Структура и содержание психолого-педагогических взаимоотношений в системе «Тренер-Спортсмен»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2015 в 11:35, реферат

Краткое описание

Человек – не пассивный продукт среды и обстоятельств. Он формирует сам себя в той мере, в какой самореализуется в преобразовательной предметной деятельности.
Формирование творческих способностей, продуктивного мышления неотделимо от формирования личности в целом.
Реальный смысл учения для ученика определяется его мотивами, его отношением к предмету.
Учение только тогда становиться собственно деятельностью, когда оно удовлетворяет познавательную потребность.

Файлы: 1 файл

эссе по педагогике.doc

— 44.50 Кб (Скачать)

 

Разин Дмитрий Михайлович, группа 20.1.

Структура и содержание психолого-педагогических взаимоотношений в системе «Тренер-Спортсмен»

 

Человек – не пассивный продукт среды и обстоятельств. Он формирует сам себя в той мере, в какой самореализуется в преобразовательной предметной деятельности.

Формирование творческих способностей, продуктивного мышления неотделимо от формирования личности в целом.

Реальный смысл учения для ученика определяется его мотивами, его отношением к предмету.

Учение только тогда становиться собственно деятельностью, когда оно удовлетворяет познавательную потребность.

 

Деятельностный подход в изучении руководства и лидерства в спорте

Принцип деятельности применительно к исследованию группы. Существенным моментом в изучении группы, её феноменов является учет многообразия групповых деятельностей. Групповые деятельности могут быть рассмотрены в двух аспектах:

  1. Со стороны решения стоящих перед группой задач, связанных с осуществлением той основной функции, по поводу которой группа создана в рамках определенной социальной структуры, и как следствие этого получения некоторого группового продукта «производства»;
  2. Со стороны поддержания внутреннего равновесия и устойчивости в группе, сохранение её как целого, её сплочения.

Соответственно данной классификации деятельности, относящиеся к первому из указанных аспектов, характеризуются нами как инструментальные (производственные), а деятельности, касающиеся преимущественно второго из них, как социально-эмоциональные (экспрессивные).

Следовательно, в основе данной типологии групповой деятельности лежит различие их предметов. Иными словами данные групповые деятельности побуждаются разными групповыми мотивами.

Учет своеобразия групповых деятельностей, отраженного в их предметно-содержательных характеристиках, представляется нам важным условием теоритическо-имперической разработки проблематике группы.

Принцип системности

Системный характер группы во всей своей полноте задан особым системообразующим фактором – реализуемым группой деятельностью или совокупностью деятельностей. Поэтому представляется целесообразным очертить некоторые линии приложения принципа развития к изучению группы, основываясь, прежде всего, на учете этого системообразующего фактора.

  1. Анализ развития группы обусловлен развитием совместной деятельности индивидов.
  2. Учет многоплановости реализуемых группой деятельностей.

Важным элементом анализа группового развития является поиск – изучение лежащих в его основе механизмов.

Понятия лидерства и руководства

Руководство – это процесс правовой организации управления совместной деятельностью членов коллектива, осуществляемых руководителем посредством социального контроля и власти.

Лидерство – это процесс внутренней социально-психологической организации и управления общением и деятельности членов малой группы и коллектива, осуществляемой лидером как субъектом спонтанно формирующихся межличностных отношений групповых норм и ожиданий.

Конфликты в спортивно-педагогическом взаимодействии

Важной задачей спортивного педагога является не только профилактика и ликвидация конфликта, но и умение управлять им, поскольку конфликты отрицательно сказываются на психологической атмосфере и росте результата.

Классификация конфликтов.

Внутриличностные, межличностные и межгрупповые.

Причины конфликтов в спортивной деятельности.

Среди факторов, обуславливающих протекание конфликта, могут выступать некоторые социальные явления, особенности характера, психологические свойства спортсменов, их социальные установки, их жизненные позиции и взгляды.

 

Причиной межличностных конфликтов могут быть отсутствие гибкости характера, высокий уровень эгоцентризма, низкая  фрустрационная толерантность, неспособность осознавать многочисленность и непредсказуемость социальных ситуаций, излишний конформизм или негативизм, необъективная самооценка, несоответствие ожиданий и возможности их реализации.

Условия возникновения конфликтов:

- длительное общение в  типовой среде, сужение сферы  восприятия;

- непрерывная запись циклограммы  спортивной деятельности;

- излишняя опека тренером;

- нисходительное отношение педагога к ученику, всепрощение недостойных поступков.

Педагогические конфликты:

- конфликты учебно-тренировочной  деятельности;

- конфликты поведения;

- конфликты отношений.

 

Особенности конфликтов зависят от разницы в возрасте и жизненном опыте, социальном статусе.

Педагогические возможности разрешения конфликтов.

Педагог не должен быть источником конфликта, он должен уметь правильно преодолеть конфликты, если они возникнут, т.е к разрешению конфликтов привлекать наиболее авторитетных членов команды, независящих от конфликтных сторон, быть непредвзятым, изучить историю и предисторию конфликта, учитывать личностные особенности и психологическое состояние конфликтующих, проявлять гибкость, не оглашать и не делать выводов в ходе разбирательств.

Типичные исходы конфликтных ситуаций:

- уход от конфликта;

- сглаживание конфликта;

- компромисс;

- конфронтация;

- принуждение.

Структурно-содержательный анализ функционирования системы «Тренер- Спортсмен».

Философия тренерской деятельности.

Развитие философии тренера включает в себя две задачи:

  1. Развитие осознания необходимости познания самого себя (рефлексия).
  2. Определение целей собственной тренерской деятельности (целеполагание).

Самосознание, самораскрытие (лидерские качества) стрессоустойчивость.

Выводы:

Таким образом, самый лучший способ подведения спортсмена к желаемой цели – это способность тренера к эффективному управлению всем процессом подготовки спортсмена к результативной и успешной спортивной деятельности.

Я согласен с автором учебника, что работа тренера – это обширный целостно- целенаправленный процесс, который включает себя педагогическую составляющую и работу тренера, как специалиста.

Тренер должен иметь предрасположенность к этому роду деятельности, психолого-педагогические навыки, он должен уметь предотвращать и разрешать конфликты, иметь позитивный настрой, быть примером для своих учеников, учитывать анатомо-морфологические и индивидуальные физиологические и личностные особенности  своих учеников, т.к. процесс обучения двусторонний, он должен постоянно самосовершенствоваться, не останавливаться на достигнутом, развиваться личностно и профессионально, уметь ставить реальные цели и задачи, соблюдать корпоративную этику, должен понимать свою ответственность за формирование личностей, должен обладать лидерскими качествами, уметь повести за собой своих учеников, быть каризматичным.

 

 

 

 

 


Информация о работе Структура и содержание психолого-педагогических взаимоотношений в системе «Тренер-Спортсмен»