Воспитание выносливости в циклических видах спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

В основе циклических упражнений лежит ритмический двигательный рефлекс, проявляющийся автоматически. Цикличное повторение движений для перемещения собственного тела в пространстве — суть циклических видов спорта. Таким образом, общими признаками циклических упражнений являются:
1. Многократность повторения одного и того же цикла, состоящего из нескольких фаз;
2, Все фазы движения одного цикла последовательно повторяются в другом цикле;
3. Последняя фаза одного цикла является началом первой фазы движения последующего цикла;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫНОСЛИВОСТИ И МЕТОДИКА ЕЕ РАЗВИТИЯ……………………………………………………………..5

1.1. ВЫНОСЛИВОСТЬ КАК ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО……………..5
1.2. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ…………………………9

ГЛАВА 2 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ В ЦИКЛИЧЕСКИХ ВИДАХ СПОРТА НА ПРИМЕРЕ ПЛАВАНИЯ..19

2.1 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ…………..19
2.2 СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ПЛОВЦА…………………………………………...24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………. 33

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

Следующая группа средств для развития специальной  выносливости включает многократное повторение непродолжительной скоростной работы, сочетающейся с активным или пассивным отдыхом. Сюда относится интервальное, повторное, переменное и прерывистое плавание с большой, околопредельной и предельной интенсивностью.

Интервальное  плавание с умеренной интенсивностью было рассмотрено выше. Постепенно темп плавания повышается до большого, но скорости, с которыми преодолеваются отрезки или дистанции, остаются ниже соревновательных. Непродолжительный отдых сохраняется. Подобный вариант плавания называют «медленной» или «малоинтенсивной» интервальной тренировкой. Ее преимущественная направленность — развитие общей выносливости, функциональных основ специальной выносливости, подготовка пловца к более «острым» тренировочным режимам.

Интервальное  плавание с умеренной интенсивностью происходит на фоне устойчивого состояния организма. С увеличением темпа плавания до большого кислородный запрос возрастает, таким образом, работа выполняется в условиях некоторой кислородной задолженности. Кислородная задолженность стимулирует во время отдыха деятельность вегетативных систем. Это оказывает большое тренирующее воздействие на системы дыхания и кровообращения, активизирует восстановительные процессы, позволяя юным пловцам выполнить достаточно большой объем интенсивной работы. Подобный режим работы соответствует возможностям пловцов детского и подросткового возраста больше, чем длительная работа околопредельной и предельной интенсивности.

Постепенно, по мере роста подготовленности пловцов, количество повторений в упражнениях  интервальной тренировки нарастает. Например, пловцы подросткового возраста группы спортивного совершенствования должны освоить следующие упражнения в большом темпе: 20х50 м (отдых 30—10 сек.); 15х100 м (отдых 60—15 сек.); 10х200 м (отдых 90—130 сек.).

Сокращение  интервалов отдыха в «малоинтенсивной»  интервальной тренировке делает работу более аэробной, увеличивает ее воздействие на развитие дыхательных возможностей. В условиях сокращенного отдыха дыхательные процессы не успевают снизиться, и очередное повторение начинается при высокой активности кровообращения, внешнего дыхания и других вегетативных систем. В этом виде интервальная тренировка весьма сходна по воздействию на организм с прерывистым проплыванием длинных дистанций в большом темпе.

Другой, «высокоинтенсивный», вариант интервальной тренировки связан с околопредельной интенсивностью и более продолжительными паузами отдыха. Скорость плавания близка к соревновательной или превышает ее. Доля анаэробных процессов в энергетическом обеспечении работы значительно возрастает. Соответственно этому увеличивается кислородный долг и степень биохимических сдвигов, которые сопровождают и затрудняют выполнение работы. Основная направленность метода — развитие специальной выносливости. Одновременно решается задача повышения скорости плавания и надежности техники.

Приводим примеры упражнений этого вида:

1) в учебно-тренировочной  группе 1-й ступени: 12х25 м (отдых 30—45 сек.); 8х50 м (отдых 45—90 сек.); 4х100 м (отдых 1 мин. 30 сек. — 2 мин.); 3х200 м (отдых 3—4 мин.);

2) в группе  спортивного совершенствования  для пловцов юношеского возраста: 20х50 м (отдых 30—60 сек.); 15х100 м (отдых 45 сек. — 1 мин. 30 сек.); 10х200 м (отдых 1 мин. 30 сек. — 3 мин.).

Этот вариант  интервальной тренировки по воздействию  близок к повторной, в которой  сравнительно продолжительные интервалы отдыха позволяют организму возвратиться в состояние относительного покоя. Спортсмен в этом случае может выполнить больше повторений, сохраняя высокую скорость и технику плавания.

В «высокоинтенсивном» варианте интервальной тренировки сокращение пауз отдыха резко сдвигает работу в анаэробную фазу. Отдых становится недостаточным для ликвидации кислородного долга, и он суммируется от повторения к повторению. Нагрузка приобретает «острый» и тяжелый характер. Значительно возрастают требования ко всем функциям организма, к надежности техники и психики пловца. Подобные варианты упражнений применяются лишь со второго года пребывания пловцов в учебно-тренировочной группе. Освоение облегченных режимов начинается раньше.

Приведем примеры  «острой» интервальной тренировки для пловцов старшего возраста группы спортивного совершенствования: 10х50 м (интенсивность 95%), отдых 5—10 сек.; 8х100 м (интенсивность 91—95%), отдых 15—30 сек. Упражнения можно планировать с постоянным уменьшением отдыха. Например, те же 8х100 м, преодолеваемые в околопредельном темпе, можно проплывать с сокращающимися интервалами отдыха: 2 мин., 1 мин. 30 сек., 1 мин., 45 сек., 30 сек., 15 сек., 10 сек. Такое построение упражнения несколько смягчает нагрузку.

Интервальное, переменное и прерывистое плавание с околопредельной интенсивностью относится к специальной плавательной подготовке. Для специальной подготовки применяется и повторное плавание в околопредельном и предельном темпе на отрезках и дистанциях от 25 до 500 м с оптимальным для восстановления работоспособности отдыхом.

Повышению специальной  работоспособности организма в  условиях гипоксии способствуют упражнения с задержкой дыхания. В учебных и учебно-тренировочных группах применяется плавание с дыханием через 2, 3 и 5 циклов, повторное проплывание отрезков в повышенном темпе с задержкой дыхания на 10—15 м. В группах спортивного совершенствования с пловцами подросткового возраста осваивается плавание в околопредельном темпе с задержкой дыхания па 25 м. Например, 6х25 м в околопредельном темпе, отдых 30 сек. и задержкой дыхания на 1-м и 2-м отрезке на 15 м, на 3-м и 4-м на 20 м, на 5-м и 6-м на 25 м; или 6х50 м, отдых 1 мин. с задержкой дыхания на последних 10—15 м каждого отрезка.

Наконец, задачи специальной подготовки пловца решает и контрольный метод — однократное или повторное преодоление основной дистанции в околопредельном или предельном темпе в условиях, максимально приближенных к соревновательным [14, c. 354-376; 15, c. 192-197].

Освоению основного  объема скоростных упражнений специальной плавательной подготовки отводится второй этап подготовительного и соревновательный периоды.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Изучив и  проанализировав особенности развития выносливости как физического качества, ее роль в занятиях плаванием и подготовке пловца, нами были сделаны следующие выводы:

1) Выносливостью называется способность длительно выполнять определенную физическую работу без снижения ее эффективности (скорости, темпа, шага) или ухудшения техники. Следует различать два вида выносливости: общую и специальную.

2) Специальная выносливость является сложным многокомпонентным качеством. Ее структура в каждом конкретном случае определяется спецификой конкретной дисциплины спортивного плавания.

3) Для развития  выносливости как общей, так  и специальной применяются следующие методы: равномерный непрерывный метод; переменный непрерывный метод; интервальный метод тренировки; повторный метод и соревновательный метод.

4) Общая выносливость является основой для развития специальной выносливости пловца. Для развития общей выносливости у пловцов различных возрастных групп применяются такие методы как равномерный (дистанционный) метод, плавание на средние и длинные дистанции в умеренном темпе повторно, интервальное и «прерывистое» плавание,  а также переменный метод тренировки.

5) Интервальное плавание с умеренной интенсивностью, контрольный метод, упражнения с задержкой дыхания, повторное плавание на средних и длинных дистанциях с повышенной интенсивностью, многократное повторение непродолжительной скоростной работы, плавание с околопредельной и предельной интенсивностью на средних и длинных дистанциях – все эти методы служат для развития специальной выносливости пловцов.

Таким образом, схематично всю работу по развитию выносливости пловца можно представить в следующей последовательности:

    • построение фундамента общей выносливости;
    • создание функциональной базы специальной выносливости на основе плавания на длинных и средних дистанциях комплексно, кролем и основным способом;
    • развитие специальной выносливости на основной дистанции избранным способом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

  1. Белиц-Гейман,  С.В. Плавание / С.В. Белиц-Гейман – М: Просвещение, 2000. – 375 с.
  2. Булгакова, Н.Ж. Водные виды спорта / Н.Ж. Булгакова. – М.: Академия, 2003. – 320 с.
  3. Булгакова, Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание / Н.Ж. Булгакова. – М.: Академия, 2008. – 432 с.
  4. Булгакова, Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов / Н.Ж. Булгакова - М.: ФиС, 2001. -  245 c.
  5. Бутович,  Н.А. Тренировка юного пловца / Н.А. Бутович - Г.  1992.  – 318 с. 
  6. Васильев, В.С. Обучение детей плаванию / В.С.Васильев – М: ФиС – 1999.  – 218 с.
  7. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский — М.: ФиС, 1988. - 331 с.
  8. Викулов, А.Д. Плавание: учеб. пособ. для студ. высших учеб. заведений / А.Д. Викулов. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 368 с.
  9. Войцеховский С.М. Книга тренера. – М.: ФиС., 1971. – 319 с.
  10. Дьячков В.И. Физическая подготовка спортсмена. – М.: ФиС., 1967. – 376 с.
  11. Захаров, Е.Н., Карасев, А.В., Сафонов, А.А. Энциклопедия физической подготовки  (Методические основы развития физических качеств) / под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994.- 368 с.
  12. Инясевский, К.А. Никитский, Б.Н. Тренировка пловца / К.А. Инясевский, Б.Н. Никитский – СПб: Лань, 2000. – 375 с.
  13. Макаренко, Л.П. Плавание / Л.П. Макаренко – М.: Просвещение, 2002 – 415 с.
  14. Макаренко, Л.П. Экспериментальное обоснование применения скоростных упражнений в тренировке юных пловцов / Л.П. Макаренко –  СПб.: Питер, 143 с. 
  15. Матвеев Л.П. Общая теория спорта / Л.П. Матвеев - М.: Воениздат, 1997. - 230с.
  16. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб.для ин-тов физ. культ /  Л.П. Матвеев - М., 1991. – 319 с.
  17. Мельникова, О.А. Плавание. Теория. Методика. Практика: учеб. пособие / О. А. Мельникова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. – 80 с.
  18. Плавание / под ред. В.Н. Платонова. – Киев: Олимпийская литература, 2000. – 495 с.
  19. Плавание: Учебник для вузов / под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой. — М.: ФиС, 2001. — 400 с. 
  20. Платонов,  В.Н. Физическая подготовка пловцов высокого класса / В.Н. Платонов,  — К.: Здоров'я, 1983. — 168 с.
  21. Теория и методика физического воспитания: Учебник для студентов факультетов физ.культуры / под ред. Ашмарина Б.А. – М.: Просвещение, 1990. – 573 с.
  22. Теория и методика физической культуры // под ред. проф. Курамшина Ю.Ф. – М.: Советский спорт, 2004. – 426 с.
  23. Физическая культура: Учебное пособие // под ред. В.А. Коваленко. – М.: АСВ, 2000. – 512 с.
  24. Фирсов, З.П. Плавание для всех /  З.П. Фирсов - М: ФиС, 2001. – 375 с.
  25. Холодов, Ж. К. – Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник / Ж.К. Холодов, В. С.  Кузнецова. - М.: Изд.центр «Академия», 2003. – 480 с.

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 

Контрольные упражнения (тесты) для определения  и оценки уровня развития выносливости

Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности.

На основе этого  критерия разработаны прямой и косвенный  способы измерения выносливости.

При прямом способе  испытуемому предлагают выполнять  какое-либо задание (например, бег) с  заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости). Сигналом для прекращения теста является начало снижения скорости выполнения данного задания. Однако на практике педагоги по физической культуре и спорту прямым способом пользуются редко, поскольку сначала нужно определить максимальные скоростные возможности испытуемых (по бегу на 20 или 30 м с ходу), затем вычислить для каждого из них заданную скорость и только после этого приступать к тестированию.

В практике физического  воспитания в основном применяется  косвенный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистанции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистанции обычно составляет 600—800 м; средних классов — 1000—1500 м; старших классов — 2000—3000 м. Используются также тесты с фиксированной длительностью бега — 6 минут или 12-минутный тест К.Купера.

Идея теста  состоит в преодолении бегом  или ходьбой максимально возможной  дистанции за 12 минут работы. Выполняется  тест на стадионе или на любой ровной и точно измеренной трассе. Перед  началом теста необходимо сделать разминку. Старт может даваться индивидуально или для группы. После 12 минут работы дается команда к окончанию бега и определяется пройденная дистанция, величина которой служит мерой выполненной мышечной работы и характеризует аэробные возможности человека.

В спорте выносливость может измеряться и с помощью  других групп тестов: неспецифических (по их результатам оценивают потенциальные  возможности спортсменов эффективно тренироваться или соревноваться  в условиях нарастающего утомления) и специфических (результаты этих тестов указывают на степень реализации этих потенциальных возможностей).

К неспецифическим  тестам определения выносливости относят: 1) бег на тредбане; 2) педалирование  на велоэргометре; 3) степ - тест. Во время  выполнения теста измеряются как эргометрические (время, объем и интенсивность выполнения заданий), так и физиологические показатели (максимальное потребление кислорода — МПК, частота сердечных сокращений — ЧСС, порог анаэробного обмена — ПАНО и т.п.).

Специфическими считают такие тесты, структура выполнения которых близка к соревновательной. С помощью специфических тестов измеряют выносливость при выполнении определенной деятельности, например в плавании, лыжных гонках, спортивных играх, единоборствах, гимнастике.

Информация о работе Воспитание выносливости в циклических видах спорта