Социальное значение физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 10:27, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе будет изучено социальное значение спорта, а также физической культуры и показаны их взаимосвязи с другими сферами общественной жизни.

Файлы: 1 файл

Физ-ра.docx

— 35.76 Кб (Скачать)

В современном  мире наблюдается устойчивая тенденция  повышения социальной роли физической культуры и спорта. Она проявляется  в:

- повышении роли государства  в развитии физической культуры  и спорта;

- широком использовании физической  культуры и спорта в профилактике  заболеваний и укреплении здоровья  населения; 

- продлении активного творческого  долголетия людей; 

- организации досуговой деятельности  и в профилактике асоциального  поведения молодежи;

- вовлечении в занятия физической  культурой и спортом трудоспособного  населения; 

- использовании физической культуры  и спорта в социальной и  физической адаптации инвалидов,  детей-сирот; 

- резком увеличении роста дохода  от спортивных зрелищ и спортивной  индустрии; 

- возрастающем объеме спортивного  теле-, радиовещания и роли телевидения  в развитии физической культуры  и спорта и формировании здорового  образа жизни; 

- развитии физкультурно-оздоровительной  и спортивной инфраструктуры  с учетом интересов и потребностей  населения; 

- в многообразии форм, методов  и средств, предлагаемых на  рынке физкультурно-оздоровительных  и спортивных услуг. 

В соответствии с общемировой тенденцией и в  нашей стране вопросы развития физической культуры и спорта становятся ключевым направлением социальной политики.

Забота о  развитии физической культуры и спорта является важнейшей составляющей социальной политики государства, обеспечивающей воплощение в жизнь гуманистических  идеалов, ценностей и норм, дающей широкий простор для выявления  способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации  человеческого фактора.

Физическая  культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению  социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.

Огромный  социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо процветания  России, поскольку это - наименее затратный  и наиболее результативный рычаг  форсированного морального и физического  оздоровления нации.

Однако в  настоящее время физической культурой  и спортом в стране занимаются всего 8-10% населения, тогда как в  экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 - 60%.

Самая острая и требующая срочного решения  проблема - низкая физическая подготовленность учащихся. Реальный объем двигательной активности учащихся и студентов  не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего  поколения. Увеличивается число  учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной  медицинской группе: в 2000 г. их стало 1 млн. 300 тыс., что на 24% больше, чем  в 1995 г. Распространенность гиподинамии  среди школьников достигла 80%.

Остается  низким уровень вовлеченности в  занятия физической культурой и  спортом взрослого населения, особенно среди женщин: в 2000 г. число женщин, занимающихся физической культурой  и спортом, составило 3,9 млн. человек (это всего 5,1% от общего числа женщин).

В настоящее  время правовая и нормативная  базы в области физической культуры и спорта не позволяют осуществить  права каждого гражданина России на занятия физической культурой  и спортом.

Бюджетное финансирование не обеспечивает в полной мере потребности  развития как спорта высших достижений, так и спорта для всех, а для  инвесторов, готовых вкладывать средства в физическую культуру и спорт, не созданы соответствующие условия.

Недостаточное количество регулярно занимающихся физической культурой и спортом  в значительной степени обусловлено  практически полным отсутствием  пропаганды здорового образа жизни  и ценностей физической культуры и спорта в средствах массовой информации, особенно на телевидении.

 

Серьезная проблема для сферы физической культуры и  спорта - отток за рубеж квалифицированных  специалистов, тренеров и спортсменов (более 1 тыс. человек). Это обусловлено, с одной стороны, высоким уровнем подготовленности наших специалистов, тренеров и спортсменов, востребованностью их на мировом уровне, а с другой - отсутствием условий для полноценной работы в нашей стране.

За последние  годы в несколько десятков раз  снижены объемы отечественного производства спортивных товаров. В стране остро  ощущается нехватка спортивного  инвентаря и оборудования.

В условиях перехода России к рыночной экономике, демократическому обществу и принятия Россией общечеловеческих ценностей  и идеалов к системе физической культуры и спорта предъявляются  новые требования.

Эта система  в новых условиях призвана обеспечить комплексное решение проблем  развития человека и должна быть направлена на:

- сохранение и укрепление физического  и психического здоровья людей; 

- воспитание подрастающего поколения,  способного противостоять негативным  явлениям (таким, как наркомания, пьянство, табакокурение, асоциальное  поведение и т.д.);

- консолидацию общества, укрепление  единства и сплоченности нации; 

- развитие народных и национальных  систем физического воспитания, позволяющих полностью раскрыть  национальные традиции народов  России, их самобытность;

- воспроизводство здорового населения; 

- подготовку к производственной  деятельности и воинской службе;

- формирование у людей способности  адаптироваться к сложным ситуациям  и противостоять повышенным стрессовым  нагрузкам; 

- проведение досуговой деятельности  в многообразных формах, способных  удовлетворить интересы и потребности  различных слоев населения; 

- удовлетворение потребности в  массовых спортивных зрелищах;

- создание мощной спортивной  индустрии, входящей в качестве  составного элемента в экономическую  систему новой России;

 

- более эффективную социальную  и физическую реабилитацию инвалидов; 

- сохранение лидирующих позиций  российских спортсменов в международном  спортивном движении и ускорение  процессов интеграции России  в общемировую систему; 

- создание новой идеологии освещения  в средствах массовой информации (особенно на телевидении) вопросов  физической культуры, спорта и  здорового образа жизни. 

В целях реализации новых социальных требований к системе  физической культуры и спорта необходимо осуществить комплекс первоочередных мер по улучшению физкультурно-спортивной работы и формированию здорового  образа жизни населения 

Одной из главных  функций государства является удовлетворение общих потребностей, в том числе  потребностей в здоровом образе жизни  и в занятиях физкультурой и спортом.

Сегодня необходимо разработать единую стратегию действий различных министерств и ведомств, общественных организаций, ученых и  специалистов. Эта стратегия должна быть направлена на создание максимально  благоприятных условий для оздоровления людей в трудовых коллективах, в  образовательных учреждениях, по месту  жительства, в местах отдыха.

В настоящее  время в стране формируется активный интерес к здоровому образу жизни. По сути дела, можно говорить о том, что в России возникает новый  социальный феномен, выражающийся в  острой экономической заинтересованности граждан в сохранении здоровья как  основы материального благополучия.

Однако такая  заинтересованность еще не приобрела  черты устойчивой, целостной системы  поведения. Напротив, в нынешних условиях в системе поведения людей  представлены стандарты и стили, унаследованные или заимствованные из разных исторических систем, разных культур, а потому они слабо совместимы между собой.

Тем важнее государственное влияние, а может, и вмешательство в этот процесс, поскольку коррекция индивидуальных предпочтений - также важная функция  государства. В этом плане отсутствие экономических предпосылок не может  служить поводом для бездействия. Невозможно сначала обеспечить экономический  рост, затем на его основе решать проблемы укрепления здоровья граждан  и здорового образа жизни. К тому же повышение уровня жизни - увеличение зарплаты, размеров социальных пособий  и т.д. - отнюдь не приводит автоматически  к упорядочению образа жизни, особенно у части населения с традиционно  низким культурно-образовательным  потенциалом, а просто ведет к  количественному росту объемов  потребления 

К сожалению, государство в последние десять лет резко ограничило свое влияние  на политику укрепления здоровья граждан  и формирование их поведенческих  устремлений к занятиям физической культурой и спортом. Если в советское  время эта социальная сфера имела  жесткое государственное регулирование  и контроль, что обеспечивало СССР лидирующие позиции в физическом воспитании граждан и в спорте высших достижений, то за годы реформ она, по сути дела, была брошена на произвол судьбы. Достаточно сказать, что за это время было несколько реорганизаций  высших органов, отвечающих за развитие сферы, и сменилось шесть руководителей  федерального органа управления.

В настоящее  время необходимо сохранить и  восстановить лучшие традиции отечественного физкультурно-спортивного движения и продолжить поиск новых высокоэффективных  физкультурно-оздоровительных и  спортивных технологий, направленных на максимальное вовлечение всех слоев  населения в активные занятия  физической культурой и спортом.

Наряду с  имеющимися или предлагаемыми программами  охраны здоровья, реформирования системы  оплаты труда, модернизации образования  необходимы поведенческие ориентированные  программы, подкрепляющие и развивающие  положительные тенденции и устремления

людей к здоровому  образу жизни, в частности к занятиям физкультурой и спортом. Зарубежные аналоги поведенческих программ - "Джонсон и Джонсон", "Здоровье ради жизни", "Здоровое сердце", "Жизнь - будь в ней", "Тримминг 130" и т.д. У нас также было несколько таких программ, эффективно действовавших на протяжении нескольких десятков лет. Среди них - Всесоюзный комплекс ГТО, система производственной физической культуры и т.д.

Во многих странах мира именно первые лица (Президент, Глава Правительства) возглавляют  общенациональные движения по оздоровлению нации, по активному включению физической культуры и спорта в образ жизни  населения.

Общенациональное  патриотическое движение за оздоровление российских граждан средствами физической культуры и спорта должно быть подкреплено  на уровне региональной политики, инициативами предпринимательских кругов, трудовых коллективов, общественных организаций  и партий, учебных заведений.

Использование физической культуры и спорта для  полноценного и активного досуга и воспитания всегда было прерогативой местных органов власти, тем более  необходимо усиление их роли в настоящий  период.

В подавляющем  большинстве стран развитием  спорта в различных территориальных  единицах, и, прежде всего в городах, занимаются муниципальные органы, а  на местах - коммуны и общины, которые  вырабатывают и осуществляют совместно  с другими спортивными организациями  муниципальную и коммунальную спортивную политику. У нас и в теории и  на практике делаются первые шаги в  реализации муниципальной спортивной политики.

Отсюда в  деятельности региональных и территориальных  управленческих структур имеется целый  ряд проблемных вопросов, возникающих  по разным причинам. Один из таких вопросов связан с ошибочными приоритетами, когда в субъектах Федерации  и в территориях, даже на уровне районных спорткомитетов, определяющим показателем является не приобщение населения к массовому физкультурно-спортивному движению, а подготовка спортсменов высокого класса, их выступление на чемпионатах разного уровня. Исходя из этого нарушаются пропорции в расходовании средств на развитие спорта высших достижений и спорта для всех. В большом количестве и зачастую бесконтрольно финансовые ресурсы тратятся на проведение соревнований, а развитие материально-технической базы для физкультуры и спорта, обустройство спортивными сооружениями дворов и микрорайонов отодвигается на второй план. И это происходит несмотря на то, что по положению спорткомитеты должны содействовать гражданам в реализации их прав на занятия физической культурой, спортом и туризмом, содействовать развитию сферы досуга.

Важнейшая задача совершенствования системы управления физической культурой и спортом - формирование оптимальной отраслевой модели управления, в которой будут  четко распределены и согласованы  компетенция и полномочия, функции  и ответственность всех субъектов  физкультурно-спортивной деятельности как на федеральном уровне, так  и на уровне субъектов Российской Федерации и местных органов  власти.

Особое значение в новой системе управления физической культурой и спортом приобретает  более тесное взаимодействие между  органами здравоохранения, образования, труда, обороны, внутренних дел и  других заинтересованных министерств  и ведомств.

Одной из перспективных  идей формирования новой модели управления является усиление роли федеральных  округов в организации и проведении физкультурно-спортивной работы, осуществлении  координации с регионами. Это  позволит оптимизировать вертикальные связи федерального центра с федеральными округами.

В новой модели возрастает ответственность общественных физкультурных организаций за развитие видов спорта, привлечение максимального количества людей к занятиям физической культурой и спортом.

В условиях демократизации страны общественные физкультурно-спортивные организации имеют возможность  более активно участвовать в  процессе широкого привлечения к  физической культуре и спорту всех слоев населения. Государство заинтересовано в развитии общественных начал управления в сфере физической культуры и  спорта. Общественные организации обладают большими возможностями привлекать внебюджетные средства для развития физкультурно-спортивной инфраструктуры, а также привлекать к работе большое  количество волонтеров.

Информация о работе Социальное значение физической культуры