Педагогический контроль в процессе физической подготовки детей старшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 10:45, дипломная работа

Краткое описание

Педагогический контроль является одним из важных факторов повышения эффективности управления процессом физического воспитания учащихся общеобразовательной школы. Систематическое наблюдение за двигательной подготовленностью каждого отдельного ученика позволяет своевременно наблюдать картину развития двигательных качеств и навыков, выявлять отстающие и, на основе дифференцированного подхода с помощью специальных педагогических воздействий, достигать необходимого эффекта в решении задач физического воспитания детей школьного возраста. Изложенные выше факты и противоречия определили тему моего исследования: «Педагогический контроль в процессе физической подготовки детей старшего школьного возраста».

Оглавление

ВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Особенности педагогического контроля детей старшего школьного возраста…………………………………………………………………………………..6
1.1 Особенности физического развития детей старшего школьного возраста и влияние занятий физическими упражнениями на организм занимающихся………..6 1.2. Педагогический контроль над физической подготовленностью школьников….9
1.3.Физическая подготовка – как составная часть процесса физического воспитания школьников……………………………………………………………………………..12
ГЛАВА 2. Цель, задачи, методы и организация исследования…………………30
2.1.Цели и задачи исследования……………………………………………………….30
2.2.Методы исследования………………………………………………………..…….30
2.3.Организация исследования……………………………………………………..….32
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение…………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………..38

Файлы: 1 файл

дипломчик.doc

— 481.50 Кб (Скачать)

4. Повторный метод заключается  в повторном выполнении упражнения  с максимальной или регламентированной  интенсивностью и произвольной продолжительностью интервалов отдыха до необходимой степени восстановления организма.

Контрольный, соревновательный метод состоит в однократном или повторном выполнении тестов для оценки выносливости. Интенсивность выполнения не всегда может быть максимальной, так как существуют и «непредельные» тесты. Уровень развития выносливости наиболее достоверно определяется по результатам участия в спортивных соревнованиях или контрольных проверках.[10]

Физическое качество ловкость и методы её развития

Ловкость - это способность быстро овладевать сложными движениям быстро и точно перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Ряд авторов (B.C.Фарфель, С.В.Янанис, В.М.Зациорский, В.И.Лях) утверждают, что основным путём развития ловкости является овладение новыми разнообразными двигательными навыками и умениями, что приводит к увеличению запаса двигательных навыков и положительно сказывается на функциональных возможностях двигательного анализатора. Они рекомендуют использовать следующие методические приёмы:

  1. - применение необычных исходных положений;
  2. - зеркальное выполнение упражнений;
  3. - изменение скорости или темпа движений;
  4. - изменение пространственных границ упражнения;
  5. - смена способов выполнения упражнений;
  6. - осложнение упражнения дополнительными движениями;
  7. - создание непривычных условий выполнения упражнений;
  8. - выполнение знакомых упражнений в неизвестных заранее сочетаниях.[9,17]

Б. А. Ашмарин, считает, что наиболее эффективным методом воспитания ловкости является игровой метод с дополнительными заданиями и без них. Он предусматривает выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определённых условиях, либо определёнными двигательными действиями и т.п.[1]

Физическое качество гибкость и методы её развития

Гибкость определяется как физическая способность человека выполнять движения с необходимой амплитудой.

Различают две формы её проявления:

  • активную, характеризуемую величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря своим мышечным усилиям;
  • пассивную, характеризуемую максимальной величиной амплитуды движений достигаемой при действии внешних сил (например, с помощью партнёра или отягощения и т. п.).

В пассивных упражнениях на гибкость достигается большая, чем в активных упражнениях, амплитуда движений. Разница между показателями активной и пассивной гибкости называют «резервной растяжимостью» или «запасом гибкости».

Различают также общую и специальную гибкость.

Общая гибкость характеризует подвижность во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Специальная гибкость - предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной или профессионально-прикладной деятельности.

Основным методом развития гибкости является повторный метод, где упражнения на растягивание выполняются сериями.

При совершенствовании специальной гибкости применяют комплексы специально-подготовительных упражнений, логически подобранные для целенаправленного воздействия на суставы, подвижность в которых в наибольшей мере определяет успешность в профессиональной или спортивной деятельности.

1. Метод многократного  растягивания.

Этот метод основан на свойстве мышц растягиваться значительно больше при многократных повторениях упражнения с постепенным увеличением размаха движений. Начинают упражнения с относительно небольшой амплитуды движений и постепенно увеличивают её к 8-12 повторению до максимума или близкого к нему предела. Пределом оптимального числа повторений упражнения является начало уменьшения размаха движений или возникновение болевых ощущений, которые необходимо избегать. Количество повторений упражнений меняется в зависимости от характера и направленности упражнения на развитие подвижности в том или ином суставе, темпа движений, возраста и пола занимающихся.

2. Метод статического растягивания,

Этот метод основан на зависимости величины растягивания от его продолжительности. Для растягивания по этому методу сначала необходимо расслабиться, а затем выполнить упражнение и удерживать конечное положение от 5-15 сек. до нескольких минут.

3. Метод предварительного напряжения мышц с последующим их растягиванием.

При развитии гибкости этим методом используется свойство мышц растягиваться сильнее после предварительного их напряжения. Для этого необходимо:

  • сначала выполнить активное растягивание мышц тренируемого сустава до предела;
  • затем разогнуть в суставе тренируемую часть тела чуть больше половины возможной амплитуды, и в течение 5-7 секунд создать статическое сопротивление внешнему силовому воздействию партнёра на растягиваемую мышечную группу величиной 70-80 процентов от максимума;

- после такого предварительного напряжения сконцентрировать своё внимание на расслабление тренируемых мышц и подвергнуть эти мышцы и связки пассивному растягиванию с помощью партнёра, а достигнув предела растягивания, зафиксировать конечное положение на 5-6 секунд.[23]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Цель исследования - определить  эффективность средств и методов педагогического контроля в процессе физической подготовки у детей старшего школьного возраста.

Задачи исследования:

  1. На основе анализа литературных источников выявить значение педагогического контроля за физической подготовленностью учащихся старшего школьного возраста.
  2. Выявить уровень развития физических качеств у детей старшего школьного возраста.
  3. Определить динамику физической подготовленности детей старшего школьного возраста.

    2.2. Методы исследования.

  1. Анализ специальной научно-методической литературы.
  2. Контрольные испытания (тесты).
  3. Метод математической обработки данных

1.Теоретический анализ научно-методической литературы по интересующей нас проблеме проводился для изучения особенностей физического развития учащихся 11 класса общеобразовательной школы, традиционных форм и методов педагогического контроля в процессе физического воспитания  школьников, средств и  методов развития основных двигательных качеств школьников, уточнения методов исследования.

2.Система педагогических  контрольных испытаний  (тестов) использовалась для определения  уровня развития двигательных качеств у школьников. При тестировании двигательной подготовленности мы руководствовались теоретическими положениями и рекомендациями, принятыми в научных исследованиях и изложенных в работах отечественных и зарубежных авторов. Определение аутентичности двигательных тестов проводилось с учётом результатов научных исследований, выполненных ранее. Для тестирования было использовано пять двигательных тестов:

  • бег на 100 м;
  • бег на 1000м;
  • прыжок в высоту с места;
  • прыжок в длину с места;
  • подтягивание на перекладине (юноши), сгибание и разгибание рук в упоре (девушки).[7]

1.Бег на 100м проводился  на дорожке стадиона. По команде  ”На старт!” испытуемые становились  у стартовой линии в положении  низкого старта. Команда  ”Марш!”  совпадала с каким-либо зрительным  сигналом для хронометристов, стоящих у финишной отметки. Во время преодоления испытуемыми дистанции следили, чтобы не снижался темп бега перед финишем. Разрешалась только одна попытка. В забеге участвовало два и более испытуемых, но время каждого фиксировалось по секундомеру с точностью до 0,1 секунды. Тест проводился в таких погодных условиях, при которых испытуемые могли бы показать свои обычные, сравнимые результаты.

2.Бег на 1000м проводился  на дорожке стадиона.. Бег начинался  с высокого старта. Фиксировалось время бега.

3.Прыжок в длину с  места проводился на нескользкой  поверхности площадки или спортивного  зала. Испытуемый становился носками  к линии старта, стопы располагались  параллельно. Прыжок производился  одновременным отталкиванием двух  ног и взмахом рук после отведения их назад, приземление выполнялось на обе ноги. Регистрация результата проводилась рулеткой с точностью до 1 сантиметра в каждой из двух попыток, лучшая из которых фиксировалась в протоколе. Длина прыжка измерялась от черты до точки самого заднего касания ноги прыгуна с полом. Отрывать ноги от пола до прыжка не разрешалось.

4.Прыжок в высоту с места проводился у вертикальной стены, на которой была нанесена мерная линейка. Испытуемый становился боком к стенке, выполнял прыжок вверх, стараясь ладонью руки коснуться линейки на стене как можно выше. Прыжок производился одновременным отталкиванием двух ног и взмахом рук после отведения их назад, приземление выполнялось на обе ноги. Регистрация результата проводилась с точностью до 1 сантиметра в каждой из двух попыток, лучшая из которых фиксировалась в протоколе.

5.Подтягивание на перекладине выполнялось из виса хватом сверху на ширине плеч не касаясь ногами пола. Когда испытуемый принимал исходное положение, следовала команда ”Можно!”. Сгибание рук выполнялось до такого положения, когда подбородок пересекал ось перекладины. Затем испытуемый выпрямлял руки полностью и опускался в исходное положение. Упражнение повторялось столько раз, сколько было возможно. Подтягивания рывками и раскачивания не допускались.

6.Сгибание и разгибание рук в упоре лежа испытуемый выполнял после принятия исходного положения на полу. При выполнения испытуемый должен был туловище удерживать выпрямленным. Подсчитывалось количество полных выпрямлений рук после их сгибания до касания грудью пола.[17]

  3. Метод математической обработки данных – для оценки результатов педагогического  воздействия использовался метод количественного анализа. По  экспериментальному материалу проведено контрольное наблюдение до и после исследования

2.3 Организация исследования

Исследование проводилось в течение 2013 - 2014 г. в средней школе с.Репинка Калачинского района и  состояло из трех этапов.

На первом этапе (сентябрь-декабрь 2013г.) проанализировали научно-методическую литературу с целью получения объективных сведений по изучаемым вопросам, уточнения методов исследования, выяснения состояния решаемой проблемы. Изучалась литература о возрастном развитии и методах развития двигательных качеств у детей старшего школьного возраста, педагогическом контроле за развитием двигательных качеств. Были определены: тема исследования, её актуальность, цель и задачи исследования, рабочая гипотеза, проанализированы литературные источники по теме исследования. Проведён выбор методов исследования и овладение ими в ходе практической деятельности при проведении уроков физической культуры в общеобразовательной школе.

Второй этап (январь-февраль 2014г.) посвящен тестированию основных двигательных качеств школьников 11 класса. В исследовании приняли участие учащиеся 11 класса (5 юношей и 5 девушек). Все они систематически занимались физическими упражнениями по школьной программе на уроках физической культуры два раза в неделю по разрешению школьного врача. Прием контрольных упражнений осуществлялся два раза: начальное тестирование в середине сентября месяца - для определения исходного уровня физической подготовленности учащихся 11 класса; и итоговое тестирование в середине апреля месяца для определения изменений в физической подготовленности учащихся, произошедших в течение учебного года. При проведении тестирования условия для всех учащихся были одинаковыми. Прием контрольных упражнений проводился на занятиях по физическому воспитанию после 10-минутной разминки в течение 2-х занятий.

На третьем этапе (март-май 2014г.) на основе использования метода анализа и обработки полученных данных, выявлены уровни развития основных двигательных качеств школьников 11 класса и их динамика в течение учебного года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исследование проводилось в СОШ с.Репинка Калачинского района. В середине сентября месяца было проведено первое тестирование двигательной подготовленности, учащихся 11 класса, которое позволило определить исходный уровень развития физических качеств, школьников на начало учебного года. Результаты тестирования представлены в таблице 2.

Информация о работе Педагогический контроль в процессе физической подготовки детей старшего школьного возраста