Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 11:21, дипломная работа
В мировой практике рыночная экономика рассматривается кал наиболее эффективная модель достижения макроэкономической стабильности и гармонизации экономического роста. Основу рыночной экономики составляет частный сектор, где ключевую роль играет предпринимательство малых и средних форм.
Малый и средний бизнес является важным элементом рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство, во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество ВВП.
Теоретико-методологические подходы к проблеме предпринимательства
1.1 Социально-экономическая природа малого и среднего предпринимательства в странах с развитой экономике
В мировой практике рыночная экономика рассматривается кал наиболее эффективная модель достижения макроэкономической стабильности и гармонизации экономического роста. Основу рыночной экономики составляет частный сектор, где ключевую роль играет предпринимательство малых и средних форм.
Малый и средний бизнес является важным элементом рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство, во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество ВВП.
Главной экономической функцией малого и среднего бизнеса является создание широкого спектра конкурентоспособных товаров и услуг в условиях быстрой дифференциации и индивидуализации потребительского роста. Именно этой его способностью определяется антимонопольная функция данного сектора экономики. Предпринимательская инициатива, ориентируясь на потребителя, всегда устремляется к неудовлетворенному спросу, и уходит из сфер, которые перестают отвечать запросам рынка. Тем самым, происходит процесс формирования и поддержки оптимальных хозяйственных пропорций. Чем устойчивее позиции малого и среднего бизнеса в экономике, тем сильнее оказывает противодействие монополизации рынка, изначально присущей крупному бизнесу.
Опыт показывает, проблемы современной мировой экономики не могут быть решены усилиями только лишь крупных хозяйствующих субъектов.
Сложность и масштабность этих проблем стимулирует сотрудничество с малыми и средними предприятиями, союз с которыми предоставляет значительные выгоды, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Во-первых, крайне трудно удерживаться на множестве товарных рынков, где функционирует многоотраслевая компания; во-вторых, применение гибких производственных систем подрывает преимущества крупного производства в больших многоотраслевых компаниях; в-третьих, многие функции компаний ныне могут быть выполнены МСП более эффективно.
Преимуществам крупных компаний, связанные с получением «эффекта масштаба», противопоставляются недостатки многоуровневого, сложного управления, которое иногда превращает их в слабости.
Малый и средний бизнес по своей природе является более инновационным по сравнению с крупным. МСП обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике. Об эффективности МСП говорит тот факт, что в США на 1 доллар затрат они внедряют в 17 раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые дают лишь 10% новых технологий, остальные 90% внедряют малые и средние предприятия и независимы изобретатели МСП тратят намного меньше времени на процесс от разработки до конечного рыночного продукта. Если малым и средним предприятиям требуется в среднем 2,3 года, то большим – 3,1 года.1
Важность сектора МСП не только в эффективности инновации, но и в гарантиях наименьшего риска, так как возможные неудачи не подрывают коммерческую репутацию всей остальной продукции компании.
Бизнес малых и средних размеров является основным источником для создания новых рабочих мест и смягчает социальную напряженность, поскольку является основой формирования среднего класса.
Например, малое и среднее предпринимательство играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни Западной Европы, США, Японии и др., динамично развивающихся странах, где на долю приходится до 80 % валового внутреннего продукта1. Тан в США – 53%, Японии – 55 %, Италии – 60%, Великобритании – 53%, Германии: 54%, Китае – 84,3%, Гонконге – 63,0%, Индонезии – 79,2%, Мексике – 58,5%, Филиппинах – 32.0%, Тайване – 68,6% 1и др.
В экономике развитых стран малые и средние предприятия составляют порядка 70-90% от общего числа предприятий. Согласно данным Всемирного Банка (WB), Международного Валютного Фонда (IMF) предприятия доминируют в создании новых рабочих мест и являются работодателями для 50 – 80% занятого населения всего мира можно взять, например, США, где в МСП занято78.5%всего населения, Японию – с ее 91,7% и страны ЕС – свыше половины работающего населения (см. таблицу 1.1).
Такие показатели экономического роста 80-90-х годов в развитых и динамично развивающихся странах были обеспечены небывалым быстрым развитием малого и среднего предпринимательства. Данный феномен получил название «предпринимательского бума». Структура национальных экономик стран с развитой рыночной системой хозяйствования дополнительно подтверждают доминирующее положение сектора МСП в экономике.
Опыт развития МСП Соединенных Штатов Америки (США). В США функционирует более 15 млн. малых и средних предприятий, которые производят свыше 50% ВВП и 1/2 валового продукта частного сектора. Особую важную роль малый и средний бизнес играет в решении проблем занятости, примерно 80% всех новых рабочих мест были созданы небольшими предприятиями, которые составляют 90,9% всех американских компаний. Из них 87% приходится на мельчайшие предприятия численностью персонала не более 20 человек.1
Федеральные программы, которые только еще начинают разрабатываться в некоторых странах, в США функционируют с 1932 года и в каждой из них предусмотрены консультативная, информационная, финансовая помощь. Созданное в 1953 году в США Федеральное агентство – Администрация по делам малого бизнеса защищает интересы МСП на правительственном уровне.
Для осуществления эффективной координации деятельности сектора малого и среднего предпринимательства Администрацией малого бизнеса принята четкая градация предприятий по объему годовой выручки на отраслевой основе и по количеству работающих на предприятии человек
Опыт развития МСП Германии. Малый и средний бизнес Германии один из самых активно развивающихся секторов экономики. В секторе МСП функционирует 3,5 млн. малых и средних предприятий, которые производят 54% ВВП и обеспечивают занятость более половины трудоспособного населения. На его долю приходится 44,1% валовых инвестиций, 52,1% полной первоначальной стоимости основных фондов и более 40% товарного экспорта.
В Германии к категории малых относят предприятия с численностью до 49 человек или с годовым оборотом до 1 млн. Евро и к категории средних относят предприятия с числом занятых до 500 человек или с годовым о боротом от 1 до 100 млн. Евро. Подобные фирмы составляю 99,6% от всех немецких компаний. Основная масса 89% приходится на малые предприятия с численностью работающих менее 20 чел.
Малые и средние предприятия играют существенную роль на рынке труда, на них занято почти 70% экономически активного населения страны, из них 2/3 лиц наемного труда, 4/5 обучающихся на производстве, в общей сложности более 20 млн. человек. Именно эти люди дают в казну 41% всех налоговых отчислений и производят свыше половины всего ВВП страны1.
Стремительный рост немецкой экономики в 50-60-х годах прошлого века известный как «экономическое чудо» – заслуга, прежде всего МСП. За полвека послевоенного развития Германии политика поддержки малого и среднего предпринимательства обогатилась практическим опытом и сформировалась в относительно самостоятельную часть государственной хозяйственно-политической доктрины, ограничено вписанную в ее общий контекст.
С выгодой для себя малый и средний бизнес ежегодно занимает у государства до 50 млрд. евро. Объем же инвестиций в развитие МСП традиционно составляет в Германии 51,5% от всех финансовых вложений страны.
Исследование мирового опыта становления и развития малого и среднего предпринимательства подтверждает, что сектор МСП в экономике развитых стран играет одну из ключевых ролей в народном хозяйстве, не случайно, сектор малого и среднего предпринимательства совершенно справедливо считается одним из наиболее важных в экономике, эффективен и имеет ряд позитивных вкладов в социально- экономическое развитие страны.
1 Журнал «Бизнес»-М., 2010
1 Муравьев А. И. Малый бизнес: экономика, организация, финансы, М., 2001.-C-4
1 Jones D. T. , roots D. The machine that changed the world- USAб 2000- C. 16
1 The Small Business Economy: A Report to the President 2008,
1 Germany Statistical Yearbook 2008//Www. Destatis.de
Информация о работе Развитие малого и среднего бизнеса в Кыргызской республике