Роль подвижных игр для детей с умственной отсталостью

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:13, реферат

Краткое описание

Игровая деятельность, включающая основные локомоторные движения (ходьбу, бег, прыжки, метание, лазание), необходимые в быту и трудовых действиях, является естественной потребностью и доступной формой двигательной и эмоциональной активности ребенка. Подвижная игра выступает как средство и метод развития и коррекции физических, психических, интеллектуальных возможностей аномального ребенка. Являясь неотъемлемым компонентом оздоровительной среды, игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и / или продолжают существовать в реальной жизни.

Оглавление

Введение. 3
1. Теоретические основы по использованию игр в оздоровительной работе с младшими школьниками 3
1.1 Интеллектуальные нарушения. Этиология и патогенез 3
1.2 Классификация нарушений интеллекта 4
1.3 Игра, как универсальная форма и средство коррекционно-развивающей и оздоровительной работы с детьми с интеллектуальным нарушением 4
Умственное воспитание детей в игре 5
Формирование нравственных отношений в игре 5
Эмоциональное развитие детей в игре 6
Игра и коррекция трудностей в познавательной деятельности младших школьников 7
Игра и оздоровительная работа с младшими школьниками 8
Игра – важный инструмент оптимизации двигательной активности младших школьников 9
Игра в коррекции отдельных недостатков физического развития 10
Вывод 11
Литература 12

Файлы: 1 файл

КР.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

В зависимости  от задач, требующих своего решения средствами игры, педагог определяет формы реализации игровых программ, принимая во внимание те общие и частные оздоровительно – профилактические возможности, которыми располагает каждая из них.

К числу общих  возможностей следует отнести восполнение общей суточной двигательной активности, повышение работоспособности, регуляцию мышечной и умственной деятельности младших школьников. Частные же возможности позволяют педагогу сделать акцент на той или иной форме в зависимости от школьных условий и потребностей развития учеников. При этом каждая из форм имеет определенную интенсивность двигательной нагрузки во время игр – малую, умеренную (среднюю) или выраженную (высокую).

Особо тщательно  следует подходить к подбору  игр проводимых во внеурочное время на воздухе. Час активного ежедневного отдыха во время прогулки способен компенсировать до 40% биологической потребности детей младшего школьного возраста в движениях. Проведение в течение этого часа подвижных игр на улице обеспечивает решение одной из важных задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем и закаливание организма детей с интеллектуальным нарушением. Для результативного взаимодействия воспитателя группы должен поддерживать тесную связь с инструктором по физической культуре и с учетом его рекомендаций обращаться к тем или иным играм при организации иных форм двигательного режима воспитанников – прогулок, физкультурных досугов и спортивных праздников.

Целевые программы  игровой физической активности учеников начальной школы могут планироваться на короткую (день, неделя, месяц или период каникул) и длительную (учебная четверть, полугодие, год и т.д.) перспективу.

Игра  в коррекции отдельных недостатков  физического развития

Адаптационно  – профилактический потенциал игровой физической активности для многих младших школьников с нарушением интеллекта при правильном педагогическом подходе может естественно сочетаться с ее важным коррекционно-оздоровительным значением.

Согласно современным  данным, среди учеников начальной  школы наиболее часто встречаются частые острые респираторные заболевания, разнообразные дефекты опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие), снижение остроты зрения (близорукость). Причины их возникновения во многих случаях кроются в несоблюдении необходимых санитарно – гигиенических и психогигиенических условий образовательного процесса, которые, воздействуя на физиологически незрелый детский организм, приводят к появлению и прогрессированию разного рода неблагополучий в психофизическом развитии. Резкая смена условий и режима жизнедеятельности ребенка при поступлении в школу способна в значительной степени обострить эти неблагополучия, что, в свою очередь, ведет к серьезным проблемам не только в здоровье и физическом развитии, но и в овладении учебной деятельностью, в усвоении образовательной программы начальной школы VIII вида. [12]

Существенно влияют на рост и развитие учеников дефекты  осанки. Процесс формирования осанки находится в прямой зависимости  от рационального двигательного  и гигиенического режима. Чаще всего нарушения осанки встречаются у детей слабо развитых физически. Кроме того, длительное пребывание ребенка за партой в неправильной рабочей позе легко приводит к патологическим искривлениям и слабости мышц, которые должны удерживать позвоночник в правильной форме.

Значительные  негативные отклонения в состоянии  здоровья школьников могут возникнуть и вследствие плоскостопия. Стопа  является опорой, фундаментом тела, поэтому нарушение этого фундамента отражается на формировании растущего организма. Деформация стопы связана с ослаблением мышц и перегрузкой связок. При наличии плоскостопия ребенок устает при движении, чувствует недомогание, головную боль, тонус его понижается, боль в коленных суставах и в области поясницы и др. Это сказывается на развитии движений детей.

Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата, и в частности стопы, имеет  в оздоровительной работе с младшими школьниками большое значение.

Профилактика  и коррекция нарушений зрения у детей также составляет серьезную проблему для начальной школы.

Итак, даже краткая  характеристика наиболее распространенных недостатков в физическом развитии и здоровье младших школьников обусловливает  высокую значимость организации, с  одной стороны, особого – щадящего – режима в отношении тех учеников, которые имеют предпосылки или признаки перечисленных выше недостатков. С другой стороны, требуется четкое определение в таком режиме места, роли, форм и содержания специальной коррекционно-оздоровительной игровой деятельности, наиболее важным условием эффективности, которой можно считать продуманный индивидуально – типологический подход к ее планированию и реализации.

Вывод

Особое внимание следует уделить  мерам предупреждения травматизма  младших школьников во время игр  на открытом пространстве. Перед проведением игры воспитателю необходимо хорошо изучить рельеф игровой площадки. Во время проведения игр педагогу должны быть хорошо видны все игроки. При проведении игр на открытом воздухе травмы возникают и в тех случаях, когда дети обуты не в спортивную обувь.

В целом же наиболее целесообразное руководство детской  игровой деятельностью будет  обеспечено тогда, когда взрослые –  педагоги и воспитатели – сами будут обладать достаточно высокой  игровой культурой и согласовывать  качество и меру своих оздоровительно – коррекционных влияний.

Опыт показывает, что игровая культура складывается не только из владения методикой проведения подвижных, спортивных, специальных  оздоровительных и других игр  с младшими школьниками, но и из стремления обогащать свой игровой багаж, изучать представленный в педагогических изданиях опыт, новации и перспективы в этой области. От умения взрослого «преподнести» игру, задать нужный тон и настроение, предоставить каждому участнику игры возможность раскрыть свои лучшие качества зависит не только результат конкретной игры, но и в целом эффективность реализации игровой оздоровительно – коррекционной программы.

 

 

 

Литература

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений:  В 6 т. – Т. 4. – М.: Педагогика, 1982.

2. Певзнер М.С., Лубовский В.И. Динамика развития детей – олигофренов. – М., 1963.

3. Овчарова Р.В.  Практическая психология в начальной  школе. – М., 1996

4. Воронкова  В.В. Обучение и воспитание  во вспомогательной школе. –  М., 1998.

5. Бурменская  Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития. – М., 1990

6. Барташников  А.А., Барташникова И.А. Учись мыслить.  – Харьков, 1998.

7. Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания. - Нижний Новгород, 1998.

8. Коротков И.И. Подвижные игры детей. – М., 1987.

9. Степанова О.А. Игровая школа мышления // Начальная школа: плюс – минус. – 2000. №10. – С. 3 – 12.

10. Чутко Н.Я. Чтобы не дремали  мысли. – М., 1996.

11. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. – М., 1998.

12. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995.


Информация о работе Роль подвижных игр для детей с умственной отсталостью