Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 16:58, реферат
В отношении причин утомления следует остановиться на вопросе о том, какова роль в развитии этого состояния, помимо рабочей нагрузки, других внешних и внутренних факторов деятельности и состояния человека.
В плане симптоматики и диагностики утомления требуют обсуждения вопросы о содержании его специфических и неспецифических признаков применительно к различным формам утомления и разным видам трудовой и спортивной деятельности, о дифференциальной диагностике утомления и других функциональных состояний организма (гипоксия, монотоннее, десинхроноз и т. д.). Дискоординация функций организма при развитии утомления и последовательности нарушений различных профессиональных и функциональных показателей.
Введение……………………………………………………………………..2
Работоспособность………………………………………………………….4
Парадоксы утомления………………………………………………………8
Диапазон оптимальной деятельности……………………………………..10
Утомление и функциональные резервы организма………………………13
Мышечное утомление с позиции теории функциональных систем……..14
Динамика утомления. Переутомление…………………………………….16
Механизмы развития утомления…………………………………………..19
Утомление и не утомляемость………………………………………………21
Отдых и профилактика утомления…………………………………………23
Восстановление……………………………………………………………..25
Диагностика утомления…………………………………………………….28
Литература…………………………………………………………………..31
Частное
негосударственное
Среднего профессионального образования
«Коммерческий
техникум»
Реферат
по дисциплине: Физическая культура
тема: Утомление.
Выполнил студентка:
Зорина Наталия Николаевна
(ФИО полностью)
Преподаватель: _________________
Оценка: _______________________
Дата
проверки: _________________
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Механизмы развития утомления…………………………………………..19
Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Возрастание
роли человеческого фактора в
эпоху ускорения научно-
С точки зрения самой сущности рассматриваемого понятия, утомление - функциональное состояние организма, процесс снижения работоспособности под влиянием труда или состояние сниженной работоспособности? Многие авторы под утомлением понимают временное снижение работоспособности под влиянием воздействия нагрузки. Однако работоспособность зависит не только от функционального состояния организма (в частности, утомления), но и от уровня профессиональной подготовленности, мотивации, интереса к работе и других факторов, не связанных непосредственно с содержанием рабочей нагрузки. Отсюда необходимо уяснить соотношение понятий утомления и работоспособности. Если понимать под утомлением функциональное состояние организма, то в его определение, по-видимому, следует ввести как внутренние (состояние функций), так и внешние (эффективность и качество труда) его проявления.
При определении понятия утомления ряд авторов рассматривает его в двух аспектах: как функциональное состояние определённой категории специалистов и как состояние, развивающееся под влиянием конкретного вида деятельности, если она определяет специфические причины и признаки его развития.
Дискуссионным является вопрос о формах и стадиях развития утомления (переутомления), о принципах классификации этого состояния.
В области изучения механизмов утомления несомненный интерес представляют суждения о роли регуляторных и энергетических процессов и, в частности, об особенностях динамики этих процессов в центрально-корковых аппаратах и периферических отделах рабочих органов.
В отношении причин утомления следует остановиться на вопросе о том, какова роль в развитии этого состояния, помимо рабочей нагрузки, других внешних и внутренних факторов деятельности и состояния человека.
В
плане симптоматики и диагностики
утомления требуют обсуждения вопросы
о содержании его специфических
и неспецифических признаков применительно
к различным формам утомления и разным
видам трудовой и спортивной деятельности,
о дифференциальной диагностике утомления
и других функциональных состояний организма
(гипоксия, монотоннее, десинхроноз и т.
д.). Дискоординация функций организма
при развитии утомления и последовательности
нарушений различных профессиональных
и функциональных показателей.
Что такое работоспособность? С физиологической точки зрения работоспособность определяет возможности организма при выполнении работы к поддержанию структуры и энергозапасов на заданном уровне. В соответствии с двумя основными типами работ - физической и умственной различают физическую и умственную работоспособность.
Работоспособность
человека в течение трудового дня неодинакова.
Можно говорить о ряде её последовательных
этапов (рис. 1). Первый этап - врабатывание -
приходится, как правило, на первый час
(реже на два часа) от начала работы. За
это время происходит полный выход организма
из сна и восстановление динамического
стереотипа. Второй этап - устойчивой работоспособности -
длится последующие 2 - 3 ч, после чего работоспособность
вновь снижается (этап некомпенсированного
утомления). Эти три этапа повторяются
дважды за трудовой день: до обеденного
перерыва и после него.
Рис.
1. Колебания уровня
работоспособности
в течение трудового
дня
Таким образом, в течение суток кривая работоспособности выглядит волнообразной (рис. 2). Максимальные подъёмы отмечаются в 10 - 13 и 17 - 20 часов. Минимум работоспособности приходится на ночные часы. Но и в это время наблюдаются физиологические подъёмы с 24 до 1 часа ночи и с 5 до 6 часов утра.
По
результатам многолетних
Рис.
2. Колебания уровня
работоспособности
в течение суток
Любопытно,
что в течение недели отмечаются
те же три этапа (рис. 3). В понедельник
человек проходит стадию врабатывания,
во вторник, среду и четверг имеет устойчивую
работоспособность, а в пятницу и субботу
у него развивается утомление.
Рис.
3. Колебания работоспособности
по дням недели
Существует ли изменение работоспособности в течение продолжительных периодов времени: месяца, года или нескольких лет? Хорошо известно, что работоспособность женщин зависит от месячного цикла. Она снижается в дни физиологического стресса: на 13 - 14-й день цикла (фаза овуляции), перед месячными и во время них. У мужчин подобные изменения гормонального фона выражены слабее. Некоторые исследователи связывают около месячные колебания тонуса с гравитационным влиянием Луны. Есть подтверждения, что действительно в период полнолуния человек имеет более высокий обмен веществ и нервно-психическую напряжённость и менее устойчив к стрессам, чем во время новолуния. Причём у женщин овуляция и падение тонуса приходятся чаще всего на полнолуние.
Сезонные
колебания работоспособности
Упомянем и о теории определения трёх биоритмов - физического, эмоционального и интеллектуального со дня рождения. Эти циклы действительно существуют, причём они имеют связь с показателями обмена веществ. Но их трудно прогнозировать с момента рождения из-за многочисленных привходящих факторов, вызывающих физические, эмоциональные, психические стрессы. Например, при напряжённых тренировках спортсменов или во время студенческой сессии амплитуда соответствующих биоритмов была все время на подъёме, а частота увеличивалась. Это свидетельствует о том, что психологические факторы сильнее природных датчиков ритма.
В последние годы обнаружены ритмы функционирования нервной, мышечной и сердечнососудистой систем продолжительностью 5 - 16 дней. Их выраженность зависит от тяжести труда. У людей тяжёлого физического труда они равны 5 - 8 дням, у работников умственного труда - 8 - 16 дням.
А как влияет на работоспособность возраст? Установлено, что в 18 - 20 лет у человека наблюдается самая высокая интенсивность интеллектуальных и логических процессов. К 30 годам она снижается на 4%, к 40 - на 13, к 50 - на 20, а в возрасте 60 лет - на 25% по данным учёных Киевского института геронтологии. Физическая работоспособность максимальна в возрасте от 20 до 30 лет, к 50 - 60 годам она снижается на 30%, а в дальнейшие 10 лет составляет лишь около 60% юношеской.
Все сказанное подводит к выводу, что чрезвычайно важно научиться выбирать оптимальное время для того или иного вида работы, совпадающее с пиком суточной, недельной, месячной работоспособности.
Оценка
физической работоспособности проводится
с помощью специальных тестов. В последние
десятилетия наибольшее распространение
получили такие, как Гарвардский степ-тест
и PWC-170. Помимо этих методик, в условиях
реального производства используют оценку
работоспособности по производственным
показателям. Психофизиологические методы
включают в себя исследование функций
зрительного и слухового анализаторов,
динамометрию, вариационную пульсометрию,
применение тестов на внимание, память,
мышление. Эти методы разнообразны, и их
набор в каждом конкретном случае определяется
условиями труда и задачами исследования.
Длительное время учёные считали утомление отрицательным явлением, неким промежуточным состоянием между здоровьем и болезнью. Немецкий физиолог М. Рубнер вначале XX в. высказал предположение, что человеку отпущено на жизнь определённое число калорий. Поскольку утомление является «расточителем» энергии, оно ведёт к сокращению жизни. Некоторым приверженцам этих взглядов даже удалось выделить из крови «токсины усталости», сокращающие жизнь. Однако время не подтвердило этой концепции.
Уже в наши дни академик АН УССР Г.В.Фольборт провёл убедительные исследования, показавшие, что утомление является естественным побудителем процессов восстановления работоспособности. Здесь действует закон биологической обратной связи. Если бы организм не утомлялся, то не происходили бы и восстановительные процессы. Чем больше утомление (конечно, до определённого предела), тем сильнее стимуляция восстановления и тем выше уровень последующей работоспособности. Важно и то, что в период восстановления происходит «текущий ремонт» органов и тканей, усиливаются процессы регенерации, заживления ран. Все это говорит о том, что утомление не разрушает организм, а поддерживает его. Подтверждением этого вывода являются исследования и советского физиолога профессора И.А.Аршавского, в ходе которых было установлено, что физические нагрузки не сокращают, а, наоборот, увеличивают продолжительность жизни.