Особенности питания у спортсменов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:40, реферат

Краткое описание

Физкультура и спорт присутствуют в жизни каждого человека. Начиная с раннего возраста, каждому ребенку «прививается» положительное отношение к активному отдыху, в виде прогулок на свежем воздухе или игре во дворе дома. В основном такие занятия носят массовые и носят любительский характер.
Для привлечения людей разных возрастов, к физкультуре и спорту, в различных населенных пунктах и городах, создаются спортивные секции, кружки, фитнес – клубы, а также спортивные занятия и сооружения.
Наибольший интерес вызывают спортивные игры. Это один из самых распространенных видов физической культуры. Спортивные игры бывают различные, такие как: футбол, хоккей, теннис, волейбол, баскетбол и др. Минимальные требования для организации занятий, делают их наиболее доступными. Для того чтобы физкультура была наиболее полезна для человека, существуют различные правила и требования, предъявляемые к спортивным сооружениям, режиму питания и экипировке спортсменов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………................... 3
Глава 1. Питание. Его значение в жизни спортсмена………………....... 4
1.1 Понятие о питании……………………………………………………………
1.2 Требования, предъявляемые к режиму питания……………………………
1.3 Особенности питания спортсменов………………………………………….
1.4 Питания и коррекция массы тела ……………………………………............
Глава 2. Минералы, витамины и допинг……………………………………
2.1 Минералы и витамины для спортсменов……………………………………
2.2 Допинг…………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………… 17
Литература……………………………………………………………..............

Файлы: 1 файл

Реферат по физиологии..doc

— 138.00 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное

Учреждение  высшего профессионального образования

«Горно-Алтайский  государственный университет»

Психолого-педагогический факультет

Кафедра безопасности жизнедеятельности, анатомии и физиологии 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

Тема: Особенности питания у спортсменов 
 
 
 
 

                                                           
 
 
 

Выполнил: студент

                                                                      III курса 1119 группы ППФ

                                                                         Кудряшова Елена Андреевна

                                                                               Проверил к.б.н.:

Чанчаева  Елена Анатольевна 

                                                            
 
 
 
 
 
 
 
 

Горно–Алтайск,

2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………................... 3

Глава 1. Питание.  Его значение в жизни спортсмена………………....... 4

1.1 Понятие о питании……………………………………………………………

1.2 Требования, предъявляемые к режиму питания……………………………

1.3 Особенности питания спортсменов………………………………………….

1.4 Питания  и коррекция массы тела ……………………………………............

Глава 2. Минералы, витамины и допинг……………………………………

2.1 Минералы  и витамины для спортсменов……………………………………

2.2 Допинг…………………………………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………… 17

Литература……………………………………………………………..............  18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Физкультура и спорт присутствуют в жизни  каждого человека. Начиная с раннего возраста, каждому ребенку «прививается» положительное отношение к активному отдыху, в виде прогулок на свежем воздухе или игре во дворе дома. В основном такие занятия носят массовые и носят любительский характер.

      Для привлечения людей разных возрастов, к физкультуре и спорту, в различных  населенных пунктах и городах, создаются спортивные секции, кружки, фитнес – клубы, а также спортивные занятия и сооружения.

     Наибольший  интерес вызывают спортивные игры. Это один из самых распространенных видов физической культуры. Спортивные игры бывают различные, такие как: футбол, хоккей, теннис, волейбол, баскетбол и др. Минимальные требования для организации занятий, делают их наиболее доступными. Для того чтобы физкультура была наиболее полезна для человека, существуют различные правила и требования, предъявляемые к спортивным сооружениям, режиму питания и экипировке спортсменов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Питание. Его значение в жизни спортсмена

     1.1 Понятие о питании

     Питание – один из основных гигиенических факторов внешней среды, непрерывно воздействующих на организм. Именно через питание человек вступает в самый тесный контакт со всеми химическими веществами растительного и животного происхождения, входящими в биосферу земного шара. Посредством питания обеспечивается непрерывность хода двух взаимно противоположных и взаимно связанных процессов ассимиляции и диссимиляции.

     Питание – сложный процесс поступления, переваривания, всасывания и усвоения в организме пищевых веществ, необходимых для покрытия его энергетических затрат, построения и возобновления клеток и тканей организма, регуляции физиологических функций организма.

     Питание служит одним из средств активного  целенаправленного воздействия  на организм, сохранения, формирования и укрепления здоровья человека.

     С помощью питания можно добиваться таких изменений в основных жизненных  функциях организма человека, которые раньше объяснились исключительно различиями в конституции и наследственных признаках. Полноценность пищевого рациона во многом определяет состояние здоровья населения, оказывая влияние на рост и физическое развитие, трудоспособность, адаптационные возможности, заболеваемость и продолжительность жизни.

     В гигиене принят термин «рациональное  питание», означающий питание, построенное  на научных основах, способное полностью  обеспечить потребность в пище в  количественном и качественном отношениях.

     Основные  гигиенические требования к пище состоят в том, что она должна:

     – полностью совмещать энергетические траты организма

     – содержать все необходимые пищевые  вещества (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду) для построения тканей, органов и нормального протекания всех физиологических процессов;

     – быть разнообразной (состоять из различных  продуктов животного и растительного  происхождения);

     – обладать приятным вкусом, запахом  и внешним видом;

     – быть легкоусвояемой;

     – быть доброкачественной.

     Основные  гигиенические средства оптимизации  питания:

     нормирование  энергетической «стоимости» питания  для восстановления энергетических затрат

     нормирование  питания по содержанию основных пищевых  ингредиентов (белки, жиры, углеводы, вода, микроэлементы, минералы, витамины) для обеспечения основных физиологических функций организма и для обеспечения процессов.

     Белки, жиры, углеводы, витамины – основные пищевые вещества в рационе человека. Пищевыми веществами называют такие  химические соединения или отдельные элементы, которые необходимы организму для его биологического развития, для нормального протекания всех жизненно важных процессов.

     Белки – высокомолекулярные азотистые соединения, основная и обязательная часть всех организмов. Белковые вещества участвуют во всех жизненно важных процессах. Например, обмен веществ обеспечивается ферментами, по своей природе относящимися к белкам. Белками являются и сократительные структуры, необходимые для выполнения сократительной функции мышц – актомиозин; опорные ткани организма – коллаген костей, хрящей, сухожилий; покровные ткани организма – кожа, ногти, волосы.

     Среди многочисленных пищевых веществ  белкам принадлежит наиболее важная роль. Они служат источником незаменимых  аминокислот и так называемого неспецифического азота, необходимого для синтеза белков.

     Физиолого – гигиенические  нормы потребности  в белках. Эти нормы исходят из минимального количества белка, которое способно поддержать азотистое равновесие организма человека, т.е. количество азота, введенного в организм с белками пищи, равно количеству азота, выведенного из него с мочой за сутки.

     Суточное  потребление пищевого белка должно полностью обеспечивать азотистое  равновесие организма при полном удовлетворении энергетических потребностей организма, обеспечивать неприкосновенность белков тела, поддерживать высокую работоспособность организма и сопротивляемость его неблагоприятным факторам внешней среды. Белки в отличие от жиров и углеводов не откладывается в организме про запас и должны ежедневно вводиться с пищей в достаточном количестве.

     Жиры  состоят из нейтрального жира – триглицеридов жирных кислот (олеиновой, пальмитиновой, стеариновой и др.) и жироподобных веществ – липоидов. Главная роль жиров заключается в доставке энергии. При окислении 1 г. жира в организме человек получает в 2,2 раза больше энергии (9,3 ккал), чем при окислении углеводов и белков.

     Жиры  выполняют и пластическую функцию, являясь структурным элементом  протоплазмы клеток. В жирах находятся  необходимые для жизни жирорастворимые витамины A, D, E, K.

     Липоиды входят также в состав клеточных  мембран, гормонов, нервных волокон  и оказывают существенное влияние  на регуляцию жирового обмена. Жир  обладает низкой теплопроводностью, благодаря  чему, находясь в подкожно – жировой  клетчатке, предохраняет организм от охлаждения.

     Животные  жиры имеют более богатый по сравнению  с растительными жирами витаминный состав. В растительных маслах содержится только витамин Е, но зато в отличие от животных жиров они содержат больше полиненасыщенных жирных кислот.

     Жиры  – основные источники энергии  для человека при длительной физической работе умеренной интенсивности.

     Углеводы  – это обширный, наиболее распространенный не Земле класс органических соединений, входящих в состав всех организмов. Углеводы и их производные служат структурным и пластическим материалом поставщика энергии и регулируют ряд биохимических процессов. По классификации ВОЗ углеводы делятся на усвояемые организмом человека и неусвояемые. Неусвояемые углеводы образуют группу так называемых балластных веществ – пищевые волокна, играющие огромную роль в поддержании нормальной регуляции пищеварения. Средняя величина теплоты при сгорании углеводов – 4,1 ккал/г. Взаимодействуя с другими веществами пищи, углеводы влияют на доступность их организму и на потребность организма в этих веществах, например белок сберегающее действие углеводов. Углеводы снижают потребность организма человека в белках, препятствуя использованию аминокислот в качестве энергетического материала и усиливая посредством инсулина использование аминокислот для синтеза белка.

     В организме человека глюкоза используется преимущественно скелетными мышцами, в них она окисляется. При этом выделяется определенное количество энергии  или депонируется в виде гликогена. Некоторое количество глюкозы усваивается и сердечной мышцей, а также мозговой тканью, но значительного накопления глюкозы в виде гликогена в них не происходит. Запасы гликогена, депонированные в различных органах организма человека, расходуется на удовлетворение биологических потребностей тех тканей, в которых он депонирован, и только гликоген печени, превращаясь в глюкозу, используется для нужд всего организма и поддерживает постоянство концентрации сахара в крови. Основные источники углеводов – преимущественно растительные продукты (мучные изделия, крупы, сладости), а сами они служат основным источником энергии в организме человека. При физической работе они расходуются в первую очередь, и только по истощении их запасов в обмен веществ включаются жиры. [1]

     1.2 Требования, предъявляемые к режиму питания

     Функциональное  состояние организма человека, уровень  его умственной и физической работоспособности во многом зависят не только от общей калорийности дневного рациона, но и от рационального распорядка приема пищи в течение суток. У взрослых 3 — 4 приема пищи; у детей дошкольного возраста — 4—5. Три основных приема пищи — завтрак, обед и ужин; четвертым может быть второй завтрак (между завтраком и обедом) или полдник (между обедом и ужином) в зависимости от традиций и условий жизни.

     Общие гигиенические требования к режиму питания — постоянное время приема пищи и пропорциональное по времени суток соотношение их содержания и калорийности. Эти правила обусловлены особенностями биоритмов обменных процессов человека. Организм вырабатывает условный рефлекс на время еды, что способствует более эффективному пищеварению в результате суммирования условного («реакция на время») и безусловного (реакция на саму пищу) рефлексов. Частые изменения ритма приема пищи ведут к нарушению нервной регуляции процесса пищеварения. В результате развиваются функциональные и органические заболевания желудочно-кишечного тракта.

     Оптимальная калорическая стоимость дневного рациона  должна быть примерно следующей: завтрак — 30 — 35%, второй завтрак или полдник— 10-15%, обед-35-40%, ужин- 15-20%. Основную часть белковых и жирных продуктов (мясо, рыбу, яйца, сметану, масло и т.п.) целесообразно принимать в первую половину дня (на завтрак и обед). Ужин должен быть преимущественно углеводным (винегреты, каши) и содержать только легкоперевариваемые и легкоусвояемые белки (творог, сыр, кефир, простокваша, молоко). Каждый прием пищи должен включать овощи или фрукты, желательно в свежем виде (овощные салаты, гарниры, фруктовый десерт). При умеренных энерготратах количество хлебных продуктов в пищевом рационе в течение дня не должно превышать 250 — 350 г.

Информация о работе Особенности питания у спортсменов