Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:40, реферат
Физкультура и спорт присутствуют в жизни каждого человека. Начиная с раннего возраста, каждому ребенку «прививается» положительное отношение к активному отдыху, в виде прогулок на свежем воздухе или игре во дворе дома. В основном такие занятия носят массовые и носят любительский характер.
Для привлечения людей разных возрастов, к физкультуре и спорту, в различных населенных пунктах и городах, создаются спортивные секции, кружки, фитнес – клубы, а также спортивные занятия и сооружения.
Наибольший интерес вызывают спортивные игры. Это один из самых распространенных видов физической культуры. Спортивные игры бывают различные, такие как: футбол, хоккей, теннис, волейбол, баскетбол и др. Минимальные требования для организации занятий, делают их наиболее доступными. Для того чтобы физкультура была наиболее полезна для человека, существуют различные правила и требования, предъявляемые к спортивным сооружениям, режиму питания и экипировке спортсменов.
Введение……………………………………………………………................... 3
Глава 1. Питание. Его значение в жизни спортсмена………………....... 4
1.1 Понятие о питании……………………………………………………………
1.2 Требования, предъявляемые к режиму питания……………………………
1.3 Особенности питания спортсменов………………………………………….
1.4 Питания и коррекция массы тела ……………………………………............
Глава 2. Минералы, витамины и допинг……………………………………
2.1 Минералы и витамины для спортсменов……………………………………
2.2 Допинг…………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………… 17
Литература……………………………………………………………..............
Федеральное государственное образовательное
Учреждение высшего профессионального образования
«Горно-Алтайский государственный университет»
Психолого-педагогический факультет
Кафедра
безопасности жизнедеятельности, анатомии
и физиологии
РЕФЕРАТ
Тема:
Особенности питания
у спортсменов
Выполнил: студент
Чанчаева
Елена Анатольевна
Горно–Алтайск,
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Питание. Его значение в жизни спортсмена………………....... 4
1.1 Понятие о питании……………………………………………………………
1.2 Требования, предъявляемые к режиму питания……………………………
1.3 Особенности питания спортсменов………………………………………….
1.4 Питания
и коррекция массы тела …………………
Глава 2. Минералы, витамины и допинг……………………………………
2.1 Минералы
и витамины для спортсменов…………
2.2 Допинг………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Физкультура и спорт присутствуют в жизни каждого человека. Начиная с раннего возраста, каждому ребенку «прививается» положительное отношение к активному отдыху, в виде прогулок на свежем воздухе или игре во дворе дома. В основном такие занятия носят массовые и носят любительский характер.
Для привлечения людей разных возрастов, к физкультуре и спорту, в различных населенных пунктах и городах, создаются спортивные секции, кружки, фитнес – клубы, а также спортивные занятия и сооружения.
Наибольший
интерес вызывают спортивные игры.
Это один из самых распространенных
видов физической культуры. Спортивные
игры бывают различные, такие как: футбол,
хоккей, теннис, волейбол, баскетбол и
др. Минимальные требования для организации
занятий, делают их наиболее доступными.
Для того чтобы физкультура была наиболее
полезна для человека, существуют различные
правила и требования, предъявляемые к
спортивным сооружениям, режиму питания
и экипировке спортсменов.
Глава 1. Питание. Его значение в жизни спортсмена
1.1 Понятие о питании
Питание – один из основных гигиенических факторов внешней среды, непрерывно воздействующих на организм. Именно через питание человек вступает в самый тесный контакт со всеми химическими веществами растительного и животного происхождения, входящими в биосферу земного шара. Посредством питания обеспечивается непрерывность хода двух взаимно противоположных и взаимно связанных процессов ассимиляции и диссимиляции.
Питание – сложный процесс поступления, переваривания, всасывания и усвоения в организме пищевых веществ, необходимых для покрытия его энергетических затрат, построения и возобновления клеток и тканей организма, регуляции физиологических функций организма.
Питание служит одним из средств активного целенаправленного воздействия на организм, сохранения, формирования и укрепления здоровья человека.
С
помощью питания можно
В гигиене принят термин «рациональное питание», означающий питание, построенное на научных основах, способное полностью обеспечить потребность в пище в количественном и качественном отношениях.
Основные гигиенические требования к пище состоят в том, что она должна:
–
полностью совмещать
–
содержать все необходимые
–
быть разнообразной (состоять из различных
продуктов животного и
– обладать приятным вкусом, запахом и внешним видом;
– быть легкоусвояемой;
– быть доброкачественной.
Основные гигиенические средства оптимизации питания:
нормирование энергетической «стоимости» питания для восстановления энергетических затрат
нормирование питания по содержанию основных пищевых ингредиентов (белки, жиры, углеводы, вода, микроэлементы, минералы, витамины) для обеспечения основных физиологических функций организма и для обеспечения процессов.
Белки, жиры, углеводы, витамины – основные пищевые вещества в рационе человека. Пищевыми веществами называют такие химические соединения или отдельные элементы, которые необходимы организму для его биологического развития, для нормального протекания всех жизненно важных процессов.
Белки – высокомолекулярные азотистые соединения, основная и обязательная часть всех организмов. Белковые вещества участвуют во всех жизненно важных процессах. Например, обмен веществ обеспечивается ферментами, по своей природе относящимися к белкам. Белками являются и сократительные структуры, необходимые для выполнения сократительной функции мышц – актомиозин; опорные ткани организма – коллаген костей, хрящей, сухожилий; покровные ткани организма – кожа, ногти, волосы.
Среди многочисленных пищевых веществ белкам принадлежит наиболее важная роль. Они служат источником незаменимых аминокислот и так называемого неспецифического азота, необходимого для синтеза белков.
Физиолого – гигиенические нормы потребности в белках. Эти нормы исходят из минимального количества белка, которое способно поддержать азотистое равновесие организма человека, т.е. количество азота, введенного в организм с белками пищи, равно количеству азота, выведенного из него с мочой за сутки.
Суточное потребление пищевого белка должно полностью обеспечивать азотистое равновесие организма при полном удовлетворении энергетических потребностей организма, обеспечивать неприкосновенность белков тела, поддерживать высокую работоспособность организма и сопротивляемость его неблагоприятным факторам внешней среды. Белки в отличие от жиров и углеводов не откладывается в организме про запас и должны ежедневно вводиться с пищей в достаточном количестве.
Жиры состоят из нейтрального жира – триглицеридов жирных кислот (олеиновой, пальмитиновой, стеариновой и др.) и жироподобных веществ – липоидов. Главная роль жиров заключается в доставке энергии. При окислении 1 г. жира в организме человек получает в 2,2 раза больше энергии (9,3 ккал), чем при окислении углеводов и белков.
Жиры
выполняют и пластическую функцию,
являясь структурным элементом
протоплазмы клеток. В жирах находятся
необходимые для жизни
Липоиды входят также в состав клеточных мембран, гормонов, нервных волокон и оказывают существенное влияние на регуляцию жирового обмена. Жир обладает низкой теплопроводностью, благодаря чему, находясь в подкожно – жировой клетчатке, предохраняет организм от охлаждения.
Животные жиры имеют более богатый по сравнению с растительными жирами витаминный состав. В растительных маслах содержится только витамин Е, но зато в отличие от животных жиров они содержат больше полиненасыщенных жирных кислот.
Жиры – основные источники энергии для человека при длительной физической работе умеренной интенсивности.
Углеводы – это обширный, наиболее распространенный не Земле класс органических соединений, входящих в состав всех организмов. Углеводы и их производные служат структурным и пластическим материалом поставщика энергии и регулируют ряд биохимических процессов. По классификации ВОЗ углеводы делятся на усвояемые организмом человека и неусвояемые. Неусвояемые углеводы образуют группу так называемых балластных веществ – пищевые волокна, играющие огромную роль в поддержании нормальной регуляции пищеварения. Средняя величина теплоты при сгорании углеводов – 4,1 ккал/г. Взаимодействуя с другими веществами пищи, углеводы влияют на доступность их организму и на потребность организма в этих веществах, например белок сберегающее действие углеводов. Углеводы снижают потребность организма человека в белках, препятствуя использованию аминокислот в качестве энергетического материала и усиливая посредством инсулина использование аминокислот для синтеза белка.
В организме человека глюкоза используется преимущественно скелетными мышцами, в них она окисляется. При этом выделяется определенное количество энергии или депонируется в виде гликогена. Некоторое количество глюкозы усваивается и сердечной мышцей, а также мозговой тканью, но значительного накопления глюкозы в виде гликогена в них не происходит. Запасы гликогена, депонированные в различных органах организма человека, расходуется на удовлетворение биологических потребностей тех тканей, в которых он депонирован, и только гликоген печени, превращаясь в глюкозу, используется для нужд всего организма и поддерживает постоянство концентрации сахара в крови. Основные источники углеводов – преимущественно растительные продукты (мучные изделия, крупы, сладости), а сами они служат основным источником энергии в организме человека. При физической работе они расходуются в первую очередь, и только по истощении их запасов в обмен веществ включаются жиры. [1]
1.2 Требования, предъявляемые к режиму питания
Функциональное состояние организма человека, уровень его умственной и физической работоспособности во многом зависят не только от общей калорийности дневного рациона, но и от рационального распорядка приема пищи в течение суток. У взрослых 3 — 4 приема пищи; у детей дошкольного возраста — 4—5. Три основных приема пищи — завтрак, обед и ужин; четвертым может быть второй завтрак (между завтраком и обедом) или полдник (между обедом и ужином) в зависимости от традиций и условий жизни.
Общие гигиенические требования к режиму питания — постоянное время приема пищи и пропорциональное по времени суток соотношение их содержания и калорийности. Эти правила обусловлены особенностями биоритмов обменных процессов человека. Организм вырабатывает условный рефлекс на время еды, что способствует более эффективному пищеварению в результате суммирования условного («реакция на время») и безусловного (реакция на саму пищу) рефлексов. Частые изменения ритма приема пищи ведут к нарушению нервной регуляции процесса пищеварения. В результате развиваются функциональные и органические заболевания желудочно-кишечного тракта.
Оптимальная калорическая стоимость дневного рациона должна быть примерно следующей: завтрак — 30 — 35%, второй завтрак или полдник— 10-15%, обед-35-40%, ужин- 15-20%. Основную часть белковых и жирных продуктов (мясо, рыбу, яйца, сметану, масло и т.п.) целесообразно принимать в первую половину дня (на завтрак и обед). Ужин должен быть преимущественно углеводным (винегреты, каши) и содержать только легкоперевариваемые и легкоусвояемые белки (творог, сыр, кефир, простокваша, молоко). Каждый прием пищи должен включать овощи или фрукты, желательно в свежем виде (овощные салаты, гарниры, фруктовый десерт). При умеренных энерготратах количество хлебных продуктов в пищевом рационе в течение дня не должно превышать 250 — 350 г.