Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 10:27, контрольная работа
В данной работе будет изучено социальное значение спорта, а также физической культуры и показаны их взаимосвязи с другими сферами общественной жизни.
В современном мире наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной роли физической культуры и спорта. Она проявляется в:
- повышении роли государства
в развитии физической
- широком использовании
- продлении активного
- организации досуговой
- вовлечении в занятия
- использовании физической
- резком увеличении роста
- возрастающем объеме
- развитии физкультурно-
- в многообразии форм, методов
и средств, предлагаемых на
рынке физкультурно-
В соответствии с общемировой тенденцией и в нашей стране вопросы развития физической культуры и спорта становятся ключевым направлением социальной политики.
Забота о развитии физической культуры и спорта является важнейшей составляющей социальной политики государства, обеспечивающей воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, дающей широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.
Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.
Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо процветания России, поскольку это - наименее затратный и наиболее результативный рычаг форсированного морального и физического оздоровления нации.
Однако в настоящее время физической культурой и спортом в стране занимаются всего 8-10% населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 - 60%.
Самая острая и требующая срочного решения проблема - низкая физическая подготовленность учащихся. Реальный объем двигательной активности учащихся и студентов не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Увеличивается число учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе: в 2000 г. их стало 1 млн. 300 тыс., что на 24% больше, чем в 1995 г. Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80%.
Остается низким уровень вовлеченности в занятия физической культурой и спортом взрослого населения, особенно среди женщин: в 2000 г. число женщин, занимающихся физической культурой и спортом, составило 3,9 млн. человек (это всего 5,1% от общего числа женщин).
В настоящее время правовая и нормативная базы в области физической культуры и спорта не позволяют осуществить права каждого гражданина России на занятия физической культурой и спортом.
Бюджетное финансирование
не обеспечивает в полной мере потребности
развития как спорта высших достижений,
так и спорта для всех, а для
инвесторов, готовых вкладывать средства
в физическую культуру и спорт, не
созданы соответствующие
Недостаточное количество регулярно занимающихся физической культурой и спортом в значительной степени обусловлено практически полным отсутствием пропаганды здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта в средствах массовой информации, особенно на телевидении.
Серьезная проблема для сферы физической культуры и спорта - отток за рубеж квалифицированных специалистов, тренеров и спортсменов (более 1 тыс. человек). Это обусловлено, с одной стороны, высоким уровнем подготовленности наших специалистов, тренеров и спортсменов, востребованностью их на мировом уровне, а с другой - отсутствием условий для полноценной работы в нашей стране.
За последние годы в несколько десятков раз снижены объемы отечественного производства спортивных товаров. В стране остро ощущается нехватка спортивного инвентаря и оборудования.
В условиях перехода России к рыночной экономике, демократическому обществу и принятия Россией общечеловеческих ценностей и идеалов к системе физической культуры и спорта предъявляются новые требования.
Эта система в новых условиях призвана обеспечить комплексное решение проблем развития человека и должна быть направлена на:
- сохранение и укрепление
- воспитание подрастающего
- консолидацию общества, укрепление
единства и сплоченности нации;
- развитие народных и
- воспроизводство здорового
- подготовку к производственной
деятельности и воинской
- формирование у людей
- проведение досуговой
- удовлетворение потребности в массовых спортивных зрелищах;
- создание мощной спортивной
индустрии, входящей в
- более эффективную социальную
и физическую реабилитацию
- сохранение лидирующих позиций
российских спортсменов в
- создание новой идеологии
В целях реализации
новых социальных требований к системе
физической культуры и спорта необходимо
осуществить комплекс первоочередных
мер по улучшению физкультурно-
Одной из главных функций государства является удовлетворение общих потребностей, в том числе потребностей в здоровом образе жизни и в занятиях физкультурой и спортом.
Сегодня необходимо
разработать единую стратегию действий
различных министерств и
В настоящее
время в стране формируется активный
интерес к здоровому образу жизни.
По сути дела, можно говорить о том,
что в России возникает новый
социальный феномен, выражающийся в
острой экономической
Однако такая заинтересованность еще не приобрела черты устойчивой, целостной системы поведения. Напротив, в нынешних условиях в системе поведения людей представлены стандарты и стили, унаследованные или заимствованные из разных исторических систем, разных культур, а потому они слабо совместимы между собой.
Тем важнее
государственное влияние, а может,
и вмешательство в этот процесс,
поскольку коррекция
К сожалению,
государство в последние десять
лет резко ограничило свое влияние
на политику укрепления здоровья граждан
и формирование их поведенческих
устремлений к занятиям физической
культурой и спортом. Если в советское
время эта социальная сфера имела
жесткое государственное
В настоящее
время необходимо сохранить и
восстановить лучшие традиции отечественного
физкультурно-спортивного
Наряду с имеющимися или предлагаемыми программами охраны здоровья, реформирования системы оплаты труда, модернизации образования необходимы поведенческие ориентированные программы, подкрепляющие и развивающие положительные тенденции и устремления
людей к здоровому образу жизни, в частности к занятиям физкультурой и спортом. Зарубежные аналоги поведенческих программ - "Джонсон и Джонсон", "Здоровье ради жизни", "Здоровое сердце", "Жизнь - будь в ней", "Тримминг 130" и т.д. У нас также было несколько таких программ, эффективно действовавших на протяжении нескольких десятков лет. Среди них - Всесоюзный комплекс ГТО, система производственной физической культуры и т.д.
Во многих странах мира именно первые лица (Президент, Глава Правительства) возглавляют общенациональные движения по оздоровлению нации, по активному включению физической культуры и спорта в образ жизни населения.
Общенациональное патриотическое движение за оздоровление российских граждан средствами физической культуры и спорта должно быть подкреплено на уровне региональной политики, инициативами предпринимательских кругов, трудовых коллективов, общественных организаций и партий, учебных заведений.
Использование физической культуры и спорта для полноценного и активного досуга и воспитания всегда было прерогативой местных органов власти, тем более необходимо усиление их роли в настоящий период.
В подавляющем
большинстве стран развитием
спорта в различных территориальных
единицах, и, прежде всего в городах,
занимаются муниципальные органы, а
на местах - коммуны и общины, которые
вырабатывают и осуществляют совместно
с другими спортивными
Отсюда в деятельности региональных и территориальных управленческих структур имеется целый ряд проблемных вопросов, возникающих по разным причинам. Один из таких вопросов связан с ошибочными приоритетами, когда в субъектах Федерации и в территориях, даже на уровне районных спорткомитетов, определяющим показателем является не приобщение населения к массовому физкультурно-спортивному движению, а подготовка спортсменов высокого класса, их выступление на чемпионатах разного уровня. Исходя из этого нарушаются пропорции в расходовании средств на развитие спорта высших достижений и спорта для всех. В большом количестве и зачастую бесконтрольно финансовые ресурсы тратятся на проведение соревнований, а развитие материально-технической базы для физкультуры и спорта, обустройство спортивными сооружениями дворов и микрорайонов отодвигается на второй план. И это происходит несмотря на то, что по положению спорткомитеты должны содействовать гражданам в реализации их прав на занятия физической культурой, спортом и туризмом, содействовать развитию сферы досуга.
Важнейшая задача
совершенствования системы
Особое значение
в новой системе управления физической
культурой и спортом
Одной из перспективных
идей формирования новой модели управления
является усиление роли федеральных
округов в организации и
В новой модели возрастает ответственность общественных физкультурных организаций за развитие видов спорта, привлечение максимального количества людей к занятиям физической культурой и спортом.
В условиях демократизации страны общественные физкультурно-спортивные организации имеют возможность более активно участвовать в процессе широкого привлечения к физической культуре и спорту всех слоев населения. Государство заинтересовано в развитии общественных начал управления в сфере физической культуры и спорта. Общественные организации обладают большими возможностями привлекать внебюджетные средства для развития физкультурно-спортивной инфраструктуры, а также привлекать к работе большое количество волонтеров.