Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 06:22, реферат
Студенты колледжей, вузов, университетов в зависимости от физического развития, состояния здоровья и функциональной подготовки разделены на три группы: основную, подготовительную и специальную. Студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья, как правило – хронические заболевания или повреждения опорно-двигательного аппарата, занимаются в специальных медицинских группах.
Особенности занятий физическими упражнениями со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья
Студенты
колледжей, вузов, университетов в
зависимости от физического развития,
состояния здоровья и функциональной
подготовки разделены на три группы:
основную, подготовительную и специальную.
Студенты, имеющие отклонения в состоянии
здоровья, как правило – хронические
заболевания или повреждения
опорно-двигательного аппарата, занимаются
в специальных медицинских
Комплектование групп осуществляет врач. Основным критерием для включения в специальную медицинскую группу является то или иное заболевание, уровень физической подготовленности, очаги хронической инфекции. Группы формируются по нозологии (заболеваемости). Так, студенты с заболеваниями кардиореспираторной, пищеварительной, эндокринной систем составляют одну группу; студенты с травмами (заболеваниями) ОДА, периферической нервной системы – другую; имеющие отклонения со стороны слуха или зрения – третью; имеющие отклонения со стороны ЦНС (неврозы) – четвертую.
Студенты
в таких группах обычно характеризуются
слабым физическим развитием и низким
функциональным состоянием. Они, как
правило, были освобождены от уроков
физкультуры в школе. Студенты плохо
организованы, не могут выполнить
многие физические упражнения, игры, не
умеют, как правило, плавать и
пр. а если в школах, где они
учились, не было занятий в специальной
медицинской группе, то их физическое
и функциональное состояние совсем
незавидное. У них часто возникают
простудные заболевания, а в осенне-зимний
период происходит их обострение.
Перед
руководителями специальных медицинских
групп студентов стоят
Медицинские противопоказания к физическим нагрузкам (занятиям физкультурой) бывают абсолютные и относительные.
Абсолютные противопоказания: недостаточность кровообращения 2 -3 степени; острый инфаркт миокарда; активная фаза ревматизма; инфаркт трансмуральный; тахикардия покоя; миопия (близорукость) более 7 диоптрий…
Относительные противопоказания: миопия более – 5; системная или легочная гипертензия; умеренно выраженный стеноз аорты; неконтролируемые заболевания обмена веществ; выраженный стеноз трехстворчатого клапана сердца; гипертония 2 – 3 степени; ретинопатия 3 степени; пороки сердца с выраженным цианозом; резко выраженная анемия; значительно выраженное ожирение 3 степени; почечная и печеночная недостаточность; заболевания ОДА; заболевания крови…
Уроки
физкультуры в специальных
Система реабилитации включает уроки физкультуры, желательно на свежем воздухе, занятия ЛФК, терренкур, прогулки на лыжах, езду на велосипеде т.д. Предпочтительнее циклические виды спорта, особенно при заболеваниях сердца, легких, ожирении и т.п.
Подготовка должна быть по возможности разносторонней, включающей общеразвивающие, дыхательные, релаксирующие упражнения, игры на воздухе и др., а при заболеваниях сердечнососудистой, дыхательной и эндокринной систем – упражнения в ходьбе, беге (в сочетании с бегом), лыжные прогулки, катание на коньках и др.
При проведении занятий со студентами, имеющими изменения (заболевания) опроно-двигательного аппарата, важны профилактические мероприятия, направленные в первую очередь на придание студенту правильной осанки и на нормализацию функций ОДА, профилактика контрактур. Не следует допускать чрезмерных нагрузок (особенно в положении стоя, подъеме тяжестей, выполнении упражнений на тренажерах и др.) Упражнения с гантелями, мячами и на тренажерах должны выполняться только в щадящем для позвоночника режиме, лежа и с включением в конце занятий упражнений на растягивание и на релаксацию.
Занятия
в специальных медицинских
Программа специальных медицинских групп ограничивает упражнения на скорость, силу, выносливость. В зависимости от заболевания включаются циклические виды спорта (лыжные прогулки, бег в сочетании с ходьбой, плавание, катание на коньках, езда на велосипеде и др.), дыхательные упражнения и упражнения на релаксацию при заболеваниях кардиореспираторной системы, а при нарушениях осанки (сколиозах) включаются упражнения на укрепление мышц живота и туловища (то есть создание мышечного корсета), выработку правильной осанки. Исключаются упражнения с гантелями, тяжестями в положении стоя.
Неотъемлемой частью физического воспитания является врачебный контроль, который проводится в соответствии с «Положением о врачебном контроле за физическим воспитанием населения» (утверждено приказом Минздрава СССР №968 от 1977 г.). прежде всего это ежегодные углубленные медицинские обследования (УМО) студентов. В медицинскую комиссию включаются врачи разных специальностей: терапевт, окулист, невропатолог, гинеколог, травматолог-хирург, отоларинголог и другие специалисты. Проводятся антропометрические и морфологические исследования (обследования всех студентов), флюорография (или рентгенография легких и сердца), электрокардиография (ЭКГ), клинический анализ крови, мочи и тестирование. Кроме того, ежегодно (поквартально или по семестрам) проводятся профилактические осмотры студентов всех курсов.
Существует
много форм физической культуры, которые
используются для нормализации функционального
состояния и осанки студентов, а
также для профилактики заболеваний.
Лечебная
физкультура в
травматологии и
ортопедии
Опорно-двигательный аппарат выполняет функции движения и опоры. Опорно-локомоторная функция аппарата движения часто подвергается воздействиям внешней среды, инфекциям и т.п., что приводит к различным патологическим состояниям. Так, трудовая деятельность и занятия спортом нередко приводят к значительным изменениям в локомоторном аппарате.
Опорно-двигательный аппарат (ОДА) играет важную роль в обеспечении жизнедеятельности организма, он состоит из костей, мышц, связок. Скелет человека насчитывает более 200 костей, составляя 1/5 – 1/7 части массы тела, и выполняет опорную, защитную и локомоторную функции. Кости скелета служат рычагами, мышцы приводят их в движение, удерживая тело в равновесии, перемещают его в пространстве, меняют взаиморасположение частей тела. К костям прикрепляются связки, мышцы, сухожилия, фасции.
Скелет образует вместилище для жизненно важных органов, защищая их от внешних воздействий.
У человека около 400 поперечнополосатых мышц, они сокращаются произвольно под воздействием импульсов, поступающих по нервам из ЦНС.
После повреждений, заболеваний и особенно после оперативных вмешательств на тканях ОДА нередко развиваются функциональные нарушения, резко ограничивающие двигательные возможности больного, его способность обслуживать себя. Ограничивается и трудоспособность. Поэтому раннее применение функциональных методов лечения (ЛФК, гидрокинезотерапия и др.), массаж, физиотерапия и т.д. патогенетически обоснованы.
Длительная гиподинамия, связанная с иммобилизацией конечностей, ведет к вторичным изменениям в тканях. Гиподинамия снижает уровень адаптации организма к физическим нагрузкам, ухудшает процессы регенерации костной ткани и органов.
Только под влиянием систематических физических нагрузок в ранние сроки удается ликвидировать возникшие осложнения: атрофию мышц, контрактуры, улучшить метаболизм тканей, нормализовать опорную функцию конечностей и тем самым предотвратить инвалидность.
Ранняя функциональная нагрузка конечности при стабильной и жесткой фиксации отломков кости способствует восстановлению активной функции мышц, улучшению кровоснабжения кости, восстановлению функции суставов, что значительно снижает сроки полной реабилитации пациента.
У травматологических больных выделяют четыре периода восстановления здоровья. Длительность каждого из них зависит от тяжести травмы, характера оперативного вмешательства, возникших осложнений и т.д.
В предоперационном (подготовительном) периоде используются общеразвивающие упражнения, упражнения на релаксацию, дыхательная гимнастика. Для тренировки здоровых конечностей необходимы упражнения с отягощениями (гантели, набивные мячи, эспандеры, резиновые амортизаторы и др.) и упражнения на растяжение.
В иммобилизационном (послеоперационном) периоде основной задачей является укрепляющее воздействие физических упражнений для профилактики пневмонии, тромбофлебита, для стимуляции регенеративных процессов в травмированной ткани (кости), для улучшения местного крово- и лимфообращения, ликвидации отеков, профилактики контрактур, остеопороза и т.д. Для этого применяют ЛГ с включением упражнений для неповрежденной конечности, дыхательные изометрические, идеомоторные и другие упражнения. Обязательны тренировка опорной функции конечности, обучение ходьбе на костылях.
В постиммобилизационном периоде (после снятия швов, гипсовых повязок, аппаратов и др.) основное внимание уделяют проблеме полного восстановления функции травмированной конечности. Кроме ЛГ включают занятия в бассейне (ванне), на тренажерах в сочетании с криомассажем.
В восстановительном (реабилитационном) периоде основное внимание направлено на восстановление нарушенных функций, ликвидацию последствий длительной иммобилизации. На этом этапе занимаются выработкой бытовых и новых профессиональных навыков путем освоения заместительных компенсаторных функций неповрежденными конечностями, а также с помощью ортопедических аппаратов, ортопедической обуви. Эти задачи решаются в основном социально-психологической службой в отделении трудотерапии.
ЛФК направлена в основном на устранение контрактур, возникших в результате длительной иммобилизации.
Это
общеразвивающие упражнения, упражнения
в воде, на растягивание, занятия
на тренажерах (предварительно проводится
криомассаж), тракция, массаж, физиотерапия.
Следует избегать болей при выполнении
упражнений. Амплитуда движений наращивается
постепенно. Рекомендуются также приседания
с гантелями (при повреждениях коленного
сустава) и другими предметами.
Лечебная
физическая культура
при переломах
таза
Таз представляет собой костное кольцо, состоящее из парных тазовых костей и крестца с копчиком.
Тазовая кость состоит из трех костей: подвздошной, седалищной и лонной. Эти кости к 20 – 25-летнему возрасту срастаются между собой, хрящевые прослойки окостеневают, и образуется одна объемистая тазовая кость.
Верхний
отдел тазовой кости
Вперед
и книзу расположена лонная кость,
принимающая участие в
Костный таз служит опорой для позвоночника и всех органов брюшной полости.
Наиболее слабым местом тазового кольца являются горизонтальная и нисходящая ветви лобковой кости и восходящая ветвь седалищной кости. При сдавливании таза эти кости ломаются наиболее часто.