Особенности занятий физическими упражнениями со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 06:22, реферат

Краткое описание

Студенты колледжей, вузов, университетов в зависимости от физического развития, состояния здоровья и функциональной подготовки разделены на три группы: основную, подготовительную и специальную. Студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья, как правило – хронические заболевания или повреждения опорно-двигательного аппарата, занимаются в специальных медицинских группах.

Файлы: 1 файл

Реферат физ-ра.docx

— 27.81 Кб (Скачать)

Особенности занятий физическими  упражнениями со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья

    Студенты  колледжей, вузов, университетов в  зависимости от физического развития, состояния здоровья и функциональной подготовки разделены на три группы: основную, подготовительную и специальную. Студенты, имеющие отклонения в состоянии  здоровья, как правило – хронические  заболевания или повреждения  опорно-двигательного аппарата, занимаются в специальных медицинских группах.

    Комплектование  групп осуществляет врач. Основным критерием для включения в  специальную медицинскую группу является то или иное заболевание, уровень  физической подготовленности, очаги хронической инфекции. Группы формируются по нозологии (заболеваемости). Так, студенты с заболеваниями кардиореспираторной, пищеварительной, эндокринной систем составляют одну группу; студенты с травмами (заболеваниями) ОДА, периферической нервной системы – другую; имеющие отклонения со стороны слуха или зрения – третью; имеющие отклонения со стороны ЦНС (неврозы) – четвертую.

    Студенты  в таких группах обычно характеризуются  слабым физическим развитием и низким функциональным состоянием. Они, как  правило, были освобождены от уроков физкультуры в школе. Студенты плохо  организованы, не могут выполнить  многие физические упражнения, игры, не умеют, как правило, плавать и  пр. а если в школах, где они  учились, не было занятий в специальной  медицинской группе, то их физическое и функциональное состояние совсем незавидное. У них часто возникают  простудные заболевания, а в осенне-зимний период происходит их обострение. 

    Перед руководителями специальных медицинских  групп студентов стоят следующие  задачи: улучшение функционального  состояния и предупреждение прогрессирования болезни; повышение физической и  умственной работоспособности, адаптация  к внешним факторам; снятие утомления  и повышение адаптационных возможностей; воспитание потребности в закаливании, занятиях оздоровительной физкультурой.

    Медицинские противопоказания к физическим нагрузкам (занятиям физкультурой) бывают абсолютные и относительные.

    Абсолютные  противопоказания: недостаточность кровообращения 2 -3 степени; острый инфаркт миокарда; активная фаза ревматизма; инфаркт трансмуральный; тахикардия покоя; миопия (близорукость) более 7 диоптрий…

    Относительные противопоказания: миопия более – 5; системная или легочная гипертензия; умеренно выраженный стеноз аорты; неконтролируемые заболевания обмена веществ; выраженный стеноз трехстворчатого клапана сердца; гипертония 2 – 3 степени; ретинопатия 3 степени; пороки сердца с выраженным цианозом; резко выраженная анемия; значительно выраженное ожирение 3 степени; почечная и печеночная недостаточность; заболевания ОДА; заболевания крови…

    Уроки физкультуры в специальных медицинских  группах проводятся при следующих  заболеваниях: болезни органов кровообращения; болезни суставов; болезни органов  дыхания; болезни органов пищеварения; болезни почек и мочевых путей; эндокринные и обменные заболевания; женские болезни; нервные и психические  заболевания; хирургические заболевания; травматология и ортопедия; глазные болезни ЛОР-органов; кожные болезни.

    Система реабилитации включает уроки физкультуры, желательно на свежем воздухе, занятия  ЛФК, терренкур, прогулки на лыжах, езду на велосипеде т.д. Предпочтительнее циклические виды спорта, особенно при заболеваниях сердца, легких, ожирении и т.п.

    Подготовка  должна быть по возможности разносторонней, включающей общеразвивающие, дыхательные, релаксирующие упражнения, игры на воздухе и др., а при заболеваниях сердечнососудистой, дыхательной и эндокринной систем – упражнения в ходьбе, беге (в сочетании с бегом), лыжные прогулки, катание на коньках и др.

    При проведении занятий со студентами, имеющими изменения (заболевания) опроно-двигательного  аппарата, важны профилактические мероприятия, направленные в первую очередь на придание студенту правильной осанки и на нормализацию функций ОДА, профилактика контрактур. Не следует допускать  чрезмерных нагрузок (особенно в положении стоя, подъеме тяжестей, выполнении упражнений на тренажерах и др.) Упражнения с гантелями, мячами и на тренажерах должны выполняться только в щадящем для позвоночника режиме, лежа и с включением в конце занятий упражнений на растягивание и на релаксацию.

    Занятия в специальных медицинских группах  проводятся по программе физического  воспитания для высших учебных заведений.  В ней имеется раздел «Учебный материал для специального отделения», в котором указаны задачи физического  воспитания студентов специальных  медицинских групп, средства физического  воспитания и примерные зачетные требования.

    Программа специальных медицинских групп  ограничивает упражнения на скорость, силу, выносливость. В зависимости от заболевания включаются циклические виды спорта (лыжные прогулки, бег в сочетании с ходьбой, плавание, катание на коньках, езда на велосипеде и др.), дыхательные упражнения и упражнения на релаксацию при заболеваниях кардиореспираторной системы, а при нарушениях осанки (сколиозах) включаются упражнения на укрепление мышц живота и туловища (то есть создание мышечного корсета), выработку правильной осанки. Исключаются упражнения с гантелями, тяжестями в положении стоя.

    Неотъемлемой  частью физического воспитания является врачебный контроль, который проводится в соответствии с «Положением  о врачебном контроле за физическим воспитанием населения» (утверждено приказом Минздрава СССР №968 от 1977 г.). прежде всего это ежегодные углубленные медицинские обследования (УМО) студентов. В медицинскую комиссию включаются врачи разных специальностей: терапевт, окулист, невропатолог, гинеколог, травматолог-хирург, отоларинголог и другие специалисты. Проводятся антропометрические и морфологические исследования (обследования всех студентов), флюорография (или рентгенография легких и сердца), электрокардиография (ЭКГ), клинический анализ крови, мочи и тестирование. Кроме того, ежегодно (поквартально или по семестрам) проводятся профилактические осмотры студентов всех курсов.

    Существует  много форм физической культуры, которые  используются для нормализации функционального  состояния и осанки студентов, а  также для профилактики заболеваний. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Лечебная  физкультура в  травматологии и  ортопедии 

    Опорно-двигательный аппарат выполняет функции движения и опоры. Опорно-локомоторная функция аппарата движения часто подвергается воздействиям внешней среды, инфекциям и т.п., что приводит к различным патологическим состояниям. Так, трудовая деятельность и занятия спортом нередко приводят к значительным изменениям в локомоторном аппарате.

    Опорно-двигательный аппарат (ОДА) играет важную роль в обеспечении  жизнедеятельности организма, он состоит  из костей, мышц, связок. Скелет человека насчитывает более 200 костей, составляя 1/5 – 1/7 части массы тела, и выполняет опорную, защитную и локомоторную функции. Кости скелета служат рычагами, мышцы приводят их в движение, удерживая тело в равновесии, перемещают его в пространстве, меняют взаиморасположение частей тела. К костям прикрепляются связки, мышцы, сухожилия, фасции.

    Скелет  образует вместилище для жизненно важных органов, защищая их от внешних воздействий.

    У человека около 400 поперечнополосатых мышц, они  сокращаются произвольно под  воздействием импульсов, поступающих  по нервам из ЦНС.

    После повреждений, заболеваний и особенно после оперативных вмешательств на тканях ОДА нередко развиваются  функциональные нарушения, резко ограничивающие двигательные возможности больного, его способность обслуживать  себя. Ограничивается и трудоспособность. Поэтому раннее применение функциональных методов лечения (ЛФК, гидрокинезотерапия и др.), массаж, физиотерапия и т.д. патогенетически обоснованы.

    Длительная  гиподинамия, связанная с иммобилизацией конечностей, ведет к вторичным  изменениям в тканях. Гиподинамия  снижает уровень адаптации организма к физическим нагрузкам, ухудшает процессы регенерации костной ткани и органов.

    Только  под влиянием систематических физических нагрузок в ранние сроки удается ликвидировать возникшие осложнения: атрофию мышц, контрактуры, улучшить метаболизм тканей, нормализовать опорную функцию конечностей и тем самым предотвратить инвалидность.

    Ранняя  функциональная нагрузка конечности при  стабильной и жесткой фиксации отломков кости способствует восстановлению активной функции мышц, улучшению  кровоснабжения кости, восстановлению функции суставов, что значительно  снижает сроки полной реабилитации пациента.

    У травматологических больных выделяют четыре периода  восстановления здоровья. Длительность каждого из них зависит от тяжести  травмы, характера оперативного вмешательства, возникших осложнений и т.д.

    В предоперационном (подготовительном) периоде используются общеразвивающие упражнения, упражнения на релаксацию, дыхательная гимнастика. Для тренировки здоровых конечностей необходимы упражнения с отягощениями (гантели, набивные мячи, эспандеры, резиновые амортизаторы и др.) и упражнения на растяжение.

    В иммобилизационном (послеоперационном) периоде основной задачей является укрепляющее воздействие физических упражнений для профилактики пневмонии, тромбофлебита, для стимуляции регенеративных процессов в травмированной ткани (кости), для улучшения местного крово- и лимфообращения, ликвидации отеков, профилактики контрактур, остеопороза и т.д. Для этого применяют ЛГ с включением упражнений для неповрежденной конечности, дыхательные изометрические, идеомоторные и другие упражнения. Обязательны тренировка опорной функции конечности, обучение ходьбе на костылях.

    В постиммобилизационном периоде (после снятия швов, гипсовых повязок, аппаратов и др.) основное внимание уделяют проблеме полного восстановления функции травмированной конечности. Кроме ЛГ включают занятия в бассейне (ванне), на тренажерах в сочетании с криомассажем.

    В восстановительном (реабилитационном) периоде основное внимание направлено на восстановление нарушенных функций, ликвидацию последствий длительной иммобилизации. На этом этапе занимаются выработкой бытовых и новых профессиональных навыков путем освоения заместительных компенсаторных функций неповрежденными конечностями, а также с помощью ортопедических аппаратов, ортопедической обуви. Эти задачи решаются в основном социально-психологической службой в отделении трудотерапии.

    ЛФК направлена в основном на устранение контрактур, возникших в результате длительной иммобилизации.

    Это общеразвивающие упражнения, упражнения в воде, на растягивание, занятия  на тренажерах (предварительно проводится криомассаж), тракция, массаж, физиотерапия. Следует избегать болей при выполнении упражнений. Амплитуда движений наращивается постепенно. Рекомендуются также приседания с гантелями (при повреждениях коленного сустава) и другими предметами. 
     
     
     
     
     
     

    Лечебная  физическая культура при переломах  таза 

    Таз представляет собой костное кольцо, состоящее из парных тазовых костей и крестца с копчиком.

    Тазовая кость состоит из трех костей: подвздошной, седалищной и лонной. Эти кости  к 20 – 25-летнему возрасту срастаются между собой, хрящевые прослойки  окостеневают, и образуется одна объемистая тазовая кость.

    Верхний отдел тазовой кости представляет собой широкую пластинку с  вогнутой внутренне поверхностью, образующей подвздошную впадину.

    Вперед  и книзу расположена лонная кость, принимающая участие в образовании  вертлужной впадины и имеющая  горизонтальную ветвь, которая, соединяясь с горизонтальной ветвью другой стороны, дает лонное сращение.

    Костный таз служит опорой для позвоночника и всех органов брюшной полости.

    Наиболее  слабым местом тазового кольца являются горизонтальная и нисходящая ветви  лобковой кости и восходящая ветвь  седалищной кости. При сдавливании  таза эти кости ломаются наиболее часто.

Информация о работе Особенности занятий физическими упражнениями со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья