Особенности адоптации организма детей среднего и старшего школьного возраста к физическим нагрузкам

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 16:57, доклад

Краткое описание

В среднем школьном возрасте широкого уровня достигает развитие ЦНС, сформированы мед-ные особенности ВНД завершается созревание сенсорных систем.
К этому возрасту у подростков сформированы все основные механизмы управления движениями, свойственные взрослому организму.

Оглавление

1.Совершеннствонание центральной регуляции движений.
2.Развитие физических качеств.
3.Особенности энергетики мышечной деятельности и реакции вегетативных систем на физическую нагрузку.
4.Влияние спортивной тренировки на развитие функций организма и динамику работы.

Файлы: 1 файл

Физиология.doc

— 45.00 Кб (Скачать)

Тема  № 15:Особенности адоптации организма  детей среднего и старшего школьного  возраста к физическим нагрузкам. 

                                              План:

1.Совершеннствонание  центральной регуляции движений.

2.Развитие  физических качеств.

3.Особенности энергетики мышечной деятельности и реакции вегетативных систем на физическую нагрузку.

4.Влияние  спортивной тренировки на развитие  функций организма и динамику  работы. 

Средний школьный возраст от10-13-14лет и  старший школьный возраст до17-19лет. 

1.Совершеннствонание центральной регуляции движений.

В среднем  школьном возрасте широкого уровня достигает развитие ЦНС, сформированы мед-ные особенности ВНД завершается созревание сенсорных систем.

К этому  возрасту у подростков сформированы все основные механизмы управления движениями, свойственные взрослому организму.

      Этот  период характеризуется тремя качественными  перестройками механизмов центральной  регуляции движений:

1.Значительным  усилением межцентральных взаимосвязей  в коре больших полушарий.

2.Становление ведущей роли ассоциативных третичных полей коры в ф-мой системе управления движениями.

3.Переходом  доминирующей роли правого полушария  к левому.

      В возрасте 10-12 лет происходит важнейший  этап в совершенствовании функций  высших отделов мозга- резкое увеличение взаимосвязей в коре больших полушарий. В результате на протяжении среднего и старшего возраста формируются многочисленные внутрисистемные и межсистемные ф-ций взаимосвязи в организме. Совершенствуется зрительно-двигательные, рече – двигательные, вестибуло-моторных  и другие рефлексы. Налаживается сочетание различных моторных реакций между собой. Хорошо дифференцируется и воспроизводится мышечное усилие.

Достигается высокий уровень сочетания двигательных и вегетативных реакции. Налаживается стабильное соответствие темпа шагов и дыхания, Согласование реакций ССС и Дых. системы.

      Вторым  важнейшим моментом в совершенствовании центральной  движений регуляции движений является высокий уровень созревания ассоциативных третичных полей коры передних лобных и задних нижнетеменных. Благодаря этому создается функциональная основа для извлечения полезной информации из множества афферентных сообщений. Становится более точной пространственная ориентация движений, улучшаются процессы экстраполяции. У 13-летних улучшается переработка информации, уменьшается количество ошибочных решений. В возрасте от 10 до 13 лет общее время принятия решений сокращается. Дети старшего возраста могут делать правильный выбор из много альтернативных ситуаций, сохранять высокую умственную работоспособность в ситуациях с дефицитом времени. Рабочие доминанты становятся стабильными. Становятся более информативным ощущение усталости еще до начла проявления его признаков. Это способность помогает правильной раскладке сил на дистанции.

      Третьим качественным изменением центральной регуляции движений у детей среднего и старшего школьного возраста является постепенный переход ведущей функции от правого полушария к левому. У детей дошкольного возраста основное значения управления движениями имеет правое полушарие, функцией которого является комплексный зрительно-пространственный анализ текущей ситуации, преимущественные реакции на первосигнальные раздражители. После 14-15 лет ведущую роль играет левое полушарие оно обеспечивает более дробный анализ информации, высокий уровень абстрактно-логических операций, формирование речевой регуляции движений. Именно в левом полушарии происходит освоение различных двигательных навыков. В тренировочном процессе большое значение приобретает метод рассказа, словесной инструкции. В 13-14 лет завершается формирование всех сенсорных систем. 

2.Развитие Физических качеств.

  Возрастной период от 10 до 19 лет хор.ется достижением максим. развития большинства физ.качеств(Выносливость, максим. развивается к 20-25 годам). Средний и старший школьный возраст благоприятен для физического воспитания, т.к. соответствует проявлениям многих Сенситивных периодов развития физ. качеств. Одно из ранних, качество гибкости. Гибкость Раз-ется с дошкольного возраста но совершенствуется в среднем школьном возрасте. Наиболее высоких значений достигает к 15 годам, после чего без тренировок начинает снижаться.

       Весьма благоприятный период развития ловкости отмечается с 7 до 14 лет. Развитию ловкости способствует совершенствование процессов экстраполяции. С 10-15 лет резко улучшаются показатели качества быстроты, достигая 15 годам взрослых величин, и сохраняется до 35 лет. В ЦНС подростка увеличивается скорость протекания нервных процессов, скорость смены процессов смены возбуждения и торможения. Это способствует повышению скорости переработки информации. К 12 годам укорачивается время простоя двигательной реакции, А к 14 годам время сложной реакции с выбором. К 15 летнему возрасту достигают взрослого уровня показателей теста 50-60 ударов/10 сек. И максимальной скорости бега.

Возраст 11-14 лет является сенситивным для  развития скоростно-силовых  возможностей в этом периоде наблюдается прирост прыгучести, резкости ударов и бросков. К 14-15 годам достигается наибольшая высота и дальность прыжков, особенно у мальчиков.

      Мышечная  сила – нарастает в медленном  темпе до 11 лет. Затем замедление темпов её прироста (Пуберт). После 14 лет начинается прирост мышечной силы.(Усиленная секреция половых гормонов- тестостерона) сенситивный период развития качества силы приходится на 14-17 лет. В возрасте 18-20 лет мышечной силы достигает максимальных значений для не тренированного человека.

      Позже других качеств развивается выносливость к длительной циклической работе умеренной мощности. Сенситивный период её развития приходится на возраст 15-20 лет, когда созревают достаточно функции ССС и Дыхательной системы, обеспечивая работу аэробного характера.

 Статическая  выносливость увеличивается меньше  чем динамическая. Она уменьшается  в пубертатный период, затем нарастает к возрасту 18-25 лет.   

 3. Особенности Энергетики мышечной деятельности и реакций вегетативной системы на физические нагрузки.

      В растущем и развивающемся организме  энерготраты на двигательную активность составляет около половины суточных энерготрат. В 11-15 лет подростки делают 20-30 тысяч шагов в сутки. Их суточные энерготраты достигают в воз-те 10-12 лет 2200ккал, а в 13-15 примерно 3000. Основного развития у подростков достигают процессы аэробной энергопродукции, бурное увеличение мышечной массы, преобладание в мышцах медленных волокон окислительного типа, нарастание в мышцах кол-ва митохондрий, улучшение утилизации присланного к кровью кислорода, совершенствование механизмов регуляции ССС и Дыхательной системы – все это приводит к повышению аэробных возможностей организма.

В пубертатном  периоде на I стадии полового созревания у подростков аэробные возможности еще не велики но на II стадии наблюдается их резкое увеличение. Подростки в этом периоде приспособлены к выполнению работы аэробного характера и циклических упражнений умеренной мощности. Выполнение нагрузок максимальной и субмаксимальной мощности для них трудно переносимо, т.к. в этом возрасте недостаточно развиты анаэробные возможности организма.

Относительные величины МПК на протяжении среднего и старшего школьного возраста практически не изменяются. И поэтому они очень важны в плане отбора. Уже в 9-10 летнем возрасте соответствуют взрослым показателям их следует использовать как прогностические показатели для обтора в ДЮСШ, особенно в виды спорта, требующие развития выносливости. После 14-ти летнего возраста происходит формирование быстрых мотонейронов в ЦНС и развитии быстрых мышечных волокон в скел. мышцах .В периоде с15-18 лет в связи с этим происходит быстрое развитие анаэробных возможностей растущего организма.

      У тренированных детей адоптация  к физическим упражнениям происходит более выражено чем у нетренированных. В периоде полового созревания у подростков из-за высокой возбудимости ЦИС особенно выражены состояния предстартовой лихорадки.

      Период  врабатывания как в возрасте 7-10 лет  так и в 15-18 лет характеризуется  начальным резким увеличением показателей  ССС и Дыхательной систем, с  последующим медленным повышением до необходимого рабочего уровня.

     Длительность  устойчивого  состояния при постоянной мощности работы короче чем у взрослых, а утомление наступает быстрее( трудно переноситься дефицит О2).

     Величина  кислородного долга меньше чем у  взрослых: В 9-10 лет – 0.8 -1.2л; 12-14 – 2,2,51. В системе крови возникает лейкоцитоз. Большие мышечные нагрузки вызывают неадекватные реакции крови у подростков – снижают иммунитет организма. С увеличением возраста повышается функциональные резервы Дыхательной системы. Однако эффективность дыхания у подростков и у юношей ещё мала.

     Кислородный запрос на работу у подростков и юношей выше чем у взрослых на ту же нагрузку. Форсирование нагрузок  особенно в период полового созревания может привести к тяжелым последствиям. У девочек 10-11 лет могут нарушатся обменные процессы миокарде. Угнетается секреция соматотропного гормона. Что приводит к задержке роста. А так же гармонов надпочечников.

     В связи с этим в процессе физического  воспитания требуется тщательное дозирование  и индивидуализация нагрузок. Контроль за текущим состоянием детей.

     4.Влияние спортивной тренировке на развитие функций организма и динамику работы.

     Систематические занятия физическими упражнениями вызывают значительные изменения функции  организма, повышают его функциональные возможности и способствует развитию физических качеств. В коре больших полушарий тренирующегося подростка наблюдается возбудимость и лабильность корковых нейронов, улучшаются показатели ВНД- сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов . Нервные клетки начинают работать более ритмично и стабильно. Создаются особые корковые ф-ные системы отражающие специфику освоенного двигательного навыка. В процессе адаптации к физическим нагрузкам совершенствуется регуляция кровеносных сосудов мозга. У подростков и юношей, адаптированных к значительном систематическим напряжениям в процессе занятия тяжелой атлетикой, отмечается более стабильный и высокий кровоток в головном мозгу, чем у неподготовленных к такой работе сверстников.

     Уже в 12-14 летнем возрасте юные спортсмены четко дифференцируются по целому комплексу психофизиологических особенностей.

     Так же на самых начальных этапах спорт. тренировки следует определить ведущую  руки и ногу спортсмена. Физические упражнения оказывают положительное  влияние на развитие сенсорных систем.

     В среднем и старшем школьном возрасте особенно значительно спортивная тренировка влияет на развитие ОДА. В наиболее нагруженных костях скелета заметно увеличивается толщина и плотность костей. Мышечная масса и сила нарастают.

     В процессе многолетней тренировки в  скелетных мышцах увеличивается объём быстрых мышечных (анаэробных). Систематические тренировки оказывают неоднозначное влияние на темпы роста и развития организма детей. У девочек региордонток, занимающихся гимнастикой многолетние тренировки усиливают отставание их биологического возраста от паспортного. Лишь к 16 годам они начинают догонять сверстниц.

     У пловцов – акселератов увеличиваются  шейны раз-тия они в 13 летнем возрасте на 2-3 года опережают сверстников  по многим показателям.

     Развитие  массы сердечной мышцы и объема повышаются аэробные возможности организма. В системе дыхания повышается эффективность и экономичность дыхательной функции, увеличивается ЖЗЛ.

     Многочисленные  работы подтверждают, что рациональные построение тренировочного процесса приводит к улучшению сопротивляемости в юного организма к простудным, инфекционным заболеваниям, уменьшает возможность побочным осложнениям.

Информация о работе Особенности адоптации организма детей среднего и старшего школьного возраста к физическим нагрузкам