Влияние физической культуры и спорта на формирование профессиональных навыков

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 15:27, реферат

Краткое описание

Физическое воспитание на современном уровне развития нашего общества должно отражать новую ступень в формировании личности. Поэтому отношение к физическому воспитанию как необходимой стороне гармоничного развития людей приобретает качества целенаправленного воздействия на конкретного человека согласно его потребностям.

Оглавление

1)Введение………………………………………………………………….……3
2)Профессионально-прикладная физическая подготовка………………….…4
3)Краткая характеристика условий труда специалистов, требования к их физической подготовленности………………………………………………..5-9
4) Прикладная значимость некоторых физических упражнений и видов спорта. ……………………………………………………………………..…10-11
5)Формы организации профессионально – прикладной физической подготовки учащихся……………………………………………………….…12
6) Методы развития ловкости, выносливости, гибкости……………………13
7) Заключение…………………………………………………………………..14
8)Список литературы……………………………………………………….….15

Файлы: 1 файл

физ раИ.docx

— 36.49 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное 

учреждение  высшего профессионального образования

«Ижевский государственный технический университет»

(ИжГТУ)

Факультет «Менеджмент и Маркетинг» 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Физическая культура»

на тему: «Влияние физической культуры и спорта на формирование профессиональных навыков» 
 
 
 
 

Выполнил:

Студент группы: Б01-522-2(з)                                                        Овечкина Оксана В. 

Принял:                                                                              Докучаева Елена Борисовна 
 
 
 

Ижевск, 2012г. 

Содержание.   

1)Введение………………………………………………………………….……3

2)Профессионально-прикладная  физическая подготовка………………….…4

3)Краткая   характеристика условий труда  специалистов, требования к их  физической подготовленности………………………………………………..5-9

4) Прикладная значимость некоторых физических упражнений и видов спорта. ……………………………………………………………………..…10-11

5)Формы организации профессионально – прикладной физической подготовки учащихся……………………………………………………….…12

6) Методы развития  ловкости, выносливости, гибкости……………………13

7) Заключение…………………………………………………………………..14

8)Список литературы……………………………………………………….….15   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  Значимость  и актуальность целенаправленного  использования средств физической культуры для обеспечения подготовки к профессиональной деятельности, успешного  освоения профессии и для оптимизации  условий профессионального труда  сегодня не вызывает сомнения. О  тесной взаимосвязи физической культуры и трудовой профессиональной деятельности говорит уже тот факт, что существует целый ряд понятий, которые, с  одной стороны, характеризуют" те или иные элементы и стороны профессиональной деятельности, а с другой — входят в структуру понятий физической культуры.

  В исследованиях, проводимых за последние 25-30 лет убедительно доказана эффективность физической подготовки в формировании профессионально важных физических и психофизических качеств, устойчивости организма к профессиональным заболеваниям, повышении уровня физической и профессиональной готовности, успешности освоения профессии и дальнейшего совершенствования в ней.

  Физическое  воспитание на современном уровне развития нашего общества должно отражать новую  ступень в формировании личности. Поэтому отношение к физическому  воспитанию как необходимой стороне  гармоничного развития  людей приобретает  качества целенаправленного воздействия  на конкретного человека согласно его  потребностям.        

    
 
 
 
 
 
 
 

  Профессионально-прикладная физическая

  подготовка.

  Фундаментальным принципом физического воспитания является связь физической культуры и спорта с трудовой и оборонной  деятельностью людей. На практике это  выражается в использовании физической культуры и спорта при научной  организации труда (НОТ) в формах так называемой профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) и военно-прикладной физической подготовки (ВПФП).

  Физическая  культура  в учебном заведении   является   неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности  современного специалиста, системы  гуманистического  воспитания  студентов.  Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей,  она  является   одним  из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации  физического и психофизиологического  состояния  студентов  в  процессе  профессиональной подготовки.

  Профессионально-прикладная физическая подготовка призвана решать такие задачи:

  1. Вооружить  прикладными знаниями о профессии, о физических качествах, необходимых им для успешного выполнения трудовых операций, для высокоэффективного труда.

  2.Сформировать  двигательные умения и навыки, которые будут способствовать производительному труду будущих специалистов.

  3.Воспитать  физические и психические качества, необходимые в будущей трудовой деятельности.

  4. Способствовать лучшему освоению  трудовых операций, ускоренному  обучению профессии.

  5.Научить  использовать средства активного  отдыха для борьбы с производственным  утомлением, для быстрого и полного  восстановления сил.

  6.Предупредить и снизить производственный травматизм за счет увеличения силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости при выполнении трудовых операций, в процессе жизнедеятельности.

  Программой  физического воспитания для учебных заведений предусмотрено ознакомление учащихся с теоретическими основами профессионально-прикладной физической подготовкой, обучение их некоторым профессионально-прикладным физическим упражнениям, способам воспитания и самовоспитания основных физических качеств, необходимых специалисту того или иного профиля, подготовка их к участию в простейших соревнованиях по профессионально-прикладным видам спорта.  

  Краткая характеристика условий  труда специалистов, требования к их физической подготовленности.

  Для характеристики различных видов  труда чаще всего используются понятия  его физической тяжести и нервно-психической  напряженности. При этом под физической тяжестью труда понимают сумарный обьем физичеческих усилий за время работы. Нервно-психической напряженностью труда называют степень эмоциональной нагрузки при выполнении работы. В зависимости от тяжести труда и его нервно-психической напряженности труд подразделяют на физический и умственный, а различные сочетания этих двух основных видов труда позволяют выделить третий вид - смешанный труд.

  Примерами преимущественно физического труда  являются  профессии горняков, сталеваров и других, трудовые действия которых  сопряжены  со  значительными  мышечными усилиями. К преимущественно  физическому труду относится  также и спортивная деятельность  в подавляющем числе видов  спорта, особенно в лёгкой атлетике, велогонках, тяжелой атлетике, лыжном спорте и  др.

  Примерами преимущественно умственного труда  являются профессии счетных работников, операторов ЭВМ и программистов, ученых, творческих работников и других, производственная деятельность которых  позволяет полностью или частично исключить компонент физического  труда.

  С развитием техники непосредственно  на различные механизмы все более перекладываются тяжелые производственные операции, на долю же человека все чаще остаются функции управления и контроля. С развитием автоматизированного производства физические нагрузки на человека в процессе труда постоянно уменьшаются. Однако доля физического труда вспомогательных рабочих, техников по наладке, регулировке, монтажу, ремонту оборудования еще достаточно велика. Кроме этого, развитие автоматики, комплексной механизации, электроники, робототехники требует устойчивости к психическим напряжениям, быстрого восприятия, осмысливание большого потока информации о ходе производства.

  Для измерения объема и мощности выполняемой  физической работы применяются различные  количественные меры: масса поднятого  груза, пройденный путь, время, затраченное  на работу, и др. Предложены и внедряются более точные, научно обоснованные специальные способы определения  проделанной человеком работы, его  физической работоспособности. Для  этого измеряют ЧСС или суммарные  пульсовые показатели, потребление  кислорода организмом за единицу  времени и за весь период работы, энергетические затраты на данную работу (в ккал, кДж )  и др. Полученные с помощью этих методов результаты позволяют судить о тяжести физического труда. Его условно делят на очень легкий, легкий, средней тяжести, тяжелый и очень тяжелый. Например, очень легкий труд характеризуется незначительным общим суточным расходом энергии, лишь не на много ( на 500 ккал и меньше ) превышающим средние величины основного обмена ( около 2300 ккал в сутки ), а ЧСС не поднимается, как правило, выше 80 ударов в минуту.  В отличии от этого очень тяжелый труд физический труд требует предельного суточного расхода энергии- от 4000 до 6000 ккал, а в отдельных случаях и больше. ЧСС возрастает при этом до максимальных значений – 180 -200 ударов в минуту. Понятно, что такую работу могут выполнять только хорошо тренированные люди, да и то непродолжительное время.

  Если  тяжесть физического труда измерить и оценить относительно легко, то гораздо труднее измерить и классифицировать эмоционо-психическую напряженность умственного труда. Здесь не применимы прямые способы, которые используются при измерении физической работы.  Лишь измерение ЧЧС, определение расхода энергии за единицу времени и некоторые другие косвенные показатели могут дать приблизительную оценку этой напряженности . К примеру,  известно, что летчик-испытатель за один час полета на новой машине часто теряет от 3 до 4 кг массы тела, а его пульс в критических ситуациях поднимается до 200 ударов в минуту. Доля же физического труда при этом относительно       невелика.

  Смешанные виды труда (в современном производстве таких подавляющее большинство) предъявляют к организму человека различные требования в зависимости  от преобладания компонентов  физической тяжести или нервно- психической напряженности. К смешанным видам труда относится преимущественно и труд специалистов среднего звена - выпускников средних специальных учебных заведений.    

  Приведём  несколько примеров условий труда  специалистов и переносимых ими  нагрузок. Возьмем некоторые типичные профессии, к которым могут быть приравнены другие, близкие по характеру  выполняемых трудовых операций, по физической тяжести и нервно-психической  напряженности.

  Труд  в подземных выработках сопровождается длительными передвижениями и выполнением трудовых операций в вынужденных позах (согнувшись, в приседе, на коленях, лежа), солнечным голоданием и кислородной недостаточностью, повышенным сопротивлением дыханию, загазованностью воздуха, низкой освещенностью, вибрациями, большим объемом различной информации (звуковой, световой и др.). Утомление вызывается по преимуществу физической тяжестью труда и его нервной напряженностью, а также дискомфортностью условий - запыленностью, повышенной влажностью и температурой воздуха. Такой характер труда требует от рабочего в под земных выработках, высокого уровня  общей и специальной физической подготовки.

  Достижения  научно-технической революции коренным образом изменили условия труда  шахтеров. Добывающая техника и транспорт  значительно уменшили физическую тяжесть его труда, частично удалось ликвидировать дискомфортные условия пребывания под землей. В работе специалистов среднего звена, вынужденных находиться в подземных выроботках, физическая тжесть труда также значительно сократилась при возросшей нервно-психической напрженности.

  Труд  специалистов сельского  хозяйства, в том числе агрономов и зоотехников, характеризуется такими особенностями значительная продолжительность рабочего дня и недостаток перерывов для отдыха, постоянно высокая двигательная активность, сезонная неравномерность общей рабочей и двигательной нагрузки в течение года, работа в полевых и смешанных условиях, использование различных средств передвижения, большая нагрузка на опорно-двигательный аппарат, значительная физическая усталость и умственно-эмоциональное утомление  к концу рабочего дня, меняющаяся метеорологическая обстановка и необходимость в связи с этим менять рабочую одежду, обувь и др.

  Такой характер труда требует от специалистов знаний о рациональном режиме труда  и отдыха, о технике безопасности при пользовании различными машинами и механизмами, средствами передвижения, об основных способах закаливания, о способах укрепления нижних конечностей, об использовании физической культуры и спорта для борьбы с производственным утомлением, для активного отдыха. Кроме теоретических знаний специалисту сельского хозяйства необходима общая выносливость, закаленность, тренированность мышц нижних конечностей, а также умение ориентироваться на местности, организовывать свой быт и  отдых в полевых условиях.

  Труд  специалистов литейных цехов, доменного  и прокатного производства протекает в условиях подготовки сырья и плавки металла, формовочных и обрубно-очистных операций по металлу при резких колебаниях температуры окружающего воздуха, различных шумах, местных и общих вибрациях. На работу специалистов горячих цехов положительно влияют такие качества, как общая выносливость и большая физическая сила человека; высокий уровень ловкости, хорошо развитое чувство равновесия и вестибулярная устойчивость; выносливость в условиях резких колебаний температуры окружающего воздуха; хорошее состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем.

Информация о работе Влияние физической культуры и спорта на формирование профессиональных навыков