Плавание. Его оздоровительное и прикладное значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:03, реферат

Краткое описание

Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений.

Оглавление

1.О плавании 3
2. Общая характеристика отдельных техник плавания 3
3. Специфические особенности плавания 6
4. Оздоровительное значение плавания 8
5. Прикладное значение плавания 11
Заключение 12
Список используемой литературы 13

Файлы: 1 файл

М149-Плавание. Его оздоровительное и прикладное значение..docx

— 30.75 Кб (Скачать)

Плавание. Его  оздоровительное и прикладное значение.

Содержание

 

Содержание 2

1.О плавании 3

2. Общая характеристика отдельных техник плавания 3

3. Специфические особенности  плавания 6

4. Оздоровительное  значение плавания 8

5. Прикладное значение  плавания 11

Заключение 12

Список  используемой литературы 13 
 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  «Он не умеет ни читать, ни плавать», — так в Древней Греции говорили о человеке, недостойном называться гражданином. С тех пор умение читать и плавать рассматривается как символ разностороннего развития человека.

1.О плавании

    Умение  плавать относится к числу  жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших  средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных  учебных заведений.

    Плавание  состоит из четырех разделов, которые  получили название спортивного, игрового, прикладного и фигурного (художественного) плавания.

    В настоящее время в спортивном плавании применяются следующие  способы: кроль на груди, кроль на спине, брасс и баттерфляй. Эти  способы условно делятся на две  группы: способы с попеременными  движениями руками и ногами (кроль  на груди и кроль на спине) и  с одновременными движениями руками и ногами (брасс и баттерфляй (дельфин)). Способ на боку, утративший свое спортивное значение, применяется во время начального обучения. Он с успехом используется также в прикладном плавании и  в игре в водное поло.

    2. Общая характеристика отдельных техник плавания

    Брасс.

    Брасс характеризуется одновременными и  симметричными движениями руками и  ногами. В отличие от дельфина весь цикл движений руками осуществляется в воде.

    По  скоростным показателям брасс занимает последнее место среди спортивных способов плавания, зато он имеет самое  большое значение в прикладном плавании, поскольку позволяет спортсмену плыть бесшумно, хорошо просматривать пространство над водой, преодолевать огромные расстояния. Брасс применяется также при плавании под водой.

    В соревнованиях по плаванию брасс  применяется на дистанциях 100 и 200 м, в комплексном плавании на дистанциях 200 и 400 м (третий отрезок 50 или 100 м) и  на втором этапе комбинированной  эстафеты 4на100 м. Каждый цикл движений в этом способе состоит из одного движения руками, одного движения ногами, одного вдоха и одного выдоха в  воду.

    Кроль на груди.

    При плавании кролем на груди пловец продвигается вперед при помощи поочередных гребков  руками и движений ногами вверх-вниз. После гребка пловец вынимает руку из воды и проносит ее вперед по воздуху. Движения  руками обеспечивают основную тягу, движения ногами помогают поддерживать более высокое положение тела в воде, а также способствуют продвижению  вперед. Вдох делается при повороте головы в сторону.

    Кроль на груди - наиболее быстрый способ плавания. Он всегда используется на соревнованиях, когда правила разрешают плавать  вольным стилем. В олимпийской  программе вольному стилю отводится 13 номеров: дистанции 50, 100, 200, 400 м и  эстафета 4 на 100 м для женщин и  мужчин, дистанция 800 м для женщин, дистанция 1500 м и эстафета 4 на 200 м для мужчин. Кроль применяется  на последних этапах комбинированных  эстафет и дистанций комплексного плавания.

    Кроль на спине.

    В период начального обучения плаванию детей и взрослых кроль на спине, как правило, изучают одновременно с кролем на груди. Причем большинство не умеющих плавать скорее осваивает кроль на спине. Это происходит потому, что при плавании на спине не надо делать выдох в воду – наиболее сложный для начинающих элемент техники плавания.

    При плавании кролем на спине пловец лежит  на поверхности воды почти горизонтально, затылок погружен в воду. Вперед он продвигается при помощи поочередных  гребков правой и левой рукой  и попеременных движений ногами сверху вниз и снизу вверх. Закончив гребок, рука выходит из воды и проносится вперед по воздуху. На выполнение одного цикла движений приходится 2 гребка руками, 6 движений ногами, вдох   и выдох.

    В олимпийской программе данному  способу плавания на спине отводится 4 номера: дистанции 100 и 200 м для женщин и мужчин. Кроме того, способ плавания на спине применяется на первом этапе  эстафеты 4 х 100 м комбинированной  и на вторых этапах комплексного плавания на дистанциях 200 и 400 м. Квалифицированные спортсмены используют в этих заплывах кроль на спине как наиболее рациональную разновидность техники плавания данным способом.

    Баттерфляй.

    Способу плавания баттерфляй в олимпийской  программе отводятся 6 номеров: дистанции 50, 100 и 200 м для женщин и мужчин. Кроме того, этот способ плавания применяется  на первом этапе комплексного плавания на дистанциях 200 и 400 м и на третьем  этапе эстафеты 4 на 100 м комбинированная. Пловцы применяют в этих заплывах наиболее скоростную разновидность плавания баттерфляем - дельфин.

    Характерной особенностью техники плавания способом дельфин являются движения ногами в  вертикальной плоскости вверх и  вниз (наподобие движений дельфиньего  хвоста). Движения ногами, как того требуют  правила соревнований, должны быть одновременными и симметричными. Это  же требование относится к движениям  руками.

    Плавание  является уникальным видом физических упражнений и относится к наиболее массовым видам спорта, как в нашей  стране, так и за рубежом.

    3. Специфические особенности  плавания

    Специфические особенности плавания связаны с  двигательной активностью в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны  на него воздействуют физические упражнения, с другой  водная среда.

    Эти особенности так же обусловлены  и физическими свойствами воды: ее плотностью, вязкостью, давлением, температурой,  теплоемкостью. К тому же, при занятиях плаванием тело человека находится в горизонтальном положении.

    Воздействие воды на организм начинается  с кожи, поверхность которой, как известно 1,5-2 м2. Омывая тело пловца, вода очищает кожу, улучшая тем самым ее питание и дыхание. Кроме того,  кожа подвергается химическому воздействию содержащихся в воде микроэлементов. Плотность воды примерно в 775 раз больше плотности воздуха, а отсюда затруднение движений, ограничение скорости и большие энергозатраты.

    При плавании основная мышечная работа затрачивается  не на удержание человека на воде, а  на преодоление силы лобового сопротивления.

    Расход  энергии при плавании на различные  дистанции зависит от их длины  и мощности работы.  На дистанциях  100-1500 м он составляет в среднем от 100 до 500 к/кал.

    Давление  воды препятствует выполнению вдоха, а  при выдохе в воду приходится  преодолевать  ее сопротивление, что  приводит к повышенной нагрузке на дыхательную мускулатуру. При плавании вырабатывается новый  автоматизм дыхания, который характеризуется уменьшением  длительности дыхательного цикла, увеличением  частоты и минутного объема дыхания. При этом увеличивается легочная вентиляция и жизненная емкость  легких.

    Кроме плотности и давления воды существенное влияние на организм при занятиях плаванием оказывает ее теплоемкость.

    Теплоемкость  воды в 4 раза больше и теплопроводность в 25 раз выше, чем воздуха. Поэтому, когда  человек находится в  воде, его тело излучает на 50-80 % больше тепла, чем на воздухе. В связи, с  чем у него повышается обмен вещество для сохранения теплового баланса  в организме. Вследствие этого совершенствуются механизмы, обеспечивающие сохранение температурного гомеостаза.

    И, конечно же, анализируя физиологические  изменения при плавании и его  влияние на организм нужно сказать  о двигательной деятельности пловца.

    Она определяется горизонтальным положением тела, большим сопротивлением движению, выработкой специфических двигательных автоматизмов и новых координации  движений, строгой последовательностью  работы отдельных мышечных групп, включением в работу преимущественного мышц рук и плечевого пояса (до 70 %) и  ног при плавании брассом.  Под  влиянием тренировки у пловцов хорошо развивается сила мышц. При плавании основные мышечные группы выполняют  динамическую работу и в зависимости  от дистанции должны быть адаптированы к работе, как в аэробных, так  и в анаэробных условиях.

    Кроме того, горизонтальное положение тела при плавании облегчает работу сердца, улучшает расслабление мышц и функции  суставов.

    Так же необходимо остановиться на изменениях в крови. При нахождении человека в воде у него увеличивается количество форменных элементов крови: эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина. Это наблюдается  даже после одноразового пребывания в воде. Через 1,5-2 часа  после занятия  состав крови фактически достигает  нормального уровня. Однако уровень  форменных элементов крови при  регулярных занятиях повышается длительное  время.

    4. Оздоровительное  значение плавания

    Плавание  является прекрасным средством закаливания  и повышения стойкости организма  к воздействию низких температур, простудным заболеваниям и другим изменениям внешней среды. Вода обладает высокой  теплопроводностью, чем и объясняется  её сильное закаливающее воздействие.

    Пребывание  в воде отлично тренирует механизмы, регулирующие теплоотдачу организма, повышая его устойчивость к изменению  температур.

    Занятия плаванием особенно полезны для  детей и подростков, поскольку  содействуют развитию сердечнососудистой и дыхательной систем, что в свою очередь вызывает рост и укрепление опорно-двигательного аппарата ребёнка.

    Плавание  спортивными способами гармонически развивает все группы мышц. Систематические  занятия плаванием и специальная  гимнастика совершенствуют такие ценные физические качества, как выносливость, силу, быстроту, подвижность в суставах, координацию движений. Упражнения, выполняемые на суше и воде, укрепляют  не только мышцы рук и ног, но также  мышцы туловища, что особенно важно  для форматирования правильной осанки у детей и подростков.

    Благодаря симметричным движениям и горизонтальному  положению туловища, разгружающему  позвоночный столб от давления на него веса тела, плавание является прекрасным корригирующим упражнением, устраняющим  такие нарушения в осанке, как  сутулость, сколиоз, кифоз.

    Непрерывная работа ног в быстром темпе  с постоянным преодолением сопротивления  воды, выполняемая в без опорном положении, тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, помогает формированию и укреплению детской стопы. У классных пловцов подвижность в голеностопных суставах очень высока и они могут оттянуть носки почти как балерина.

    Плавание  — аэробный вид физических упражнений, вызывающий увеличение в крови детей и подростков гормона роста — соматотропина — в 10-20 раз. Это способствует росту тела в длину, увеличению мышечной массы, массы сердца и лёгких.

    Занятия плаванием укрепляют аппарат  внешнего дыхания, увеличивают жизненную  ёмкость лёгких и объём грудной  клетки, поскольку плотность воды затрудняет выполнение вдоха и выдоха и дыхательные мышцы, со временем, укрепляются и развиваются.

    Занятия плаванием, изучение техники спортивных способов как никакой другой вид  физических упражнений тренирует правильный вид дыхания. Невозможно плыть кролем и брасом, не делая короткого глубокого  вздоха и длинного интенсивного выдоха, из-за тесной связи дыхания с циклом движения рук. Плавание на задержке дыхания, ныряния, погружения под воду тренирует  устойчивость к гипоксии, умение переносить недостаток кислорода.

Информация о работе Плавание. Его оздоровительное и прикладное значение