Воспитание правильной осанки школьников в процессе занятий физическими упражнений

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 23:57, реферат

Краткое описание

За последние годы все чаще отмечаются случаи возникновения отклонений в системе опорно-двигательного аппарата у учащихся младшего школьного возраста. Для большинства школьников первого класса типичным стало нарушение осанки. Причины этого самые разнообразные, исследователи объясняют этот феномен многими факторами: от неправильной позы при стоянии и сидении до генетических факторов. При этом практически все специалисты считают наиболее эффективным средством профилактики и коррекции нарушений осанки физические упражнения.

Файлы: 1 файл

Воспитание правильной осанки школьников в процессе занятий физическими упражнений.docx

— 39.23 Кб (Скачать)

                Дети должны стремиться выработать  у себя правильную осанку. Для  этого конкретно, доходчиво и  понятно надо объяснить школьникам, что такое правильная осанка. Учитель показывает различные  осанки, включая нормальную. При этом следует объяснить им, что нормальная осанка не только красива, но и полезна, так как обеспечивает наиболее благоприятное положение для работы внутренних органов. Когда дети поймут, что такое правильная осанка, их можно научить проверять себя у стенки и рекомендовать проводить такую проверку не только в школе, но и дома.

                Нарушению осанки способствует  плоскостопие. Чем раньше его  обнаружить, тем легче исправить.

                Для формирования правильной  осанки большое значение имеют  упражнения, укрепляющие мышцы стопы,  которые предупреждают плоскостопие  и помогают исправить его.

                Формированию осанки помогают  все упражнения, укрепляющие мышцы.  Хорошо продуманные общеразвивающие упражнения, разносторонне воздействуя на все группы мышц, создают хороший мышечный корсет, способный удерживать тело в правильном положении.

                Специальные упражнения для воспитания  осанки выполняют на каждом  уроке: легкие или хорошо усвоенные  во вводной и заключительной  частях; новые, требующие специального  обучения,- в основной. Выученные на уроке упражнения следует рекомендовать ученикам включать в комплексы гигиенической утренней гимнастики.

                Основная задача учителя физической  культуры во всех классах - это систематическое наблюдение  за осанкой, исправление недостатков  ее в ходе урока. Нельзя пропускать даже, казалось бы, мелких нарушений осанки. Необходимо требовать соблюдения  правильных исходных положений при выполнении гимнастических упражнений, обращать внимание на положение головы.

                 Иногда учителю  полезно понаблюдать  за детьми вне урока. О замеченных  недостатках в осанке провести  беседу. За соблюдением правильной  осанки должны следить на уроках  все учителя, так как, если  ученик будет стараться держаться  правильно только на уроке  физической культуры, а на других  будет сидеть развалившись, с опущенной головой, сведенными вперед плечами,- работа над формированием осанки не будет эффективной.

                 В начале учебного года вопрос  о воспитании осанки целесообразно  поставить на педагогическом  совете. К работе над осанкой  необходимо привлечь и родителей.

Основные требования к  упражнениям по формированию правильной осанки школьника. Следует подбирать  посильные для каждого ребенка  упражнения. Они не должны быть слишком  сложны для выполнения (например, не рекомендуется использовать кувырки, перевороты, двигательные действия на повышенной опоре). При выполнении упражнений по формированию правильной осанки не допускается натуживаний. Все упражнения должны быть хорошо освоены и выполняться без напряжения, легко и красиво. Только в этом случае будет достигаться реальная польза от занятий по формированию осанки. Золотое правило выполнения упражнений для формирования осанки - регулярные занятия. Стабильного результата можно добиться только при систематическом и длительном использовании рекомендуемых упражнений. Организм человека медленно меняется под воздействием тренировки, но достаточно быстро теряет достигнутое при бездействии. Это непреложный закон нашей жизни, и с ним приходится считаться.

Старшим дошкольникам можно  предлагать упражнения (в небольшом  объеме) для мышц шеи, от которых  во многом зависит правильное положение  головы и, следовательно, хорошая осанка. Например, в положении стоя, ноги на ширине ступни, руки на поясе наклонять  голову вперед, в стороны, поворачивать вправо-влево. В положении сидя делать круговые движения головой; сцепив руки «в замок» сзади на шее отводить голову назад с сопротивлением руками.

 Большинство приведенных  упражнений выполняется как без  предметов, так и с ними. Использование  обручей, мячей, кубиков значительно  оживляет упражнения, активизирует  мышцы кисти. Детям интереснее  их выполнять, а взрослому легче  контролировать качество движений. Малышу нравятся упражнения с  флажками, кубиками, ленточкой, погремушкой,  а ребенку 5—6 лет можно предложить  упражнения с мячами (обычными  и набивными), скакалками, на гимнастической  скамейке. Хорошо влияет на осанку  ползание, лазанье, ходьба с небольшим  грузом на голове.

 Работу по формированию  правильной осанки следует постоянно  вести со всеми детьми, а не  только с теми, у которых замечены  какие-либо отклонения. Необходимые  упражнения включаются в утреннюю  гимнастику, занятия, подвижные игры. В особо сложных случаях, когда  специалист обнаружил у ребенка  серьезное нарушение осанки и  предложил курс лечебной физкультуры  в поликлинике, родители должны  обеспечить это лечение, выполнять все рекомендации ортопеда. Раннее выявление и коррекция нарушений принесет более заметные успехи, чем запоздалое лечение в более позднем возрасте.

 Детям дошкольного  возраста необходимы движения, в  которых активно участвуют мышцы  брюшного пресса, плечевого пояса  и кисти. При проведении подобранных  с этой целью упражнений надо  соблюдать определенные медико-педагогические  требования.

 Упражнения по прилагаемым  в них усилиям должны непременно  соответствовать возрастным и  индивидуальным возможностям детей  и постепенно с возрастом усложняться. 

 Очень важно не держать  ребенка на одном и том же  усилии, не тормозить его развитие, и этим воспитывать трудолюбие, желание совершенствоваться, проявлять  не только мышечные, но и волевые  усилия. Не следует ориентироваться  на среднего по развитию ребенка,  это приносит вред слабым детям:  они порой перенапрягаются, превышают  свои реальные силы, особенно  добросовестные, старательные. Не менее  вреден такой подход и к  сильному ребенку: его развитие  замедляется и, кроме того, он  привыкает к легкому выполнению  задания, а это способствует  негативным проявлениям: зазнайству, излишней самоуверенности, нескромности  и др.

 Большое значение имеет  повторение упражнений. Слишком  малая дозировка не содействует  развитию силы, тренировке мышечной  системы, а чрезмерно большая  может привести к утомлению,  перегрузке. Поэтому упражнения, вызывающие  заметные усилия (например, толкание  и бросание набивных мячей,  подтягивание лежа на скамейке, прыжки на двух ногах с продвижением вперед), повторяются меньшее число раз и с большими интервалами между повторениями, чем упражнения с меньшими усилиями, например метание теннисного мяча, ползание на четвереньках, подскоки на месте. Силовые упражнения выполняются размеренно, плавно, без излишней натуги. Дыхание глубокое, ровное. Упражнения делаются с максимальной амплитудой, повторяются от 4—6 до 10—12 раз.

 Важно также учитывать  темп выполнения упражнений. Чем  он выше, тем меньше число повторений  и продолжительнее пауза для  отдыха. Паузы между повторениями  надо заполнять так, чтобы была  обеспечена смена работающих  мышц. Так, выполнив бросок набивного  мяча, можно легко, шагом, не  спеша догнать его; после ползания  или лазанья хорошо пройти  в спокойном ритмичном темпе. 

Упражнения с мышечным напряжением целесообразно выполнять  из исходных положений сидя или лежа, при которых уменьшается нагрузка на сердечнососудистую систему, разгружается позвоночник, а для девочек имеет особое значение потому, что эти позы снижают напряжение мышц живота и малого таза.

Упражнения для  верхнего плечевого пояса 

1.    И. п.: руки  внизу. Поднять руки вверх,  потянуться, посмотреть вверх, руки  вниз. То же из и. п. лежа на спине, руки вдоль туловища.

2.    И. п.: руки  на поясе. Отводить локти назад  до сведения лопаток, плечи  не поднимать. 

3.    И. п.: ноги  на ширине ступни, руки к плечам, локти в стороны. Свести локти  вперед и отвести подальше  назад, держать на уровне плеч. То же из и. п. сидя, лежа на спине, руки за головой.

4.    И. п.: руки  в стороны. Опустить руки за  спину, дотянуться ладонями до  локтей.

5.    И. п.: руки  в замок за спиной, рывками  отводить прямые руки назад.  То же из и. п. сидя.

6.    Упражнение   «Растягиваем   резину».   И.  п.:   руки   перед грудью, пальцы в кулаки, локти подняты.  Отвести локти назад, выпрямляя  руки в стороны, как бы преодолевая  сопротивление. Руки согнуть перед  грудью, расслабить.

7.    И. п.: палка  в руках внизу. Палку вверх,  опустить за спину (прижать  к углам лопаток), снова вверх  и вниз.

8.    И. п.: палка  на лопатках. Палку вверх, посмотреть  на нее (вдох), опустить за спину  на лопатки (выдох).

9.    И. п.: ноги  на ширине ступни, палка за  спиной на лопатках.

 Наклониться вперед, одновременно  поднимая палку, смотреть вперед. Стать прямо, палку за спину. 

     10.И. п.: ноги  на ширине ступни, палка сзади  в опущенных руках. Резким движением  отвести палку назад до отказа.

    11.И. п.: стоя  на  коленях, палка сзади в  прямых руках.

 Прогнуться назад,  коснуться палкой пяток ног  (выдох), выпрямиться (вдох).

   12. И. п.: стать спиной  к стене (без плинтуса) или гимнастической  стенке, прижаться затылком, лопатками,  ягодицами. Поднять руки вверх,  коснуться стены над головой.  В этом же и. п. присесть  и встать.

Упражнения для  мышц живота

1.    Упражнение «Длинные  и короткие ноги». И. п.: сидя  на

 полу (скамейке), ноги  прямые вместе, руки в упор  сзади. Сгибая ноги, подтянуть  их к груди и выпрямить (вместе  и попеременно). То же, в положении  лежа на спине. 

2.    И. п.: то же. Поднимать и опускать прямые ноги (вместе

 и попеременно). То  же, в положении лежа на спине. 

3.    Упражнение «Велосипед».  И. п.: лежа на спине, ноги  прямые, руки вдоль туловища. Двигать  ногами, сгибая и выпрямляя их, как при езде на велосипеде (5—8 секунд). Делать перерывы для  отдыха.

4.    И. п.: то же. Садиться и ложиться (помогая  руками и без помощи).

5.    Упражнение «Ножницы».  И. п.: то же. Встречные частые

 движения прямых ног  вверх и вниз. Делать перерывы  в положении лежа.

6.    И. п.: то же. Приподнять ноги (на 10—12 см от  пола под углом 30°), колени не  сгибать, носки оттянуть, немного  подержать так и опустить; выполнять  в медленном темпе. То же, зацепив  носками ног за обруч. 

7.    И. п.: ноги  врозь, руки в стороны. Наклониться  вперед, коснуться носков ног,  выпрямиться. То же, из положения сидя ноги врозь.

8.    И. п.: то же. Наклон вперед, достать правой (левой)

 рукой до носка левой  (правой) ноги, выпрямиться. То же, из положения сидя.

9.  Упражнение «Насос».  И. п.: ноги на ширине плеч. Наклонять туловище вправо и влево, одна рука скользит вверх до под мышечной впадины, вторая вниз по бедру. То же, сидя на скамейке, стуле.

10.  И. п.: лежа на  боку. Поднимать и опускать вверх  руку и ногу. Повторить несколько  раз, затем повернуться на другой  бок. 

11.  Упражнение «Бревнышко».  И. п.:  лежа.  Повернуться

 (покатиться) в правую, затем в левую сторону. Делать перерывы

 для отдыха.

12.  И. п.: стоя на  коленях, руки на поясе. Сесть  на пол справа, выпрямиться, влево,  выпрямиться (вначале можно с  помощью рук). То же, руки за  головой. То же, с мячом в  руках. 

13.  И. п.: стоя на  коленях, ягодицы прижать к  пяткам, руки

 вверх. Медленно опускать  руки и туловище вперед до  тех пор,

 пока ладони и лоб  не коснуться пола. Не поднимая  ягодиц (они на пятках) попытаться  как можно дальше вытянуть  руки, потянуть спину. 

14. Упражнение «Кошечка  спит». И. п.: лежа. Повернуться

 на бок, согнуть  ноги, подтянуть их к животу, руки  согнуть,

 сложить ладошки вместе  под голову. Вернуться в и. п.  То же

 выполнить в другую  сторону. 

15. И. п.: лежа на животе, ноги сомкнуты, руки согнуты в

 локтях, кисти под подбородком. Приподнять голову и плечи от

 пола, руки отвести  назад, прогнуться. Лечь в и. п., расслабиться.

Примерные комплексы упражнений:

Комплекс 1.

1.    И.п.: упор на  коленях. Поднять вверх правую  ногу и левую руку, опустить  их. То же другой ногой и  рукой. Повторить 8—10 раз. 

2.    И.п.: то же, что  и в первом упражнении. Переступать  на ладонях в правую и левую  стороны. 

Информация о работе Воспитание правильной осанки школьников в процессе занятий физическими упражнений