Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 11:02, курсовая работа
Цель исследования: Выявить особенности реакции ССС на нагрузку у детей младшего школьного возраста, состоящих в основной группе здоровья по физической культуре и занимающихся спортом.
Гипотеза: предполагалось, что изменения между полученными показателями функционального состояния сердечнососудистой системы по данным пульсометрии у тренированных и нетренированных детей младшего школьного возраста позволят выявить различия связанные с изменениями организма, а также образом жизни.
Введение
Глава 1. Обзор литературы
.1 Сердечнососудистая система и пульс
.2 Размеры, эффективность работы сердца
.3 Особенности крови, кровообращения у детей школьного возраста
.4 Методики исследования для определения частоты сердечных сокращений
Глава 2. Цели, задачи, методы и организация исследования.
.1 Цели и задачи исследования
.2 Методы и методика исследования
.3Организация исследования
Глава 3. Результаты исследований
Выводы
Практические рекомендации
Список используемой литературы
"Большое (спортивное) сердце". В литературу впервые понятие ввел ученый Хенше в 1899 году. Под этим понятием он подразумевал увеличенное в размерах сердце спортсмена и рассматривал это явление как патологическое. Определение, данное соотечественником Г. Ф. Лангом спортивному сердцу; термин «Спортивное сердце» можно понимать двояко:
.как
сердце работоспособное (в
.как
сердце патологически
Говоря о спортивном сердце следует упомянуть работу крупного советского терапевта В. Ф. Зеленина, который расценивал увеличение сердца как адаптацию и обратил внимание на то, что увеличение сердца спортсменов происходит главным образом за счет увеличения его полостей. Увеличение размеров сердца является следствием либо увеличения его полостей, либо утолщения стенок желудочков.
У представителей видов спорта, требующих проявления выносливости, общий объем сердца, определяемый по рентгенограммам, в среднем значительно больше, чем у представителей других видов спорта и у не спортсменов.
Общий объем сердца у выносливых спортсменов превышает 1000 см3 (максимально до 1700 см3), а у других спортсменов ненамного больше, чем у нетренированных людей, - около 800 см3. Еще большие различия выявляются в относительных объемах сердца, т. е. в отношении общего объема сердца к весу тела. У спортсменов, тренирующих выносливость, относительный объем сердца равен в среднем 15 см3/кг (максимально - до 20 см3/кг), а у нетренированных - около 11 см3/кг. У спортсменов, тренирующих выносливость, между общим и относительным объемами сердца, с одной стороны, и МПК, с другой, выявляется положительная корреляционная связь. В среднем, чем выше спортивная квалификация (спортивный результат), тем больше объем сердца у спортсменов одной специализации.
Общий размер сердца зависит от объемов его полостей и от толщины их стенок и поэтому может изменяться, как за счет дилятации (увеличения размеров полостей), так и за счет гипертрофии миокарда (утолщения стенок полостей.
Для сердца спортсменов, тренирующих выносливость, характерны большая дилятация желудочков и нормальная или слегка увеличенная толщина их стенок. Дилятированные желудочки способны вмещать большое количество крови в период диастолы, что создает предпосылки для увеличенного систолического объема.
Наоборот, у представителей скоростно-силовых видов спорта сердце обычно имеет нормальные или лишь слегка увеличенные размеры полостей желудочков, но заметную гипертрофию стенок. Общий объем сердца у этих спортсменов может превышать таковой у неспортсменов, но способность увеличивать систолический объем у тех и других почти одинаковая.
Таким образом, гипертрофия сердца специфична - тип ее определяется особенностями тренировочной деятельности. Упражнения на выносливость характеризуются многократными, но относительно небольшими по силе сокращениями большого числа скелетных мышц и требуют поддержания большого объема сердечного выброса. В ответ на действие таких тренировочных стимулов, которые можно назвать "объемным стрессором", возникает дилятация полостей сердда большим количеством крови, заполняющим их и вызывающим повышение конечно-диастолического давления. Поэтому данный тип гипертрофии называют тоногенной дилятацией (тонос - давление). При выполнении скоростно-силовых упражнений необходимо сильное кратковременное повышение АД («стрессор напряжения»). В ответ на этот стимул развивается гипертрофия сердца с утолщением стенок желудочков.
В основе гипертрофии миокарда лежит усиление синтеза белка в миокардиальных волокнах. Причем при тренировке выносливости в сердце усиливается синтез не только контрактильных белков (актина, миозина и др.), но и белков, связанных с его окислительным метаболизмом, в частности митохондриальных белков и ферментов. Параллельно увеличивается и число капилляров, что улучшает условия кровоснабжения и аэробного метаболизма сердечной мышцы.
Эффективность работы дилятированного сердца. Дилятация сердца дает ему ряд энергетических преимуществ. Дилятированное сердце спортсмена позволяет в большей степени: повышать сердечный выброс за счет увеличения систолического объема при относительно низкой ЧСС. Это снижает энергозатраты сердца и повышает его механическую эффективность по сравнению с нетренированным сердцем, обеспечивающим такой же сердечный выброс за счет более высокой ЧСС. Кроме того, удлиненные миокардиальные волокна дилятированного сердца развивают большее напряжение при меньшем укорочении, чем волокна сердца обычных размеров (механизм Франка-Старлинга). В результате спортсмены с большим объемом полостей сердца способны поддерживать большой систолический объем даже при высокой ЧСС.
.3 Особенности крови,
В школьном возрасте полностью формируется система кровообращения. Растут масса и объем сердца. Вес сердца по сравнению с новорожденными увеличивается к 10 годам в 6 раз, а к 16 годам - в 11раз. За исключением 12 - 13 лет, масса сердца у мальчиков превышает аналогичные показатели у девочек. Объем сердца достигает 130 - 150 мл, а минутный объем крови - 3-4 л/мин. Минутный объем крови увеличивается за счет возросшего систолического объема, который за период от 10лет до 17 лет нарастает от 46 мл до 60 - 70мл. За счет увеличения систолического объема крови и повышения тонуса парасимпатического отдела нервной системы происходит дальнейшее снижение ЧСС: в среднем школьном возрасте ЧСС в покое около 80 уд./мин, а в старшем школьном возрасте (16 - 18) соответствует взрослому уровню - 70 уд./мин. У подростков до 14 лет еще значительно выражена дыхательная аритмия, которая после 15-16 лет практически исчезает.
В результате урежения ЧСС и увеличения длины сосудов, особенно у высокорослых подростков и юношей, происходит замедление кругооборота крови. В целом, происходящие в сердечно - сосудистой системе изменения (урежение ЧСС, удлинение периода общей диастолы, повышение АД, замедление кругооборота крови) свидетельствует об экономизации функций сердца.
1.4 Методики исследования для определения частоты сердечных сокращений
.пальпаторный, позволяющий оценить частоту сердечных сокращений по частоте пульса, при прощупывании лучевой артерии в области запястья, так как она располагается поверхностно, непосредственно под кожей и хорошо прощупывается. При пальпации пульса кисть исследуемого охватывают правой рукой в области лучезапястного сустава так, что бы 1-й палец располагался на тыльной стороне предплечья, а остальные на передней поверхности. Нащупав артерию, прижимают ее к подлежащей кости. Исследования артериального пульса дает возможность получать важные сведения о работе сердце, состояния кровообращения, а также определить работоспособность человека. Это исследование проводится в определенном порядке. Вначале надо убедится, что пульс одинаково прощупывается на обеих руках. Для этого пальпируют одновременно две лучевые артерии и сравнивают величину пульсовых волн на правой и левой руках (в норме она одинакова). Величина пульсовой волны на одной руке может оказаться меньше, чем на другой, и тогда говорят о различном пульсе. Он наблюдается при односторонних аномалиях строения или расположения лучевой артерии, а также вышерасположенных артерий - плечевой, подключичной. Если выявлен различный пульс, дальнейшее его исследование проводят на той руке, где пульсовые волны лучше выражены. Также пульс исследуют в области артерии.
.фотоплетизмографический,
.сфигмографический,
а) Подъем волны - анакрота - возникает в систолу в результате повышения давления в артериальном сосуде и растяжения его стенки под влиянием крови, выброшенной в начале фазы изгнания.
б) Спад волны - катакрота - возникает в начале диастолы в результате начавшегося понижения давления в сосуде.
в)Повторный подъем волны - дикротический подъем - возникает в следующий период диастолы в результате того, что уже закрывшиеся полулунные клапаны отражают устремившуюся к сердцу кровь, что создает вторичную волну повышения давления и растяжение, стенок артерий.
г)Четвертый компонент
.реографический, основанный на регистрации изменений электрического сопротивления участка тела, наблюдающихся в процессе прохождения через него систолического объема крови;
.электрокардиографический, основанный на регистрации электрической активности сердца. Электрокардиография - метод электрофизиологического исследования деятельности сердца в норме и патологии, основанный на регистрации и анализе электрической активности миокарда, распространяющейся по сердцу в течение сердечного цикла. Такая методика исследования электрической активности сердца, введенная в практику В. Эйнтховеном, А. Ф. Самойловым, Т. Льюисом, В. Ф. Зелениным и др., получила название электрокардиографии, Регистрация производится с помощью специальных приборов - электрокардиографов, а регистрируемая с ее помощью кривая называется электрокардиограммой (ЭКГ). Электрокардиография диагностический метод, позволяющий оценить динамику распространения возбуждения в сердце и судить о нарушениях сердечной деятельности при изменениях ЭКГ. В нормальной электрокардиограмме имеется 5 зубцов, обозначаемых буквами латинского алфавита P, Q, R, S, T. Формирование ЭКГ (ее зубцов и интервалов) обусловлено распространением возбуждения в сердце и отображает этот процесс. Зубцы возникают и развиваются, когда между участками возбудимой системы имеется разность потенциалов, т. е. какая-то часть системы охвачена возбуждением, а другая нет. Следовательно, зарегистрированная ЭКГ отражает последовательный охват возбуждением сократительного миокарда предсердий и желудочков.
В настоящее время пользуются специальными приборами - электрокардиографами с электронными усилителями и осциллографами. Запись кривых производят на движущейся бумажной ленте. Разработаны также приборы, при помощи которых записывают ЭКГ во время активной мышечной деятельности и на расстоянии от обследуемого. Эти приборы - телеэлектрокардиографы - основаны на принципе передачи ЭКГ на расстояние с помощью радиосвязи. Созданы приборы для передачи электрических потенциалов, возникающих при деятельности сердца, по телефонным проводам и записи ЭКГ в специализированном центре, находящемся на большом расстоянии от пациента.
В зависимости от места приложения электродов форма ЭКГ и вольтаж ее зубцов будут различны. Для регистрации ЭКГ производят отведение потенциалов от конечностей и поверхности грудной клетки. Обычно используют так называемые биполярные и униполярные отведения. Униполярные отведения - регистрируют изменение потенциала по отношению к референтному электроду - «нулевая точка», регистрируют три униполярных усиленных отведения по Гольдбергеру: aVR; aVL; aVF. Регистрируется разность потенциалов между электродом, наложенным на конечность, и референтным электродом, представляющим собой объединенный электрод от двух других конечностей. Биполярные отведения: отведения по Нэбу, образующие малый грудной треугольник.
Глава 2. Цели, задачи, методы и организация исследования
.1 Цели и задачи исследования
Цель исследования: заключается в том, чтобы выявить особенности реакции ССС по скорости восстановления ЧСС с помощью пробы Руфье у детей младшего школьного возраста, занимающихся и не занимающихся спортом, сравнить получившиеся показатели.
Задачи исследования:
. Провести функциональные пробы
с регистрацией ЧСС до и
после нагрузки у детей
. Провести функциональные пробы с регистрацией ЧСС до и после нагрузки у детей младшего школьного возраста не занимающихся спортом.
. Сравнить полученные
.2 Методы и методика исследования
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
.теоретический анализ и
.тестирование по определению
общей физической
.педагогическое наблюдение
.методы математической
Методика исследования:
Оборудование: Секундомер, тонометр, аппарат для измерения артериального давления
Ход работы: оценка работоспособности происходит следующим образом: будет проведена проба Руфье, которая заключаются в следующем: перед исследованием у школьников младшего (2 класс - 8-9 лет) в положении сидя подсчитывается пульс за 15 секунд до нагрузки (P1) после 5-минутного спокойного состояния. Затем под счет испытуемый приседает 30 раз за 1 минуту. Сразу после приседаний подсчитывается пульс за первые 15 сек (P2) и последние 15 сек (P3) первой минуты после окончания нагрузки. Затем вычисляется показатель сердечной деятельности (ПСД) по формуле:
4* (P1+P2+P3)-200
ПСД = ------------------
10
Оценка ПСД осуществляется следующим образом, при ПСД от:
·от 1 до 5 - отлично;
·от 5.1 до 10 - хорошо;
·от 10.1 до 15 - удовлетворительно;
·от 15.1 и более - плохо.
В качестве главных критериев при оценке работоспособности в системе тестов с использованием физических нагрузок с последующим изучением быстроты восстановления ЧСС учитываются, прежде всего, стандартные реакции организма на нагрузку: экономичность реакции и быстрая восстанавливаемость.
.3 Организация исследования
Исследования проводились в частном детском центре «Непоседа» города Санкт - Петербурга. В исследовании участвовали мальчики 2-го класса, занимающиеся и не занимающиеся спортом. Было сформировано 2 группы в зависимости от уровня и характера двигательной активности: учащиеся, занимающиеся спортом. В 1 группе участвовали ученики активно занимающиеся спортом, во второй группе - дети, которые не занимаются спортом и в основном очень слабо развиты физически и с большими жировыми отложениями, которые ведут малоподвижный образ жизни. В каждой группе по 4 человек, всего исследовалось 8 человек. Показатели общей физической работоспособности учащихся были изучены, с помощью пробы Руфье исследовалась их физическая работоспособность. Данные были занесены в таблицу и обработаны, по чему мы и можем сравнивать физическую работоспособность этих учащихся.