери управляемости системы по провозглашаемой концепции.

Указанный порядок определяет приоритетность названных классов средств воздействия на общество, поскольку изменение состояния общества под воздействием средств высших приоритетов имеет куда большие последствия, чем под воздействием низших, хотя и протекает медленнее и без "шумных эффектов". То есть, на исторически длительных интервалах времени быстродействие растет от первого к шестому, а необратимость результатов их применения, во многом определяющая эффективность решения проблем в жизни общества в смысле раз и навсегда, - падает. Придерживаясь высказанного мировоззренческого стандарта в области социологии, мы и рассматриваем все без исключения мнения, высказываемые по вопросам истории, религии и разных разделов обществоведения.


Заключение

При сохранении существующих тенденций (падения нравственности, роста преступности, увеличения числа больных алкоголизмом и наркоманией) страна может остаться с населением, но без гражданского общества.

Государство же без общества лишается своеобразной нервной системы, утрачивает инстинкт самосохранения, инструменты самопознания. Оно не осознает степень национальной угрозы, исчезает способность ощущать общенациональную и индивидуальную боль. Общество распадается на множество изолированных друг от друга индивидуумов, отношения между которыми постепенно приобретают характер тотальной конфронтации и агрессивной враждебности. Римская, Китайская, Монгольская империи стали жертвами, в первую очередь, именно такого разрушения изнутри.

В отечественной же истории аналогичная ситуация сложилась на рубеже XI-XII веков, когда (в том числе) в результате падения нравов, отказа от традиционной русской морали, утраты чувства этнической общности распалось на отдельные княжества единое государство - Киевская Русь. А совсем недавно мы стали свидетелями и невольными участниками того, как развитие дезинтеграционных процессов привело к развалу Советского Союза (легитимное оформление этого факта состоялось в 1991 году в Беловежской пуще). Десоветизация произошла. Чтобы избежать дерусификации и сохранить российскую государственность осознание угроз национальной безопасности   и  выработка  адекватной концепции противодействия представляется жизненно важным.

 


Список литературы

1.      Волков А. За кулисами второй мировой войны. М.,2004.

  1. Гаджиев К. С. Геополитика. – М.: Международные отношения, 2003.

3.      Громыко А.А. Внешняя экспансия капитала. М., 2001.

4.      Дорогами тысячелетий. М., 2005.

  1. Казанцев Ю. И. Международные отношения и внешняя политика России (ХХ век). – Ростов-на-Дону: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002.

6.      Карамзин М.Н. История государства российского. М.,1998.

7.      Конституционные идеи Андрея Сахарова. М., 1990.

8.      Концепция национальной безопасности РФ. М., 2003.

  1. Павлов Ю. М. Международные отношения и мировая политика. – М.: Издательство МНЭПУ, 2000.
  2. Политология: Учебник / Под ред. М. А. Васелика. М.: Гардарики, 2001.

11. Эпперсон Р. Невидимая рука. М., 2001.

12. Яковлев Н.Н. ЦРУ против СССР. М., 1985.

 

 

17.

 



[1] Концепция национальной безопасности РФ.стр.2.

[2] Гаджиев К. С. Геополитика. – М.: Международные отношения, 2003.

[3] Казанцев Ю. И. Международные отношения и внешняя политика России (ХХ век). – Ростов-на-Дону: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002.

[4] Политология: Учебник / Под ред. М. А. Васелика. М.: Гардарики, 2001.

[5] Казанцев Ю. И. Международные отношения и внешняя политика России (ХХ век). – Ростов-на-Дону: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002.

[6] Волков А. За кулисами второй мировой войны. М.,2004.


Информация о работе Факторы национальной безопасности России