Здоровый образ жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 07:20, реферат

Краткое описание

О здоровье, здоровом образе жизни и его мотивах

Оглавление

1.Общие представления о здоровье………………………………2
2.Здоровый образ жизни — главный фактор здоровья….............3
3.Мотивация здорового образа жизни и здоровья……………….9

Файлы: 1 файл

Мотивация здоровья и здорового образа жизни.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

Мотивация здоровья формируется на базе двух важных принципов — возрастного, согласно которому воспитание мотивации здоровья необходимо, начинать с раннего детства, и деятельного, по которому мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность по отношению к себе, т.е. формировать новые качества путем упражнений. Опыт оздоровительной деятельности и упражнения в ней создают соответствующую мотивацию (целенаправленную потребность) и установку (готовность к деятельности) на здоровье подобно тому, как «аппетит приходит во время еды». На основе этой осознанной мотивации формируется собственный стиль здорового поведения. Стиль здоровой жизни определяется разными мотивами. Назовем главные из них:

мотивация самосохранения; человек не совершает того или иного действия, зная, что оно угрожает его здоровью и жизни. Например, человек не будет прыгать с моста в реку, если он не умеет плавать, ибо заведомо знает, что утонет;

мотивация подчинения этнокультурным требованиям: человек подчиняется этнокультурным требованиям потому, что хочет быть равноправным членом общества и жить в гармо­нии с его членами. В течение длительной социальной эволю­ции общество отбирало полезные привычки, вырабатывало общество отбирало полезные привычки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов. Все это передавалось в определенном этносе от поколения к поколению в виде табу или традиций. Неподчинение требованиям рассматривалось как вызов обществу и подвергалось наказаниям. На­пример, исходя из гигиенических, эстетических и этических требований человека с раннего детства приучают отправлять свои физиологические потребности в определенных закрытых местах, специально для этого оборудованных; нарушение этих норм чревато негативными последствиями;

мотивация получения удовольствия от здоровья: эта простая ге­доническая (наслажденческая) мотивация, ибо ощущение здоровья приносит радость. Чтобы испытать это чувство, человек стремится быть здоровым. Например, дети и подростки любят бегать прыгать, танцевать, так как эти занятия улучшают кровообращение в организме, повышают обмен веществ, вызывают положительные эмоции, повышают настроение. Все это способствует формированию мотивации, побуждающей к максимизации двигательной активности такого характера, а позже к формированию интереса к систематическим занятиям танцами или физической культурой. По мере взросления эти занятия перейдут в привычку, которая непременно будет доставлять удовольствие, поскольку результатом будет не только хорошее настроение, но и физическое совершенство. Важно не переусердствовать в этом;            

мотивация самосовершенствования: выражается в осознании того что, будучи здоровым, можно подняться на более высо­кую ступень общественной лестницы. Эта мотивация весьма " существенна, для выпускников, средних и высших учебных заведений, когда необходимо быть конкурентоспособным, чтобы добиться высокого уровня общественного признания. У здорового выпускника больше шансов на успех;

мотивация маневрирования: она сводится к, тому, что здоро­вый человек сможет по своему усмотрению изменять свою роль и свое местоположение в сообществе. Здоровый человек может менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую, он чувствует себя свободным незави­симо от внешних условий;                       

мотивация достижения максимально возможной комфортности, сущность которой сводится к тому, что здорового, человека не беспокоит, физическое и психологическое не­удобство.          

Люди, у которых все мотивации одинаково значимы, встре­чаются крайне редко.

Мотивация спортивной деятельности

Особое место в психологическом обеспечении спортивной де­ятельности занимает мотивация, побуждающая человека занимать­ся спортом. Известно, что спорт имеет много общего с понятием игра. Мотивы к игре заключены в ней самой. Человека влекут не какие-то внешние для игры обстоятельства, как, например, к трудовой деятельности, когда часто выполняемая человеком ра­бота лишь опосредованно служит удовлетворению его жизненных потребностей, доставляя ему средства, которые он может исполь­зовать на те или иные свои нужды, а непосредственно чувство удовлетворения, связанное с участием в игре. Так и к спорту че­ловек испытывает потребности, определяющиеся удовлетворени­ем, вызываемым самой спортивной деятельностью и успехами, достигаемыми в ней.

Мотивы, побуждающие человека заниматься спортом, имеют свою структуру.

I. Непосредственные мотивы спортивной деятельности

1) потребность в чувстве удовлетворения от проявления мы­шечной активности;

2) потребность в эстетическом наслаждении собственной кра­сотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкос­тью;

3) стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях;

4) стремление добиться рекордных результатов, доказать свое спортивное мастерство и добиться победы;

5) потребность в самовыражении, самоутверждении, стремление к общественному признанию, славе.                                       

II. Опосредованные мотивы спортивной деятельности

1) стремление стать сильным, здоровым;

2) стремление через спортивную деятельность подготовить себя к практической жизни;

3) чувство долга;

4) потребность в занятиях спортом через осознание социаль­ной важности спортивной деятельности.

Мотивы спортивной деятельности отличаются динамично­стью проявлений. Действительно, в процессе длительных занятий спортом у одного и того же спортсмена наблюдается закономер­ная смена мотивов. А. Ц. Пуни на основании научно-практических исследований мотивов спортивной деятельности установил сле­дующую динамику развития мотивов, побуждающих к занятиям спортом.

Начальная стадия занятия спортом. В этот период предпринима­ются первые попытки включиться в спортивную деятельность. Побуждающие мотивы: а) характеризуются диффузностью инте­ресов к физическим упражнениям (подростки начинают обычно заниматься не одним, а несколькими видами спорта); б) имеют непосредственный характер (занятия спортом нравятся, главная движущая сила — любовь к физической культуре); в) связаны с условиями среды, благоприятствующими занятиям данным ви­дом спорта (популярность вида по месту жительства, интерес ок­ружающих людей); г) часто включают в себя элементы долга (обя­занность посещать уроки физической культуры, секции).

Стадия специализации в избранном виде спорта. На этой стадии мотивами являются: а) развитие интереса к определенному виду спорта; б) стремление развить обнаруженные способности к оп­ределенному виду спорта; в) стремление к закреплению успеха; г) расширение специальных знаний, приобретение более высо­кой степени тренированности (выражается в стремлении к уста­новлению личных рекордов — выполнение третьего разряда, вто­рого, первого и т.д.). Кроме того, спортивная деятельность стано­вится потребностью (на фоне привыкания к физическим нагрузкам необходимость испытывать их входит в привычку).

Стадия спортивного мастерства. Здесь основные мотивы выра­жаются в стремлении: а) поддержать свое спортивное мастерство на высоком уровне и добиться еще больших успехов; б) служить своими спортивными достижениями Родине; в) содействовать раз­витию данного вида спорта, потребности передать свой опыт молодым спортсменам. Мотивы спортивной деятельности характе­ризуются ярко выраженной социальной направленностью и педа­гогическими стремлениями.

Таким образом, никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, заниматься спортом, если всем этим не управляет осознанная мотивация здоровья и здорового образа жизни.

 

 

  Список используемой литературы:

1. И. П. Березин, Ю. В. Дергачев "Школа здоровья"  

 2. В. И. Воробьев "Слагаемые здоровья"

3. Г. И. Куценко, Ю. В. Новиков "Книга о здоровом образе жизни"

4. Ресурсы Интернет. Источник: http://www.it-med.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 23 -

 



Информация о работе Здоровый образ жизни