Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:11, реферат
Здоровье – это состояние человека, которое позволяет вести нестесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего, трудовые, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие
Мобилизация физиологических резервов связана с биологической значимостью реакций для организма. Заметное увеличение самих резервных возможностей основано на согласованных в интересах целостного организма реакциях отдельных органов и систем. Так, торможение деятельности пищеварительных желез и органов выделения при тяжелой мышечной работе или гипоксии играет положительную роль, сохраняя резервные силы организма для усиления функций дыхания и кровообращения, непосредственно обеспечивающих транспорт кислорода тканям организма. Мобилизация функциональных резервов идет по линии изменения интенсивности энергетических реакций, увеличения доли гормональных влияний, перестройки биохимических реакций, увеличения взаимодействия сопряженно функционирующих систем и т.д.
Практические мероприятия, направленные на повышение устойчивости человека к профессиональным нагрузкам и экстремальным факторам, заключаются в расширении диапазона физиологических резервов организма. Оно может обеспечиваться путем закаливания организма, общей и направленной физической подготовки, специальной тренировки к неблагоприятным факторам (термобарокамеры, экспериментальные стенды, тренажеры, в процессе трудовой деятельности и путем использования фармакологических средств и адаптогенов.
Влияние разумной физической тренировки на расширение диапазона физиологических резервов организма человека совершенно очевидно. В физиологии труда хорошо известно, что кислородный предел (максимально возможное количество кислорода в л/мин, которое способен потреблять человек при интенсивной работе) и максимальная величина кислородного долга определяют возможности длительного выполнения человеком интенсивной физической работы. У здоровых нетренированных лиц кислородный предел составляет 2,5-3,0 л/мин, а максимальный кислородный долг -10,0 л/мин, тогда как у физически тренированных они достигают соответственно 4,5-5,0 и 15,0-20,0 л/мин.
Наличие
хороших физиологических
Психические функции человека и показатели умственной работоспособности отличаются большой устойчивостью и стабильностью. Высшие психические функции являются венцом длительного эволюционного, биологического и социального развития человека, в результате чего он приобрел мощное и тонкое орудие приспособления к окружающей среде. Все же сложные системы вегетативных функций и работа центральной нервной системы обеспечивают эти высшие психические функции, умственную работоспособность человека. При воздействии на организм различных неблагоприятных факторов такое обеспечение происходит благодаря реализации физиологических резервов организма. При сохранении устойчивости и стабильности высших психических функций в этих условиях наблюдаются отчетливые изменения в деятельности вегетативных систем и органов. Образно говоря, устойчивость психических функций и умственной работоспособности человека при воздействии неблагоприятных факторов среды обходится организму дорогой ценой.
Максимально достижимое напряжение функции - понятие весьма условное. Ее величина изменяется в широких пределах в зависимости от индивидуальных особенностей человека, от конкретных условий работы органа, системы, организма в целом (нагрузка, темп работы и т.д.). Кроме того, физиологический резерв в значительной степени обусловлен фактором времени (продолжительностью работы), возрастными особенностями человека, сезонными и биологическими ритмами. Все эти обстоятельства следует учитывать при оценке физиологических резервов организма.
Мерой
физиологических резервов организма
и его выносливости к физической
нагрузке может служить величина,
которая характеризует
Для
выявления диапазона
Оценка изменений исследуемых функций при функциональных пробах на различных этапах производственной деятельности позволяет составить представление о физиологических резервах организма и их изменениях в процессе работы.
В
настоящее время большое
Задачи:
1) Развитие потребности к здоровому образу жизни.
2) Развитие
потребности в собственном
3) Развитие
ориентации на систематические
занятия физкультурой и
4) Развитие интереса к знаниям об основах здорового образа жизни.
5) Совершенствование спортивных навыков.
6) Развитие
негативных установок на
Формы:
Мероприятия (беседы, встречи, диспуты, экскурсии поход); дела, игры, (подвижные спортивные, познавательные).
Методы работы:
Самоанализ, поощрения, убеждения, взаимодействие, требование, оценка коллективных и групповых работ, беседы.
Внедрение здоровье сберегающих технологий в педагогический процесс ставит целью не только сохранение того уровня здоровья, с которым ребенок пришел в школу, а молодой человек в вуз, но и решение глобальных социальных задач, стоящих в настоящее время перед обществом. Это профилактика наркомании, токсикомании, асоциальных форм поведения.
Основным условием в процессе усвоения всей суммы знаний современной жизни является четкое функционирование всех органов и систем детского и юношеского организма, в частности, центральной нервной системы, обеспечивающее процесс адаптации ребенка к социуму школы, а молодого человека ко взрослой жизни, и возможность усвоения им суммы знаний. Чем выше уровень зрелости центральной нервной системы, тем выше процент усвоения.
Однако,
показатели последних лет говорят
о снижении этого уровня. 40% детей
имеют пограничные нервно-
Если за 3-4 года начальной школы помощь ребенку не была оказана, то нарушения соматического здоровья у учащихся начальных классов в дальнейшем приводят к отклонениям в психическом здоровье (нарушение формирования межличностных отношений, особенности поведенческих реакций в виде агрессивности, конфликтности) в средней школе, а в старшем звене именно эта группа дает отклонения в социальном здоровье.
В подростковом возрасте конфликт в коллективе перерастает в конфликт с обществом. Социально - и нравственно незрелая личность реализуется не в созидательном процессе общественного развития, а в разрушительном для него процессе самоутверждения в безнравственном и асоциальном поведении. Растет наркомания, проституция и ВИЧ-инфекция.
Прогрессивная общественность должна понимать, что для оздоровления общества надо не столько создавать сети учреждений для лечения и психологической реабилитации больных наркоманией, СПИДом, сколько создавать вокруг ребенка и подростка общественную среду, которая бы не провоцировала появление таких социально значимых болезней.
В школах и вузах должна проводится работа по внедрению здоровьесберегающих технологий и по созданию единого образовательного, оздоровительного и социально реабилитирующего пространства. Каждый элемент среды, создаваемой в оздоровительных классах и группах, направлен на предупреждение формирования хронической патологии, снятие утомления от интеллектуальной нагрузки, стабилизацию эмоционально-волевой сферы и как, как следствие, улучшение усвоения школьной и вузовской программы.
При
внедрении данной программы был
учтен один из немаловажных принципов
в работе по оздоровлению детей и
юношества – это принцип
Данные медицинского мониторинга, проводимого на протяжении нескольких лет в школах и учебных заведениях, использующих данную программу, убедительно показывают эффективность оздоровительной среды, создаваемой в школах., колледжах и вузах.
Результаты работы по внедрению оздоровительной программы в школах и других учебных заведениях доложены на международных симпозиумах в Филадельфии (США), Санкт-Петербурге, Москве, Самаре. Опыт привлек внимание отечественных и зарубежных специалистов. Результаты работы получили положительную оценку Американской национальной ассоциации центров здоровья (National Association of Health Education Centers).
Таким
образом, была предложена для внедрения
в широкую практику система оздоровления
и воспитания, сознательного отношения
к сохранению и укреплению здоровья.
Любая нагрузка должна быть регламентирована. Особенно это касается тех людей, которые больны хроническими заболеваниями. Поэтому при выполнении физических нагрузок обязателен врачебный контроль и самоконтроль.
Занятия физической культурой и спортом только тогда являются факторами, повышающими уровень здоровья, функционального состояния, когда при их применении соблюдаются определенные условия. К ним относятся правильное использование физической нагрузки, строгая ее индивидуализация, отсутствие физических и эмоциональных перегрузок, строгое выполнение режима (в том числе исключение курения и употребления алкоголя) и др.
Болезнь появляется обычно не сразу. Болезненному процессу может предшествовать определенное состояние, иногда продолжающееся длительное время. Это так называемое предпатологическое, или
Информация о работе Понятие о здоровье. Здоровье и физическая работоспособность