Здоровый образ жизни молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 22:01, реферат

Краткое описание

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни - становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение. Другие - излишествуют в еде, вызывая, тем самым, развитие ожирения, склероза сосудов, а у некоторых – сахарного диабета. Третьи - не умеют отдыхать, отвлекаться от умственных и бытовых забот, всегда беспокойны, нервны, страдают бессонницей. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жи

Файлы: 1 файл

Здоровый образ жизни молодежи(мой вариант).doc

— 85.50 Кб (Скачать)

 Следующей составляющей  здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

 Первый закон - равновесие  получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.

 Второй закон - соответствие  химического состава рациона  физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей.

 Первым правилом  в любой естественной системе  питания должно быть:

- Прием пищи только  при ощущениях голода.

- Отказ от приема  пищи при болях, умственном  и физическом недомогания, при  лихорадке и повышенной температуре  тела.

- Отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной работы, физической либо умственной.

 Очень важно иметь  свободное время для усвоения  пищи. Представление, что физические  упражнения после еды способствуют  пищеварению, является грубой  ошибкой.

 Прием пищи должен  состоять из смешанных продуктов,  являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов  и минеральных веществ. Только  в этом случае удается достичь  сбалансированного соотношения  пищевых веществ и незаменимых  факторов питания, обеспечить не только высокий уровень переваривания и всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки.

 Рациональное питание  обеспечивает правильный рост  и формирование организма, способствует  сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни. Лицам, страдающим хроническими заболеваниями, нужно соблюдать диету.

 Кроме этого, необходимо  учитывать еще объективный фактор  воздействия на здоровье - наследственность. Это присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколений одинаковые признаки и особенности развития, способность передавать от одного поколения к другому материальные структуры клетки, содержащие программы развития из них новых особей.

Влияют на наше здоровье и биологические ритмы. Одной из важнейших особенностей процессов, протекающих в живом организме, является их ритмический характер.

 В настоящее время  установлено, что свыше трехсот  процессов, протекающих в организме  человека, подчинены суточному ритму.

 Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

 Основными качествами, характеризующими физическое развитие  человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств, способствует укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере.

 Для эффективного  оздоровления и профилактики  болезней необходимо тренировать  и совершенствовать в первую  очередь самое ценное качество - выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней.

 Закаливание - мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

 Еще одним важным  элементом здорового образа жизни является личная гигиена.

 Личная гигиена  включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви.

Особое значение имеет режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Режим дня как  фактор здорового образа жизни студента

 Одним из важнейших  факторов ведения здорового образа  жизни является соблюдение студентами  режима дня, который устанавливает  для студента определенный порядок  поведения в течение суток. Установление режима дня позволяет студенту установить рамки своего поведения.

 Психологи рекомендуют,  устанавливать студентам режим  дня, ибо четкое выполнение  хотя бы в течение нескольких  недель заранее продуманного  и разумно составленного распорядка дня поможет студенту выработать у себя динамический стереотип. Его физиологическая основа — формирование в коре больших полушарий определенной последовательности процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной деятельности.

 Организация рационального  режима дня должна проводиться  с учетом особенностей работы конкретного высшего учебного заведения, оптимального использования имеющихся условий, понимания своих индивидуальных особенностей, в том числе и биоритмов.

В каждом из нас заложены своеобразные биологические часы — счетчики времени, согласно которым организм периодически и в определенных параметрах изменяет свою жизнедеятельность. Все биоритмы классифицируются на несколько групп. Особое значение среди них имеют суточные, или циркадные, ритмы.

Известно, что переход  от дня к ночи сопровождается рядом  физических изменений. Понижается температура  воздуха, увеличивается его влажность, меняется атмосферное давление, интенсивность  космического излучения. Эти природные  явления в процессе эволюции человека способствовали выработке соответствующих адаптационных изменений в физиологических функциях. У большей части функций организма повышается уровень деятельности в дневные часы, достигая максимума к 16-—20 ч, и понижается ночью.

 Например, у большинства людей наименьшая биоэлектрическая активность головного мозга фиксируется в 2—4 часа ночи. Это является одной из причин увеличения числа ошибок при умственном труде поздним вечером и особенно ночью, резкого ухудшения восприятия и освоения информации в эти часы.

 Суточные биоритмы  отражаются на работе системы  пищеварения, желез внутренней  секреции, на составе крови, на  обмене веществ. Так, самая  низкая температура тела у  человека наблюдается ранним  утром, самая высокая — в  17—18 ч. Суточные ритмы отличаются высокой стабильностью. Зная рассмотренные закономерности, человек может правильнее построить свой режим дня.

 Следует также учитывать,  что далеко не у всех людей  суточные биоритмы проходят в  одинаковых временных параметрах. У «сов», например, протекание психических процессов улучшается к вечеру. Появляется желание заниматься. Утром же они никак не могут «раскачаться», хочется подольше поспать, «жаворонки» же любят пораньше лечь спать. Зато рано утром они уже на ногах и готовы к активной умственной работе.

 Однако с помощью  волевых усилий человек в состоянии  постепенно несколько перестроить  свои суточные биоритмы. Это необходимо  при изменении смены учебы,  перемене временного пояса. В  таких случаях включаются мощные адаптивные механизмы организма.

 Первостепенное значение  для каждого из нас имеют  наличие определенных целей, потребностей, интересной и полезной для  общества деятельности, умение наладить  правильный, рациональный режим дня.

 Важно соблюдать следующий распорядок дня:

- вставать ежедневно в одно и тоже время, заниматься регулярно утренней гимнастикой;

- принимать пищу в установленные часы;

- чередовать умственный труд с физическими упражнениями;

- соблюдать правила личной гигиены;

- следить за чистотой тела, одежды, обуви;

- работать и спать в хорошо проветриваемом помещении;

- ложиться спать в одно и то же время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физическое  самовоспитание

Для работников умственного  труда, в том числе и студентов, систематическое занятие физкультурой и спортом приобретает исключительное значение. Известно, что даже у здорового и нестарого человека, если он не тренирован, ведет «сидячий» образ жизни и не занимается физкультурой, при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание, появляется сердцебиение. Напротив, тренированный человек легко справляется со значительными физическими нагрузками.

Сила и работоспособность  сердечной мышцы, главного двигателя  кровообращения, находится в прямой зависимости от силы и развития всей мускулатуры. Поэтому физическая тренировка, развивая мускулатуру тела, в то же время укрепляет сердечную мышцу. У людей с неразвитой мускулатурой мышца сердца слабая, что выявляется при любой физической работе.

Ежедневная утренняя гимнастика - обязательный минимум  физической тренировки. Она должна стать для всех такой же привычкой, как умывание по утрам.

Физические упражнения надо выполнять в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе.

Для студентов, ведущих, в основном, «сидячий» образ жизни, особенно важны физические упражнения на воздухе (ходьба, прогулка). Полезно отправляться по утрам на учебу пешком и гулять вечером после работы. Систематическая ходьба благотворно влияет на человека, улучшает самочувствие, повышает работоспособность. Прогулки лучше выполнять по принципу кроссовой ходьбы: 0,5 – 1км прогулочным медленным шагом, затем столько же - быстрым спортивным шагом и т.д.

Таким образом, ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 1-1,5 часа является одним из важных компонентов  здорового образа жизни. При работе и учебе в закрытом помещении особенно важна прогулка в вечернее время, перед сном. Такая прогулка как часть необходимой дневной тренировки полезна всем. Она снимает напряжение трудового дня, успокаивает возбужденные нервные центры, регулирует дыхание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, здоровье выступает одной из наиболее значимых основ человеческого счастья, радости и благополучия, поэтому проблема здоровья — кардинальная для всего человечества. Она всегда была и остается в центре внимания познающей и созидающей человеческой деятельности.

Особое внимание в  настоящее время следует уделять  формированию здорового образа жизни  студентов. В частности, здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности.

Также мы выяснили, что на здоровее влияют многие факторы, среди которых наиболее значимые: занятие физкультурой и спортом, полный отказ от вредных привычек (табак, алкоголь, наркотики), правильное питание, здоровый сон, закаливание организма и многие другие.

Существенное значение для формирования здорового образа жизни студентов имеет режим дня. Режим имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Строгое его соблюдение воспитывает такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность.

Режим позволяет человеку рационально использовать каждый час, каждую минуту своего времени. Каждому человеку следует выработать режим, исходя из конкретных условий своей жизни.

Из этого вытекает важнейшая роль воспитания у студентов  в образовательном процессе отношения к здоровью, как главной человеческой ценности.

Таким образом, только хорошо организованная пропаганда медицинских  и гигиенических знаний способствует снижению заболеваний, помогает воспитывать  здоровое, физически крепкое поколение. В формировании здорового образа жизни приоритетной должна стать роль образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровье студентов, формирование активной мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих.

Список использованной литературы

 


Информация о работе Здоровый образ жизни молодежи