Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 16:23, курсовая работа
В основе циклических упражнений лежит ритмический двигательный рефлекс, проявляющийся автоматически. Цикличное повторение движений для перемещения собственного тела в пространстве — суть циклических видов спорта. Таким образом, общими признаками циклических упражнений являются:
1. Многократность повторения одного и того же цикла, состоящего из нескольких фаз;
2, Все фазы движения одного цикла последовательно повторяются в другом цикле;
3. Последняя фаза одного цикла является началом первой фазы движения последующего цикла;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫНОСЛИВОСТИ И МЕТОДИКА ЕЕ РАЗВИТИЯ……………………………………………………………..5
1.1. ВЫНОСЛИВОСТЬ КАК ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО……………..5
1.2. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ…………………………9
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ В ЦИКЛИЧЕСКИХ ВИДАХ СПОРТА НА ПРИМЕРЕ ПЛАВАНИЯ..19
2.1 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ…………..19
2.2 СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ПЛОВЦА…………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………. 33
Перенос общей тренированности на специальную выносливость затруднен. Преодоление дистанций с соревновательной скоростью связано с интенсивным нарастанием кислородной задолженности, глубокими гипоксическими явлениями. В этих условиях высокие требования предъявляются к функциональной устойчивости всех систем к неблагоприятным, «острым» сдвигам в организме, возможностям бескислородного (анаэробного) обеспечения мышечной деятельности, способности поддерживать согласованность тонко координированных движений. Суровым испытаниям подвергаются надежность и стабильность техники пловца, его волевые качества.
Планируя тренировочные режимы для развития выносливости, тренеру приходится оперировать конкретными уровнями интенсивности. Тогда за уровни интенсивности можно принять: 1-й уровень — максимальная интенсивность (мобилизация до 98—100% максимально возможной для данного пловца на данной дистанции или ее отрезке); 2-й уровень — околопредельная интенсивность (93—97% максимально возможной); 3-й уровень — большая интенсивность (86—92% максимально возможной); 4-й уровень — умеренная интенсивность (76—85% максимально возможной); 5-й уровень — малая интенсивность или свободное плавание (плавание с соблюдением основ техники и с мобилизацией, не превышающей 70—75% максимально возможной).
Развитие общей выносливости с пловцами различных возрастных групп. В течение многолетней подготовки юного спортсмена общая выносливость является прочной функциональной базой. Создать такую базу невозможно без объемной работы с преобладанием продолжительных упражнений невысокого уровня интенсивности. Возможности организма детей младшего возраста позволяют приступить к воспитанию выносливости уже в учебных группах.
Прежде всего, осваиваются упражнения с умеренной интенсивностью. Для развития выносливости используются следующие методы и тренировочные режимы, применяемые по степени нарастания их трудности [3, c. 234-243; 6, c. 124].
Равномерный (дистанционный) метод. Суть его — в преодолении средних и длинных дистанций в относительно равномерном темпе. Продолжительная работа умеренной интенсивности доступна детскому организму, хорошо укрепляет аппарат дыхания и кровообращения, постепенно повышает функциональные потолки вегетативных органов и систем растущего организма. Одновременно достигается необходимое расслабление мышц. Пловец быстрее овладевает «чувством воды» и приспосабливает элементы спортивного навыка к своим особенностям, добиваясь естественности, легкости и экономичности движений.
Продолжительные упражнения умеренной интенсивности выполняются в условиях устойчивого состояния организма. Этому соответствует и относительно постоянная частота пульса, которая после первых 3—5 мин. работы устанавливается на уровне примерно в два раза выше уровня покоя. При проплывании длинных дистанций с умеренной интенсивностью верхняя граница пульса, подсчитанного в первые 10 сек. после окончания выполнения упражнений, в среднем равна: у пловцов детского возраста 145—150 ударам в минуту, у подростков и юношей — несколько ниже.
В первый год занятий в учебной группе по мере освоения техники увеличиваются дистанции, проплываемые в свободном темпе: дельфином — до 200 м; комплексно (смена способов через 25 или 50 м) — до 400 м; кролем на груди, на спине и брассом — до 800 м. Упражнения можно усложнить за счет проплывания половины, а затем и всей дистанции в умеренном темпе. В последующие годы предельную длину дистанций, преодолеваемых в умеренном темпе, постепенно увеличивают.
Эти же упражнения можно выполнить в виде плавания в течение 15, 30, 60 мин. и т. д. в равномерном темпе.
Освоение длинных дистанций идет вначале путем плавания с полной координацией движения, а затем плавания по элементам.
В учебно-тренировочных группах и группах спортивного совершенствования для плавания с помощью движений рук кролем на груди, на спине или ног брассом используются дистанции той же длины, что и при плавании с полной координацией движения. При плавании с помощью движений одних ног кролем на груди, на спине, дельфином, а также с помощью движений одних рук дельфином или брассом предельная длина дистанций уменьшается до половины или трех четвертей.
В качестве подводящего упражнения для проплывания дистанций дельфином рекомендуются чередования различных способов плавания через 50 или 100 м:
Чередование плавания способом дельфин с кролем на груди применяется большинством пловцов при преодолении дистанций предельной длины, предусмотренных программой для плавания дельфином [14, c. 354-376].
Более глубокое
тренировочное воздействие
Весьма сходное воздействие с дистанционным методом оказывают интервальное и «прерывистое» плавание с умеренной интенсивностью. Такое плавание с успехом применяется для развития общей выносливости, а также для подведения к более интенсивным тренировочным упражнениям.
Юные спортсмены учатся самостоятельно распределять свои силы в рамках заданного режима. Одни из них быстрее преодолевают отрезок и поэтому могут увеличить интервал отдыха. У других больше времени уходит на преодоление отрезка и поэтому меньше — на отдых. Такая форма интервального плавания имеет и организационные преимущества, в особенности на занятиях с большой группой пловцов.
Прерывистое плавание представляет собой преодоление дистанций по частям, с короткими остановками для отдыха. Спортсмен проплывает часть дистанции, останавливается на 5, 10, 15, 20 или 30 сек. и плывет дальше. Из времени, затраченного на выполнение всего упражнения, вычитают время, которое ушло на отдых, и получают «чистое» время проплывания дистанции. Оно служит ориентиром при выполнении упражнения на следующих тренировках или при проплывании этой же дистанции непрерывно на тренировке или на соревнованиях.
В группе спортивного
совершенствования могут
При планировании упражнений интервального и прерывистого плавания следует иметь в виду, что при одной и той же относительной интенсивности скорость плавания повышается с уменьшением длины отрезков и дистанций. Это позволяет подвести пловца функционально и психологически к освоению продолжительных упражнений более высокой интенсивности. Решению этой же задачи будут способствовать постепенное повышение скорости на второй половине дистанции или в каждом последующем повторении.
Например, упражнения типа 800 или 1200 м проплываются в умеренном темпе с улучшением результата на 10—20 сек. на второй половине дистанции; упражнения типа 5х200 м преодолеваются в умеренном темпе с улучшением результата на 2—3 сек. в каждом следующем повторении. Такой метод особенно ценен, когда начинают осваивать продолжительные упражнения большой и околопредельной интенсивности.
Переменный метод тренировки включает в себя чередование быстрого и медленного темпа плавания на средних и длинных дистанциях. Направленность воздействия варьируется длиной отрезков, проплываемых в повышенном темпе, уровнем темпа, интенсивностью и продолжительностью последующей более легкой работы. Периоды активного отдыха во время переменного плавания смягчают воздействие скоростной работы, благоприятствуют восстановительным процессам.
В учебных группах 2-й ступени наряду с проплыванием дистанций в равномерном темпе широко применяются упражнения типа: 900 м в виде (250 м в умеренном темпе + 50 м в большом) х3 или 400 м в виде (25 м в околопредельном + 75 м в умеренном) х4.
В учебно-тренировочной группе подобными упражнениями будут: 1600 м в виде (400 м в умеренном темпе + 400 м в большом)х2 или 1400 м в виде (300 м в умеренном темпе + 50 м в околопредельном)х4.
Подобно дистанционному и интервальному плаванию с умеренной интенсивностью, переменная тренировка хорошо втягивает организм в работу, подготавливает пловца к работе на выносливость в более высоком темпе. Переменное плавание целесообразно также планировать для активизации восстановительных процессов после занятий с большими нагрузками.
Физиологическое
воздействие упражнений переменного
плавания носит смешанный аэробно-
Подобные тренировочные режимы оказывают на организм пловца разностороннее воздействие. Преимущественная их направленность — развитие общей выносливости. В то же время они способствуют развитию основ специальной выносливости и скоростных возможностей, улучшению различных сторон специальной технической, тактической и волевой подготовки.
2.2. Средства и методы развития специальной выносливости пловца.
Главная роль в
развитии специальной выносливости
отводится преодолению
Смешанное аэробно-анаэробное воздействие оказывает большинство упражнений дистанционного, повторного, интервального и прерывистого плавания, выполняемых в большом темпе. Плавание в околопредельном темпе вызывает более резкое увеличение анаэробных процессов, в особенности гликолиза, что ведет к существенному накоплению в организме молочной кислоты.
Кислородный запрос при плавании с большой и околопредельной интенсивностью приближается к максимальным дыхательным возможностям или превышает их. Работа протекает в условиях нарастающего кислородного долга и вызывает сильное утомление. Способность детей и подростков выполнять такую работу повышается постепенно, с увеличением возраста, физического развития и подготовленности.
Большинство упражнений
высоких уровней интенсивности
относится к специальной
Возросшие функциональные возможности юных спортсменов позволяют спланировать на эти годы большой объем упражнений по созданию надежной базы специальной выносливости. Однако наиболее «острые» упражнения, выполняемые «до отказа» и используемые при подготовке взрослых пловцов — мастеров спорта международного класса, доступны лишь 16—17-летиим девушкам и 17—19-летним юношам.
Значительные сдвиги в юном организме вызывает плавание с околопредельной и предельной интенсивностью на средних и длинных дистанциях. Освоение этих упражнений необходимо. Тем не менее, неправильное их применение в тренировке детей и подростков ведет к перенапряжению систем сердечно-сосудистой, гормональной и других. При неблагоприятных обстоятельствах это приводит к переутомлению и нарушению состояния здоровья. Поэтому длина дистанций для плавания с повышенной интенсивностью должна увеличиваться постепенно, с учетом подготовки пловцов.
Та же постепенность соблюдается и при повторном плавании на средних и длинных дистанциях с повышенной интенсивностью. В учебных группах трудными упражнениями следует, например, считать: 2х400 м в большом темпе с отдыхом 4—5 мин. или 3х200 м в большом темпе с отдыхом 3 мин. По мере роста подготовленности спортсменов количество повторений и длину дистанций увеличивают, добавляя к ним повторное плавание с околопредельной интенсивностью на средних дистанциях. Отдых при этом почти не изменяется.
Нагрузки должны быть оптимальными для относительной нормализации физиологических функций. Это позволяет осваивать большой объем упражнений, уделяя внимание технике и тактике плавания.
При плавании с большой интенсивностью частота сердечных сокращений увеличивается до 170—180 ударов в минуту, а в околопредельном и предельном — до 190—220 ударов в минуту. К концу отдыха в повторной тренировке пульс не должен превышать 110— 120 ударов в минуту.
Спортсмен должен проплыть вторую половину «горки» с той же скоростью, что и первую. Когда это упражнение будет освоено, каждую дистанцию во второй половине «горки» спортсмен проплывает на 2—5 сек. быстрее, чем аналогичную дистанцию в первой половине «горки». Упражнения типа «горки» выполняются различными способами плавания, но лучше, если одни и те же дистанции в левой и правой половинах упражнения будут проплываться одним и тем нее способом.
Приведенные выше
упражнения на «сужение» и «горку»
следует начинать с умеренной
интенсивностью и использованием более
длинных дистанций. Такое построение
упражнений способствует лучшему врабатыванию
организма, более правильному
Информация о работе Воспитание выносливости в циклических видах спорта