Влияние физической культуры и спорта на формирование профессиональных навыков

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 15:27, реферат

Краткое описание

Физическое воспитание на современном уровне развития нашего общества должно отражать новую ступень в формировании личности. Поэтому отношение к физическому воспитанию как необходимой стороне гармоничного развития людей приобретает качества целенаправленного воздействия на конкретного человека согласно его потребностям.

Оглавление

1)Введение………………………………………………………………….……3
2)Профессионально-прикладная физическая подготовка………………….…4
3)Краткая характеристика условий труда специалистов, требования к их физической подготовленности………………………………………………..5-9
4) Прикладная значимость некоторых физических упражнений и видов спорта. ……………………………………………………………………..…10-11
5)Формы организации профессионально – прикладной физической подготовки учащихся……………………………………………………….…12
6) Методы развития ловкости, выносливости, гибкости……………………13
7) Заключение…………………………………………………………………..14
8)Список литературы……………………………………………………….….15

Файлы: 1 файл

физ раИ.docx

— 36.49 Кб (Скачать)

  Труд  работников плавсостава  в судовых условиях характеризуется тем, что с ростом автоматизации и механизации судовых работ доля физического труда уменьшается, работа многих судовых специалистов не связана с систематическими физическими нагрузками; если же  последние имеет место, то их влияние на организм односторонне. Это требует большого внимания к физическим упражнениям как к средству компенсации недостатка двигательной активности в труде и быте моряков. Важным прикладным навыком для моряков являются: плавание, ныряние, прыжки в воду, гребля и другие действия в воде, на воде, у воды. Необходимыми физическими качествами для моряков являются ловкость и координация движений, быстрота и точность сенсомоторных  (чуствительно-двигательных) реакций, устойчивость к укачиванию, адаптация к переменам климата и тепловым перегрузкам. Из морально-волевых качеств важны дисциплинированность и коллективизм, смелость и решительность, находчивость и инициатива, эмоциональная устойчивость. Средствами воспитания всех этих качеств моряков являются физический труд, физическая культура и спорт.

  Своеобразны условия труда специалистов наземных служб гражданской авиации. Механики и радисты круглый год работают на открытом воздухе при различных метеорологических условиях. Вся их деятельность проходит на высоте до 15м, на ограниченной площади опоры (стремянках). Рабочие позы однообразны и неудобны (сидя на корточках, в согнутом положении, с поднятыми вверх руками и т. п.), сопряжены с длительными статическими напряжениями. Инженерам, техникам и руководителям бригад в течение смены приходится много ходить. Условия труда этих специалистов требуют хорошей разносторонней физической подготовленности, силы основных мышечных групп, выносливость, особенно специальная, позволяющая длительное время выполнять специфическую работу, ловкость и гибкость для свободного передвижения по плоскостям самолета и возможность добираться до самых труднодоступных мест.

  Труд  энергостроителей требует от рабочих высокого уровня физической и психической подготовленности. Для успешной работы им необходимы: общая и силовая выносливость, сила и ловкость, координация движений и хорошая двигательная        реакция,          вестибулярная устойчивость и смелость,  решительность, устойчивость к меняющимся метеорологическим условиям. Им требуются также навыки работы на высоте с элементами лазания, передвижения по ограниченным площадям опоры, переноски грузов, страховки и самостраховки. Отсутствия этих качеств и навыков может привести к невыполнению или не качественному выполнению производственных задач, стать причиной травматизма. Многолетняя практика и проведенные эксперименты показали, что для достижения высокого уровня профессиональной дееспособности энергостроителей (как, впрочем, и рабочих других специальностей) наиболее полезны занятие альпинизмом, скалолазанием, гимнастикой, спортивными играми, единоборствами, тяжелой атлетикой. Развитие этих видов спорта среди учащихся и энергостроителей дает наибольший профессионально-прикладной эффект. 

  Труд  специалистов  АСУ, ЭВМ  имеет свою специфику, связанную с длительным наблюдением и контролем за работой различных приборов, с воспроизведением и срочной переработкой большого количества информации, с выполнением быстры и точных движений, зачастую сложных по координации, при значительном эмоционально-волевом напряжении.

  Существует  немало профессий, работа в которых связана с постоянным напряжением пальцев рук и кисти (машинистки, пианисты, швеи-мотористки, телеграфисты, операторы счетных машин и др.).

  В этих условиях повышается роль специальных  физических упражнений, направленных на ликвидацию дефицита двигательной активности работающих, закаливание, на их профессионально-прикладную физическую подготовку.

    В приведенных примерах – описаниях  условий труда специалистов –  есть общие черты, элементы  сходства.  

  Прикладная  значимость некоторых  физических упражнений и видов спорта.

  Приведенные выше примеры показывают, что существуют значительные различия в условиях труда  специалистов разных профессий. Каждая профессия требует от работающего преимущественного развития одного или нескольких ведущих физических качеств.

  Рассмотрим  некоторые физические упражнения и  виды спорта с точки зрения их использования  в ППФП специалистов разного профиля.

  Гимнастика. Оздоровительное, общеразвивающее и профессионально-прикладное значение гимнастики заключается в том, что ее упражнения воспитывают такие физические качества, как ловкость, гибкость, мышечная сила и др.; формируются эстетически привлекательные формы тела, умение владеть своим телом в пространстве, сохранять и восстанавливать равновесие при разнообразной и меняющейся опоре, выполнять точные движения отдельными частями тела; воспитывать морально- волевые качества – смелость, самообладание, решительность при оправданном риске.

  Легкая  атлетика. Упражнения легкой атлетики, в основе которых лежат естественные движения человека - ходьба, бег, прыжки и метания, способствуют совершенствованию этих жизненно важных умений и навыков. Различные упражнения легкой атлетики воспитывают у человека такие важные физические качества, как быстрота и выносливость, ловкость и сила, а также морально- волевые качеств упорство в достижении цели, умение преодолевать трудности, силу воли и др.

  Лыжный  спорт. Физические качества, воспитанные человеком в ходе занятий лыжным спотом, способствуют успешному выполнению таких дел, в которых человеку требуются выносливость и закаленность к холоду, быстрота передвижения на местности в условиях бездорожья, решительность действий.

  Плавание. Как важно уметь плавать - известно каждому. Но плавание имеет не только утилитарное значение. Существует большое количество профессий, связанных с работой в воде и на воде: моряки и речники, водолазы, сплавщики леса, геологи, строители мостов, исследователи морских глубин, нефтедобытчики на прибрежном шельфе, гидрологи, рыбаки, спасатели и др. Для этих специалистов умение плавать является неотъемлемой частью профессиональной подготовки.

  Туризм. Умение ориентироваться на местности с картой и компасом, по природным ориентирам и местным предметам, по народным приметам имеет большое значение в военном деле и труде многих специалистов. Ловкость, физическая выносливость, воспитываемые туристическими походами, находят применение практически всюду. Так же туризм является незаменимым средством активного отдыха людей напряженного умственного труда.

  Спортивные  игры. В ходе занятий спортивными играми воспитываются оптимальные двигательные реакции на различные раздражители – световые, звуковые, тактильные (чувствительные) и др. Это имеет большое значение в приспособлении человека к работе на современных машинах и механизмах, так как новая техника предъявляет высокие требования к быстроте реакции и точности движений специалистов, обслуживающих эту технику. Эти качества необхадимы в работе операторов вычислительных машин и пультов АСУ, рабочих у станков с программным управлением, водителей различных транспортных средств и других профессий, где требуется повышенная быстрота ответных реакций на внезапное появление объекта, срочность выбора и принятия решений. Для воспитания этих качеств и являются наиболее полезными спортивные и подвижные игры, различные виды спортивных единоборств.

  Специально-прикладные виды спорта. Кроме перечисленных видов для ряда профессий существуют специальные прикладные виды спорта. Они помогают развивать профессиональные навыки и приемы работы в специфических условиях, в характерной для данной профессии экипировке  пожарным, водолазам, гидрологам, мостостроителям, милиционерам, строителям высотникам.   
 

  Формы организации профессионально-прикладной физической подготовки учащихся.

  Качественная  подготовка молодых специалистов предполагает, прежде всего, повышение качества и  эффективности всего процесса обучения в вузе.

  Для решения задач ППФП учащихся и  работающих применяются теоретические  и практические занятия.

  Теоретические занятия проводятся в форме бесед и самостоятельного  изучения литературных источников. Изучаются условия труда специалистов данной профессии, требования к их психофизической подготовленности, роль производственной физкультуры и ППФП в улучшении дееспособности работающих. Особое внимание уделяется средствам и методам воспитания психических свойств и физических качеств, профессионально важных для специалиста.

  Практические  занятия проводятся в различных формах: специальные учебно-тренировочные занятия по ППФП; массовые спортивные мероприятия с профессионально-прикладной целеустановкой; индивидуальные самостоятельные занятия.

  Учебно-тренировочные  занятия. На этих занятиях учащимися отрабатываются умения и навыки, совершенствуются профессионально необходимые физические качества.

  Массовые  спортивные мероприятия. Проводятся с целью не только укрепить физические качества, но и развить соревновательный дух. Профессиональная направленность отражается в условиях конкурсов, в положении о соревнованиях. В программу соревнований включают отдельные профессионально-прикладные виды упражнений и специальные виды спорта.

  Индивидуальные  самостоятельные  занятия учащихся профессионально-прикладными физическими упражнениями, элементами специально-прикладных видов спорта – перспективная форма организации ППФП будущих специалистов    
 
 
 
 

  Методы  развития гибкости, ловкости и выносливости.

  Под гибкостью понимают способность к max по амплитуде движениям в суставах.

  Различают активную и пассивную гибкость.

  Активная  гибкость - способность выполнять  движения с большой  амплитудой  за счет собственных мышечных усилий.

  Активные  упражнения:

  - однофазные  и пружинистые (сдвоенные, строенные)  наклоны;

  - маховые  и фиксированные;

  - статические  упражнения (сохранение неподвижного  положения с

   максимальной  амплитудой).

  Пассивная гибкость - способность выполнять  движения с большой амплитудой  за счет действия внешних сил (партнера, тяжести). Величина  пассивной  гибкости выше показателей активной гибкости.

  Пассивные упражнения: поза сохраняется за счет  внешних  сил.  Применяя  их, достигают  наибольших показателей гибкости. Для  развития  активной  гибкости эффективны упражнения на растягивание в динамическом режиме.

    Выносливость  определяет  возможность   выполнения   длительной   работы, противостояния утомлению. Выносливость решающим образом определяет  успех в таких видах спорта, как лыжи, коньки, плавание, бег, велоспорт, гребля.

  Для  развития общей выносливости необходимы упражнения средней  интенсивности,  длительные по времени, выполняемые в равномерном темпе. 

     Под  ловкостью подразумевается способность человека к быстрому  овладению новыми движениями или к быстрой перестройке двигательной  деятельности  в соответствии с требованиями внезапно изменившейся ситуации. Наиболее   эффективным   средством    считают    следующие    упражнения: гимнастические,  акробатические,  легкоатлетические,   спортивно-игровые, единоборства,  горнолыжные.  
 

  Заключение.

     Физическая  культура должна быть полезна для  человека – снижая усталость, облегчать  труд, способствовать сохранению здоровья; вписываться в режим труда  и отдыха, не нарушая трудовой установки, и сочетаться с технологическим  процессом; удобна для выполнения на рабочем месте в любых производственных условиях; доступна каждому работнику, соответствуя уровню его физической подготовленности и состоянию здоровья.

     Чтобы физические упражнения дали желаемый результат в борьбе с утомлением и наиболее распространенными и  возможными профессиональными заболеваниями, ими надо умело пользоваться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  литературы. 

  В.С. Титов  «Профессионально-прикладная направленность физического воспитания»

  В.И.Ильин  « Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов»

  Р.С. Чумакова « Профессионально-прикладная подготовка студентов»

Информация о работе Влияние физической культуры и спорта на формирование профессиональных навыков