Совершенствование экономической системы Росси в период кризиса и посткризисный период

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 08:51, реферат

Краткое описание

В силу синхронизированного развития кризисных процессов в 2008-2009 гг. и практически одновременного принятия экстренных решений в различных странах можно сравнивать эффективность традиционных и нетрадиционных антикризисных мер и оценивать кратко- и долгосрочные последствия кризиса. Поскольку экономика России впервые столкнулась с циклическим спадом и ее структурные проблемы, возможно, даже обострились под воздействием кризиса, важно выяснить, насколько реализованный антикризисный пакет был адекватен складывавшейся ситуации.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Экономический кризис.
. Понятие и сущность экономического кризиса.
1.2. Экономический кризис в России.
Глава 2. Антикризисные меры.
2.1.Сущность антикризисных мер.
2.2. Основные инструменты, используемые
при реализации антикризисных мер.
Заключение.
Библиографический список.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ФИНАНСЫ.docx

— 42.12 Кб (Скачать)

С середины сентября 2008 г. российский банковский сектор начал испытывать серьезные проблемы, но решить их без  поддержки государства не мог. В  России разразился настоящий банковский кризис, который, как показали дальнейшие события, стал самым дорогим и  новейшим в российской истории. «Приводными ремнями», транслировавшими общеэкономические проблемы в банковский сектор, стали: бегство капитала из страны ( в форме прямого оттока, чистого погашения корпоративной внешней задолженности и долларизации вкладов и сбережений как населения, так и корпорации);  очевидное превышение банками допустимого уровня валютного риска; резкое ухудшение финансового состояний заемщиков, что привело к существенному падению качества активов и росту просроченной задолженности. Для преодоления банковского кризиса государство приняло ряд мер, которые можно разделить на несколько групп.

 

Характеристика  и общая оценка отдельных направлений  антикризисной политики

 

           Меры в рамках налоговой политики

Основная положительная  черта- совершенствование механизмов начисления налогов и их администрирования. Значительное внимание уделено снижению налоговой нагрузки на нефтедобывающие  предприятия (НДПИ, налоговые каникулы). Существенным может быть (в зависимости  от практических решений региональных властей) снижение налоговой нагрузки на малый бизнес (УСН). Однако что  касается уменьшения налоговой нагрузки на бизнес в целом за счет снижения ставки налога на прибыль, то антикризисный  эффект представляется весьма ограниченным ввиду резкого сокращения прибыли  предприятий.

Только одна из множества  принятых налоговых мер (увеличение амортизационной премии) прямо связана  с системным стимулированием  инвестиционной деятельности предприятий. Ряд мер (в частности, освобождение от НДС ввоза оборудования, не имеющего аналогов; реструктуризация задолженности, инвестиционный налоговый кредит) представляются мало прозрачными по механизмам их применения.

В целом налоговые меры, входящие в «антикризисный» пакет  правительства, не составляют единой и  взаимосогласованной системы.

Меры в рамках таможенно-тарифной политики

Эффективность применения тарифных инструментов для компенсации негативных последствий кризиса и для  расширения внутреннего спроса изначально ограничена. Дело в том, что повышение  ставок тарифа может привести к росту  цен на внутреннем рынке и способствовать снижению спроса.

В условиях спада использование  тарифных инструментов наиболее целесообразно  в рамках эффективной тарифной защиты, то есть посредством снижения пошлин на импортные виды сырья и оборудования, которые необходимы для стимулирования и поддержания производства и не могут быть обеспечены местными поставщиками. Однако такого рода меры в «антикризисном пакете» представлены недостаточно.

Меры по развитию малого и среднего предпринимательства

Это направление представляется одним из важнейших приоритетов  антикризисной политики. На него государство  выделяет дополнительно 6 млрд руб. по Программе финансовой поддержки  малого и среднего предпринимательства; 30 млрд руб. выделил Внешэкономбанк на поддержку кредитования малого и  среднего предпринимательства.

Наиболее эффективные  меры по поддержке МСП сопряжены  с большим числом рисков, в частности, предполагают эффективное администрирование  принятия большого числа решений (на уровне регионов, региональных банков, муниципалитетов). В связи с этим важны мониторинг достигнутых результатов, сопоставление усилий различных  регионов по поддержке МСП.

 

2.2.ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, СИПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР.

 

В данном вопросе мы выделяем два понятия, такие как меры экономической политики (те меры, которые затрагивают всех хозяйствующих субъектов) и меры промышленной политики, направленные на поддержку отдельных предприятий.

В ходе исследования мы выяснили, что мер общеэкономической политики меньше, но вполне сопоставимо с количеством мер промышленной политики (45% к 55%), однако в ресурсном выражении промышленная политика имеет значительно больший вес (1,4 – 1,7 трлн руб. к 600-900 млрд руб).

В рамках основной политики антикризисных мер выделяются следующие  инструменты:

- налоговые

- таможенные

Закупки для государственных  нужд

- бюджетные

С позиций характера (способа) распределения выгод от реализации мер между хозяйствующими субъектами можно условно выделить три группы используемых инструментов:

— селективные (выбор отдельных предприятий, индивидуализированные решения по множеству трудно формализуемых критериев);

— конкурсные (конкурсный отбор, критерии отбора и доступа четко определены);

— системные (все предприятия, иногда — соответствующие некоторым условиям по масштабу бизнеса или по продуктовой направленности, получают выгоды).

Роль конкурсных мер в  целом снижается, что связано  с сокращением расходов по целевым  бюджетным программам в период кризиса.

Мы приходим к  выводу, что существует определенным дисбаланс в пользу селективных мер, причем по мере расширения негативного влияния кризиса подобная «смещенность» может возрастать. В определенной мере это связано с отсутствием системных инструментов проведения промышленной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 Разрушительное воздействие экономических кризисов вынуждает государство проводить антициклическую политику, включающую в себя использование мер антикризисного регулирования. Причем в государственном антикризисном регулировании широко используются мероприятия по преодолению кризисного состояния предприятия.

К основным мерам государственного регулирования кризисных ситуаций в экономике относятся:

- меры по финансовому  оздоровлению предприятий; 

- государственная поддержка  неплатежеспособных предприятий; 

- сокращение налогов и  увеличение расходов бюджета; 

- увеличение государственных  инвестиций;

- государственная поддержка  субъектов малого предпринимательства; 

- активизация инновационной  деятельности, государственное финансирование  инновационных программ, стимулирование  и поддержка субсидиями и льготами  инновационных проектов;

- возврат капиталов в  национальную экономику и др.

Необходимо отметить, что  для дальнейшего совершенствования  антикризисного регулирования на макро- и микро- уровнях в России необходимо:

- совершенствование налоговой  системы; 

- создание и государственная  поддержка реально действующей  сети надёжных кредитных учреждений;

- совершенствование нормативно-правовой  базы, особенно в разделах о  несостоятельности предприятий  и др.

 

 

 

 

 

Библиографический список.

  1. Д. Мирошниченко. Российский кризис и антикризисный пакет: цели, масштабы, эффективность.//Вопросы экономики-2011-№2.
  2. С.М. Дробышевский. Решения G20 скоординированной антикризисной экономической политике и российский опыт.//Российский внешнеэкономически вестник-2011-№5.
  3. Л.Мясникова. От глобального кризиса к катосрофе миросистемы.//Мировая экономика и международные отношения-2011-№2.
  4. В.Тамбовцев.Финансовый кризис и перспективы глобального регулирования.//Вопросы  экономики-2011-№8.
  5. А.Б. Нагоев. Депрессия и кризис в региональном развитии.//Финансы и кредит-2009-№48.
  6. М.П. Придачук.Влияние мирового финансового кризиса на экономику Россисйкой Федерации.//Финансы и кредит-2011-№1.
  7. Настоящие причины мирового финансового кризиса(Независимый взгляд)// газета "Россия" 9 декабря 2008 г.
  8. http://www.arteksgroup.com/

 

  1. http://www.expert.ru/economy/

 

  1.  http://www.all-of-all.ru/digest/crisis/

 

 

 

 

 


Информация о работе Совершенствование экономической системы Росси в период кризиса и посткризисный период