Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:37, курсовая работа
В начале 90-х гг. повысился интерес к физическому воспитанию школьников, что нашло отражение в новых программно-нормативных документах для общеобразовательной школы, например, «Комплексной программе физического воспитания для учащихся 1-11-х классов (1991, 1993 гг.)». Однако реализация на практике содержания принятых программ не позволяет сохранить на должном уровне физическое развитие школьников.В связи с этим нами была поставлена цель исследования - изучение вопроса развития физических качеств школьников в условиях общеобразовательной школы.
Введение
1 Физические качества, средства и методы их развития у школьников
1.1 Сила и методика ее развития
1.2 Быстрота и методика ее развития
1.3 Выносливость и методика ее развития
1.4 Ловкость и методика ее развития
1.5 Подвижность в суставах и методика ее развития
2. Основные организационные формы физического воспитания детей
в школе
3. Оценка физического развития школьников 5-7 классов
4. Сравнительные данные состояния физического развития детей
в возрасте 13-16 лет, занимающихся и не занимающихся спортом
Заключение
Список литературы
Приложения
2 Основные организационные формы физического воспитания детей в школе
Физическое воспита-ние
детей и подростков в общеобразовательных
школах вклю-чает сдачу норм, характеризуется
разнообра-зием организационных форм,
активным вовлечением во внеклассные
и внешкольные спортивно-
Организация и содержание физического воспита-ния учащихся школ регламентируются учебной программой по физкультуре; програм-мой по внеклассной и внешкольной спортивной работе со школьниками; программой занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе; Положениями о коллективе физической культуры в школе и внешкольных учреж-дениях.
Организационные формы физического воспитания школьников включают уроки физкультуры; физкуль-турно-оздоровительные мероприятия в режиме дня школьников; внеклассную и внешкольную спортивно-массовую работу; самостоятельные занятия физи-ческими упражнениями в семье, на пришкольном участке и дворовых площадках, стадионах, парках.
Урок физкультуры -- основная форма физического воспитания, охватывающая всех школьников. При проведении уроков физкультуры должны соблюдаться следующие гигиенические требования: соответствие содержания урока и величины нагрузки состоянию здоровья, физической подготовленности, возрасту и полу учащихся; методически правильное построение урока с выделением отдельных структурных частей и созданием оптимальных моторной плотности заня-тия и физиологической нагрузки; выполнение физи-ческих упражнений, содействующих укреплению здоровья и формированию правильной осанки; соблюдение последовательности занятий, правильное их сочетание с другими уроками в расписании учеб-ного дня и недели; проведение занятий в специаль-ном помещении (спортивный или гимнастический зал), на специально оборудованном пришкольном участке, стадионе, лыжной трассе или в бассейне; выполнение учащимися упражнений в спортивной одежде и при температурных условиях, обеспечивающих закалива-ние организма.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия вклю-чают проведение гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр и физ-культурных упражнений на переменах, а также еже-дневные занятия физкультурой и спортом (спортив-ный час) с учащимися групп продленного дня.
Гимнастика до учебных занятий активизирует обменные процессы перед началом занятий и спо-собствует повышению работоспособности на уроках. Проведение гимнастики на открытом воздухе закали-вает организм и повышает его сопротивляемость про-студным заболеваниям. Продолжительность гимнастики не должна превышать 6-7 мин для всех школьников, за исключением начальных классов (5-6 мин).
Физкультминутки на уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный тонус школьников, снижают стати-ческие нагрузки и предупреждают нарушения осанки. Они проводятся в классе в течение 1-2 мин. Время начала физкультминутки определяется педагогом, ведущим урок; наиболее целесообразно проводить ее, когда у учащихся появляются первые признаки утомления.
Подвижные игры на переменах являются эффек-тивным средством профилактики переутомления уча-щихся, сохранения у них высокого уровня работоспо-собности на протяжении всего учебного дня. Они организуются дежурными учителями, специально под-готовленными физоргами и проводятся преимущест-венно на открытом воздухе. Подвижные игры малой и средней интенсивности необходимо заканчивать за 5-6 мин до начала следующего урока.
Успех подвижных игр и проведения физкультурных упражнений на переменах во многом зависит от под-готовки мест занятий и наличия спортивного инвентаря (мячи, скакалки, обручи, эстафетные палочки и пр.).
Школьники занимаются подвижными играми на переменах в повседневной одежде, при необхо-димости надевают куртки или пальто, головные уборы и соответствующую сезону и погоде обувь.
Спортивный час
в группах продленного дня
про-водит воспитатель, пользуясь
консультацией учителя
Внеклассная спортивно-массовая работа в школе включает организацию занятий в спортивных секциях, а также проведение дней здоровья и спорта. Данная работа осуществляется учителем физкультуры на ос-нове самодеятельности учащихся и в соответствии с Положением о коллективе физкультуры общеобра-зовательной школы. Основным критерием оценки работы спортивных секций является их массовость. В связи с этим создаются различные секции и уста-навливаются удобные для школьников графики ра-боты; продолжительность работы секции не более 2 ч.
Во всех школах предусматриваются ежемесячные дни здоровья и спорта, цель которых -- способст-вовать укреплению здоровья учащихся, обеспечивать активный отдых школьников и повышать у них ин-терес к регулярным занятиям физкультурой и спор-том.
Дни здоровья и спорта предусматривают пешие прогулки, подвижные и спортивные игры, туристиче-ские походы, массовые соревнования, старты на лучшего бегуна, пры-гуна и другие виды соревнований, катание на лыжах, санках, коньках и т. п. Участие школьников 1-3-х классов в днях здоровья и спорта не должно превышать 3 ч, школьников 4-7-х клас-сов -- 4 ч, 8-10-х (11-х) --5 ч.
Внешкольная спортивно-массовая работа проводит-ся спортивными организациями в тесном контакте с родителями и учителями школы.
Ежегодно в школе (как правило, в начале учебного года) проводится медицинский осмотр всех школь-ников. График проведения осмотров составляет ме-дицинский работник школы вместе с заведующим учебной частью и затем он утверждается главным врачом детской поликлиники и директором школы.
Медицинский осмотр предусматривает определе-ние сдвигов в состоянии здоровья и физическом раз-витии школьников, учет эффективности занятий физ-культурой, а также решение вопроса об установле-нии медицинской группы (основная, подготовитель-ная, специальная).
Первоклассников до поступления в школу осмат-ривают либо в дошкольном учреждении, либо в дет-ской поликлинике. В процессе осмотра обращают внимание на их физическое развитие, состояние здо-ровья и функциональное состояние организма; ре-шается вопрос о допуске их к занятиям физкульту-рой и определяется медицинская группа. Все данные фиксируются в индивидуальной карте школьника, которая передается затем в школу.
В течение учебного года при необходимости про-водятся дополнительные врачебные осмотры (после перенесенных заболеваний, травм, перед участием в соревнованиях).
Результаты медицинского
осмотра должны быть обсуждены на
заседании педагогического
По окончании осмотра составляют сводный спи-сок учащихся, отнесенных к подготовительной и спе-циальной группам, и с соответствующими рекоменда-циями передают его преподавателю физкультуры. Состав подготовительной и специальной групп может быть изменен, так как в течение учебного года неко-торые учащиеся могут быть переведены из одной группы в другую (после дополнительного или очередного медицинского осмотра).
Данные осмотра не всегда достаточны для суждения о возможностях организма школьника пере-нести физические нагрузки, полученные на уроках физкультуры и тренировочных занятиях по тем или иным видам спорта. Поэтому необходимо медицинское наблюдение за школьниками непосредственно во время занятий и тренировок.
При посещении занятий обращают внимание на санитарное состояние и содержание мест проведения занятий, раздевален, спортивную одежду учеников и преподавателя, на наличие и качество спортивного инвентаря и оборудования, а также на вовлечение учащихся подготовительной группы к выполнению физических упражнений.
Предварительно ознакомившись с программой, поурочным планом и схемой построения урока, меди-цинский работник дает оценку правильности пост-роения урока, соответствию физических упражнений половым и возрастным особенностям, состоянию здо-ровья учащихся и их подготовленности.
В течение урока необходимо следить за тем, ка-кие упражнения включает преподаватель для коррек-ции осанки, дает ли рекомендации, как правильно дышать, правильно ли дозирует нагрузку для уча-щихся подготовительной группы.
Учащиеся, временно освобожденные от занятий физкультурой, должны находиться на уроках.
Школьники, отнесенные к специальной медицин-ской группе физического воспитания, должны зани-маться лечебной гимнастикой. Последняя делится на собственно лечебную и корригирующую. Корригирующая гимнастика назначается детям с теми или иными нарушениями опорно-двигательного ап-парата. Она включает общеукрепляющие и обще-развивающие упражнения.
Для занятий
лечебной (корригирующей) гимнасти-кой
комплектуют группы (не более 15 человек)
с уче-том возраста детей. Занятия
проводит преподава-тель физкультуры,
прошедший специальную подго-
Учебные занятия со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе, выносятся за сет-ку часов основного учебного времени, но обязательно планируются при составлении расписания -- 2 заня-тия в неделю продолжительностью по 45 мин каждое или 3 занятия по 30 мин каждое.
3 Оценка физического развития школьников 5-7 классов г. Рубцовска
Многочисленными исследованиями показано огромное влияние ускоренного физического развития на двигательную активность ребенка.
Изучение уровня физического развития двигательной активности школьников в их естественных условиях позволит объективно судить о результатах педагогических воздействии на морфофункциональные изменения в организме ребенка. Контролем за динамикой всех показателей служат разработанные стандарты (оценочные таблицы), построенные по шкалам регрессии или сигмальным отклонениям. Однако, существующие стандарты могут использоваться 5-6 лет, а затем должны разрабатываться вновь. Необходимость такой замены диктуется влиянием внешней среды на организм ребенка, что вызывает ускорение физического развития, имеющего не вполне ясную природу.
В задачу наших исследований входило изучение физического развития двигательной активности 10-13-летних мальчиков в школах с различным двигательным режимом.
Сопоставление сдвигов в физическом развитии 10-13-летних мальчиков за последние 13 лет в г. Рубцовске незначительно отличается по всем показателям. Так, рост увеличился на 6 см, вес на 3,1 кг, окружность грудной клетки на 1,8 см, увеличилась ЖЕЛ на 211 см3, сила правой кисти -- на 1,8 кг, левой на 1,1 кг. Ниже оказалась сила мышц спины на 6,5 кг. Наблюдается тесная взаимосвязь между ростом и другими показателями. Так, с увеличением роста увеличивается вес, ко-эффициент корреляции равен 0,81.
Выбор тестов физической подготовленности 10-13-летних мальчиков диктовался требованиями оценить основные двигательные ка-чества ребенка -- быстроту, силу, координацию движений. Результаты приема нормативов бега на 30 м, подтягивания, на перекладине по всем школам с различным двигательным режимом выявили хорошую подготовленность детей к выполнению этих требований. В среднем все дети сдали эти норма-тивы на высоком уровне. Недостаточную подготовленность показали мальчики во всех школах по сдаче прыжка в длину с места.
В результате исследования нами были сделаны следующие выводы:
1. Наши данные показывают, что большинство детей 10-13 лет развиваются гармонично, что дает возможность оценить положительное влияние физкультуры на организм ребенка.
2. Высокие морфо-функциональные
показатели и достаточная
4 Сравнительные данные
состояния физического
Показатели физического развития российских школьников за последние десять лет постоянно ухудшаются, и большинство детей имеют не одно, а целый букет хронических заболеваний. Достаточно сказать, что к 10-11 классу 75 процентов девочек хронически больны, а 40 процентов юношей не в состоянии выполнить нормативы по физподготовке.
Поэтому основной целью мы ставим сравнительный анализ показателей развития детей, занимающихся и не занимающихся спортом. Исходя из этого, нами проведен анализ состояния здоровья и работоспособности учащихся детско-юношеских спортивных школ города Рубцовска. Обработке подвергнуто 100 врачебно-контрольных карт диспансерного наблюдения за юными спортсменами. Для сравнения было проанализировано сос-тояние здоровья и работоспособность учащихся общеобразо-вательных школ г. Рубцовска, не занимающихся спортом (всего 101 человек). Возраст учащихся 13--15 лет. Все они во вре-мя медицинского осмотра были отнесены к основной меди-цинской группе для выполнения государственной программы по физической культуре в школе.
Информация о работе Развитие физических качеств школьников в условиях общеобразовательной школы