Понятие о здоровье. Здоровье и физическая работоспособность

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:11, реферат

Краткое описание

Здоровье – это состояние человека, которое позволяет вести нестесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего, трудовые, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие

Файлы: 1 файл

ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

      Мобилизация физиологических резервов связана с биологической значимостью реакций для организма. Заметное увеличение самих резервных возможностей основано на согласованных в интересах целостного организма реакциях отдельных органов и систем. Так, торможение деятельности пищеварительных желез и органов выделения при тяжелой мышечной работе или гипоксии играет положительную роль, сохраняя резервные силы организма для усиления функций дыхания и кровообращения, непосредственно обеспечивающих транспорт кислорода тканям организма. Мобилизация функциональных резервов идет по линии изменения интенсивности энергетических реакций, увеличения доли гормональных влияний, перестройки биохимических реакций, увеличения взаимодействия сопряженно функционирующих систем и т.д.

      Практические  мероприятия, направленные на повышение устойчивости человека к профессиональным нагрузкам и экстремальным факторам, заключаются в расширении диапазона физиологических резервов организма. Оно может обеспечиваться путем закаливания организма, общей и направленной физической подготовки, специальной тренировки к неблагоприятным факторам (термобарокамеры, экспериментальные стенды, тренажеры, в процессе трудовой деятельности и путем использования фармакологических средств и адаптогенов.

      Влияние разумной физической тренировки на расширение диапазона физиологических резервов организма человека совершенно очевидно. В физиологии труда хорошо известно, что кислородный предел (максимально возможное количество кислорода в л/мин, которое способен потреблять человек при интенсивной работе) и максимальная величина кислородного долга определяют возможности длительного выполнения человеком интенсивной физической работы. У здоровых нетренированных лиц кислородный предел составляет 2,5-3,0 л/мин, а максимальный кислородный долг -10,0 л/мин, тогда как у физически тренированных они достигают соответственно 4,5-5,0 и 15,0-20,0 л/мин.

      Наличие хороших физиологических резервов позволяет человеку в ряде случаев  переносить без отрицательных последствий  и при сохранении высокой работоспособности воздействие таких величин экстремальных факторов, которые значительно превышают принятые предельно допустимые уровни или концентрации. Различные данные о пределах устойчивости здорового человека к необычным факторам, составляющим специфику условий военного труда, в значительной степени объясняется различным диапазоном физиологических резервов у отдельных людей.

      Психические функции человека и показатели умственной работоспособности отличаются большой  устойчивостью и стабильностью. Высшие психические функции являются венцом длительного эволюционного, биологического и социального развития человека, в результате чего он приобрел мощное и тонкое орудие приспособления к окружающей среде. Все же сложные системы вегетативных функций и работа центральной нервной системы обеспечивают эти высшие психические функции, умственную работоспособность человека. При воздействии на организм различных неблагоприятных факторов такое обеспечение происходит благодаря реализации физиологических резервов организма. При сохранении устойчивости и стабильности высших психических функций в этих условиях наблюдаются отчетливые изменения в деятельности вегетативных систем и органов. Образно говоря, устойчивость психических функций и умственной работоспособности человека при воздействии неблагоприятных факторов среды обходится организму дорогой ценой.

      Максимально достижимое напряжение функции - понятие  весьма условное. Ее величина изменяется в широких пределах в зависимости  от индивидуальных особенностей человека, от конкретных условий работы органа, системы, организма в целом (нагрузка, темп работы и т.д.). Кроме того, физиологический резерв в значительной степени обусловлен фактором времени (продолжительностью работы), возрастными особенностями человека, сезонными и биологическими ритмами. Все эти обстоятельства следует учитывать при оценке физиологических резервов организма.

      Мерой физиологических резервов организма  и его выносливости к физической нагрузке может служить величина, которая характеризует способность  человека выполнять физическую нагрузку.

      Для выявления диапазона физиологических  резервов организма человека применяются  интенсивные, кратковременные, строго дозированные физические и умственные нагрузки, так называемые функциональные пробы.

      Оценка  изменений исследуемых функций  при функциональных пробах на различных этапах производственной деятельности позволяет составить представление о физиологических резервах организма и их изменениях в процессе работы.

     В настоящее время большое значение приобретает воспитание сознательного отношение к укреплению своего здоровья, повышение спортивного уровня и выявление спортивных наклонностей у студентов и учащихся. В свете этого можно выделить следующие задачи, формы и методы профилактической работы.

Задачи:

1) Развитие  потребности к здоровому образу жизни.

2) Развитие  потребности в собственном физическом  совершенствовании.

3) Развитие  ориентации на систематические  занятия физкультурой и спортом.

4) Развитие  интереса к знаниям об основах  здорового образа жизни.

5) Совершенствование  спортивных навыков.

6) Развитие  негативных установок на вредные  привычки.

Формы:

Мероприятия (беседы, встречи, диспуты, экскурсии  поход); дела, игры, (подвижные спортивные, познавательные).

Методы  работы:

Самоанализ, поощрения, убеждения, взаимодействие, требование, оценка коллективных и групповых работ, беседы.

     Внедрение здоровье сберегающих технологий в педагогический процесс ставит целью не только сохранение того уровня здоровья, с которым ребенок пришел в школу, а молодой человек в вуз, но и решение глобальных социальных задач, стоящих в настоящее время перед обществом. Это профилактика наркомании, токсикомании, асоциальных форм поведения.

     Основным  условием в процессе усвоения всей суммы знаний современной жизни  является четкое функционирование всех органов и систем детского и юношеского организма, в частности, центральной нервной системы, обеспечивающее процесс адаптации ребенка к социуму школы, а молодого человека ко взрослой жизни, и возможность усвоения им суммы знаний. Чем выше уровень зрелости центральной нервной системы, тем выше процент усвоения.

     Однако, показатели последних лет говорят  о снижении этого уровня. 40% детей  имеют пограничные нервно-психические  и соматические расстройства в виде нарушения адаптации, трудности  усвоения школьной программы.

     Если  за 3-4 года начальной школы помощь ребенку не была оказана, то нарушения соматического здоровья у учащихся начальных классов в дальнейшем приводят к отклонениям в психическом здоровье (нарушение формирования межличностных отношений, особенности поведенческих реакций в виде агрессивности, конфликтности) в средней школе, а в старшем звене именно эта группа дает отклонения в социальном здоровье.

В подростковом возрасте конфликт в коллективе перерастает  в конфликт с обществом. Социально - и нравственно незрелая личность реализуется не в созидательном процессе общественного развития, а в разрушительном для него процессе самоутверждения в безнравственном и асоциальном поведении. Растет наркомания, проституция и ВИЧ-инфекция.

     Прогрессивная общественность должна понимать, что для оздоровления общества надо не столько создавать сети учреждений для лечения и психологической реабилитации больных наркоманией, СПИДом, сколько создавать вокруг ребенка и подростка общественную среду, которая бы не провоцировала появление таких социально значимых болезней.

В школах и вузах должна проводится работа по внедрению здоровьесберегающих  технологий и по созданию единого  образовательного, оздоровительного и  социально реабилитирующего пространства. Каждый элемент среды, создаваемой  в оздоровительных классах и группах, направлен на предупреждение формирования хронической патологии, снятие утомления от интеллектуальной нагрузки, стабилизацию эмоционально-волевой сферы и как, как следствие, улучшение усвоения школьной и вузовской программы.

     При внедрении данной программы был  учтен один из немаловажных принципов  в работе по оздоровлению детей и  юношества – это принцип возможности  массового охвата школьников и подростков при минимальных материальных затратах и активном участии родителей  в этом процессе.

     Данные  медицинского мониторинга, проводимого  на протяжении нескольких лет в школах и учебных заведениях, использующих данную программу, убедительно показывают эффективность оздоровительной  среды, создаваемой в школах., колледжах  и вузах.

     Результаты работы по внедрению оздоровительной программы в школах и других учебных заведениях доложены на международных симпозиумах в Филадельфии (США), Санкт-Петербурге, Москве, Самаре. Опыт привлек внимание отечественных и зарубежных специалистов. Результаты работы получили положительную оценку Американской национальной ассоциации центров здоровья (National Association of Health Education Centers).

     Таким образом, была предложена для внедрения  в широкую практику система оздоровления и воспитания, сознательного отношения к сохранению и укреплению здоровья. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Регламентация физических нагрузок для вторичной  профилактики при  хронических заболеваниях. Система комплексной  индивидуальной профилактики, как основа укрепления здоровья

Любая нагрузка должна быть регламентирована. Особенно это касается тех людей, которые больны хроническими заболеваниями. Поэтому при выполнении физических нагрузок обязателен врачебный контроль и самоконтроль.

Занятия физической культурой и спортом  только тогда являются факторами, повышающими уровень здоровья, функционального состояния, когда при их применении соблюдаются определенные условия. К ним относятся правильное использование физической нагрузки, строгая ее индивидуализация, отсутствие физических и эмоциональных перегрузок, строгое выполнение режима (в том числе исключение курения и употребления алкоголя) и др.

Болезнь появляется обычно не сразу. Болезненному процессу может предшествовать определенное состояние, иногда продолжающееся длительное время. Это так называемое предпатологическое, или

Информация о работе Понятие о здоровье. Здоровье и физическая работоспособность