Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 19:07, реферат
Основные цели прикладного плавания :
1. Общее повышение работоспособности, жизнерадостности и отдых на воде.
2. Непосредственно закаливание.
3. Обеспечение гармоничного развития маленьких детей и взрослых людей.
4. Профилактика болезней и лечение уже имеющихся болезней.
5. Другие цели.
Далее будут рассмотрены различные виды плавания (спортивное массовое, зимнее, детское, курортное и т. д.), с прикладной точки зрения.
1. Введение.
2. Основные цели прикладного плавания.
3. Массовое плавание.
4. Обучение плаванию.
5. Зимнее плавание и его прикладное значение.
6. Детское плавание.
7. Курортное плавание.
8. Оказание первой помощи пострадавшему на воде.
9. Специфические особенности воздействия плавания на организм человека.
Работа в высокогорье (прокладка дорог, тоннелей, линий связи, строительство метеорологических и астрономических обсерваторий и станций, альпийских баз и так далее) связана с преодолением крутых склонов, ледников, каньонов, ущелий, перевалов в условиях пониженного атмосферного давления, при резком колебании дневной и ночной температуры, сильных ветрах, сухом воздухе, повышенной ультрафиолетовой радиации и электризации атмосферы. Всё это требует особой подготовки и закалённости. Использование высших форм закаливания способствует подготовке организма для работы в условиях высокогорья.
Закалка жизненно необходима людям, осваивающим природные богатства в северных районах нашей страны: строителям, учёным и т.д., а также пограничникам, работникам милиции, верхолазам, водолазам, охотникам, спасателям, геологам, спортсменам. Общение с ледяной водой активизирует все физиологические процессы, повышает жизненную активность организма. Закаливание ледяной водой способствует предупреждению простудных, инфекционных (особенно гриппа) и многих других заболеваний, является эффективным средством укрепления и активизации защитных сил организма, улучшает процессы жизнедеятельности организма, стимулирует обмен веществ, улучшает сон и аппетит. Доказано, что ледяная вода играет большую роль в профилактике преждевременного старения.
Зимнее плавание несёт большой эмоциональный заряд. Оно даёт радостное ощущение победы человека над природой, оптимизм, бодрость и душевное равновесие, эмоциональный подъём, хорошее настроение, способствует общению людей и созданию гармонически развитой личности.
Детское плавание для гармоничного развития ребёнка
Занятия в воде и выполнение различных движений, связанных с преодолением её сопротивления, - важнейший фактор гармоничного развития малыша (и не только малыша). Оздоровительное, лечебное и гигиеническое значение плавания в жизни человека, и особенно ребёнка, трудно переоценить. Оно настолько велико, что при Международной любительской федерации плавания образован медицинский комитет, занимающийся как разработкой рекомендаций, так и распространением передового опыта занятий плаванием среди населения, и особенно детей. По данным специалистов, дозированные занятия плаванием способствуют лечению заболеваний сердечно-сосудистой системы: ишемии, стенокардии, миокардита, неврозов и др.
Какие же навыки прикладного плавания следует прививать детям дошкольного и младшего школьного возраста в процессе груповых или индивидуальных занятий? В основном те, которые необходимы для оказания помощи пострадавшему на воде: умение плавать одним из спортивных способов (кроль, на спине, брасс, баттерфляй), нырять и ориентироваться под водой, доставать со дна различные предметы. Овладев этими навыками, ребёнок в более старшем возрасте сможет оказать помощь терпящему бедствие на воде.
В трёхлетнем возрасте многие дети начинают
посещать детский сад. Для естественного
развития ребёнка – дошкольника систематическая
работа по обучению плаванию целесообразна
и необходима, что доказано работами Т.
И.
Осокиной и В.С. Васильева.
Иногда приходится слышать, что именно в возрасте 3-5 лет ребёнок боится воды и поэтому ему якобы необходим комплекс предварительных упражнений для ликвидации водобоязни. По данным многолетних наблюдений таких детей в указанном возрасте совсем немного; опрос тренеров, работающих с данным контингентом, показал, что их не более 5% , а в ряде случаев 2-3%.
Каждый ребёнок ежедневно умывается,
не правда ли? Тем родителям, чьи дети умываются
с нежеланием, побаиваются водяных брызг,
нужно проявлять терпение и настойчивость,
добиваться того, чтобы малыш охотно умывался,
и только потом уже приступал к обучению
плаванию в “домашнем бассейне”. Часто
бывает и так: ребёнок систематически
и успешно плавает в домашней ванне или
бассейне детского сада. Но летом, когда
родители поехали с ним отдыхать и предложили
искупаться в море, он не решился самостоятельно
войти в воду.
В этом случае нельзя торопить малыша;
постепенно, шаг за шагом, он преодолеет
психологический барьер – и произойдёт
это очень скоро.
Почти все ребята среднего школьного
возраста любят купаться. Но не каждый
знает и соблюдает правила гигиены. Весной
можно начинать плавать только при температуре
не ниже 18 С. Продолжительность первых
купаний 3-5 минут. В дальнейшем время можно
постепенно увеличивать до 30-45 минут.
Купаться и плавать рекомендуется не раньше,
чем через 1,5-2 часа после еды.
При появлении озноба, вялости или головокружения
надо немедленно выйти из воды. После купания
полезно растереть тело махровым полотенцем,
одеться и, если нужно, разогреться лёгкой
гимнастикой или пробежкой.
Занимаясь плаванием с раннего возраста, дети будут расти закалёнными, гармонично развитыми, совершенствовать своё мастерство!
Курортное плавание как альтернатива профилактики и лечения болезней
Природные физические факторы оказывают влияние на функциональные системы и компенсаторные процессы в организме больного и должны широко использоваться как в санаторно-курортных, так и в лечебно-профилактических учреждениях. Сегодня они широко применяются при острых и хронических заболеваниях, после хирургических вмешательств, травм, которые нередко сопровождаются тяжёлыми функциональными нарушениями, не поддающимся лекарственной терапии. Природные факторы чаще всего используются в восстановительной терапии заболеваний сердечно-сосудистой, центральной и периферической нервной систем, опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения и других систем.
Большая часть действующих санаториев системы Минздрава России и большинство санаторно-курортных учреждений оборудованы лечебными пляжами, на которых проводятся климатолечебные процедуры. Морские купания здесь сочетаются с воздушными и солнечными ваннами. При некоторых видах заболеваний (псориаз, паралич, нарушение обмена) этот вид лечения особенно результативен. При этом, например, на детских пляжах обычно устанавливаются три режима: щадящий, щадяще-тренирующий и тренирующий. При смене климата первые 7-10 дней дети адаптируются к изменившимся условиям и только после этого их переводят со щадящего режима на тренирующий.
Итак, курортное плавание может оказывать положительный результат при некоторых болезнях.
Оказание первой помощи пострадавшему на воде
Вода – это стихия, которая может приносить человеку как пользу, так и вред. Всегда остаётся вероятность опасных событий. Например, утопления (заполнения воздухоносных путей водой). Утопление происходит в результате пренебрежения правилами пользования различными водоёмами и хранилищами, переоценки своих сил и возможностей, купания в нетрезвом виде, а также в случае внезапной потери сознания. Причём совершенно необязательно погружение в жидкую среду всего тела – достаточно для этого погрузить только лицо.
Остро наступившее удушье проявляется резким посинением лица и набуханием вен шеи, расширением зрачков, кратковременной рефлекторной задержкой дыхания, быстро сменяющейся судорожными дыхательными движениями и потерей сознания в результате прекращения газообмена в лёгких. Несколько позднее вследствие гибели головного мозга и наступающего кислородного голодания происходит остановка сердца и наступает смерть.
При извлечении утопающего из воды необходимо
быть осторожным. Подплывать к нему следует
сзади. Схватив за волосы или подмышки,
нужно перевернуть утопающего вверх лицом
и плыть к берегу, не давая захватить себя.
Оказание первой помощи должно начаться
сразу же после извлечения его из воды.
Пострадавшего кладут на живот на согнутое
колено таким образом, чтобы голова была
ниже грудной клетки, и любым куском материи
удаляют из полости рта и глотки воду,
рвотные массы, водоросли, ил. Затем несколькими
энергичными движениями, сдавливающими
грудную клетку, стараются удалить воду
из трахеи и бронхов. Следует отметить,
что при утоплении паралич дыхательного
центра наступает через 4-5 минут, а сердечная
деятельность может сохраняться до 15 минут.
После освобождения воздухоносных путей
от воды пострадавшего укладывают на ровную
поверхность и при отсутствии дыхания
приступают к искусственному дыханию
с ритмом 16-18 раз в минуту.
При отсутствии сердечной деятельности
одновременно необходимо проводить наружный
массаж сердца.
Для большей эффективности искусственного дыхания надо освободить пострадавшего от стесняющей одежды. Искусственное дыхание и массаж сердца следует проводить длительно, в течение нескольких часов, до тех пор, пока не восстановятся самостоятельное дыхание и хорошая сердечная деятельность или же не появятся несомненные признаки биологической смерти. Наряду с оказанием первой помощи необходимо принять все меры к быстрейшей доставке пострадавшего в лечебное учреждение. Во время транспортировки следует непрерывно продолжать искусственное дыхание и массаж сердца.
Специфические особенности воздействия плавания на организм человека.
Плавание является уникальным видом физических упражнений и относится к наиболее массовым видам спорта, как в нашей стране, так и за рубежом.
Специфические особенности плавания связаны с двигательной активностью в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны на него воздействуют физические упражнения, с другой водная среда.
Эти особенности так же обусловлены и физическими свойствами воды: ее плотностью, вязкостью, давлением, температурой, теплоемкостью.
К тому же при занятиях плаванием тело человека находится в горизонтальном положении.
Воздействие воды на организм начинается с кожи, поверхность которой, как известно 1,5- 2 м². Омывая тело пловца, вода очищает кожу, улучшая тем самым ее питание и дыхание. Кроме того, кожа подвергается химическому воздействию содержащихся в воде микроэлементов.
Плотность воды примерно в 775 раз больше плотности воздуха, а отсюда затруднение движений, ограничение скорости и большие энергозатраты.
При плавании основная мышечная работа затрачивается не на удержание человека на воде, а на преодоление силы лобового сопротивления.
Расход энергии при плавании на различные дистанции зависит от их длины и мощности работы. На дистанциях 100 — 1500 м он составляет в среднем от 100 до 500 к/кал.
Давление воды препятствует выполнению вдоха, а при выдохе в воду приходится преодолевать ее сопротивление, что приводит к повышенной нагрузке на дыхательную мускулатуру. При плавании вырабатывается новый автоматизм дыхания, который характеризуется уменьшением длительности дыхательного цикла, увеличением частоты и минутного объема дыхания. При этом увеличивается легочная вентиляция и жизненная емкость легких.
Кроме плотности и давления воды существенное влияние на организм при занятиях плаванием оказывает ее теплоемкость.
Теплоемкость воды в 4 раза больше и теплопроводность в 25 раз выше, чем воздуха. Поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на 50–80% больше тепла, чем на воздухе. В связи, с чем у него повышается обмен веществ для сохранения теплового баланса в организме.
Вследствие этого совершенствуются механизмы, обеспечивающие сохранение температурного гомеостаза.
И, конечно же, анализируя физиологические изменения при плавании и его влияние на организм нужно сказать о двигательной деятельности пловца.
Она определяется горизонтальным положением тела, большим сопротивлением движению, выработкой специфических двигательных автоматизмов и новых координации движений, строгой последовательностью работы отдельных мышечных групп, включением в работу преимущественного мышц рук и плечевого пояса (до 70%) и ног при плавании брассом. Под влиянием тренировки у пловцов хорошо развивается сила мышц. При плавании основные мышечные группы выполняют динамическую работу и в зависимости от дистанции должны быть адаптированы к работе, как в аэробных, так и в анаэробных условиях.
Кроме того, горизонтальное положение тела при плавании облегчает работу сердца, улучшает расслабление мышц и функции суставов.
Так же необходимо остановиться на изменениях в крови. При нахождении человека в воде у него увеличивается количество форменных элементов крови: эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина. Это наблюдается даже после одноразового пребывания в воде. Через 1,5–2 часа после занятия состав крови фактически достигает нормального уровня. Однако уровень форменных элементов крови при регулярных занятиях повышается длительное время.
Подводя итог, следует сказать, что занятия плаванием в виду воздействия на организм, как двигательной деятельности, так и водной среды, приводят к физиологическим изменениям практически во всех органах и системах человека.
Оздоровительный эффект плавания
Плавание является одним из эффективнейших средств укрепления здоровья и физического развития человека, начиная с первых месяцев жизни и до старости.
Так известный американский специалист в области оздоровительных технологий Кеннет Купер, называет плавание вторым (после бега на лыжах) по эффективности видом аэробной нагрузки, которое также вовлекает в работу все основные мышцы.
Также доказательством оздоровительного эффекта плавания, по нашему мнению, служат примеры, когда заниматься плаванием приходят дети с недостатком в физическом развитии, ослабленные после перенесенных заболеваний и становятся известными спортсменами. Так было с Дон Фрезер — чемпионкой трех Олимпийских игр, которая пришла на занятия плаванием после перенесенного полиомиелита. А будущую чемпионку Европы и СССР Тину Леквеишвили мама привела заниматься плаванием, обеспокоенная ее плохой осанкой. Заслуженный мастер спорта В.Куслухин, рекордсменка мира М.Соколова в прошлом туберкулезные больные.
В 1971 году Международная федерация любителей плавания (ФИНА) признала плавание важным дополнительным источником здоровья для детей грудного возраста и рекомендовала медицинским комитетам всех национальных федераций плавания включаться в работу по массовому развитию плавания среди детей грудного возраста, организуя в своих странах широкую популяризацию методики применения этого действенного оздоровительного средства.