Рациональное питание и физические упражнения важнейший фактор укрепления здоровья и повышения работоспособности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:00, реферат

Краткое описание

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

Файлы: 1 файл

физкультура.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

 

9. Использование «малых  форм» физической культуры в  режиме учебного труда студентов

Среди разнообразных  форм физической активности утренняя гимнастика наименее сложна, но достаточно эффективна для ускоренного включения в учебно-трудовой день, благодаря мобилизации вегетативных функций организма, повышению работоспособности центральной нервной системы, созданию определенного эмоционального фона. У студентов, регулярно выполняющих утреннюю гимнастику, период врабатывания на первой учебной паре был в 2,7 раза меньше, чем у не выполняющих ее. Это же в полной мере относится и к психоэмоциональному состоянию — настроение повышалось на 50%, самочувствие на 44%, активность на 36,7%.

Действенной и доступной формой занятий в вузе является физкультурная пауза. Она решает задачу обеспечить активный отдых студентов и повысить их работоспособность. При изучении эффективности использования в микропаузах физических упражнений динамического и познотонического характера установлено, что одноминутное динамическое упражнение (бег на месте в темпе 1 шаг в с) по своему эффекту эквивалентно выполнению познотонических упражнений в течение двух минут. Поскольку рабочая поза студентов отличается монотонным напряжением преимущественно мышц-сгибателей (сидят, наклонившись вперед), начинать и заканчивать цикл упражнений целесообразно энергичным потягиванием мышц-сгибателей.

Методические  рекомендации по использованию познотонических  упражнений. До начала интенсивной  умственной работы, чтобы сократить период врабатывания, рекомендуется произвольное дополнительное напряжение мышц конечностей умеренной или средней интенсивности в течение 5—10 мин. Чем ниже исходное нервное и мышечное напряжение и чем быстрее необходимо мобилизоваться для работы, тем выше должно быть дополнительное напряжение скелетных мышц. При продолжительной напряженной умственной работе, если она к тому же сопровождается эмоциональным стрессом, рекомендуется произвольное общее расслабление скелетных мышц, сочетаемое с ритмичным сокращением небольших по массе мышечных групп (например, сгибателей и разгибателей пальцев кисти, мимической мускулатуры лица и т.п.). 

 

10. Работоспособность  студентов в условиях оздоровительно-спортивного  лагеря

Здоровый  образ жизни студентов подразумевает систематическое использование средств физической культуры и спорта в учебном году. Успешному выполнению учебно-трудовых обязанностей при сохранении здоровья и высокой работоспособности помогает активный отдых. Среди различных форм отдыха в каникулярный период широкое развитие в вузах получили студенческие оздоровительно-спортивные лагеря (зимние и летние).

20-дневный  отдых в лагере, организованный  через неделю после завершения  летней сессии, позволил восстановить  все показатели умственной и  физической работоспособности, в то время как у отдыхавших в городе восстановительные процессы протекали вяло. 

 

11. Особенности проведения  учебных занятий по физическому  воспитанию для повышения работоспособности  студентов

Структура организации  учебного процесса в вузе оказывает воздействие на организм студента, изменяя его функциональное состояние и влияя на работоспособность. Это обстоятельство должно учитываться и при проведении учебных занятий по физическому воспитанию, которые также оказывают влияние на изменение работоспособности студентов.

По результатам  исследований установлено, что для  успешного воспитания основных физических качеств студентов необходимо опираться  на закономерную периодику работоспособности  в учебном году. Согласно этому  в первой половине каждого семестра на учебных и самостоятельных занятиях целесообразно применять физические упражнения с преимущественной (до 70—75%) направленностью на развитие скоростных, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости с интенсивностью по ЧСС 120—180 удар/мин; во второй половине каждого семестра с преимущественной (до 70—75%) направленностью на развитие силы, общей и силовой выносливости с интенсивностью по ЧСС 120—150 удар/мин. Первая часть в семестре совпадает с более высоким функциональным состоянием организма, вторая — с его относительным снижением. Занятия, построенные на основе такого планирования средств физической подготовки, оказывают стимулирующее влияние на умственную работоспособность студентов, улучшают их самочувствие, обеспечивают прогрессивное повышение уровня физической подготовленности в учебном году.

При двух занятиях в неделю сочетание физических нагрузок с умственной работоспособностью имеет  следующие особенности. Наиболее высокий  уровень умственной работоспособности  наблюдается при сочетании двух занятий при ЧСС 130—160 удар/мин с интервалами в 1—3 дня. Положительный, но вдвое меньший эффект достигается при чередовании занятия с ЧСС 130—160 удар/мин и 110—130 удар/мин. Использование двух занятий в неделю при ЧСС свыше 160 удар/мин ведет к значительному снижению умственной работоспособности в недельном цикле, особенно для недостаточно тренированных. Сочетание занятий с таким режимом в начале недели и занятий с ЧСС 110—130, 130—160 удар/мин во второй половине недели оказывает стимулирующее воздействие на работоспособность студентов лишь в конце недели.

В практике физического  воспитания определенной части студентов  постоянно возникает проблема: как  сочетать успешное выполнение обязанностей по учебе и повышение спортивного  мастерства. Вторая задача требует 5—6 учебно-тренировочных занятий в неделю, а иногда и двух в день.

При систематических  занятиях различными видами спорта воспитываются  определенные психические качества, отражающие объективные условия  спортивной деятельности.

Обобщенные  характеристики успешного использования средств физической культуры в учебном процессе, обеспечивающие состояние высокой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, следующие: длительное сохранение работоспособности в учебном труде; ускоренная врабатываемость; способность к ускоренному восстановлению; эмоциональная и волевая устойчивость к сбивающим факторам; средняя выраженность эмоционального фона; снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы; успешное выполнение учебных требований и хорошая успеваемость, высокие организованность и дисциплина в учебе, быту, отдыхе; рациональное использование бюджета свободного времени для личностного и профессионального развития.

Работоспособность определяется воздействием разнообразных  внешних и внутренних физических, психических, физиологически^ факторов, что свидетельствует о тесной взаимосвязи физической и умственной работоспособности. Исследованию этой взаимосвязи посвящено достаточно большое количество работ. Р.В. Силла (1963), Ю.М. Пратусевич (1964), Т.Ф. Легостаева (1966), М.В. Антропова (1968), Р.А. Ахундов (1970), В.М. Туманцев (1972), МС. Захаров, Ю.С. Тектов (1977) и другие исследователи 60-70х годов прошлого столетия отмечали зависимость умственной работоспособности и успеваемости учащихся от степени их двигательной активности. Однако вопрос о взаимосвязи умственной и физической работоспособности студентов остается актуальным до сих пор. к решению данной проблемы в своих исследованиях обращаются И.А. Аршавский (1982), Пономарев В.В., Э.В. Саркисянц, О.П. Сараджав, Н.А. Должанская, Б.Г. Романов (1991), А.Г. Сухарев (1991), Р.Д. Сейфулла (1998), Э.Н. Вайнер (2001), В Л. Зыков (2003). По мнению авторов, оптимально подобранная мышечная нагрузка повышает общий эмоциональный тонус, создавая устойчивое настроение, которое служит благоприятным фоном для умственной деятельности, и предупреждает раннее развитие утомления. Физические упражнения оказывают на умственную работоспособность либо непосредственное благоприятное влияние в качестве механизмов активного отдыха, либо отдаленное, спустя некоторое время, либо в виде кумулятивного (накапливающего) эффекта в течение определенного (недель, месяцев) времени. В этой связи повышается актуальность уроков физической культуры, которые для основной массы студентов являются единственным средством увеличения двигательной активности, стимулирующим физическую и умственную работоспособность, активизирующим психологические процессы, оказывающие положительное влияние на учебную деятельность.

Высшие  учебные заведения накопили определенный опыт работы по внедрению достижений научных исследований в практику физического воспитания. В то же время уровень учебно-методического обеспечения занятий физической культурой не отвечает современным задачам повышения эффективности учебного процесса. Проблема повышения работоспособности студентов на учебных занятиях средствами разных учебных предметов, в частности средствами предмета «физическая культура», остается одной из актуальных. Недостаточно исследованными остаются вопросы, освещающие взаимосвязь между физической и умственной работоспособностью, вопросы мотивации физкультурной деятельности, поиск средств, методов формирования физической культуры, адекватных решению задач повышения работоспособности студентов на учебных занятиях.

 
 

 

  1. Физическая культура как часть общечеловеческой культуры.

чтобы познать  теорию физической культуры как и любой другой культуры нужно с начала разобраться, что она собой представляет, на какие виды делится и какова е роль в общественной жизни и культуре человека. В своей работе я постараюсь ответить на эти вопросы. Каждый современный человек не может представить себе жизнь без спорта. Все мы сталкиваемся в школе и в институте с практической физической культурой. Это немудрено. Ведь в стародавние времена физическое воспитание играло огромную роль. Мальчиков специально обучали выносливости, военному делу, борьбе. Также в древнем мире существовали олимпийские игры. Они представляли спортивные соревнования в которых, как и в наши дни атлеты соревновались за звание лучшего. Также в древности существовал культ тела. В здоровом теле, здоровый дух, считали они. Они настолько в это верили, что все свои статуи делали с телами атлетов. Иногда это доходило до комизма. Маленькая, непропорциональная голова с тонкой шеей находилась на теле атлетически сложенного человека. Их не волновала правдивость изображения. Их интересовало только красота. К тому же не один праздник в древности не обходился без состязаний. Атлеты упражнялись в беге, стрельбе из лука, метании диска и молота. Но самым захватывающем зрелищем была борьба, требующая от борцов силы, выносливости, жестокости и терпения. 
Но и в наши дни большое внимание отводится спорту. Сегодня нет ни одного человека, который бы не имел понятия о физической культуре или спортивных состязаниях. Спорт неотъемлемая часть нашей повседневности. 

Хотя большинство  специалистов считает спорт частью физической культуры, к сожалению, довольно часто эти понятия совмещаются.  

Физическая культура — это часть общечеловеческой культуры, направленная на использование различных видов двигательной активности в целях поддержания и укрепления своего здоровья. 

Спорт — это целенаправленное использование специализированных физических упражнений для достижения высоких результатов их выполнения в условиях соперничества с другими людьми.

Таким образом, целью физической культуры является здоровье, а спорта – итоговый спортивный результат  и победа над соперниками, но зачастую достигаемые не для, а вопреки  здоровью. Важно и то, что физическая культура предполагает использование широкого арсенала средств, направленного на достижение высокого уровня функционирования всех физиологических систем и организма в целом. В спорте же результат достигается преимущественно за счет специализированных нагрузок, причем часто при этом страдают те функциональные системы организма, которые непосредственного участия в достижении результата не принимают или – наоборот – испытывают чрезмерные нагрузки.

 

Главным и наиболее общим  является понятие «физическая культура». Как вид культуры она в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую область творческой деятельности по созданию физической готовности людей к жизни (укрепление здоровья, развитие физических способностей и двигательных навыков). В личностном плане физическая культура — мера и способ всестороннего физического развития человека. В теории физической культуры процесс физического воспитания определяется видовым понятием "воспитание" и в силу этого характеризуется всеми признаками любого педагогического процесса. Отличительные же черты, по определению теоретиков физической культуры, - направленность физического воспитания на формирование  двигательных навыков и развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую работоспособность. Специалисты, как правило, подчеркивают, что в физическом воспитании следует различать две специфические стороны: обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание физических качеств.

 

Физическая культура – часть  общечеловеческой культуры 
Физическая культура – составляет важную часть культуры общества – всю совокупность его достижений в его создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий направленного физического совершенства человека. 
В самом содержании физической культуры можно с некоторой успеваемостью выделить две основные стороны: 
* во-первых, все то ценное, что создает и использует общество к качестве специальных средств, методов и условий их применения, позволяющих оптимизировать физическое развитие и обеспечить определенный уровень физической подготовленности людей (функционально обеспечивающая сторона физической культуры); 
* во-вторых, позитивные результаты использования этих средств, методов и условий (результативная сторона физической культуры). 
Наряду со своей ролью в физическом совершенствовании человека физическая культура может оказывать существенное влияние и на его духовный мир – мир эмоций, эстетических вкусов, этических и мировоззренческих представлений. Однако какие именно взгляды, убеждения и принципы поведения формируются при этом – зависит в первую очередь от идейной направленности физкультурного движения, от того, какие социальные силы его организуют и направляют. 
Физическая культура – продукт развития определенных исторических условий. 
Состояние и уровень развития физической культуры на том или ином этапе зависит от ряда условий: 
o географической среды;  
o условий труда, быта, условий жизни и уровня развития производительных сил; 
o экономических и социальных факторов. 
Показателями состояния физической культуры в обществе являются:  
* массовость; 
* степень использования средств физической культуры в сфере образования и воспитания; 
* уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей; 
* уровень спортивных достижений; 
* наличие и уровень квалификации профессиональных и общественных физкультурных кадров; 
* пропаганда физической культуры и спорта; 
* степень и характер использования СМИ, в сфере задач, стоящих перед физической культурой; 
* состояние науки и наличие развитой системы физического воспитания. 
В истории человеческого общества не существовало времен, народов, которые не имели бы в самой элементарной форме физического воспитания. 
Первыми и самыми древними средствами физической культуры были естественные движения человека, связанные с его жизнедеятельностью. Первоначально формой организации физического воспитания была игра, игровые движения. Игра и физические упражнения способствовали развитию мышления, сообразительности и смекалки. 
В рабовладельческом обществе физическая культура приобрела классовый характер и военную направленность. Она использовалась для подавления недовольства эксплуатируемых масс внутри государства и ведения захватнических воин. Впервые созданы системы физического воспитания и специальные учебные заведения. Появилась профессия преподавателя физического воспитания. Занятия физическими упражнениями расценивались наравне с занятиями поэзией, музыкой. Участниками древнегреческих Олимпийских игр были: Гиппократ (медик), Сократ (философ), Софокл (драматург) и др.  
В период капитализма физическая культура была поставлена на службу укрепления основ своего политического господства правящим классом. Особенностью развития физической культуры в период капитализма является то, что господствующий класс вынужден заниматься вопросами физического воспитания народных масс. Это, прежде всего, объяснялось интенсификацией труда, а также постоянными войнами за колонии, рынки сбыта, которые требовали создания массовых армий хорошо физически подготовленных для ведения войн. В период утверждения капитализма зарождается спортивно-гимнастическое движение, возникают кружки и секции по отдельным видам спорта. 
На современном этапе главная социальная функция физического воспитания состоит в формировании физических совершенных, социально активных морально стойких здоровых людей.

Информация о работе Рациональное питание и физические упражнения важнейший фактор укрепления здоровья и повышения работоспособности человека