Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 16:23, курсовая работа
В основе циклических упражнений лежит ритмический двигательный рефлекс, проявляющийся автоматически. Цикличное повторение движений для перемещения собственного тела в пространстве — суть циклических видов спорта. Таким образом, общими признаками циклических упражнений являются:
1. Многократность повторения одного и того же цикла, состоящего из нескольких фаз;
2, Все фазы движения одного цикла последовательно повторяются в другом цикле;
3. Последняя фаза одного цикла является началом первой фазы движения последующего цикла;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫНОСЛИВОСТИ И МЕТОДИКА ЕЕ РАЗВИТИЯ……………………………………………………………..5
1.1. ВЫНОСЛИВОСТЬ КАК ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО……………..5
1.2. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ…………………………9
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ В ЦИКЛИЧЕСКИХ ВИДАХ СПОРТА НА ПРИМЕРЕ ПЛАВАНИЯ..19
2.1 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ…………..19
2.2 СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ПЛОВЦА…………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………. 33
Следующая группа средств для развития специальной выносливости включает многократное повторение непродолжительной скоростной работы, сочетающейся с активным или пассивным отдыхом. Сюда относится интервальное, повторное, переменное и прерывистое плавание с большой, околопредельной и предельной интенсивностью.
Интервальное плавание с умеренной интенсивностью было рассмотрено выше. Постепенно темп плавания повышается до большого, но скорости, с которыми преодолеваются отрезки или дистанции, остаются ниже соревновательных. Непродолжительный отдых сохраняется. Подобный вариант плавания называют «медленной» или «малоинтенсивной» интервальной тренировкой. Ее преимущественная направленность — развитие общей выносливости, функциональных основ специальной выносливости, подготовка пловца к более «острым» тренировочным режимам.
Интервальное плавание с умеренной интенсивностью происходит на фоне устойчивого состояния организма. С увеличением темпа плавания до большого кислородный запрос возрастает, таким образом, работа выполняется в условиях некоторой кислородной задолженности. Кислородная задолженность стимулирует во время отдыха деятельность вегетативных систем. Это оказывает большое тренирующее воздействие на системы дыхания и кровообращения, активизирует восстановительные процессы, позволяя юным пловцам выполнить достаточно большой объем интенсивной работы. Подобный режим работы соответствует возможностям пловцов детского и подросткового возраста больше, чем длительная работа околопредельной и предельной интенсивности.
Постепенно, по мере роста подготовленности пловцов, количество повторений в упражнениях интервальной тренировки нарастает. Например, пловцы подросткового возраста группы спортивного совершенствования должны освоить следующие упражнения в большом темпе: 20х50 м (отдых 30—10 сек.); 15х100 м (отдых 60—15 сек.); 10х200 м (отдых 90—130 сек.).
Сокращение интервалов отдыха в «малоинтенсивной» интервальной тренировке делает работу более аэробной, увеличивает ее воздействие на развитие дыхательных возможностей. В условиях сокращенного отдыха дыхательные процессы не успевают снизиться, и очередное повторение начинается при высокой активности кровообращения, внешнего дыхания и других вегетативных систем. В этом виде интервальная тренировка весьма сходна по воздействию на организм с прерывистым проплыванием длинных дистанций в большом темпе.
Другой, «высокоинтенсивный», вариант интервальной тренировки связан с околопредельной интенсивностью и более продолжительными паузами отдыха. Скорость плавания близка к соревновательной или превышает ее. Доля анаэробных процессов в энергетическом обеспечении работы значительно возрастает. Соответственно этому увеличивается кислородный долг и степень биохимических сдвигов, которые сопровождают и затрудняют выполнение работы. Основная направленность метода — развитие специальной выносливости. Одновременно решается задача повышения скорости плавания и надежности техники.
Приводим примеры упражнений этого вида:
1) в учебно-тренировочной группе 1-й ступени: 12х25 м (отдых 30—45 сек.); 8х50 м (отдых 45—90 сек.); 4х100 м (отдых 1 мин. 30 сек. — 2 мин.); 3х200 м (отдых 3—4 мин.);
2) в группе спортивного совершенствования для пловцов юношеского возраста: 20х50 м (отдых 30—60 сек.); 15х100 м (отдых 45 сек. — 1 мин. 30 сек.); 10х200 м (отдых 1 мин. 30 сек. — 3 мин.).
Этот вариант интервальной тренировки по воздействию близок к повторной, в которой сравнительно продолжительные интервалы отдыха позволяют организму возвратиться в состояние относительного покоя. Спортсмен в этом случае может выполнить больше повторений, сохраняя высокую скорость и технику плавания.
В «высокоинтенсивном» варианте интервальной тренировки сокращение пауз отдыха резко сдвигает работу в анаэробную фазу. Отдых становится недостаточным для ликвидации кислородного долга, и он суммируется от повторения к повторению. Нагрузка приобретает «острый» и тяжелый характер. Значительно возрастают требования ко всем функциям организма, к надежности техники и психики пловца. Подобные варианты упражнений применяются лишь со второго года пребывания пловцов в учебно-тренировочной группе. Освоение облегченных режимов начинается раньше.
Приведем примеры «острой» интервальной тренировки для пловцов старшего возраста группы спортивного совершенствования: 10х50 м (интенсивность 95%), отдых 5—10 сек.; 8х100 м (интенсивность 91—95%), отдых 15—30 сек. Упражнения можно планировать с постоянным уменьшением отдыха. Например, те же 8х100 м, преодолеваемые в околопредельном темпе, можно проплывать с сокращающимися интервалами отдыха: 2 мин., 1 мин. 30 сек., 1 мин., 45 сек., 30 сек., 15 сек., 10 сек. Такое построение упражнения несколько смягчает нагрузку.
Интервальное, переменное и прерывистое плавание с околопредельной интенсивностью относится к специальной плавательной подготовке. Для специальной подготовки применяется и повторное плавание в околопредельном и предельном темпе на отрезках и дистанциях от 25 до 500 м с оптимальным для восстановления работоспособности отдыхом.
Повышению специальной работоспособности организма в условиях гипоксии способствуют упражнения с задержкой дыхания. В учебных и учебно-тренировочных группах применяется плавание с дыханием через 2, 3 и 5 циклов, повторное проплывание отрезков в повышенном темпе с задержкой дыхания на 10—15 м. В группах спортивного совершенствования с пловцами подросткового возраста осваивается плавание в околопредельном темпе с задержкой дыхания па 25 м. Например, 6х25 м в околопредельном темпе, отдых 30 сек. и задержкой дыхания на 1-м и 2-м отрезке на 15 м, на 3-м и 4-м на 20 м, на 5-м и 6-м на 25 м; или 6х50 м, отдых 1 мин. с задержкой дыхания на последних 10—15 м каждого отрезка.
Наконец, задачи специальной подготовки пловца решает и контрольный метод — однократное или повторное преодоление основной дистанции в околопредельном или предельном темпе в условиях, максимально приближенных к соревновательным [14, c. 354-376; 15, c. 192-197].
Освоению основного объема скоростных упражнений специальной плавательной подготовки отводится второй этап подготовительного и соревновательный периоды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Изучив и
проанализировав особенности
1) Выносливостью называется способность длительно выполнять определенную физическую работу без снижения ее эффективности (скорости, темпа, шага) или ухудшения техники. Следует различать два вида выносливости: общую и специальную.
2) Специальная выносливость является сложным многокомпонентным качеством. Ее структура в каждом конкретном случае определяется спецификой конкретной дисциплины спортивного плавания.
3) Для развития выносливости как общей, так и специальной применяются следующие методы: равномерный непрерывный метод; переменный непрерывный метод; интервальный метод тренировки; повторный метод и соревновательный метод.
4) Общая выносливость является основой для развития специальной выносливости пловца. Для развития общей выносливости у пловцов различных возрастных групп применяются такие методы как равномерный (дистанционный) метод, плавание на средние и длинные дистанции в умеренном темпе повторно, интервальное и «прерывистое» плавание, а также переменный метод тренировки.
5) Интервальное плавание с умеренной интенсивностью, контрольный метод, упражнения с задержкой дыхания, повторное плавание на средних и длинных дистанциях с повышенной интенсивностью, многократное повторение непродолжительной скоростной работы, плавание с околопредельной и предельной интенсивностью на средних и длинных дистанциях – все эти методы служат для развития специальной выносливости пловцов.
Таким образом, схематично всю работу по развитию выносливости пловца можно представить в следующей последовательности:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Контрольные упражнения (тесты) для определения и оценки уровня развития выносливости
Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности.
На основе этого
критерия разработаны прямой и косвенный
способы измерения
При прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости). Сигналом для прекращения теста является начало снижения скорости выполнения данного задания. Однако на практике педагоги по физической культуре и спорту прямым способом пользуются редко, поскольку сначала нужно определить максимальные скоростные возможности испытуемых (по бегу на 20 или 30 м с ходу), затем вычислить для каждого из них заданную скорость и только после этого приступать к тестированию.
В практике физического воспитания в основном применяется косвенный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистанции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистанции обычно составляет 600—800 м; средних классов — 1000—1500 м; старших классов — 2000—3000 м. Используются также тесты с фиксированной длительностью бега — 6 минут или 12-минутный тест К.Купера.
Идея теста
состоит в преодолении бегом
или ходьбой максимально
В спорте выносливость
может измеряться и с помощью
других групп тестов: неспецифических
(по их результатам оценивают
К неспецифическим тестам определения выносливости относят: 1) бег на тредбане; 2) педалирование на велоэргометре; 3) степ - тест. Во время выполнения теста измеряются как эргометрические (время, объем и интенсивность выполнения заданий), так и физиологические показатели (максимальное потребление кислорода — МПК, частота сердечных сокращений — ЧСС, порог анаэробного обмена — ПАНО и т.п.).
Специфическими считают такие тесты, структура выполнения которых близка к соревновательной. С помощью специфических тестов измеряют выносливость при выполнении определенной деятельности, например в плавании, лыжных гонках, спортивных играх, единоборствах, гимнастике.
Информация о работе Воспитание выносливости в циклических видах спорта