Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 15:27, реферат
Физическое воспитание на современном уровне развития нашего общества должно отражать новую ступень в формировании личности. Поэтому отношение к физическому воспитанию как необходимой стороне гармоничного развития людей приобретает качества целенаправленного воздействия на конкретного человека согласно его потребностям.
1)Введение………………………………………………………………….……3
2)Профессионально-прикладная физическая подготовка………………….…4
3)Краткая характеристика условий труда специалистов, требования к их физической подготовленности………………………………………………..5-9
4) Прикладная значимость некоторых физических упражнений и видов спорта. ……………………………………………………………………..…10-11
5)Формы организации профессионально – прикладной физической подготовки учащихся……………………………………………………….…12
6) Методы развития ловкости, выносливости, гибкости……………………13
7) Заключение…………………………………………………………………..14
8)Список литературы……………………………………………………….….15
Труд работников плавсостава в судовых условиях характеризуется тем, что с ростом автоматизации и механизации судовых работ доля физического труда уменьшается, работа многих судовых специалистов не связана с систематическими физическими нагрузками; если же последние имеет место, то их влияние на организм односторонне. Это требует большого внимания к физическим упражнениям как к средству компенсации недостатка двигательной активности в труде и быте моряков. Важным прикладным навыком для моряков являются: плавание, ныряние, прыжки в воду, гребля и другие действия в воде, на воде, у воды. Необходимыми физическими качествами для моряков являются ловкость и координация движений, быстрота и точность сенсомоторных (чуствительно-двигательных) реакций, устойчивость к укачиванию, адаптация к переменам климата и тепловым перегрузкам. Из морально-волевых качеств важны дисциплинированность и коллективизм, смелость и решительность, находчивость и инициатива, эмоциональная устойчивость. Средствами воспитания всех этих качеств моряков являются физический труд, физическая культура и спорт.
Своеобразны условия труда специалистов наземных служб гражданской авиации. Механики и радисты круглый год работают на открытом воздухе при различных метеорологических условиях. Вся их деятельность проходит на высоте до 15м, на ограниченной площади опоры (стремянках). Рабочие позы однообразны и неудобны (сидя на корточках, в согнутом положении, с поднятыми вверх руками и т. п.), сопряжены с длительными статическими напряжениями. Инженерам, техникам и руководителям бригад в течение смены приходится много ходить. Условия труда этих специалистов требуют хорошей разносторонней физической подготовленности, силы основных мышечных групп, выносливость, особенно специальная, позволяющая длительное время выполнять специфическую работу, ловкость и гибкость для свободного передвижения по плоскостям самолета и возможность добираться до самых труднодоступных мест.
Труд энергостроителей требует от рабочих высокого уровня физической и психической подготовленности. Для успешной работы им необходимы: общая и силовая выносливость, сила и ловкость, координация движений и хорошая двигательная реакция, вестибулярная устойчивость и смелость, решительность, устойчивость к меняющимся метеорологическим условиям. Им требуются также навыки работы на высоте с элементами лазания, передвижения по ограниченным площадям опоры, переноски грузов, страховки и самостраховки. Отсутствия этих качеств и навыков может привести к невыполнению или не качественному выполнению производственных задач, стать причиной травматизма. Многолетняя практика и проведенные эксперименты показали, что для достижения высокого уровня профессиональной дееспособности энергостроителей (как, впрочем, и рабочих других специальностей) наиболее полезны занятие альпинизмом, скалолазанием, гимнастикой, спортивными играми, единоборствами, тяжелой атлетикой. Развитие этих видов спорта среди учащихся и энергостроителей дает наибольший профессионально-прикладной эффект.
Труд специалистов АСУ, ЭВМ имеет свою специфику, связанную с длительным наблюдением и контролем за работой различных приборов, с воспроизведением и срочной переработкой большого количества информации, с выполнением быстры и точных движений, зачастую сложных по координации, при значительном эмоционально-волевом напряжении.
Существует немало профессий, работа в которых связана с постоянным напряжением пальцев рук и кисти (машинистки, пианисты, швеи-мотористки, телеграфисты, операторы счетных машин и др.).
В этих условиях повышается роль специальных физических упражнений, направленных на ликвидацию дефицита двигательной активности работающих, закаливание, на их профессионально-прикладную физическую подготовку.
В приведенных примерах –
Прикладная значимость некоторых физических упражнений и видов спорта.
Приведенные выше примеры показывают, что существуют значительные различия в условиях труда специалистов разных профессий. Каждая профессия требует от работающего преимущественного развития одного или нескольких ведущих физических качеств.
Рассмотрим некоторые физические упражнения и виды спорта с точки зрения их использования в ППФП специалистов разного профиля.
Гимнастика. Оздоровительное, общеразвивающее и профессионально-прикладное значение гимнастики заключается в том, что ее упражнения воспитывают такие физические качества, как ловкость, гибкость, мышечная сила и др.; формируются эстетически привлекательные формы тела, умение владеть своим телом в пространстве, сохранять и восстанавливать равновесие при разнообразной и меняющейся опоре, выполнять точные движения отдельными частями тела; воспитывать морально- волевые качества – смелость, самообладание, решительность при оправданном риске.
Легкая атлетика. Упражнения легкой атлетики, в основе которых лежат естественные движения человека - ходьба, бег, прыжки и метания, способствуют совершенствованию этих жизненно важных умений и навыков. Различные упражнения легкой атлетики воспитывают у человека такие важные физические качества, как быстрота и выносливость, ловкость и сила, а также морально- волевые качеств упорство в достижении цели, умение преодолевать трудности, силу воли и др.
Лыжный спорт. Физические качества, воспитанные человеком в ходе занятий лыжным спотом, способствуют успешному выполнению таких дел, в которых человеку требуются выносливость и закаленность к холоду, быстрота передвижения на местности в условиях бездорожья, решительность действий.
Плавание. Как важно уметь плавать - известно каждому. Но плавание имеет не только утилитарное значение. Существует большое количество профессий, связанных с работой в воде и на воде: моряки и речники, водолазы, сплавщики леса, геологи, строители мостов, исследователи морских глубин, нефтедобытчики на прибрежном шельфе, гидрологи, рыбаки, спасатели и др. Для этих специалистов умение плавать является неотъемлемой частью профессиональной подготовки.
Туризм. Умение ориентироваться на местности с картой и компасом, по природным ориентирам и местным предметам, по народным приметам имеет большое значение в военном деле и труде многих специалистов. Ловкость, физическая выносливость, воспитываемые туристическими походами, находят применение практически всюду. Так же туризм является незаменимым средством активного отдыха людей напряженного умственного труда.
Спортивные игры. В ходе занятий спортивными играми воспитываются оптимальные двигательные реакции на различные раздражители – световые, звуковые, тактильные (чувствительные) и др. Это имеет большое значение в приспособлении человека к работе на современных машинах и механизмах, так как новая техника предъявляет высокие требования к быстроте реакции и точности движений специалистов, обслуживающих эту технику. Эти качества необхадимы в работе операторов вычислительных машин и пультов АСУ, рабочих у станков с программным управлением, водителей различных транспортных средств и других профессий, где требуется повышенная быстрота ответных реакций на внезапное появление объекта, срочность выбора и принятия решений. Для воспитания этих качеств и являются наиболее полезными спортивные и подвижные игры, различные виды спортивных единоборств.
Специально-прикладные
виды спорта. Кроме перечисленных
видов для ряда профессий существуют специальные
прикладные виды спорта. Они помогают
развивать профессиональные навыки и
приемы работы в специфических условиях,
в характерной для данной профессии экипировке
пожарным, водолазам, гидрологам, мостостроителям,
милиционерам, строителям высотникам.
Формы
организации профессионально-
Качественная подготовка молодых специалистов предполагает, прежде всего, повышение качества и эффективности всего процесса обучения в вузе.
Для решения задач ППФП учащихся и работающих применяются теоретические и практические занятия.
Теоретические занятия проводятся в форме бесед и самостоятельного изучения литературных источников. Изучаются условия труда специалистов данной профессии, требования к их психофизической подготовленности, роль производственной физкультуры и ППФП в улучшении дееспособности работающих. Особое внимание уделяется средствам и методам воспитания психических свойств и физических качеств, профессионально важных для специалиста.
Практические занятия проводятся в различных формах: специальные учебно-тренировочные занятия по ППФП; массовые спортивные мероприятия с профессионально-прикладной целеустановкой; индивидуальные самостоятельные занятия.
Учебно-тренировочные занятия. На этих занятиях учащимися отрабатываются умения и навыки, совершенствуются профессионально необходимые физические качества.
Массовые спортивные мероприятия. Проводятся с целью не только укрепить физические качества, но и развить соревновательный дух. Профессиональная направленность отражается в условиях конкурсов, в положении о соревнованиях. В программу соревнований включают отдельные профессионально-прикладные виды упражнений и специальные виды спорта.
Индивидуальные
самостоятельные
занятия учащихся профессионально-прикладными
физическими упражнениями, элементами
специально-прикладных видов спорта –
перспективная форма организации ППФП
будущих специалистов
Методы развития гибкости, ловкости и выносливости.
Под гибкостью понимают способность к max по амплитуде движениям в суставах.
Различают активную и пассивную гибкость.
Активная гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой за счет собственных мышечных усилий.
Активные упражнения:
- однофазные
и пружинистые (сдвоенные,
- маховые и фиксированные;
- статические упражнения (сохранение неподвижного положения с
максимальной амплитудой).
Пассивная гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой за счет действия внешних сил (партнера, тяжести). Величина пассивной гибкости выше показателей активной гибкости.
Пассивные упражнения: поза сохраняется за счет внешних сил. Применяя их, достигают наибольших показателей гибкости. Для развития активной гибкости эффективны упражнения на растягивание в динамическом режиме.
Выносливость определяет возможность выполнения длительной работы, противостояния утомлению. Выносливость решающим образом определяет успех в таких видах спорта, как лыжи, коньки, плавание, бег, велоспорт, гребля.
Для развития
общей выносливости необходимы упражнения
средней интенсивности, длительные
по времени, выполняемые в равномерном
темпе.
Под
ловкостью подразумевается способность
человека к быстрому овладению новыми
движениями или к быстрой перестройке
двигательной деятельности в соответствии
с требованиями внезапно изменившейся
ситуации. Наиболее эффективным
средством считают
следующие упражнения: гимнастические,
акробатические, легкоатлетические,
спортивно-игровые, единоборства, горнолыжные.
Заключение.
Физическая
культура должна быть полезна для
человека – снижая усталость, облегчать
труд, способствовать сохранению здоровья;
вписываться в режим труда
и отдыха, не нарушая трудовой установки,
и сочетаться с технологическим
процессом; удобна для выполнения на
рабочем месте в любых
Чтобы
физические упражнения дали желаемый
результат в борьбе с утомлением
и наиболее распространенными и
возможными профессиональными
Список
литературы.
В.С. Титов «Профессионально-прикладная направленность физического воспитания»
В.И.Ильин « Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов»
Р.С. Чумакова « Профессионально-прикладная подготовка студентов»
Информация о работе Влияние физической культуры и спорта на формирование профессиональных навыков