Социальные функции физической подготовки и сорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 15:53, реферат

Краткое описание

С давних времен хорошо известен универсальный и надежный способ укрепления здоровья и увеличения долголетия – двигательная активность, то есть физическая культура или же подготовка, требующая не дорогостоящих лекарственных препаратов и сложных технических приспособлений, а только волей и некоторых усилий над собой. Победа над собственной инерцией, физической бездеятельностью или просто ленью воспринимается как успех, обогащает жизнь и закаляет волю.

Оглавление

Введение……………………..………………………………………………...3
I. Двигательная активность…………………………………………………..4
II. Функции спорта и физической культуры……………………………….5
2.1. Роль физической культуры и спорта в развитии общества……………………………………………………………………….5
2.2. Социальные функции физической подготовки……………………....7
2.3. Социальные функции спорта………………………………………….9
III. Современное состояние физической культуры и спорта……………..14
Заключение……………………………………………………………..........19
Список литературы………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

Реферат1.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

Необходимо совершенствовать способности к полной мобилизации  своих возможностей в соревнованиях  и' наиболее эффективно их использовать на разных этапах многолетней подготовки, чтобы подниматься все время  на новый уровень мастерства. Подобно гигантской творческой лаборатории спорт проторяет таким образом пути к высотам человеческих достижений. Подтверждением этому могут служить слова лауреата Нобелевской премии Арчибальда Хилла о том, что наибольшее количество сконцентрированных физиологических данных содержится не в книгах по физиологии, а в мировых спортивных рекордах.

К социально-общественным прежде всего относят функцию  личностно-направленного воспитания, обучения и развития. Спорт представляет большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. Притягательная сила спорта, высокие требования к проявлению физических и психических сил представляют широкие возможности для личностно-направленного воспитания духовных черт и качеств человека. Существенно, однако, что конечный результат в достижении воспитательных целей зависит не только и не столько от самого спорта, сколько от социальной направленности всей системы воспитания и развития. Таким образом, воспитательные возможности спорта реализуются не сами по себе, а посредством системы воспитательно-направленных отношений, складывающихся в сфере спорта.

Так как спорт  включен в социально-педагогическую систему, он является также действенным средством физического воспитания, а благодаря занятиям профессионально-прикладными видами спорта становится важнейшим компонентом в трудовой и военной деятельности.

Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положительном влиянии спорта на состояние и функциональные возможности организма человека. Особенно это ярко выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм неоценимо. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими упражнениями, формируются привычки личной и общественной гигиены. Спорт одновременно является и источником положительных эмоций, он нивелирует психическое состояние детей, позволяет снимать умственную усталость, дает познать «мышечную радость». Особенно велика его роль в деле ликвидации отрицатель- , ных явлений гиподинамии у детей.

Большая роль отводится  спорту и в работе со взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно-технического прогресса с характерным для него резким уменьшением двигательной активности в трудовой деятельности и в быту. Спорт является одной из популярнейших форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Особенно это ярко проявляется в массовом спорте, где не ставится цели достижения высоких спортивных результатов.

Эмоционально-зрелищная  функция раскрывается в том, что  спорт (многие его виды) несет в  себе эстетические свойства, проявляющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека, граничит с искусством. Особенно в этом плане привлекательны сложно координированные виды спорта, такие, как спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др. Красота человеческого тела, технически сложные и отточенные движения, праздничное настроение — все это привлекает истинных поклонников спорта. Популярность спорта как зрелища характеризуется эмоциональностью и остротой восприятия, затрагивающего личные и коллективные интересы множества людей, а также универсальностью «языка спорта», понятного практически каждому.

Почти для всех спорт интересен как эмоционально насыщенное зрелище. Современные технические  средства коммуникаций, особенно телевидение, способствовали тому, что аудитория спортивных зрелищ, как никогда прежде, расширилась, а это увеличило влияние спорта на эмоциональный мир человечества.

Без болельщиков  спорт перестал бы быть сколько-нибудь общезначимым социальным явлением. Сопереживая с теми, кто соревнуется на спортивной арене, болельщики отождествляют себя с кем-либо из них, как бы сами участвуют в спортивных баталиях, борьбе характеров, разрешении спортивных конфликтов на эмоционально-образном уровне, находят яркие примеры для подражания и поводы утвердиться в своей жизненной позиции.

Функция социальной интеграции и социализации личности. Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. На этом основана его важная роль в процессе социализации личности.

Специфические спортивные отношения (межличностные, межгрупповые, межколлективные) так  или иначе вовлекаются в систему  социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность этих отношений составляет основу влияния спорта на личность, усвоения ее социального опыта как в сфере спорта, так и в более широком масштабе.

Спортивное  движение как массовое социальное течение  приобрело немалое значение и  в качестве одного из факторов социальной интеграции, т.е. сближения людей и объединения их в группы, организации, союзы, клубы на основе общности интересов и деятельности по их удовлетворению. Популярность спорта, естественная оценка спортивных успехов с престижными интересами народа, нации, государства делают его удобным каналом для воздействия на массовое сознание. В современном мире этот канал используется и в коммерческих целях.

Коммуникативная функция. Гуманизация общества в  настоящий период развития человечества делает спорт фактором развертывания международных связей, взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле.

Спорт давно  уже занял одно из ведущих мест в международном общении.

Неудивительно, что международные спортивные связи  выросли в нашу эпоху до глобальных размеров, а такие формы спортивного движения, как «Спорт для всех» и олимпийское движение, стали широчайшими интернациональными течениями современности. Следует отметить, что в настоящее время Международный олимпийский комитет объединяет около 200 национальных олимпийских комитетов.

Экономическая функция . Спорт имеет большое  экономическое значение, выражающееся в том, что средства, вложенные  в развитие спорта, сторицей окупаются  прежде всего в повышении уровня здоровья населения, повышении общей работоспособности, продлении жизни человека. Развитие науки о спорте, материально-технической базы, подготовка кадров — все это способствует развитию детского и юношеского спорта, массового спорта и спорта высших достижений.

Экономическое значение имеют также финансовые средства, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений. Однако это малая толика того, что вкладывают государство и общественные организации в развитие спорта. Основная ценность нашего общества — это здоровье. И в этом аспекте роль спорта неоценима. [6]

 

 

III. Современное состояние физической культуры и спорта     

Физическая  культура и спорт (ФКС) - одна из самых  быстро развивающихся за последние  десятилетия отраслей социальной сферы  во всем мире. Данная отрасль имеет  свою специфику, которая проявляется  в двойственной природе услуг  ФКС: потребительском начале, с одной  стороны и производственно-инвестиционном, с другой.      

В Российской Федерации сектор ФКС  находится в стадии реформирования уже более 15 лет. Федеральное  агентство по физической культуре и  спорту (Росспорт), которое осуществляло руководство сферой ФКС с 2002г. по 2008г., передало свои функции и полномочия созданному 12 мая 2008г. Указом Президента РФ Министерству спорта, туризма и молодежной политики под руководством В. Мутко. Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федерального агентства по делам молодежи, Федерального агентства по туризму и Федерального агентства по физической культуре и спорту. Минспорттуризм России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики [4].

Существенным  фактором, определяющим развитие ФКС, является материально-техническое  обеспечение. После распада СССР материально-техническая база физической культуры и спорта подверглась существенным изменениям.           

В середине 90-х годов критическое положение наблюдалось в вопросах финансирования физической культуры и  спорта и, прежде всего, подготовки сборных  команд страны. До 1999 года недостаточное  финансирование из федерального бюджета  на ремонт и реконструкцию спортсооружений  привело к невозможности эксплуатации многих из них, а организация учебно-тренировочных  сборов на отечественных спортивных базах и центрах стала невозможной, и сборные команды страны были вынуждены проводить учебно-тренировочные  сборы за границей. Федерации по видам спорта, получив полную самостоятельность, не смогли в полной мере обеспечить развитие видов спорта без государственной  поддержки.      

Факт, что с 1991г., сеть физкультурно-спортивных сооружений сократилась примерно на 20% . По данным федеральной службы государственной  статистики, сегодня эта сеть составляет 225 тыс. единиц, которые могут единовременно  принять около 5 млн. человек, что  соответствует всего лишь 17% действующего норматива единовременной пропускной способности спортивных сооружений. Сложившаяся в Российской Федерации  сеть физкультурно-оздоровительных  и спортивных сооружений характеризуется  не только недостаточным количеством: в ряде случаев многие объекты  не отвечают техническим и санитарно-гигиеническим  требованиям, неравномерно размещены  по России.      

По  сравнению с 2001 г. общее число  штатных работников физкультурно-спортивных организаций увеличилось более  чем на 45 тыс. человек, что составляет 18,2%.      

За  этими цифрами стоит следующая  картина: обеспечение населения  России кадрами ФКС составляет сегодня  в расчете на 10 тысяч жителей  не более 20 работников, а норматив - 26 работников.      

Между тем, в настоящее время в России подготовка кадров ФКС осуществляется по одному направлению и шести  специальностям в 219 образовательных  учреждениях среднего и высшего  профессионального образования. В целом, качество подготовки отечественных специалистов удовлетворительное, и на них есть спрос не только в России, но и на мировом рынке спорта. Проблема, однако, - в том, что из 5 тыс. тренерских и преподавательских кадров, которых готовят в стране только институты физкультуры, в ФКС России остаются всего лишь 20%, а остальные уходят из-за отсутствия необходимых условий работы, в  том числе низкой зарплаты. Сегодня  в российском спорте - дефицит тренеров, но в то же время, по некоторым оценкам, за рубежом работают 20 тыс. российских специалистов ФКС, тренируя сильнейшие сборные мира.      

ФКС России испытывает дефицит и в  отношении научно-исследовательских  кадров, без которых невозможно развитие отрасли. Когда-то во всероссийском научно-исследовательском институте физической культуры - главной в ФКС России научно-исследовательской структуры - работало более 3 тыс. человек, а институт располагал по тем временам современным научным оборудованием и полноценными экспериментальными центрами. И сегодня финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ ведется по остаточному принципу. Хотя, положительная динамика есть – объем финансирования науки образования в 2006 году составил 140,7 млн. руб. [7].     

Существует  еще одна значимая кадровая проблема: кадры для работы на современных  физкультурно-спортивных объектах практически  нигде не готовятся. Необходима система  повышения их квалификации и переподготовки, особенно для таких технически сложных  объектов, как дворцы спорта с искусственным  льдом, быстровозводимые сооружения и  конструкции с теннисными кортами  и искусственными полями, плавательные бассейны, стадионы, санные трассы.      

За  последние годы в связи с профессионализацией  и коммерциализацией спорта обострилась  конкуренция на международной арене, а наша страна продолжает терять ведущие  позиции во многих видах спорта. Научный анализ результатов работы спортивных школ, проведенный специалистами  по детско-юношескому спорту показывает, что современное развитие спорта высших достижений в России целиком  и полностью опирается на детско-юношеский  спорт. Для того чтобы оставаться ведущей спортивной державой, необходимо создать условия для успешной работы детско-юношеских спортивных школ и качественной подготовки спортивного  резерва.      

Однако, в последнее  время в стране наблюдается позитивная динамика по показателям состояния  сферы ФКС, к таким тенденциям относятся:      

- рост сети физкультурно-спортивных  сооружений, а также рост числа  занимающихся физической культурой  и спортом;      

- рост затрат на 1 человека, занимающегося ФКС, рост средних  затрат на 1 учащегося в спортивной  школе;      

- рост средств, выделенных  из федерального бюджета на  проведение всероссийских и обеспечение  участия в международных соревнованиях  спортсменов-инвалидов;      

- увеличение объема  финансирования ФКС из федерального  бюджета, увеличение капитальных  вложений на развитие баз и центров олимпийской подготовки из федерального бюджета;      

- рост численности  кадров ФКС, количества присвоенных  спортивных разрядов и званий, количества клубов ФКС по месту  жительства, а также физкультурно-оздоровительных  центров предприятий и организаций [8].

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ     

В заключении можно сказать, что в настоящее время в  России имеются все предпосылки  и возможности для дальнейшего  развития физической культуры и спорта, в том числе материально-технические, правовые, научные, образовательные, организационно-управленческие. Вместе с тем, в первую очередь, необходимо изменить само отношение людей - занятия физической культурой должны стать потребностью самого человека. Приоритетным является детский спорт, и прежде всего – система физического воспитания в школе. Навыки ведения здорового образа жизни необходимо прививать, начиная с детских садов и заканчивая вузами.     

Информация о работе Социальные функции физической подготовки и сорта