Оздоровительное значение плавания

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 06:57, реферат

Краткое описание

Плавание в жизни человека играет важную роль. Оно является эффективным средством физического воспитания и относится к наиболее массовым видам спорта. Умение плавать необходимо каждому человеку. Еще древние греки считали умение плавать таким же обязательным, как умение читать. С тех пор умение читать и плавать рассматривается как символ разностороннего человека.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
История плавания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Оздоровительное значение плавания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Прикладное значение плавания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
Основные правила проведения занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

Файлы: 1 файл

реферат по физ-ре.docx

— 32.51 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

История плавания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

Оздоровительное значение плавания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

Прикладное  значение плавания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9

Основные  правила проведения занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

Список  используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В наше время вряд ли кто станет отрицать, что плавание ― жизненно необходимый навык и для ребенка, и для взрослого.

Плавание в жизни человека играет важную роль. Оно является эффективным  средством физического воспитания и относится к наиболее массовым видам спорта. Умение плавать необходимо каждому человеку. Еще древние  греки считали умение плавать  таким же обязательным, как умение читать. С тех пор умение читать и плавать рассматривается как  символ разностороннего человека.

Специфические особенности плавания связаны с двигательной активностью  в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны на него воздействуют физические упражнения, с другой водная среда.

Плавание является уникальным видом  физических упражнений и относится  к наиболее массовым видам спорта, как в нашей стране, так и  за рубежом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История плавания

 

Во все времена человеческие поселения возникали у водоёмов, ведь вода всегда была источником жизни. Неудивительно, что людям часто  приходилось преодолевать водные преграды. Многие животные на земле способны держаться на воде с первых лет  и даже месяцев жизни, человеку же необходимо этому учится.

В одном из итальянских музеев хранится барельеф с изображением плывущего  человека. Движения пловца во многом схожи  с элементами современного брасса. Возраст этой находки - около 3000 лет. Когда впервые люди начали соревноваться  в скорости плавания, сказать трудно, но первые официальные соревнования прошли сравнительно недавно - в 1877 году, в Англии. В 1890 году состоялся первый чемпионат Европы, а ещё через 4 года плавание вошло в программу  первых Олимпийских Игр современности.

Плавание было включено в программу  первых же Олимпийских игр современности (1896, Афины). Правда, поначалу оно оставалось исключительно мужской дисциплиной, а в 1912 году в соревнованиях впервые  приняли участие женщины. В настоящее  время плавании на Олимпиаде разыгрывают наибольшее количество комплектов наград – 32 (16 среди мужчин и 16 среди женщин).

На первой Олимпиаде пловцы соревновались  в открытом водоеме без дорожек  и стартовых тумб в одном виде плавания - вольном стиле. Первым олимпийским  чемпионом по плаванию стал венгерский спортсмен - инженер А. Хайош. На протяжении трёх Олимпиад плавание оставалось исключительно привилегией мужчин. Впервые представительницы прекрасного пола стартовали в заплывах в 1912 году.

Первое время самым популярным стилем плавания был брасс. Наряду с  ним был распространён оверарм  – не являющийся спортивным в настоящее время стиль плавания на боку. В 1935 году из брасса возник баттерфляй, а в 1952 году появилась разновидность баттерфляя - дельфин. С 1953 году соревнования по плаванию брассом и баттерфляем проводятся отдельно. Еще более значительные метаморфозы произошли с оверармом. Англичанин Треджен первым стал плавать, «оверармом на груди». Гребки руками пловец совершал поочередно, а ноги его по-прежнему рассекали воду «ножницами». В память об изобретателе стиль получил «треджен-стиль», но также как и его предшественник не прижился в профессиональном спорте.

В1908 году была создана Международная  любительская федерации плавания (ФИНА). В настоящее время ее членами  являются более 100 стран. Тогда же были сформулированы чёткие правила состязаний пловцов и регистрации мировых  рекордов. С 1957 года последние стали  засчитываться только в бассейнах  с длиной дорожки не менее 50 метров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оздоровительное значение плавания

 

Плавание является прекрасным средством  закаливания и повышения стойкости  организма к воздействию низких температур, простудным заболеваниям и другим изменениям внешней среды. Вода обладает высокой теплопроводностью, чем и объясняется её сильное закаливающее воздействие.

Пребывание в воде отлично тренирует  механизмы, регулирующие теплоотдачу  организма, повышая его устойчивость к изменению температур.

Как уже говорилось, плавание является уникальным физическим упражнением, содействующим  физическому развитию, закаливанию  и укреплению здоровья. Занятия плаванием  особенно полезны для детей и  подростков, поскольку содействуют  развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что в свою очередь вызывает рост и укрепление опорно-двигательного аппарата ребёнка.

Плавание спортивными способами  гармонически развивает все группы мышц. Систематические занятия плаванием  и специальная гимнастика совершенствуют такие ценные физические качества, как выносливость, силу, быстроту, подвижность  в суставах, координацию движений. Упражнения, выполняемые на суше и  воде, укрепляют не только мышцы  рук и ног, но также мышцы туловища, что особенно важно для форматирования правильной осанки у детей и подростков.

Благодаря симметричным движениям  и горизонтальному положению  туловища, разгружающему позвоночный  столб от давления на него веса тела, плавание является прекрасным корригирующим  упражнением, устраняющим такие  нарушения в осанке, как сутулость, сколиоз, кифоз.

Непрерывная работа ног в быстром  темпе с постоянным преодолением сопротивления воды, выполняемая  в безопорном положении, тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, помогает формированию и укреплению детской стопы. У классных пловцов подвижность в голеностопных суставах очень высока и они могут оттянуть носки почти как балерина.

Плавание — аэробный вид физических упражнений, вызывающий увеличение в  крови детей и подростков гормона  роста — соматотропина — в 10-20 раз. Это способствует росту тела в длину, увеличению мышечной массы, массы сердца и лёгких.

Занятия плаванием укрепляют аппарат  внешнего дыхания, увеличивают жизненную  ёмкость лёгких и объём грудной  клетки, поскольку плотность воды затрудняет выполнение вдоха и выдоха и дыхательные мышцы, со временем, укрепляются и развиваются.

Занятия плаванием, изучение техники  спортивных способов как никакой  другой вид физических упражнений тренирует  правильный вид дыхания. Невозможно плыть кролем и брасом, не делая  короткого глубокого вздоха и  длинного интенсивного выдоха, из-за тесной связи дыхания с циклом движения рук. Плавание на задержке дыхания, ныряния, погружения под воду тренирует устойчивость к гипоксии, умение переносить недостаток кислорода.

Не менее благоприятно плавание влияет на сердечно-сосудистую систему организма. Горизонтальное положение тела при плавании создаёт облегчённые условия для работы сердца. В результате занятий плаванием снижается систолическое давление крови, повышается эластичность сосудов, увеличивается ударный объём сердца. Это, в первую очередь, можно заметить по изменению частоты пульса. У людей, регулярно занимающихся плаванием, пульс на 10-15 ударов в минуту меньше. Оптимизируется ритм работы сердца. Гипертоников среди пловцов в 2 раза меньше, чем среди представителей других видов спорта.

Занятия плаванием повышают защитные свойства иммунной системы крови  — увеличивая сопротивляемость к  инфекционным и простудным заболеваниям.

Плавание повышает интенсивность  обмена веществ в организме. За 15 минут пребывания в воде при температуре 24° С человек теряет около 100 ккал тепла.

Занятия плаванием совершенствуют работу вестибулярного аппарата, повышают статокинетическую устойчивость, улучшают чувство равновесия и широко применяются в подготовке космонавтов.

Систематическое пребывание в воде на занятиях плаванием оказывает  успокаивающее воздействие на нервную  систему ребёнка, повышая эмоциональную  устойчивость, обеспечивая крепкий, спокойный сон. Занятия плаванием  повышают умственную работоспособность  человека. Плавание полностью исключает  травмы опорно-двигательного аппарата, сотрясения, переломы и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикладное значение плавания

 

С развитием науки и техники  возрастает оснащенность людей разнообразными средствами передвижения по воде и  под водой. Это уменьшает необходимость  преодолевать водные преграды вплавь. В то же время применение технических  средств передвижения по воде увеличивает  разнообразие задач прикладного  плавания и усложняет его применения. Условия плавания могут усложняться  штормом, ледоходом, сильным течением, пожаром, ранением людей, отсутствием  средств спасания или переправы и т.п. Для правильных и эффективных действий в таких случаях требуются специальные знания и подготовка.

Важнейшим видом прикладного плавания, обеспечивающим сохранение жизни людей, является спасение тонущих. Этим прикладным видом должен владеть каждый, умеющий  плавать.

Учитывая определяющую роль прикладного  плавания в профессиональной деятельности студентов мостостроителей, актуальной является задача овладения прикладными  способами плавания: на боку, брасс  на спине с выносом и без  выноса рук, различными способами ныряния  в длину и глубину. Также важно  освоить приемы оказания помощи пострадавшим, прикладные прыжки в воду, технику  ныряния, приемы транспортировки, освобождения от захватов, умения держаться на воде, и т.д.

Умение плавать — жизненно необходимый  навык для человека любого возраста. Хорошо плавающий человек никогда  не рискует жизнью, находясь в воде. Он знает, что всегда доплывет до берега или сумеет продержаться на воде, пока не подоспеет помощь. Умение плавать  особенно нужно тем, чья трудовая деятельность связана с водной средой, — работникам флота, рыбакам, строителям гидроэлектростанций, судоходных и оросительных каналов и т. п. Хорошо плавать обязаны и спортсмены, занимающиеся водным туризмом, греблей, парусным и водно-моторным спортом. Умение плавать необходимо будущему солдату, матросу, офицеру Вооруженных сил. Во время Великой Отечественной войны советским воинам приходилось под огнем неприятеля преодолевать неприступные водные преграды. Владея прикладными способами плавания, они успешно выполняли сложные задания.

Вода — целитель и друг человека, если он умеет плавать, и коварный потенциальный враг для не умеющих держаться на воде. Как правило, несчастные случаи на воде происходят в результате незнания элементарных правил поведения на воде во время купания, катания на лодке, яхте и других плавсредствах. Примеры нарушения правил поведения у воды: дети, купающиеся без присмотра родителей; взрослые, беззаботно купающиеся в незнакомых местах, заплывающие далеко от берега. Ведь достаточно человеку, не умеющему уверенно держаться на воде, неожиданно попасть в яму на дне или в сильное течение, как он может потерять самообладание, захлебнуться и утонуть.

Чтобы этого не произошло, каждый обязан учиться плавать, уметь прийти на помощь тонущему, оказать первую медицинскую помощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные правила проведения занятий

 

Для успешного проведения занятий  необходимо соблюдать следующие  правила:

  • Не заставлять детей насильно входить в воду, погружаться под воду с головой, запугивать: “наглотаешься воды, и утонешь”.
  • Все объяснения методического и организационного характера проводит с занимающимися только на суше, когда вся группа находится в воде. Применяются краткие команды, методические указания, оценки, которые должны быть предельно лаконичны, чтобы не снижать плотность и эмоциональность занятия и чтобы дети не мерзли.
  • Особое внимание следует уделить проведению первых уроков, подбору упражнений, доступных для освоения, поскольку успехи на первых занятиях имеют большое психологическое воздействие на новичка, укрепляют уверенность в своих силах и доверии к преподавателю
  • Каждый даже незначительный успех в обучении, должен быть отмечен, вся .группа или отдельные занимающиеся должны получить одобрение и поддержку.
  • Если новички не могут выполнить задание, учитель обязан проявить максимум выдержки, терпения и предложить другое посильное задание, чаще всего причиной подобных неудач являются непродуманные действия учителя.
  • При объяснении нового упражнения необходимо остановиться на следующих основных элементах: исходное положение, форма и характер движения, наиболее трудно выполняемые части.
  • Объясняя и показывая упражнение, подчеркивать, что надо делать для того, чтобы его правильно выполнить, не акцентируя внимание детей на ошибках и недостатках.
  • Шире использовать показ упражнений самими детьми, поскольку это убеждает в посильности задания, стимулирует соревнование и активность класса.
  • Чаще и больше показывать занимающимся конечную цель обучения – технику плавания кролем на груди и на спине, брассом, дельфином в исполнении лучших пловцов.
  • Каждое занятие начинать с выполнения серии хорошо знакомых упражнений, что позволяет освоиться с местом плавания, привыкнуть к температуре воды, ощутить уверенность в своих силах.
  • Для увеличения динамичности и плотности урока необходимо чередовать упражнения, выполняемые на месте с упражнениями в движении, упражнения по задержке дыхания – с выдохами в воду, плавание коротких отрезков и серий отрезков с плаванием максимально возможных для детей данной подготовленности дистанций.
  • После освоения скольжений и первых гребковых движений надо как можно больше плавать, постепенно увеличивая преодолеваемые расстояния.
  • Поощрять попытки самостоятельного плавания любым спортивным или прикладным способом или их сочетанием.
  • При изучении новых упражнений уделять особое внимание методическим указаниям по предупреждению типичных ошибок.
  • Исправлять ошибки, не делая одновременно много замечаний – это снижает интерес к занятиям и уверенность в своих силах.
  • В каждом уроке надо изучать не более одного - двух упражнений.

Информация о работе Оздоровительное значение плавания