Оглавление.
Введение.
План:
1. Теоретические
сведения. Краткий исторический обзор
игры (баскетбол, волейбол, ручной мяч).
2. Баскетбол. Правила игры. Передвижения
и остановки. Ловля, передача, ведение
мяча. Броски мяча в корзину.
3. Волейбол. Техника игры в нападении. Техника
игры в защите. Тактика игры. Двусторонняя
игра.
4. Развитие физических качеств при игре
в спортивных играх.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
Спорт является органической частью
физической культуры и представляет собой
совокупность материальных и духовных
ценностей, которые создаются и используются
обществом для игровой физической деятельности
людей, направленной на интенсивную специализированную
подготовку для последующего максимального
проявления способностей путем соревнования
в заранее определяемых двигательных
действиях.
Следовательно, спорт есть деятельность,
которая служит интересам общества, реализуя
воспитательную, подготовительную и коммуникативную
функции, но не является постоянной специальностью
(профессией) человека.
- Теоретические сведения.
Краткий исторический обзор игры (баскетбол,
волейбол, ручной мяч).
Спортивные
игры – виды любительского и профессионального
спорта, направленные на достижение личной
и командной цели, связанной с поражением
конкретной цели (ворот, корзины, лузы,
игровых фигур и т.п.). Спортивные игры можно с уверенностью
назвать универсальным средством физического
воспитания всех категорий населения
- от детей дошкольного возраста до пенсионеров.
С их помощью достигается цель - формирование
основ физической и духовной культуры
личности, повышение ресурсов здоровья
как системы ценностей, активно и долгосрочно
реализуемых в здоровом стиле жизни. Велика
роль спортивных игр в решении задач физического
воспитания в широком возрастном диапазоне,
таких, как формирование осознанной потребности
в освоении ценностей здоровья, физической
культуры и спорта; физическое совершенствование
и укрепление здоровья как условия обеспечения
и достижения высокого уровня профессионализма
в социально значимых видах деятельности;
природосообразное и индивидуально приемлемое
развитие физического потенциала, обеспечивающего
достижение необходимого и достаточного
уровня физических качеств, системы двигательных
умений и навыков; физкультурное общее
образование, направленное на освоение
интеллектуальных, технологических, нравственных
и эстетических ценностей физической
культуры; актуализация знаний на уровне
навыков проведения самостоятельных занятий
и умений приобщать к ним других. Есть
различные виды спортивных игр, например:
баскетбол, волейбол, ручной мяч.
Баскетбол. История возникновения и развития древнего
баскетбола берет свое начало еще с игры
племен индейцев майя и ацтеков. Смысл
игры был похожим и состоял из забрасывания
в литое кольцо мяча, сделанного из каучука.
По этой причине Америку и считают родиной
и создателем баскетбола. Целью игры было закинуть мяч в корзины
из под фруктов без днища, прикрепленных
к балкону. Спустя год, канадец Джеймс
Нейсмит составил первых тридцать правил
этой игры. Некоторые из них изменились
уже с первых игр, а некоторые так и остались
до наших дней.
Изменились, конечно, и сами
корзины. С 1893 года они превратились в
железные кольца, обрамленные сетками.
Игра, в силу своей динамичности, стала
резко набирать популярность и признание,
и уже вскоре в Америке издали первый официальный
список правил. И постепенно она начинает
набирать славу и уже появляется в Японии
и Китае, а следом и в Южной Америки и Филлипинах.
В дальнейшем стали проводиться официальные
соревнования и матчи международного
уровня. Игра с огромной скоростью распространяется,
и уже в дальнейшем завоевывает все мировое
признание. В 1935 году этот вид спорта впервые
вошел в Олимпийские игры. На этой первой
Олимпийской игре присутствовал конгресс
Международной Федерации баскетбольных
ассоциаций, принявший все основные и
заключительные правила игры. Но с целью
вернуть былую славу баскетболу, в связи
с утраченным интересом в начале пятидесятых
годов, в игру внесли новые правила, прекрасно
дополняющие игру. Самые важные из них
расширение мест зоны, где все игроки не
могут находиться больше трех секунд,
и правило тридцати секунд, в течении которых
команда должна закинуть мяч в корзину.
Волейбол - официальной,
датой рождения волейбола считается 1895
год, когда преподаватель физкультуры
Гелиокского колледжа (штат Массачусетс,
США) Вильям Морган изобрёл игру волейбол,
а затем и разработал её первые правила.
Это официальная версия, хотя есть и другие.
Некоторые склонны считать родоначальником
волейбола американца Халстеда из Спрингфилда,
который в 1866 году начал пропагандировать
игру в «летающий мяч», названную им волейболом. Смысл
игры в том, чтобы не дать мячу упасть на
своей площадке, прилагая усилия для падения
его на стороне противоположной команды.
Действия играющих, ограниченные правилами,
выполняются игровыми приёмами: подачей,
передачей, нападающих ударом и блокированием.
Исходными положениями для игровых приёмов
будут стойки (при действиях на месте)
и перемещения (при действиях в движении).
Баскетбол.
Правила игры. Передвижения и остановки.
Ловля, передача, ведение мяча. Броски
мяча в корзину.
Баскетбол — это командная игра, в которой совместные
действия игроков обусловлены единой
целью. Она сложна и эмоциональна, включает
в себя быстрый бег, прыжки, метание, осуществляемые
в оригинально задуманных комбинациях,
проводимых при противодействии партнеров
по игре. Прежде чем приступить к игре
в баскетбол, необходимо соблюсти следующую
последовательность упражнений, подводящих
к освоению этой игры: обучение технике
перемещения и удержания мяча; передача
мяча; ведение мяча; бросание мяча в корзину.
Правила игры.
В баскетбол играют две команды, причем на
площадке одновременно присутствует лишь
по 5 человек от каждой из них. Цель игры
в баскетбол состоит в том, чтобы забросить
мяч в корзину соперника, при этом по возможности
помешав ему сделать то же самое в ответной
атаке. За каждый точный полевой бросок
в зависимости от его дальности от кольца
начисляется 2 или 3 очка .Существуют штрафные
броски, бросаемые с линии штрафных бросков.
Мячом играют только руками, причем пересекать баскетбольную площадку
с мячом в руках нельзя - его надо обязательно
вести (то есть ударять о пол). Ведется
мяч обязательно только одной рукой. С
мячом в руках (без ведения) игрок может
двигаться лишь два шага на третьем будет зафиксировано
нарушение (пробежка). Если игрок с мячом
в руках прекратил ведение, то он обязательно
должен передать мяч кому-либо из партнеров-
продолжать ведение после паузы запрещается.
Преднамеренный удар по мячу ногой считается
нарушением - случайное попадание или
соприкосновение мяча с ногой не фиксируются
как фол(нарушение). Игра начинается со
спорного броска в центральном круге площадке
и состоит из 4-х периодов по 10 минут каждый,
разделенных между собой интервалами
для отдыха игроков. Между 2-м и 3-м периодом
интервал наибольший (15 минут). Фолы (или нарушения)
правил. Каждый игрок любой из баскетбольных команд может
получить за матч не более 5-ти фолов, при
превышении этого количества он удаляется
с площадки до конца матча. Если фол был совершен против баскетболиста,
находящегося в процессе броска, то он
наказывается либо одним штрафным (мяч,
несмотря на фол, попал в корзину и бросок
засчитан), либо двумя (мяч не попал, а бросок
был совершен в пределах 2-х очковой области),
либо тремя (мяч непопал, а бросок был совершен
в пределах 3-х очковой области).
Передвижения и остановки.
Выполняется с мячом и без него. Оно может
осуществляться ходьбой, бегом, прыжками,
к ним относятся и остановки. Ходьба выполняется,
как правило, на полусогнутых ногах при
хорошем равновесии, что позволяет резко
начать ускорение. Бег имеет как бы две
разновидности:
- первый используется для развития
максимальной скорости;
- второй
- для быстрой смены направления
передвижения.
Спринтерский
бег характеризуется постановкой ноги
на опору с носка, активным сгибанием маховой
ноги при ее переносе, выраженной работой
согнутых рук.
Специфический
бег выполняется при более сильном сгибании
ног в коленных суставах, что придает устойчивость,
с постановкой на полную стопу. К специфическому
бегу относится бег приставными шагами,
бег спиной вперед.
Ловля, передача, ведение мяча.
Ловля. В момент ловли и передачи мяча в движении игрок
делает шаг навстречу летящему мячу, принимая
его на выставленные вперед руки. Со вторым
шагом он сгибает руки, подтягивая мяч
к себе, и одновременно со следующим шагом
посылает мяч в нужном направлении.
Последовательность
обучения: в момент ловли мяча шаг ногой,
стоящей сзади, и передача мяча со следующим
шагом; ловля мяча с шагом ногой, стоящей
сзади, передача мяча со следующим шагом
и смена места игроком после передачи;
ловля и передача мяча в движении шагом;
ловля и передача мяча в движении бегом.
При ловле мяча пальцы рук расставлены
широко, подняты навстречу летящему мячу.
Касание мяча пальцев, без касания ладоней,
сопровождается сгибанием рук и ног для
снижения скорости полета мяча.
Передача. Выполняется
двумя руками от груди, одной рукой от
плеча и двумя руками сверху.
Ведение мяча. Существует два способа ведения
мяча. С обычным отскоком мяча до уровня
пояса и со сниженным. Разгибая руку в
локтевом суставе, движением предплечья,
при пружинистом толчке кисти и пальцев,
мяч посылается в пол в стороне от следа
ступни. Рука задерживается внизу и встречает
отскочивший мяч, возвращается вверх только
с мячом. Контакт пальцев с мячом должен
быть как можно дольше, для уменьшения
свободного полета мяча. При ведении мяч
постоянно закрывается туловищем от соперника.
Броски мяча в корзину.
Броски
завершают атаку. Они выполняются
одной рукой от плеча с места
и в движении, бросок одной
рукой в прыжке, двумя руками
от груди с места и в движении.
Основное требование в бросках,
это одновременное разгибание
ног и «бросающей» руки. Отрыв
мяча от пальцев происходит, когда
рука образует почти прямую
линию.
Самый распространенный
способ атаки корзины с близких и средних
дистанций. Игрок выставляет вперед правую
ногу, кисть правой руки с разведенными
пальцами накладывается на мяч, левая
рука поддерживает его снизу. Мяч выносится
вперед, перекладывается на правую руку,
предплечье которой находится в вертикальном
положении. Ноги слегка согнуты. Вытягиваясь
в направлении броска вперед вверх, игрок
мягким движением кисти направляет мяч
в корзину. После броска кисть расслабляется,
рука сгибается и свободно опускается
вниз. Изучение броска одной рукой следует
начинать с выполнения его сильной рукой,
а затем слабой. Наиболее удобное положение
для броска правой рукой — с правой стороны
щита, левой — с левой его стороны.
Для атаки
корзины в движении целесообразнее использовать
бросок одной рукой от плеча. Бросок в
движении выполняется следующим образом:
при броске с правой стороны мяч ловится
под правую ногу, последующий шаг левой
ногой укороченный (стопорящий), толчком
правой ноги совершается выпрыгивание
вверх с выносом мяча над плечом, мяч выпускается
с руки движением кисти.
Используется
для атаки корзины с близких
дистанций. Приближаясь к щиту, игрок в
момент ловли мяча делает широкий шаг
левой ногой, затем приставляет к ней правую,
толкается вверх, вносит мяч в исходное
положение для броска на вытянутую вверх
кисть правой руки. Мяч направляется в
кольцо в наивысшей точке прыжка.
Штрафной
бросок всегда выполняется с одного и
того же места и игроку, бросающему мяч,
никто не мешает. Штрафной бросок не требует
специальной техники — он выполняется
тем же способом, которым обычно игроки
поражают корзину противника в игре.
Волейбол. Техника игры в нападении.
Техника игры в защите. Тактика игры. Двусторонняя
игра.
В волейбол играют на площадке
размером 9х18 метров. Вся площадка разделена
на две равные половины средней линией,
над которой подвешивается сетка. Высота
сетки зависит от возраста и пола играющих.
В игре участвуют 12 игроков (по 6 игроков
с каждой стороны), и ведётся она мячом
весом 250грамм и окружностью 65-68 сантиметров.
Смысл игры в том, чтобы не дать мячу упасть
на своей площадке, прилагая усилия для
падения его на стороне противоположной
команды. Действия играющих, ограниченные
правилами, выполняются игровыми приёмами:
подачей, передачей, нападающих ударом
и блокированием. Исходными положениями
для игровых приёмов будут стойки (при
действиях на месте) и перемещения (при
действиях в движении). Игра состоит из
трёх или пяти партий, в каждой счёт ведётся
до 15 очков. Побеждает та команда, которая
выиграет две партии из трёх или три из
пяти. Если первую партию выигрывает одна
команда, а вторую другая, то проводится
третья, решающая. Аналогичные условия
и при игре из пяти партий. После каждой
партии команды меняются площадками.
ТЕХНИКА ИГРЫ
Особое место в технике игры
занимают стойки и перемещения.
В технике нападения существует
одна стойка - основная. При этой стойке
ноги располагаются на ширине плеч, согнуты
в коленях, туловище в вертикальном положении,
руки согнуты в локтях и находятся перед
грудью. При выполнении приемов техники
нападения игроку приходится перемещаться.
Перемещения могут быть выполнены шагом
или бегом в различных направлениях. При
выполнении нападающих ударов применяются
прыжки толчком двумя ногами или одной
ногой, с места или разбега. Технический
прием может быть выполнен правильно только
в том случае, когда игрок своевременно
переместившись, принял основную стойку.
Передачи являются одним из основных
технических приемов в волейболе. В зависимости
от положения рук при выполнении передач
различаются верхние и нижние передачи
двумя и одной рукой. Основой для правильного
выполнения передачи является своевременное
перемещение под мяч и принятие основной
стойки. Передачи могут быть различными
по расстоянию и высоте. По расстоянию
различаются короткие и длинные передачи,
а по высоте - низкие, средние, высокие.
Особенностью выполнения длинных и высоких
передач является более активная работа
ног. При выполнении верхних передач следует
обратить внимание на то, линия плеч игрока
была перпендикулярна направлению, в котором
выполняется передача. Разновидностью
выполнения верхней передачи является
передача в прыжке. Она наиболее сложна,
так как выполняется в безопорном положении.
После перемещения под мяч игрок делает
прыжок вверх и выносит согнутые руки
над головой. Передача выполняется в высшей
точке прыжка за счёт активного выпрямления
рук локтевых и лучезапястных суставах.
Передача в прыжке с имитацией нападающего
удара называется «откидкой».